9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi


Скачать 443.72 Kb.
Название9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi
страница1/3
ТипОбзор
filling-form.ru > Договоры > Обзор
  1   2   3
Обзор изменений в законодательстве РФ за ноябрь 2013 г.

Оглавление

1.АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ и ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2

2.НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ 6

3.БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 9

4.НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 10

О налогообложении при погашении учредителями долгов общества 13

5. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 17

6. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 19

7. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ 22

8. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 23

9. Контролируемые сделки 24


http://www.rnk.ru/files/186300/opros1_b.jpg

Задайте свои вопросы: kisi@agrico.ru

  1. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ и ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1. Утверждены рекомендуемые форматы уведомлений об открытии счета в банке за границей

ФНС России приказом от 14.11.13 № ММВ-7−14/502@ утвердила рекомендуемые электронные форматы уведомлений об открытии, закрытии, об  изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации.

Соответственно, прежние форматы, утвержденные приказом ФНС России от 12.11.10 № ММВ-7−6/559@, утратили силу.


    1. В Госдуму внесен законопроект, уточняющий порядок заключения трудовых договоров с иностранцами

Правительство внесло в Госдуму законопроект, который диктует включать в  трудовой договор с иностранными гражданами дополнительные сведения о разрешении на работу, патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство, а также о полисе ДМС или договоре работодателя с медицинской организацией о  предоставлении платных медицинских услуг иностранному работнику.

Кроме того поправки в Трудовой кодекс уточняют, что обязанность предъявлять при поступлении на работу работодателю страховое свидетельство государственного пенсионного страхования не распространяется на иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации и заключающих трудовой договор на срок менее шести месяцев.


    1. Налоговое резидентство для иностранных компаний может начать действовать в 2014 году

Налоговое резидентство для компаний, зарегистрированных за рубежом, но ведущих деятельность в России, может появиться уже со следующего года.

Это даст возможность признания компании, учрежденной за пределами России, российским налоговым резидентом и соответственно требования уплачивать налоги, полученные не только от деятельности на территории РФ, но и во всем мире, так называемый принцип глобального налогообложения. Разумеется, с учетом избежания двойного налогообложения и других международных соглашений.


    1. В договоре о дистанционной работе необходимо указать место работы

В Роструде уточнили нюансы составления трудового договора о дистанционной работе. По мнению представителей службы, в таком договоре обязательно должны содержаться сведения о месте работы.

Требование об указании места работы в трудовом договоре установлено частью 1  статьи 57 ТК РФ. Поскольку на дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства (с учетом особенностей главы 49.1 ТК РФ), соответственно в договоре о дистанционной работе также должно быть указано место работы, считают в Роструде.

См. письмо Роструда от 07.10.13 № ПГ/8960−6−1

    1. Незарегистрированные долгосрочные договоры аренды недвижимости от 2 и 3 марта 2013 года несут для арендаторов существенные риски

Арендаторы, заключившие незарегистрированные договоры аренды недвижимого имущества 2 и 3 марта 2013 года на срок более года, оказались в уязвимом положении. На сайте ВАС РФ размещен проект постановления Пленума ВАС РФ, в  котором указывается, что такие арендаторы не имеют преимущественного права на  продление договора аренды. Кроме того, в отношении указанных договоров аренды не применяется пункт 1 статьи 617 ГК РФ.

 Напомним, в этом пункте говорится, что переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. Таким образом, если арендодатель решит реализовать переданную в аренду недвижимость, договор аренды, заключенный 2 или 3 марта 2013 года и не зарегистрированный в установленном порядке, может быть расторгнут или изменен. Данными положениями будут руководствоваться арбитражные суды при рассмотрении споров.

Коллизия возникла по той причине, что в соответствиями с поправками в ГК РФ, внесенными частью 8 статьи 2 Федерального закона от 30.12.12 №302−ФЗ, после 1 марта в отношении договоров аренды недвижимого имущества не подлежали применению правила статей 609, 651 и 658 ГК РФ об обязательной регистрации договоров аренды, заключаемых на срок более года. Госдума спешно приняла поправки (статья 3 Федерального закона от 04.03.13 № 21−ФЗ), однако они вступили в силу лишь с 4 марта. Таким образом, два дня в 2013 году — 2 и 3 марта — требование к обязательной регистрации договоров аренды недвижимости не действовало. Договоры на срок более года, подписанные в эти даты, считаются заключенными и без госрегистрации. Однако, как теперь можно видеть из проекта постановления Пленума ВАС РФ, такие договоры являются ущербными, поскольку не предоставляют арендаторам тех гарантий, которые предоставляют арендаторам зарегистрированные договоры.


    1. ФНС правит электронные форматы деклараций

С 1 января 2014 года коды ОКАТО заменят на коды ОКТМО. Начиная с этой даты до утверждения новых форм налоговых деклараций налогоплательщикам и налоговым агентам при заполнении налоговых деклараций в поле «код ОКАТО», рекомендуется указывать код ОКТМО. В этой связи налоговая служба вносит изменения в  существующие форматы представления отчетности. Так, приказом ФНС России от  12.11.13№ ММВ-7−6/491@ внесены изменения в формат декларации по «упрощенке», приказом ФНС России от 12.11.13 № ММВ-7−6/492@) – в формат декларации по  ЕСХН.

В настоящее время в Федеральной налоговой службе проходят согласование проекты приказов о внесении изменений в форматы форм следующих документов отчетности:

единой (упрощенной) налоговой декларации;

налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость;

налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и  акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза;

налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции.



    1. Схемы минимизации налоговых обязательств

ФНС России подготовила обзор практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и налоговых споров арбитражными судами по вопросам необоснованной налоговой выгоды за девять месяцев 2013 года.

Налоговые органы обозначили следующие схемы, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

1) создание «схемы», направленной на увеличение стоимости товаров для искусственного завышения сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и увеличения расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на  прибыль организаций, при наличии реальных хозяйственно-финансовых операций по  приобретению товара;

2) использование в деятельности налогоплательщика организаций (в ряде случаев прямо или косвенно подконтрольных проверяемому налогоплательщику), не  осуществляющих реальной финансово-хозяйственной деятельности, путем заключения договоров с такими организациями;

3) «дробление» бизнеса с целью применения льготного режима налогообложения (ЕНВД);

4) использование «подконтрольных» организаций в целях минимизации единого социального налога (далее — ЕСН);

5) совершение хозяйственных операций, формально соответствующих требованиям действующего налогового законодательства, однако не имеющих разумной деловой цели, за исключением получения необоснованной налоговой выгоды.

На получение необоснованной налоговой выгоды, по мнению судов, указывает представление налогоплательщиком первичных документов, содержащих недостоверные сведения, не проявление должной осмотрительности при заключении договоров с  контрагентами, организация фиктивного документооборота для искусственного увеличения стоимости приобретенного товара, и т.п.

В письме рассматривается один из распространенных способов минимизации налоговых обязательств — создание схемы, включающей организацию-импортера или организацию-производителя товаров, ряд организаций, не осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность, и проверяемого налогоплательщика. Схема направлена на увеличение стоимости товара, приобретаемого у импортера (производителя) путем многократной реализации товара с увеличением его стоимости. Доказательствами получения необоснованной налоговой выгоды в этом случае является наличие отношений между производителем и проверяемым налогоплательщиком за рамками проверяемого периода, признаки фирм-однодневок у  контрагентов, высокая торговая наценка (рассматривалось дело, где наценка составляла 300%) и др.

При этом ФНС рекомендует налоговым органам учитывать, что если товар реально поставлялся проверяемой организации, налоговые обязательства проверяемого налогоплательщика определяются с учетом всех расходов, реально понесенных налогоплательщиком при приобретении, транспортировке и хранении товара.

См. письмо ФНС России от 31.10.13 № СА-4−9/19592


    1. В Государственный реестр контрольно-кассовой техники включены новые модели

Первый раздел Государственного реестра контрольно-кассовой техники в соответствии с приказом ФНС России от 11.11.2013 № АС-7−2/488@ дополнен сведениями о новых моделях ККТ: «ОКА-102.04К» и «Меркурий-114.1К».

Кроме того, внесены изменения в сведения о моделях контрольно-кассовой техники: «ПРИМ-09ТК версия 01», «ПРИМ-07Кверсия 02», «ПРИМ-08ТК версия 02», «ПРИМ-88ТК версия 01», «АЗИМУТ-EPSON TM-U950 PK версия 02», «FPrint-88K»,«FPrint-02K», «FPrint-5200K», «FPrint-03K», «ШТРИХ-LIGHT-ФР-К», «ШТРИХ-950К версия 01», «ШТРИХ-М-ФР-К»,«ШТРИХ-МИНИ-ФР-K версия 01», «YARUS-TK», «ШТРИХ-ФР-К версия 01», «ПИРИТ ФР01К», «СП601−К», «СП402ФР−К», «СП101ФР−К», «ПРИМ-08ТК версия 04».


    1. В реквизите ОКТМО решения об уточнении платежа с 2014 года будет указываться как восьмизначный код, так и одиннадцатизначный код

ФНС России разработала проект формы решения об уточнении платежа, в которой реквизит «ОКАТО» заменяется реквизитом «ОКТМО». При этом в данном реквизите может быть указан как восьмизначный код территории муниципального образования, так и одиннадцатизначный код населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК 33−2013.

Предполагается, что изменения в форму вступят в силу с 2014 года.
Хорошие новости:

    1. ФНС готовится администрировать с 2014 года утилизационный сбор

Планируется, что с 2014 года Федеральная налоговая служба будет администрировать утилизационный сбор. В этой связи в настоящее время ведется активная работа по созданию информационного ресурса «Утилизационный сбор», разрабатываются формы и форматы расчета для представления в налоговые органы.


    1. Форму 3−НДФЛ менять не планируется

При декларировании доходов за 2013 год нужно применять действующую форму налоговой декларации по НДФЛ и порядок ее заполнения (утв. приказом ФНС России от 10.11.11№ ММВ-7−3/760@).

Утверждение новой формы декларации не планируется.

См. письмо ФНС России от 05.11.13 № БС-4−11/19803


    1. Подпись на заявлении о госрегистрации можно будет не заверять у нотариуса

Правительство рассмотрит законопроект, который отменяет требование нотариального заверения подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации в том случае, если заявитель лично представляет документы в регистрирующий орган. Кроме того, документы на госрегистрацию сможет подать представитель заявителя, располагающий доверенностью (например, курьер).

Такие поправки разработаны Министерством экономического развития во исполнение пункта 4 плана мероприятий («дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Законопроект уже одобрила Комиссия Правительства по законопроектной деятельности.


    1. Для налогоплательщиков выпустили памятку, как правильно обжаловать действия налоговых инспекторов

УФНС России по Республике Хакасия выпустило памятку — как действовать налогоплательщику, если он не согласен с актом налоговой инспекции, с действиями или бездействием налоговых инспекторов.

Ознакомиться памяткой можно здесь.


  1. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

    1. В период приостановления выездной проверки инспекция вправе вызывать работников проверяемой организации на допрос

Налоговые органы вправе в период приостановления выездной налоговой проверки вызывать работников организации на допрос. Кроме того, в этот же период компания обязана предоставить документы, которые были запрошены до приостановления выездной проверки.

В период приостановления выездной проверки приостанавливаются действия налогового органа на территории налогоплательщика и возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки. В то же время инспекция вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, не подразумевающие действий налогового органа на территории налогоплательщика. К таким мероприятиям относится проведение допросов работников проверяемой организации, вызов представителей организации для дачи пояснений в налоговый орган. В письме также отмечается, что данное полномочие налоговых органов может реализовываться вне рамок налоговых проверок. Это соответствует пункту 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57.

См. письмо ФНС России от 21.11.13 № ЕД-3−2/4395@


    1. Ответственность для работодателей за неисполнение обязанностей налоговых агентов ужесточат

В настоящее время разрабатываются мероприятия по усилению ответственности организаций-работодателей за невыполнение обязанностей налогового агента.

Сейчас неудержание или неполное удержание или неперечисление в установленный срок сумм налога грозит налоговым агентам штрафом в размере 20 процентов от суммы налога, подлежащей удержанию или перечислению.

См. письмо Минфина от 14.11.13 № 03−01−11/48920.


    1. ФНС России и ФССП России разработали план по повышению эффективности взыскания налоговых долгов

Утвержден План совместных мероприятий Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам на 2014 год. В рамках этого документа предусматривается:

— мониторинг исполнительных производств, длящихся более двух месяцев в  отношении налогоплательщиков, за которыми числится на праве собственности имущество,

— наложение ареста на имущество должников;

— взыскание задолженности по налогам с физлиц путем удержания денежных средств из заработной платы и иных доходов должника;

и др. мероприятия.


    1. ФНС рекомендует компаниям подать заявление о постановке на учет по месту нахождения недвижимости, не дожидаясь, пока объект будет зарегистрирован

Налоговые органы должны поставить на налоговый учет организацию по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества на основании сведений Россреестра в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений. Если недвижимость не зарегистрирована в Росреестре, оснований для постановки организации на учет нет. Вместе с тем компания обязана уплатить налог на имущество и представить налоговую декларацию по объекту недвижимого имущества независимо от факта его регистрации, при условии, что этот объект соответствует требованиям п. 4 ПБУ 6/01 и учитывается в составе основных средств. В налоговой декларации необходимо указать КПП. ФНС рекомендует компаниям подать в налоговую инспекцию по месту нахождения указанного недвижимого имущества заявление в произвольной форме, приложив документ, подтверждающий факт подачи документов на государственную регистрацию прав. В этом случае организации будет присвоен КПП «41».

После того, как налоговики получат информацию о госрегистрации из  Госреестра, они произведут постановку компании на учет в установленном порядке.

См. письмо ФНС России от 13.11.13 №  БС-4−11/20409.


    1. Если выплата дохода, перечисленная иностранной компании, вернулась, налоговый агент должен подать уточненный налоговый расчет

Бывают ситуации, когда суммы дохода, выплачиваемые иностранной организации от источников в Российской Федерации, по каким-то причинам могут вернуться налоговому агенту. Например, по причине того, что в платежном документе были указаны устаревшие банковские или иные реквизиты получателя дохода, получатель отсутствует по указанному адресу и др. В таком случае налоговому агенту необходимо представить в инспекцию уточненный налоговый расчет.

Несмотря на то, что данные разъяснения приводятся в письме ФНС России годичной давности (письмо от 13.12.12№ ЕД-4−3/21260@) ФНС России только сейчас их опубликовала на своем сайте в разделе «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами».


    1. О порядке списания переплаты по налогу, по которой истек срок возврата

Налоговики не вправе списать переплату по налогу, по которой истек срок возврата, без соответствующего заявления компании. Данное правило действует в отношении действующих компаний, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и сдающих налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Если компания не ведет деятельность и не сдает отчетность, то сумма излишне уплаченного налога, по которой истек срок исковой давности, и о которой компания была извещена в установленном порядке, может быть списана по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Кроме того, инспекторы вправе списать сумму переплаты на основании вступившего в силу судебного решения об отказе налогоплательщику в восстановлении срока давности возврата этой суммы налога.

Напомним, что в соответствии со статьей 78 НК РФ компания вправе подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

См. письмо ФНС России от 01.11.13 № НД-4−8/19645@.

    1. В Госдуму внесен законопроект, направленный на упрощение налогового учета

На рассмотрение Госдумы представлены поправки в главу 25 Налогового кодекса (распоряжение Правительства РФ от 30.10.13 года №1992−р).

Законопроект направлен на упрощение налогового учёта, а также на сближение правил исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций и правил определения финансового результата в бухгалтерском учёте.

Документом изменяются в налоговом учёте учёт убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа и учёт суммовых разниц по доходам и расходам, выраженным в иностранной валюте, уточняются методы списания в расходы стоимости материально-производственных запасов, предусматривается возможность списания в налоговом учёте стоимости малоценного имущества в течение более одного отчётного периода.


  1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

3.1. Ведение бухучета для малых предприятий упростили

Теперь в законе от 06.12.11 № 402−ФЗ «О бухгалтерском учете» четко прописано, что субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 02.11.13 № 292−ФЗ.

Аналогичное право получили некоммерческие организации. Исключение составляют НКО, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, юридические консультации, нотариальные палаты, ЖСК, микрофинансовые организации, и др.

Кроме того, в законе уточняется, что бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели на «упрощенке», а также индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД.


  1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

    1. Как учесть доходы от частичного погашения приобретенного права требования долга

Организация, которая приобрела право требования долга по кредитному договору, долг по которому погашается частями, должна учитывать доходы от  частичного погашения приобретенного права требования долга организации в том периоде, к которому такие доходы относятся. В этом же отчетном (налоговом) периоде учитывается часть расходов на приобретение права требования долга пропорционально сумме указанных доходов, полученных в этом отчетном (налоговом) периоде.

См. письмо Минфина России от 11.11.13 № 03−03−06/2/48041


    1. Расходы на обучение директора-совместителя уменьшают налог на прибыль

Организация, направляющая директора-совместителя на обучение и оплачивающая такое обучение, может признать расходы на обучение при расчете налога на  прибыль в общем порядке.

По общему правилу, расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников компания может включить в состав прочих расходов по налогу на прибыль (п. 3 ст. 264 НК РФ). При этом должны выполняться следующие условия: у учебного заведения должна быть лицензия или соответствующий статус, если оно иностранное. Кроме того, у организации доложен быть трудовой договор с работником, направляемым на повышение квалификации. Трудовой кодекс предписывает работодателям заключать с совместителями трудовые договоры (ст. 60.1 и ст. 282 ТК РФ). Следовательно, расходы на обучение директора-совместителя можно списать на основании пункта 3 статьи 264 НК РФ.

Кроме того, суммы оплаты организацией стоимости обучения директора, в том числе являющегося совместителем, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 21 ст. 217 НК РФ.

См. письмо Минфина России от 11.11.13 № 03−04−06/48063.


    1. Расходы на содержание столовой можно учесть в составе прочих расходов по налогу на прибыль, но не во всех случаях

Если столовая находится на территории предприятия и обслуживает только работников этого предприятия, то расходы, связанные с содержанием этой столовой включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Если же столовая, числящаяся на балансе организации, оказывает услуги, как работникам предприятия, так и сторонним лицам, то она относится к объектам жилищно-коммунального хозяйства, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 275.1 НК РФ.

См.письмо Минфина России от 28.10.13 № 03−03−06/1/45436  


    1. Компенсация за неиспользованный отпуск в части, превышающей 28 календарных дней, уменьшает налог на прибыль

Компенсацию работникам за неиспользованный отпуск в части, превышающей 28 календарных дней, в том числе за  неиспользованный дополнительный отпуск, можно учесть в составе на оплату труда, говорится в письме Минфина России от 01.11.13 № 03−03−06/1/46713.

Пунктом 8 статьи 255 НК РФ предусмотрено, что при определении базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда учитываются денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством. Статья 126 ТК РФ гласит, что часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28  календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Таким образом, денежная компенсация работникам за  неиспользованный отпуск в части, превышающей 28 календарных дней, учитывается в целях налога на прибыль.


    1. Расходы на рассылку смс-сообщений с рекламой можно учесть при определении базы по налогу на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки

Расходы на рассылку смс-сообщений рекламного характера не указаны в абзацах 2 — 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ. Вместе с тем их можно отнести к расходам на иные виды рекламы, которые учитываются не в полном объеме, а лишь в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

См.письмо Минфина от 28.10.13 № 03−03−06/1/45479


    1. В Госдуму внесен законопроект, направленный на упрощение налогового учета

Законопроект направлен на упрощение налогового учёта, а также на сближение правил исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций и правил определения финансового результата в бухгалтерском учёте.

Документом изменяются в налоговом учёте учёт убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа и учёт суммовых разниц по доходам и расходам, выраженным в иностранной валюте, уточняются методы списания в расходы стоимости материально-производственных запасов, предусматривается возможность списания в налоговом учёте стоимости малоценного имущества в течение более одного отчётного периода.

    1. Налоговые последствия «снисходительности» к поставщику

Должна ли организация-покупатель признавать для целей налогообложения прибыли внереализационный доход в виде сумм неустойки, предусмотренных договором поставки, если поставщик их не признает и не выплачивает, а в суд покупатель обращаться не собирается? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Волкова и Дмитрий Игнатьев.

В заключенном сторонами договоре поставки предусмотрена обязанность поставщика выплатить неустойку при нарушении срока поставки. Поставка задержана уже на один месяц. Поставщику было направлено претензионное письмо с расчетом неустойки, он ответил письмом, в котором просил не предъявлять ему штрафные санкции. Должнали организация-покупатель в данной ситуации признавать для целей налогообложения прибыли внереализационный доход в виде предусмотренных договором сумм неустойки, учитывая, что поставщик их не признал и в судорганизация-покупатель обращаться не планирует? Могут ли налоговые органы доначислить налог на прибыль с сумм неполученной и непризнанной неустойки?

Согласно п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойка (штраф, пеня) представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательств, определенный законом или договором; денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Взыскание неустойки является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). По смыслу п. 1 ст. 307, ст. 330 ГК РФ взыскание неустойки является правом, а не обязанностью кредитора. Гражданское законодательство не содержит положений, в силу которых кредитор был бы обязан предъявлять требование об  уплате неустойки.

Отношения, связанные с обеспечением исполнения обязательств и защитой гражданских прав, регулируются не налоговым, а гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ, ст. 2 НК РФ). Это означает, что налоговое законодательство не  может определять основания и порядок начисления неустойки за неисполнение гражданско-правового обязательства и, следовательно, налоговый орган не вправе исходить из обязанности предъявления поставщиком требования об уплате неустойки безотносительно к тому способу осуществления гражданских прав, который изберет поставщик.

Налог на прибыль организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее — налог на  прибыль) признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на  величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).

При формировании налогооблагаемой прибыли учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 274, п. 1 ст. 248 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли включаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

При методе начисления доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за  нарушение договорных обязательств признаются при формировании налогооблагаемой прибыли на дату их признания должником либо на дату вступления в законную силу соответствующего решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В ст. 317 НК РФ конкретизирован порядок налогового учета рассматриваемых доходов. Так, установлено, что при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у  налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у  налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Отметим, что ст. 317 НК РФ не предусматривает порядка признания налогоплательщиком внереализационных доходов в виде сумм неустойки, отличного от установленного п. 3 ст. 250 и пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ (решение ВАС РФ от 14.08.2003 N 8551/03).

Из изложенного следует, что до момента признания должником либо до даты вступления в законную силу соответствующего решения суда у  организации-кредитора не возникает обязанности по включению в расчет налогооблагаемой прибыли и отражению в налоговой декларации по налогу на  прибыль дохода в виде предусмотренной договором неустойки.

Аналогичная позиция неоднократно выражалась и Минфином России (смотрите, например, письма Минфина России от 26.08.2013 N 03−03−06/2/34843, от 16.08.2010 N 03−07−11/356, от 03.04.2009 N 03−03−06/2/75, от 07.11.2008 N 03−03−06/2/152). При этом свидетельствовать о признании организацией-должником обязательств по  уплате неустойки, по мнению специалистов финансового ведомства, может как письменное подтверждение контрагента, выражающее готовность заплатить данные суммы, так и их фактическая уплата кредитору (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 25.05.2012 N 03−03−06/1/272).

Отметим, что в арбитражной практике последних лет судебные споры налогоплательщиков с налоговыми органами по рассматриваемому вопросу отсутствуют. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что налоговые органы в  настоящее время также не находят оснований для доначисления налога на прибыль с  сумм неполученной и непризнанной неустойки.

С учетом изложенного считаем, что организация в рассматриваемой ситуации не  должна признавать для целей налогообложения прибыли внереализационный доход в  виде предусмотренных договором сумм неустойки до момента признания их должником либо до даты вступления в законную силу соответствующего решения суда.

 

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе
  1   2   3

Похожие:

9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi icon9. Контролируемые сделки 20 Задайте свои вопросы: kisi
Совет Федерации одобрил введение обязательного досудебного урегулирования налоговых споров

9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi icon9. Контролируемые сделки 17 Задайте свои вопросы: kisi
Налоговая служба начала публиковать списки организаций, не представляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность

9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi icon9. Контролируемые сделки 18 Задайте свои вопросы: kisi
Фнс и ск РФ подготовили поправки, изменяющие порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi icon9. Контролируемые сделки 16 Задайте свои вопросы: kisi
Фнс рассказала, в каком случае сумма налога в налоговом уведомлении указывается без округления

9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi icon9. Контролируемые сделки 15 Задайте свои вопросы: kisi
Формы отчетности, в которых с 1 января вместо кодов окато нужно указывать коды октмо

9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi icon9. Контролируемые сделки 18 Задайте свои вопросы: kisi
Фнс россии рекомендовало налоговикам во время выездных проверок чаще запрашивать у налогоплательщиков пояснения

9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi icon9. Контролируемые сделки 20 Задайте свои вопросы: kisi
Пенсионный фонд предлагает компаниям и ип подключиться к интернет-сервису «Личный кабинет плательщика» в опытном режиме

9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi icon9. Контролируемые сделки 16 Задайте свои вопросы: kisi
Индивидуальный предприниматель должен заверять доверенность на своего уполномоченного представителя в нотариальном порядке, о чем...

9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi icon9. Контролируемые сделки 28 Задайте свои вопросы: kisi
...

9. Контролируемые сделки 24 Задайте свои вопросы: kisi icon9. Контролируемые сделки 18 Задайте свои вопросы: kisi
Основные нововведения Федерального закона от 26. 06. 2013 №134−фз о «о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск