Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка


НазваниеКомитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка
страница1/19
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию

малого предпринимательства и потребительского рынка

Союз предпринимателей Дагестана
спутник предпринимателя

практическое пособие

Махачкала 2004 г.

Практическое пособие

«СПУТНИК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»
Составители: Шабанов Магомед Гаджиевич Вагабов Вагаб Бийболатович
«СПУТНИК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ» - это:

  • справочно-информационный ресурс, охватывающий все аспекты предпринимательской деятельности;

  • постоянно обновляемая ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ предпринимательской деятельности;

  • первое учебное пособие для тех, кто намерен создавать и развивать свой бизнес.

Настоящее пособие подготовлено на основе нормативных актов Российской Федерации и Республики Дагестан.

При использовании материалов пособия ссылка на источник обязательна.

Введение

Общеизвестно, что малое предпринимательство является становым хребтом экономики любого государства. С другой стороны бытует мнение, что, несмотря на свою мобильность, малые предприятия уступают крупным по эффективности производства. Но на самом деле это далеко не так. Подтверждением этого служат результаты обследования малых предприятий проведенного по итогам 2000 года Госкомстатом России.

Главный вывод обследования заключается в том, что малый бизнес в России эффективнее крупного. Выяснилось, что производительность труда на малых предприятиях в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по России. Фондоотдача в малых предприятиях торговли в 1,5 раза, а в промышленности – в 2-2,5 раза выше, чем в среднем по народному хозяйству.

Дагестан обладает значительными возможностями для развития малого предпринимательства: низкий уровень занятости экономически активного населения, незавершенность производственного цикла, богатые традиции по развитию местных ремесел. Основная задача, которая требует решения, заключается в создании самых благоприятных условий для предпринимателя, решившего заняться производством товаров. Если государство создаст действительно благоприятный климат для малого и среднего бизнеса, то последствия скажутся на социально-экономическом состоянии Дагестана в ближайшие годы.

В современном обществе успех предпринимателей на рынке, включая вопросы производства и продвижения продукции (товаров и услуг), в огромной степени определяется достигнутым уровнем информационного обеспечения предпринимательской деятельности. В условиях конкурентной борьбы только тот, кто обладает наиболее полной информацией, способен принимать эффективные решения, обеспечивающие в конечном итоге стабильное развитие и успех.

Малые предприятия ограничены в финансовых ресурсах и не в состоянии проводить дорогостоящие поиски и анализ информационных ресурсов. Поэтому ключевой фактор, обеспечивающий развитие малых предприятий, – это развитие общедоступных информационных (коммерческих и некоммерческих) систем коллективного пользования, которые в состоянии на регулярной основе обеспечивать предпринимателей всей необходимой информацией.

Среди возможного ассортимента специализированных информационных ресурсов для МП представляется очень важным создание простых справочных пособий, позволяющих предпринимателю идентифицировать и решать проблему «шаг за шагом». Такой справочник позволяет предпринимателю на всех этапах жизненного цикла своего бизнеса определиться с общим подходом к решению возникшей проблемы, а затем при необходимости обратиться к специализированным источникам информации или к профессиональным консультационным или сервисным организациям.

«Спутник предпринимателя» является плодом сотрудничества Комитета Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка с Союзом предпринимателей Дагестана. Надеемся, что данное издание будет полезным всем, кто решил заняться предпринимательской деятельностью.


Шабанов М.Г.

Председатель Комитета Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка

Вагабов В. Б.

Президент Союза предпринимателей Дагестана

Содержание




Введение ………………………………………………………………………………………....... 3

Часть I. Общие сведения о предпринимательской деятельности ........ 5

1. Что понимается под предпринимательской деятельностью ………………………. 5

2. Кто является субъектами малого предпринимательства …………..………………...5

3. Как определяется численность работников малого предприятия? …………...5

4. Как определяется вид деятельности малого предприятия? …..………………...6

5. В каких формах осуществляется малое предпринимательство? …………...6

Часть II. Как стать предпринимателем …………………………………..……..….. 7

6. Как выбрать свой бизнес ………………...…………………………………………………... 7

7. Как выбрать организационно-правовую форму ………………….…..……………… 12

8. Как и где зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности ……...…………………………...……………… 19

9. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) ….……..……………… 23

10. Как платить налоги ...….…………………………….……………………..………………. 23

11. Что нужно знать для получения лицензий и сертификатов ……...…….……… 27

12. Как создать фирменный стиль ………….....…………...………………..……………… 34

13. Как сделать рекламу ……………………………………………………...……………… 36

14. Как подобрать персонал ……...…………………………………………..……….……… 39

15. Как вести трудовые книжки работников ...……………...…………...……………… 42

16. Как арендовать помещение ………..……………………………………..……………… 45

17. Как приобрести оборудование, оргтехнику и средства связи ……….………… 48

18. Ваш бизнес план …………………………………………..…………………..…………… 52

19. Как найти необходимые финансовые ресурсы …………...……………………..… 57

20. Как получить государственный или муниципальный заказ ….....……………… 60

Часть III. Кто поможет в решении проблем ….…………………..…...………… 63

21. Как решать юридические проблемы …………………………………..……………… 63

22. Как решать экономические проблемы и проблемы управления ……………… 65

23. Как решать налоговые проблемы …..…………………………………..……………… 67

24. Как решать проблемы с персоналом …………………………………..……………… 69

Часть IV. Кто и как может проверять предпринимателя ....……………… 71

25. Что делать при проведении налоговой проверки …………………..……………… 71

26. Как обжаловать действия органов власти …..………………………..……………… 80

27. Федеральные органы …………...…………………………………………..……………… 83

28. Региональные органы …………..…………………………………………..……………… 87

Часть V. Структуры поддержки малого предпринимательства …..90

29. Федеральные структуры поддержки МП………………………………………90

30. Региональные структуры поддержки МП…………………………………......91

31. Общественные организации представителей малого предпринимательства..91

32. Международные программы и организации………………………………..…92


Часть I. Общие сведения о предпринимательской деятельности

1. Что понимается под предпринимательской деятельностью?

Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ).

2. Кто является субъектами малого предпринимательства?

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца (ст. 3 федерального закона от 14.06.1995г №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

3. Как определяется численность работников малого предприятия?

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

4. Как определяется вид деятельности малого предприятия?

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.


5. В каких формах осуществляется малое предпринимательство?

Малое предпринимательство, или малый бизнес, осуществляется в следующих формах:


  • Путем создания так называемого юридического лица с правом ведения всех дел от имени этого лица и переноса ответственности за ведение всех дел от имени этого лица и переноса ответственности за ведение бизнеса на него же.

  • Без образования юридического лица. В этом случае сам предприниматель (физическое лицо) ведет деятельность от своего имени и несет всю полноту ответственности за свой бизнес. Такой вид бизнеса носит название «индивидуальное предпринимательство».

  • Организацией крестьянского (фермерского) хозяйства.

Часть II. Как стать предпринимателем

6. Как выбрать свой бизнес

Для начала своего дела необходимо определиться какой бизнес Вы намерены развивать. Необходимо сформулировать идею подходящую именно для Вас.

При выборе бизнеса лучше всего руководствоваться имеющимися знаниями в той или иной области, Вашим опытом, навыками, экономической ситуацией на рынке, доступностью и наличием тех или иных ресурсов.

Вам предстоит самостоятельно создавать свою компанию. Когда Вы работаете на кого-то другого, то, чем бы Вы ни занимались, в конце концов именно Ваши работодатели несут ответственность за Вашу работу. Вам не стоит беспокоиться по поводу роста стоимости материалов, перерасхода средств или трудных клиентов. Открытие же собственного дела означает, что Вы берете на себя всю ответственность за то, что делаете Вы и Ваши сотрудники. Вы не сможете игнорировать возникшие проблемы — Вам придется самим выпутываться из сложившейся ситуации.

Давайте теперь подумаем о том, что необходимо для того, чтобы начать бизнес и преуспеть в нем. Чтобы заниматься бизнесом Вам нужны:

  • Ресурсы

  • Идеи

  • Соответствующий опыт

  • Комплекс необходимых знаний

и, конечно, горячее желание преуспеть — у Вас должна быть мотивация.

А теперь попробуйте выполнить несложное упражнение — считайте, что это начало Вашего бизнеса.

  • Есть ли у Вас мотивация для занятия бизнесом?

  • Знаете ли Вы, какие ресурсы Вам необходимы?

  • Есть ли у Вас коммерческая идея?

  • Есть ли у Вас опыт работы в бизнесе?

  • Есть ли у Вас соответствующие знания?

Как Вы ответили на первый вопрос? Если Вы ответили отрицательно, не тратьте усилий впустую, не начинайте свой бизнес. Вы достигнете успеха только в том случае, если Вы готовы работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Как Вы ответили на все остальные вопросы?

Если отрицательно, то Вам следует еще раз все обстоятельно обдумать, иначе Вы не добьетесь успеха в своем деле.
Большинство людей задумываются о том, чтобы открыть собственное дело в той области, в которой они уже имеют определенный опыт. Как правило, автослесарь открывает автомастерскую, продавец — небольшой магазинчик и т.д. Это замечательно, поскольку в своем деле необходимо знать толк.

Можно приступить к выбору бизнес-идеи методом мозгового штурма: сначала необходимо не оценивая ценность идей просто записать все варианты видов бизнеса, которые приходят в голову, пусть самые неожиданные и неосуществимые, и только после составления большого списка приступить к выбору. Составление списка лучше вести вместе с Вашими будущими компаньонами, в крайнем случае, просто друзьями и знакомыми. Необходимо стимулировать наиболее оригинальные предложения, пусть сначала даже непонятно как на такой деятельности можно зарабатывать. Особенно важно записать все то, чем Вы любите заниматься или в чем имеете опыт деятельности.
По возможности не копируйте чужой бизнес, лучшим вариантом является создание собственной ниши на рынке, иначе вы окажетесь одним из многочисленных бизнесменов на рынке с высочайшей конкуренцией. Созданный же Вами рынок хотя бы первое время будет достаточно свободным. Лучше выбирать вид бизнеса, который недавно зародился, потребители о нем узнали и в данный момент можно прогнозировать большой рост рынка. На растущем рынке всем места хватает и конкуренция не высока.
Иногда у людей возникает гениальное «озарение», которое приводит затем к созданию совершенно нового товара или услуги. В какой бы области Вы ни занимались бизнесом, самое главное — это быть уверенным, что он жизнеспособен с коммерческой точки зрения, что найдется достаточное количество людей, готовых платить за Ваши товары или услуги запрашиваемую Вами цену.

Занятие бизнесом прежде всего требует определения его целей. Для их последовательной разработки используется специальная методика, получившая название «бизнес-план». Без плана Вы не сможете правильно оценить свое положение и определить, успешно ли развивается и будет развиваться Ваш бизнес. И, более того, без бизнес-плана Вам будет чрезвычайно трудно получить кредит или найти какой-либо другой источник финансирования Вашего предприятия.

Какими бы ни были Ваши идеи, какими бы глубокими ни были Ваши знания и квалификация, — этого недостаточно. Вы должны приспособиться к законам рынка, приготовиться получать ссадины и синяки коммерческих неудач.

Важно выбрать подходящий именно Вам бизнес. Предпринимательство имеет свойство затягивать человека, вытесняя развлечения и личную жизнь, поэтому постарайтесь найти такую деятельность, которой Вам будет интересно заниматься.

Бизнес стоит на двух китах: конкуренция и прибыль. Вы должны глубоко осознать значение этих факторов для развития своего бизнеса.

Давайте начнем с конкуренции.

На первый взгляд понять, что такое конкуренция, довольно просто. Она возникает в результате деятельности других фирм в той же самой отрасли, что и Ваша: других автомастерских, других торговцев, других пекарей и т.д.

Конкуренция может возникать и по-другому. Например, Вы собираетесь открыть магазин и торговать мясом и мясопродуктами. Тогда Вам придется конкурировать не только с другими продавцами мяса и мясопродуктов, но и с торговцами рыбой, бакалейщиками, пекарями и т.п., т.е. со всеми розничными продавцами продуктов питания. Ведь Ваши посетители не обязаны покупать мясо, существует много других продуктов питания, которые они могут купить для удовлетворения своих потребностей в еде.

Но и это еще не все. Каждую неделю после приобретения всего «самого необходимого» с точки зрения данного покупателя у многих семей остаются деньги, которые они могут потратить на дополнительные покупки.

Они могут потратить их на покупку высококачественной говяжьей вырезки, а могут купить какую-нибудь книгу или, скажем, отложить деньги до отпуска и т.п. Таким образом, торговец цветами конкурирует с рестораном, даже если на первый взгляд такое утверждение и кажется абсурдным.

Для начала Вам следует определить своих непосредственных конкурентов, а после этого решить, как Вы будете с ними бороться.

Какие другие компании и фирмы, на Ваш взгляд, составят Вам наиболее серьезную конкуренцию?

Главной причиной, побуждающей Вас начать заниматься бизнесом, является получение прибыли. Достигаемый уровень прибыли в значительной степени зависит от конкуренции. Отсутствие конкуренции уменьшает необходимость поддержания низких цен.

Это отнюдь не означает, что для повышения конкурентоспособности следует непременно снижать цены. Снижение цен в конечном итоге может привести не к прибыльности, а к убыточности, что противоречит интересам любого предпринимателя.

Вот два способа борьбы с конкурентами без ущерба для прибыли:

  • продуманная ценовая политика

  • использование преимуществ, не связанных непосредственно с ценой.

В большинстве случаев можно использовать оба способа, но перед тем, как отдать предпочтение одному или другому способу, следует отчетливо представлять себе все свои расходы. Только так Вы сможете убедиться в том, что установленные Вами цены действительно приносят Вам соответствующую прибыль.

Сколько покупатели заплатят за Ваши товары или услуги? Цена является результатом соотношения спроса и предложения.

Чем дефицитнее вещь, тем больше за нее готовы заплатить. Можно рассматривать это и по-другому: чем дешевле товар, тем больше его Вы продадите.

Вам предстоит принять решение: как действовать, каким образом проникнуть на рынок.

Давайте рассмотрим один пример.

Допустим, Ваши совокупные расходы, связанные с какими-нибудь товарами или услугами, составляют 10 тысяч рублей на единицу продукции.

Вы продаете свой товар или услугу за 11 тысяч рублей, то продав 10000 единиц товара или услуги, Вы получите прибыль в размере 10 миллионов рублей.

Если Вы продаете их за 15 тысяч рублей, Вы можете продать только 2000 единиц товара или услуги, однако Вы получите прибыль в том же самом размере — 10 миллионов рублей.

Данный пример раскрывает сущность двух различных видов ценовой политики, которые условно можно назвать «низкая цена / большой объем» и «высокая цена / малый объем». Как правило, крупные супермаркеты с большим количеством филиалов ориентированы на малую прибыль на единицу продукции и большой объем (т.е. получение прибыли за счет большого объема продаж), а небольшие магазины, предлагающие эксклюзивные дорогие товары, придерживаются противоположной ценовой политики.

Вам предстоит решить, какую ценовую политику Вы будете проводить. Ваш выбор во многом будет зависеть от того, каким видом бизнеса Вы занимаетесь, от рынка, который Вы обслуживаете, а также от активности конкурентов, с которыми Вы столкнетесь.

Если Вы пока не имеете представления о том, какой вид ценовой политики окажется правильным с точки зрения успеха Вашего бизнеса, то, возможно, ответы на приведенные ниже вопросы помогут Вам принять решение.

  • Высока ли конкуренция в сфере Вашего бизнеса?

  • Являются ли покупатели Ваших товаров или услуг людьми, чутко реагирующими на изменение цены?

  • Будете ли Вы развивать свой бизнес в относительно небогатом районе?

  • Могут ли покупатели обойтись без Ваших товаров или услуг?

Если на все эти вопросы Вы ответили положительно, то Вам скорее всего следует ориентироваться на низкую цену и большой объем.

  • Нуждаются ли Ваши покупатели в особых товарах, высоком качестве и, быть может, повышенном внимании?

  • Вы будете развивать свой бизнес в богатом районе?

  • Будут ли покупатели считать Вас основным поставщиком?

Если на все эти вопросы Вы ответили положительно, то в этом случае Вы могли бы ориентироваться на высокую цену и небольшой объем.

Подумайте, какой подход кажется Вам более правильным с точки зрения развития Вашего бизнеса?

Независимо от вида выбранной Вами ценовой политики, можно бороться с конкурентами с помощью ряда преимуществ, не связанных с понижением цен на предлагаемые Вами товары и услуги. Вы можете предложить своим клиентам такие виды услуг, которые не в состоянии предложить многие Ваши конкуренты.

Это могут быть:

  • заказы товаров или услуг по телефону;

  • услуги по доставке товаров;

  • консультации по использованию Ваших товаров;

  • гарантийное обслуживание;

  • регулярные, запланированные посещения своих клиентов, связанные с оказанием услуг;

  • высокое качество товаров или обслуживания;

  • предоставление возможности использования различных форм оплаты и форм расчетов (продажа в кредит и т.п.);

  • гибкий график работы;

  • круглосуточное обслуживание.

В зависимости от вида Вашего бизнеса клиенты, вероятно, будут готовы несколько переплатить за эти и другие виды дополнительных удобств и услуг. Предлагайте те дополнительные услуги, которые не оказывают Ваши конкуренты, и тогда Вы сразу подниметесь на тот уровень, на котором Вам надо будет меньше беспокоиться о снижении издержек или понижении цен.

Подумайте и попробуйте перечислить не связанные с ценами преимущества, которые Вы, как Вам кажется, могли бы предложить своим клиентам. Укажите, сколько это может стоить и какую надбавку к цене Вы могли бы за это установить.

Ваши поставщики также, как и Вы, сталкиваются с конкуренцией, но в более крупных масштабах.

Они хотят быть уверены в том, что Вы купите или будете продавать их товары, даже если сначала Ваши закупки будут небольшими.

Они вынуждены постоянно думать о внутреннем или мировом рынке — как он расширяется и сужается, как повышается и понижается спрос. Они устанавливают цены на товары, сырье и материалы, которые Вы покупаете, а поскольку Вы занимаетесь бизнесом недавно и масштабы его невелики, Вы не сможете оказывать влияние на уровень этих цен.

Внимательно отслеживая тенденции развития рыночной ситуации, Вы сможете выбирать подходящий момент для покупки и заключать самые выгодные сделки. Вы можете использовать в своих интересах полученные таким образом преимущества при проведении своей ценовой политики.

Производители также занимаются рекламой и продвижением своей продукции на рынок. Если Вы продаете их товары или же используете их при оказании своих услуг, старайтесь воспользоваться данными рекламными кампаниями в своих интересах. Убедитесь в том, что Ваши клиенты понимают: Вы имеете отношение к именно к этому производителю и предлагаете именно его высококачественные товары.

Может быть, Вам удастся найти какие-нибудь мелкие фирмы, которые могут поставлять качественные товары или материалы, устраивающие Ваших клиентов. В этом случае Вы могли бы попробовать договориться с ними о благоприятных для себя условиях, которые позволили бы Вам повысить свою конкурентоспособность.

Не считайте, что Вам еще слишком рано думать об этом. Есть ли у Вас на примете какие-то поставщики, с которыми Вы, как Вам кажется, могли бы иметь дело?

Если да, то что Вы думаете о сотрудничестве с ними, и каким образом это сотрудничество можно было бы использовать в Ваших интересах для достижения преимущества в борьбе с конкурентами?

Подведем итоги

Для того чтобы начать заниматься бизнесом, Вам необходимы:

  • Ресурсы

  • Идеи

  • Соответствующий опыт

  • Комплекс необходимых знаний.

Все это нужно умножить на упорный труд.

Вы должны понимать, какое влияние оказывает на Ваш бизнес конкуренция, как относиться к конкурентам и как их побеждать. Не стоит считать, что Вам удастся сделать что-либо лучше конкурентов без особых предпосылок. Вы не сможете сделать цены ниже, если Вы не владеете какой-нибудь уникальной технологией, снижающей затраты.

Итак, теперь Вам необходимо зарегистрироваться, но для начала определитесь, с организационно-правовой формой предприятия.

7. Как выбрать организационно-правовую форму

Начиная собственное дело, очень важно выбрать оптимальную организационно-правовую форму своего предприятия.

В настоящее время в России существуют различные организационно-правовые формы предприятий, а также частное предпринимательство и патент на определенный вид деятельности.

Мы рассмотрим три наиболее распространенные в Дагестане среди начинающих предпринимателей организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

  • Предприниматель без образования юридического лица;

  • Общество с ограниченной ответственностью;

  • Закрытое акционерное общество.

  • Крестьянское (фермерское) хозяйство

Каждая из этих форм имеет свои недостатки и свои преимущества.

Давайте с ними подробнее познакомимся.

Выбор определенной организационно-правовой формы предприятия зависит от множества различных факторов. Набор и действие этих факторов неодинаковы для разных видов бизнеса.

Давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

  • Нравится ли Вам независимость?

  • Хотите ли Вы начать свое дело совместно с кем-нибудь еще?

  • Нравится ли Вам заполнять различные формы отчетных документов?

  • Способны ли Вы пойти на риск?

  • Собираетесь ли Вы покупать большое количество товаров в кредит?

  • Способны ли Вы самостоятельно внести требуемую сумму уставного капитала?

Как это часто бывает, Вы, вероятно, обнаружите, что Ваши ответы предполагают несколько возможных вариантов решения. Вам же, в конечном итоге, придется выбрать оптимальную организационно-правовую форму Вашего предприятия.

Ответы на поставленные выше вопросы могут привести к следующим выводам:

  • Вы решили вести совместную хозяйственную деятельность. Вы хотите начать свое дело совместно с кем-нибудь еще, тогда Вам следует подумать о закрытом акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью,

  • Вам не нравится заполнять различные фомы отчетных документов, тогда для этого не очень подходят общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество,

  • Ваша коммерческая деятельность связана с большим риском, может быть, стоит подумать о закрытом акционерном обществе.

  • Вы собираетесь покупать большое количество товаров в кредит, тогда лучше выбрать закрытое акционерное общество.

Некоторые выводы могут показаться Вам противоречивыми. Это не беда. Все равно выбор окончательного оптимального варианта остается за Вами. Надо лишь проанализировать все за и против.

Сначала постараемся понять, что стоит за словами «частный предприниматель».

Предприниматель без образования юридического лица (частный предприниматель)

Частный предприниматель — это физическое лицо, которое самостоятельно занимается хозяйственной деятельностью.

Частное предприятие имеет свои плюсы:

  • минимум организационных формальностей;

  • минимум бухгалтерских документов;

  • хозяйственная самостоятельность;

  • нет необходимости вносить уставный капитал (при регистрации это не требуется).

К недостаткам частного предприятия можно отнести следующее:

  • Вы можете стать банкротом, если Ваш бизнес потерпит неудачу, к тому же при этом можно лишиться даже собственного имущества,

  • Вы не являетесь юридическим лицом, у Вас нет печати, поэтому у своих партнеров Вы вызываете меньше доверия, чем лицо юридическое.

Вы принимаете все решения самостоятельно.

Серьезные проблемы могут возникнуть у частного предпринимателя в случае его болезни или вынужденного отсутствия. Если Вы заранее не продумаете этот вопрос, у Вас могут быть крупные неприятности.

Теперь перейдем к рассмотрению другой организационно-правовой формы предприятия — обществу с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью

Многие компании используют именно эту организационно-правовую форму.

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой объединение нескольких физических и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только за счет вкладов учредителей.

Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом и имеет собственное название.

Все участники общества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Это отличает данную организационно-правовую форму от частного предпринимателя, поскольку частный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Главное достоинство общества с ограниченной ответственностью заключается в том, что платежеспособность каждого участника по обязательствам общества ограничена суммой, внесенной им в уставный капитал в соответствии с договором.

Это имеет значение в том случае, если Вы собираетесь брать большие суммы денег в кредит или большое количество товаров на реализацию, либо же планируете осуществление каких-нибудь рискованных хозяйственных операций.

Общество с ограниченной ответственностью продолжает существовать даже в том случае, если некоторые участники решили выйти из него, индивидуально обанкротились или умерли. Это не влияет на состояние общества в целом.

Еще одно преимущество состоит в том, что Ваши дети могут стать участниками данного общества по наследству.

Но и эта форма имеет ряд определенных недостатков:

  • величина налоговых платежей возрастает по сравнению с налоговыми платежами частного предпринимателя;

  • существенно увеличивается время на оформление большого количества бухгалтерских документов;

  • от Вас официально требуется готовить и сдавать на аудиторскую проверку бухгалтерские отчеты. Они должны быть также представлены участникам на ежегодном собрании учредителей;

  • Вам придется каждый раз раскрывать детали своего бизнеса, представляя в государственные органы необходимую финансовую документацию. В этом смысле частный предприниматель имеет определенные преимущества;

  • все участники по договоренности должны внести в общей сложности половину уставного капитала на момент регистрации.

Прежде, чем Вы развернете хозяйственную деятельность и начнете заполнять соответствующие финансовые документы, проконсультируйтесь у бухгалтера, который может дать Вам полезные советы о налаживании бухгалтерского дела на Вашем предприятии.

Это имеет немаловажное значение, поскольку директор несет ответственность за состояние бухгалтерии на своем предприятии.

Общество с ограниченной ответственностью имеет учредительный договор и действует на основании устава.

В учредительный договор включаются:

  • наименование и тип общества;

  • предмет и цели хозяйственной деятельности;

  • размер уставного капитала;

  • положение об ограниченной ответственности;

  • структуру органов управления и порядок управления;

  • порядок реорганизации и ликвидации и т.д.

Устав должен содержать все основные характеристики общества:

  • тип общества;

  • предмет и цели его деятельности;

  • состав учредителей;

  • фирменное наименование и местонахождение;

  • размер уставного капитала;

  • виды хозяйственной деятельности;

  • процедуры созыва и проведения собраний;

  • права и обязанности директора;

  • смена директора;

  • права и обязанности предприятия;

  • описание процедуры финансового контроля и объявления дивидендов, порядок их выплаты;

  • описание процедуры ликвидации и реорганизации;

  • порядок выполнения обязательств перед кредиторами и бюджетом при ликвидации и т.д.

Теперь настало время сказать несколько слов о третьей организационно-правовой форме предприятия.

Закрытое акционерное общество

Данная организационно-правовая форма предприятия в целом похожа на общество с ограниченной ответственностью. Но существуют и некоторые отличия.

Закрытое акционерное общество создается, как и общество с ограниченной ответственностью, одним или несколькими учредителями. Но только акционерное общество имеет право выпускать акции, причем эти акции в закрытом акционерном обществе распределяются между его учредителями.

Закрытое акционерное общество не имеет учредительного договора, а вместо него подписывается договор о создании (заявка на регистрацию), хотя этот документ содержит все те же пункты, что и учредительный договор общества с ограниченной ответственностью.

Во всех официальных документах перед наименованием предприятия должна присутствовать аббревиатура АО.

Ответственность, как и для общества с ограниченной ответственностью, — в пределах стоимости акций участников.

Минимальный размер уставного капитала в 10 раз больше, чем для общества с ограниченной ответственностью.

Сравнение различных организационно-правовых форм предприятия

Предприниматель без образования юридического лица

  • Ответственность по обязательствам — Всем своим имуществом

  • Бухгалтерия — Не требуется официальной бухгалтерии, за исключением записей по НДС и подоходному налогу

  • Налоги — НДС и подоходный налог

  • Прекращение деятельности — По Вашему желанию

  • Регистрация — Минимальные сроки

  • Подготовка отчетов — Минимальные сроки

  • Уставной капитал — Не обязательно


Общество с ограниченной ответственностью

  • Ответственность по обязательствам — Ограниченная ответственность: Вы теряете только свой вклад в уставный капитал

  • Бухгалтерия — Требуется ведение официальной бухгалтерии и подготовка отчетов в соответствии с официальными требованиями

  • Налоги — Все официальные налоги

  • Прекращение деятельности — Продолжает существовать, пока не будет ликвидировано учредителями

  • Регистрация — Достаточно длительная процедура

  • Подготовка отчетов — Достаточно длительная процедура

  • Уставной капитал — Не менее 100 минимальных окладов

Закрытое акционерное общество

  • Ответственность по обязательствам — В пределах стоимости своих

  • Бухгалтерия — Требуется ведение официальной бухгалтерии и подготовка отчетов в соответствии с официальными требованиями

  • Налоги — Все официальные налоги

  • Прекращение деятельности — Продолжает существовать, пока не будет ликвидировано учредителями

  • Регистрация — Достаточно длительная процедура

  • Подготовка отчетов — Достаточно длительная процедура

  • Уставной капитал — Не менее 1000 минимальных окладов

Особой формой осуществления предпринимательской деятельности является крестьянское (фермерское) хозяйство. Это единственная форма, которая позволяет заниматься фермерством. В связи с этим, законодательством установлен ряд льгот для лиц, занимающихся фермерским хозяйством. Новый Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (Закон № 74-ФЗ от 11 июня 2003 года) определил крестьянское фермерское хозяйство как особую форму предпринимательской деятельности без образования юридического лица. С момента регистрации крестьянского хозяйства само хозяйство, включая всех членов, признается самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности.

Ниже дана таблица, которая поможет Вам принять правильное решение при выборе формы осуществления предпринимательской деятельности.

Форма
Достоинства

Недостатки

Целесообразное применение

Предприниматель без образования юридического лица

  • упрощенная процедура регистрации и прекращения деятельности.

  • упрощенная форма учета и отчетности, меньший перечень налогов

  • бухгалтерский учет отсутствует

  • ответственность по долгам всем личным имуществом

  • отсутствие возможности распределения ответственности по обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности




Бизнес одного владельца с небольшими оборотами и рисками при отсутствии предпринимательско го опыта

Крестьянское (фермерское) хозяйство

  • те же плюсы, что и у предпринимателя

  • имеются налоговые льготы

  • льготы распространяются на членов хозяйства, которыми могут быть члены семьи




  • ответственность по долгам всем личным имуществом

Сельскохозяйствен ное производство

Полное товарищество

(товарищество на вере)

  • товариществом управляют все участники, являющиеся индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица

  • полная ответственность каждого участника за долги всего товарищества

  • требуется высокое доверие между участниками

  • можно быть участником только одного товарищества




Без особых оснований и опыта использовать не стоит

Общество с ограниченной ответственностью

  • ответственность ограничена суммой вклада

  • можно в любое время выйти из общества

  • управляет обществом директор

  • участников не более 50-ти

  • при выходе участника из состава общества может возникнуть возможность финансового кризиса в связи с выплатой участнику его доли в имуществе общества




Рискованный бизнес или бизнес с привлечением нескольких участников

Закрытое акционерное общество

  • ответственность ограничена суммой вклада

  • управляет обществом директор

  • участников не более 50-ти

  • забрать свою долю имущества в капитале общества можно только путем продажи акций, которые выступают абстрактным эквивалентом оценки капитала обществ



  • необходимость регистрации проспекта эмиссии акций




Бизнес с привлечением участников, который может сильно пострадать при их выходе

Открытое акционерное общество

  • ответственность ограничена суммой вклада

  • любое количество акционеров

  • управляет обществом директор

  • забрать свою долю имущества в капитале общества можно только путем продажи акций, которые выступают абстрактным эквивалентом оценки капитала обществ

  • необходимость регистрации проспекта эмиссии акций

  • высокие требования к размеру уставного капитала




Без особых оснований и опыта использовать не стоит

Производствен

ный кооператив

  • размер ответственности членов по долгам кооператива определяется уставом

  • необходимо принимать личное участие в деятельности

  • членами могут быть только физические лица

  • число членов не может быть менее 5-ти

Как правило, используется лицами, обладающими различными профессиональными навыками для проведения комплексных работ (например, строительная деятельность)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка iconРаспоряжени е
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка санкт-петербурга

Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка iconРаспоряжени е
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка санкт-петербурга

Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка iconРаспоряжени е
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка санкт-петербурга

Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка iconАнкета начинающего субъекта малого предпринимательства
Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга

Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка iconАнкета начинающего субъекта малого предпринимательства
Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга

Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка iconПриглашаем всех субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской...
Ктивности Ленинградской области» Государственное казенное учреждение Ленинградской области «Ленинградский областной центр поддержки...

Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка iconЗаявление о предоставлении (переоформлении, продлении срока действия)...
В комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга

Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка iconКомитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка санкт-петербурга распоряжение
«О предоставлении в 2017 году субсидий в целях возмещения затрат по оказанию услуг банного хозяйства»

Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка iconПеречень документов, представляемых в Комитет по развитию предпринимательства...
Порядку представления и рассмотрения заявлений на предоставление в 2013 году субсидий на поддержку и развитие

Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка iconКомитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка санкт-петербурга распоряжение
В целях реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30. 12. 2015 №1213 «О предоставлении в 2016 году субсидий в целях...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск