Практическое пособие для малых предприятий усн 6% "Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий"


НазваниеПрактическое пособие для малых предприятий усн 6% "Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий"
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Практическое пособие для малых предприятий УСН 6%

"Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий"

21 Августа 2012 г.

В Информационном банке "Бухгалтерская пресса и книги" раздела "Финансовые и кадровые консультации" включена книга издательства "АйСи Групп": Карсетская Е.В. "Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий". М., 2012. 112 с.
В книге рассказано, как перейти на УСН, какие налоги и взносы платить, какую отчетность сдавать и что контролировать, чтобы не утратить право на применение данного налогового режима.
"АйСи Групп", 2012

УПРОЩЕНКА 6%: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

Е.В.Карсетская

ВВЕДЕНИЕ

Что такое УСН?

УСН (упрощенная система налогообложения, "упрощенка") - специальный налоговый режим. В первую очередь, он ориентирован на индивидуальных предпринимателей и организации малого бизнеса. Именно поэтому в НК РФ введены многочисленные ограничения на применение этого налогового режима, "закрывающие" доступ к нему для предприятий крупного и среднего бизнеса. Так, например, установлены максимальный размер дохода и максимальная стоимость основных средств, при превышении которых применение "упрощенки" невозможно.

Безусловно, УСН значительно облегчает жизнь налогоплательщикам.

Во-первых, уплата единого налога заменяет значительную часть налогов, уплачиваемых при общей системе налогообложения.

Во-вторых, значительно упрощена процедура ведения налогового учета.

Налогоплательщику, решившему применять УСН, предоставлено право самостоятельно выбрать объект налогообложения из двух возможных:

- доходы (налоговая ставка составляет 6%);

- доходы, уменьшенные на величину расходов (стандартная налоговая ставка - 15%, однако в некоторых регионах местные власти ввели более низкие ставки для отдельных категорий налогоплательщиков).

Примечание. Объект налогообложения - "доходы" или "доходы минус расходы" - выбирается налогоплательщиками самостоятельно.

По общему правилу никаких ограничений по выбору объекта налогообложения нет. Однако из общего правила все же есть исключение. Налогоплательщики, которые являются участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, в качестве объекта налогообложения при применении УСН могут выбрать только объект "доходы минус расходы" (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

При выборе объекта налогообложения ("доходы" или "доходы минус расходы") налогоплательщику необходимо самостоятельно оценить наиболее выгодный вариант.

Очевидно, что, если деятельность связана со значительными расходами, более выгодным является объект налогообложения "доходы минус расходы". В этом случае налогооблагаемый доход будет уменьшаться на произведенные расходы. Как правило, этот объект налогообложения выбирают налогоплательщики, осуществляющие торговую деятельность (если, конечно, такая деятельность не переведена на систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД (единого налога на вмененный доход)). Однако нужно иметь в виду, что перечень расходов, которые учитываются при УСН, ограничен, т.е. полученные доходы можно уменьшить не на все расходы, связанные с его получением, а только на те, которые включены в разрешенный перечень. Кроме того, нужно понимать, что применение объекта "доходы минус расходы" обязывает налогоплательщика вести достаточно сложный учет расходов, хранить все первичные документы, подтверждающие расходы.

Если доля расходов незначительна, а также если вы изначально не готовы "связываться" с учетом расходов, лучше, разумеется, выбрать объект налогообложения "доходы". Расходы в этом случае вообще не учитываются и во внимание не принимаются. А налог уплачивается с общей суммы полученного дохода по налоговой ставке 6%.

Именно о такой шестипроцентной "упрощенке" и идет речь в данной книге.

 

Глава 1. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ШЕСТИПРОЦЕНТНОЙ "УПРОЩЕНКИ"

Начнем с плюсов

Первое: вместо ряда налогов общей системы налогообложения "упрощенец" уплачивает единый налог.

Второе: ставка единого налога довольно низкая - 6%.

Третье: упрощенная форма ведения налогового учета. Налогоплательщик ведет учет полученных доходов в книге учета доходов и расходов. Расходы, поскольку они не влияют на размер уплачиваемого налога, учитывать не нужно. Соответственно, нет необходимости собирать и хранить документы, подтверждающие расходы.

Четвертое: налоговые органы крайне редко проверяют налогоплательщиков, применяющих шестипроцентную "упрощенку". Если вы будете вовремя платить все налоги и взносы, а также вовремя сдавать отчетность, общение с налоговой инспекцией будет сведено к минимуму.

Теперь о минусах

Пожалуй, единственным существенным минусом работы на "упрощенке" можно назвать то, что покупатели (заказчики) иногда отказываются сотрудничать с продавцами-"упрощенцами" в связи с тем, что "упрощенец" не является плательщиком НДС и, как следствие, покупатель (заказчик), являющийся плательщиком НДС, не имеет возможности получить налоговый вычет по НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).

Нередко партнеры пытаются решить эту проблему следующим образом. "Упрощенец", несмотря на то что он не является плательщиком НДС, выставляет покупателю (заказчику) счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Сразу предупредим, что проблемы данная схема не решает.

Во-первых, Минфин России и налоговые органы настаивают на том, что счет-фактура с выделенной суммой НДС, выставленный продавцом, применяющим УСН, покупателю (заказчику) права на вычет НДС не дает (Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-07-11/126, ФНС России от 06.05.2008 N 03-1-03/1925, УФНС по г. Москве от 05.04.2010 N 16-15/035198).

Поэтому покупатель (заказчик), воспользовавшийся вычетом на основании такого счета-фактуры, рискует "потерять" этот вычет после первой же налоговой проверки. И тогда отстоять этот вычет можно будет, только обратившись с иском в арбитражный суд.

Отметим, что шансы на выигрыш такого спора в суде очень велики. Арбитражные суды не видят препятствий для вычета НДС на основании счета-фактуры, полученного от "упрощенца" (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 28.08.2009 N КА-А40/8482-09, Восточно-Сибирского округа от 02.12.2008 N А19-4782/08-57-Ф02-5536/08, А19-4782/08-57-Ф02-6112/08 (правомерность подтверждена Определением ВАС РФ от 08.04.2009 N ВАС-3855/09)).

Однако зачем такие проблемы покупателю?

Во-вторых, выставление счета-фактуры с выделенной суммой НДС создает проблемы и самому "упрощенцу".

Дело в том, что, выставив счет-фактуру с выделенной суммой НДС, "упрощенец" обязан перечислить поступившую ему от покупателя (заказчика) сумму НДС в бюджет (Письмо ФНС России от 06.05.2008 N 03-1-03/1925).

Кроме того, налоговые органы настаивают на том, что в этом случае он должен представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС, указав в ней сумму НДС, подлежащую уплате бюджет (общую сумму НДС по всем счетам-фактурам, выставленным покупателям в данном квартале).

Кроме того, налоговики считают, что "упрощенец" не имеет права уменьшить свой доход, облагаемый единым налогом, на суммы НДС, уплаченные в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям товаров (работ, услуг).

Поэтому если налогоплательщик, применяющий УСН, в добровольном порядке выставляет заказчику счета-фактуры с выделением в них НДС, то указанные суммы НДС, поступившие на его расчетный счет (в кассу), включаются в состав доходов, облагаемых единым налогом (Письмо УФНС по г. Москве от 02.11.2010 N 16-15/115179@).

Если "упрощенец" выставит покупателю счет-фактуру с НДС, но эту сумму НДС в бюджет не уплатит (оставит ее себе), налоговый орган, обнаружив это нарушение, взыщет с "упрощенца" НДС, начислит пени и штрафы как за несвоевременную уплату налога (ст. 122 НК РФ), так и за непредставление налоговой декларации по НДС (ст. 119 НК РФ).

Заметим, что арбитражные суды приходят к выводу, что такие действия налоговых органов противоречат НК РФ. Поскольку "упрощенец" не является плательщиком НДС, налоговый орган имеет право лишь взыскать с него сумму НДС, которую он получил от своих покупателей. При этом пени и штрафы как за несвоевременную уплату налога, так и за непредставление декларации по НДС с "упрощенца" взыскивать нельзя (Постановления Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07, ФАС Поволжского округа от 08.10.2009 N А06-522/2009).

Однако, несмотря на арбитражную практику, спора с налоговыми органами в данной ситуации все равно не избежать. Будьте уверены, они начислят вам и пени, и штрафы. И если вы не готовы отстаивать свои права в судебном порядке, тогда вам придется все эти санкции уплатить.

Таким образом, если уж вы решили перейти на "упрощенку", тогда забудьте об НДС. Привлекайте покупателей (заказчиков) более низкими ценами. Ведь, поскольку вы не являетесь плательщиком НДС, у вас есть возможность снизить цены по сравнению с ценами, которые предлагают продавцы, находящиеся на общем режиме налогообложения.

Глава 2. СОВМЕЩЕНИЕ УСН С ДРУГИМИ НАЛОГОВЫМИ РЕЖИМАМИ

2.1. УСН и общий режим налогообложения

Пунктом 1 ст. 346.11 НК РФ установлено, что УСН применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством.

Однако нужно понимать, что на УСН переводятся не отдельные виды деятельности, а вся деятельность организации (предпринимателя) в целом (за исключением видов деятельности, в отношении которых уплачивается ЕНВД).

В этой связи у организаций нет возможности совмещать общий режим налогообложения и УСН.

То есть в отношении одних видов деятельности применять УСН, а в отношении других - общую систему налогообложения нельзя.

Необходимо сделать выбор между этими системами налогообложения (либо общий режим, либо упрощенная система).

2.2. УСН и ЕНВД

Налоговое законодательство прямо предусматривает возможность совмещения УСН и ЕНВД (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Подобная ситуация возникает тогда, когда налогоплательщик, применяющий УСН, осуществляет несколько видов деятельности, некоторые из которых подпадают под налогообложение ЕНВД. 

Пример 2.1. Организация осуществляет розничную и оптовую торговлю. Розничная торговля ведется через принадлежащий организации магазин площадью 100 кв. м.

На территории нахождения магазина нормативным актом представительного органа муниципального района в отношении розничной торговли введен ЕНВД.

В данной ситуации организация обязана в отношении розничной торговли уплачивать ЕНВД. В отношении оптовой торговли организация вправе применять УСН. 

Обратите внимание! Организации и предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек, не вправе применять УСН (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если по отдельным видам деятельности вы переведены на ЕНВД, то ограничение по численности работников определяется исходя из всех видов деятельности, которые вы осуществляете (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Пример 2.2. Организация совмещает УСН и ЕНВД. По итогам 2011 г. средняя численность ее работников, занятых в деятельности, переведенной на УСН, составила 80 человек, а в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, - 30 человек.

Итого средняя численность работников организации за 2011 г. составила 110 человек.

В подобной ситуации организация не имеет права применять УСН и должна перейти на общий режим налогообложения (в части тех видов деятельности, которые не подпадают под ЕНВД). 

Тот же алгоритм действует и при определении стоимости основных средств и нематериальных активов. Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн руб., не вправе применять УСН. При определении стоимости основных средств и нематериальных активов в расчет принимаются все объекты, включая и те, которые используются в деятельности, переведенной на ЕНВД.

Что касается порядка определения максимального размера дохода, позволяющего применять УСН, то здесь действуют иные правила.

Пунктом 4.1 ст. 346.13 НК РФ установлен максимальный размер доходов при УСН - 60 млн руб. Если доходы налогоплательщика, применяющего УСН, превысят нарастающим итогом с начала года 60 млн руб., то ему придется перейти с УСН на общий режим налогообложения (см. подробнее с. 67).

В соответствии с п. 8 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, ведут раздельный учет доходов и расходов, относящихся к разным налоговым режимам (отдельно по УСН, отдельно по ЕНВД).

В этой связи налогоплательщик, применяющий УСН, который также является плательщиком ЕНВД, при определении размера дохода в целях применения п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ берет в расчет только те доходы, которые получены от предпринимательской деятельности, переведенной на УСН. То есть доходы, полученные в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД, при определении размера дохода, ограничивающего право на применение УСН, не учитываются (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-11-06/2/161).

Глава 3. НАЛОГИ И ВЗНОСЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УСН

3.1. Налоги, которые при УСН не уплачиваются

Таблица 1

Налоги, от уплаты которых освобождаются организации,

применяющие УСН

   Налог  

         Ситуации, когда освобождение не применяется        

НДС       

Организации-"упрощенцы" не освобождаются от уплаты НДС в    
следующих случаях (п. п. 2, 3 ст. 346.11, ст. 174.1 НК РФ): 
- при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные      
территории, находящиеся под ее юрисдикцией;                  
- совершении операций в соответствии с договором простого   
товарищества (договором о совместной деятельности) или      
договором доверительного управления имуществом на территории
РФ                                                           

Налог на  
прибыль   
организаций

Организации-"упрощенцы" признаются плательщиками налога на  
прибыль в отношении следующих видов доходов:                
- дивиденды (п. 3 ст. 284 НК РФ);                           
- проценты по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ.
При получении таких доходов организация-"упрощенец" должна  
представить в налоговые органы налоговую декларацию по налогу
на прибыль <*>

Налог на  
имущество 
организаций

                             -                               

--------------------------------

<*> Если организация-"упрощенец" получает дивиденды от российской организации, то налог с этих доходов удерживается организацией - источником выплаты дивидендов, которая признается налоговым агентом. Организация-"упрощенец" в этом случае налог с полученных дивидендов не уплачивает, т.к. получает дивиденды уже за вычетом суммы налога, удержанного налоговым агентом. В этой связи, по мнению ФНС России, при получении дивидендов от российских организаций представлять декларацию по налогу на прибыль не нужно (Письмо ФНС России от 01.03.2010 N 3-2-10/4). Эта позиция согласована с Минфином России.

Обратите внимание! До 2010 г. налогоплательщики, применяющие УСН, освобождались также от уплаты ЕСН (единого социального налога).

С 1 января 2010 г. этот налог отменен. Его заменили страховые взносы во внебюджетные фонды:

- в Пенсионный фонд РФ (ПФР) - на обязательное пенсионное страхование;

- в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) - на обязательное медицинское страхование.

Применение УСН от уплаты этих взносов не освобождает.

Примечание. "Упрощенцы" уплачивают взносы во внебюджетные фонды в общем порядке (в таком же порядке, что и налогоплательщики, применяющие общий режим налогообложения).

Все остальные налоги, кроме перечисленных выше (см. таблицу 1), "упрощенцы" платят в общем порядке. Это следующие налоги и взносы:

- земельный налог;

- транспортный налог;

- водный налог;

- госпошлина;

- плата за загрязнение окружающей среды;

- страховые взносы во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМС);

- страховые взносы в ФСС РФ на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3.2. Исполнение обязанностей налогового агента

Применение УСН не освобождает от исполнения обязанностей налогового агента.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (п. 1 ст. 24 НК РФ).

 

3.2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

"Упрощенец" может быть признан налоговым агентом по НДС.

Все ситуации, в которых у "упрощенца" могут возникнуть обязанности по исчислению, удержанию и уплате в бюджет НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ.

Самая распространенная из них - аренда государственного имущества.

Если вы арендуете государственное имущество у органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления, то при каждом перечислении арендной платы вы должны удерживать из нее НДС и перечислять его в бюджет.

Пример 3.1. ООО "Альфа", применяющее УСН, арендует у Комитета по управлению имуществом помещение. Сумма арендной платы в соответствии с условиями договора - 118 000 руб. в месяц с учетом НДС. Арендная плата согласно договору вносится арендатором ежеквартально в срок до 10-го числа первого месяца квартала.

Арендная плата за I квартал составляет 354 000 руб. с учетом НДС. Сумма НДС, которую ООО должно удержать и перечислить в бюджет в качестве налогового агента, - 54 000 руб. (354 000 руб. x 18 : 118).

11 января ООО перечислило арендодателю сумму арендной платы за I квартал без учета НДС в размере 300 000 руб. В такой ситуации сумма НДС в размере 54 000 руб. должна быть уплачена обществом в бюджет в сроки, установленные для уплаты НДС за I квартал (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Кроме того, ООО должно сдать в налоговую инспекцию декларацию по НДС за I квартал с заполненным разд. 2, в котором указывается сумма 54 000 руб.

Обязанность по уплате НДС возникает и в том случае, если "упрощенец" покупает государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) имущества. Они обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Обратите внимание! С 1 апреля 2011 г. для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено освобождение от уплаты НДС при покупке государственного (муниципального) недвижимого имущества.

С этой даты не облагается НДС реализация (передача) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями (учреждениями) и составляющего государственную или муниципальную казну, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Освобождение от НДС применяется только в том случае, если недвижимое имущество приобретено организацией после 1 апреля 2011 г. (право собственности на недвижимое имущество перешло к организации после 1 апреля 2011 г.).

Операции по реализации имущества, право собственности на которое перешло к организации до 1 апреля 2011 г., подлежат обложению НДС в общем порядке, установленном п. 3 ст. 161 НК РФ, в соответствии с которым исчислять и уплачивать НДС должны налоговые агенты - покупатели имущества.

При этом дата оплаты имущества (до 1 апреля 2011 г. или после этой даты) значения не имеет (Письмо Минфина России от 29.08.2011 N 03-07-14/88).

 

3.2.2. Налог на прибыль

Организация, применяющая УСН, может являться налоговым агентом по налогу на прибыль.

Это происходит в случае, когда организация распределяет дивиденды своим участникам (акционерам) - российским организациям.

Порядок расчета суммы налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, установлен п. 2 ст. 275 НК РФ.

Исчисление налога производится по следующей формуле: 

Н = К x Сн x (д - Д),

где Н - сумма налога, подлежащего удержанию;

К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом;

Сн - соответствующая налоговая ставка;

д - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей;

Д - общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (за исключением дивидендов, указанных в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков - получателей дивидендов при условии, что данные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных налоговым агентом в виде дивидендов.

При этом в том случае, если значение Н составляет отрицательную величину, обязанность по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.

"Упрощенец" удерживает налог при выплате дохода акционеру (участнику) и перечисляет его в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дивидендов (п. 4 ст. 287 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты дивидендов, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации по налогу на прибыль.

Организация-"упрощенец", исполняющая обязанности налогового агента, представляет в налоговые органы по итогам отчетных (налоговых) периодов декларацию по налогу на прибыль в составе:

- титульного листа (листа 01),

- подраздела 1.3 разд. 1,

- листа 03.

При этом в титульном листе (листе 01) по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "231" (п. 1.7 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@).

Соответствующее разъяснение приведено в Письме ФНС от 17.05.2011 N АС-4-3/7853@.

Примечание. Если участниками (акционерами) организации являются только физические лица и организация-"упрощенец" не распределяет дивиденды в пользу российских юридических лиц, представлять декларацию по налогу на прибыль не надо.

Соответствующие разъяснения можно найти в Письмах Минфина России от 11.01.2011 N 03-03-06/1/1, ФНС России от 24.05.2010 N ШС-21-3/289@.

 

3.2.3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Наиболее распространенный случай исполнения обязанностей налогового агента - удержание НДФЛ с доходов, выплачиваемых физическим лицам.

При выплате физическим лицам заработной платы (вознаграждения по договору гражданско-правового характера) организация - источник выплаты дохода должна исполнить обязанности налогового агента, а именно исчислить, удержать и перечислить НДФЛ в бюджет.

Исключением из этого правила является ситуация, когда исполнителем по гражданско-правовому договору является индивидуальный предприниматель. В этом случае предприниматель самостоятельно исполняет обязанности налогоплательщика (исчисляет и перечисляет НДФЛ в бюджет) (пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ). Соответственно, организация, выплачивающая доходы индивидуальному предпринимателю, налоговым агентом не является.

 

3.3. "Упрощенец"-посредник и НДС

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не признается плательщиком НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Это означает, что при реализации товаров (работ, услуг) организация-"упрощенец" не должна оформлять счета-фактуры.

Вместе с тем "упрощенец" может оказывать посреднические услуги на основании договоров комиссии, поручения, агентского договора, и при определенных условиях у него может появиться обязанность выставлять покупателям счета-фактуры с выделением НДС.

Такая обязанность возникает у посредника, выступающего в роли комиссионера по договору комиссии или агента по договору поручения, предусматривающему совершение агентом действий от своего имени за счет принципала.

Действуя в рамках договора комиссии (агентского договора), комиссионер (агент) реализует товары (услуги), принадлежащие комитенту (принципалу).

Если комитент (принципал) не является плательщиком НДС, то посредник, реализующий товары (работы, услуги) комитента (принципала), не должен выписывать покупателям счета-фактуры.

Если же комитент (принципал) является плательщиком НДС, необходимо руководствоваться следующим.

Комиссионеры (агенты), осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени, должны выставлять счета-фактуры на имя покупателя, а реквизиты этих счетов-фактур передавать комитентам (принципалам). Данный порядок выставления счетов-фактур следует применять в том числе комиссионерам (агентам), перешедшим на УСН (Письмо УФНС по г. Москве от 03.07.2006 N 18-11/3/57740@).

Поэтому комиссионер (агент), реализующий товары (работы, услуги) комитента (принципала), являющегося плательщиком НДС, обязан выписывать от своего имени на имя покупателя (заказчика) счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Счет-фактура выписывается в двух экземплярах. Один экземпляр счета-фактуры передается покупателю (заказчику), второй - подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур.

При этом книгу покупок и книгу продаж посредник-"упрощенец" не ведет, т.к. он сам плательщиком НДС не является. Копии всех выставленных счетов-фактур передаются комиссионеру (принципалу), который на основании этих счетов-фактур выписывает агенту (комиссионеру) точно такие же счета-фактуры, но уже от своего имени. Агент (комиссионер) подшивает полученные от принципала (комитента) счета-фактуры в журнал учета полученных счетов-фактур.

Заметим, что выставление агентом (комиссионером) счетов-фактур с выделенным НДС покупателям товаров (работ, услуг) не влечет за собой возникновение у агента (комиссионера) обязанности по уплате налога в бюджет. Объект налогообложения в этом случае возникает у принципала (комитента), который и отражает соответствующие операции по реализации в своем налоговом учете (книге продаж) на основании копий счетов-фактур, полученных от агента (комиссионера).

Что касается самих посреднических услуг, оказываемых посредником принципалу (комитенту), то они НДС не облагаются, поскольку посредник не является плательщиком НДС (применяет УСН). Соответственно, счет-фактуру на сумму своего вознаграждения агент (комиссионер) принципалу (комитенту) выставлять не должен.

Отметим, что при определении объекта налогообложения при исчислении налоговой базы по единому налогу доходом организации-агента (комиссионера) является сумма полученного агентского вознаграждения (Письмо Минфина России от 28.03.2011 N 03-11-06/2/41).

Денежные средства, полученные от покупателей (заказчиков) в пользу принципала (комитента), в налоговую базу по единому налогу у организации-посредника не включаются.

3.4. Взносы во внебюджетные фонды

Лица, применяющие УСН, признаются плательщиками взносов во внебюджетные фонды.

Это установлено Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Налогоплательщики, применяющие УСН, должны уплачивать установленные Законом N 212-ФЗ взносы наравне со всеми остальными.

Заметим, что контроль за уплатой страховых взносов осуществляют не налоговые органы, а:

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы - в отношении взносов, уплачиваемых в ПФР и в фонды медицинского страхования;

Фонд социального страхования и его территориальные органы - в отношении взносов, уплачиваемых в ФСС РФ.

Эти органы наделены полномочиями проводить камеральные и выездные проверки плательщиков взносов.

ПФР утвердил Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов сотрудниками ПФР (Распоряжение Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р).

Этот документ интересен тем, что в нем сформулированы критерии, по которым ПФР отбирает плательщиков страховых взносов для проведения проверок.

Такими критериями являются:

1) отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);

2) несвоевременное представление индивидуальных сведений;

3) наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4) применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;

5) выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений);

6) наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;

7) уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;

8) неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;

9) периодичность проведения проверок плательщика - не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);

10) наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов;

Кроме того, Методическими рекомендациями установлен Перечень документов, подлежащих проверке. К ним отнесены следующие документы:

1) учредительные документы (устав, учредительный договор, положение);

2) приказы об учетной политике;

3) лицензии;

4) расчет РСВ-1 ПФР;

5) карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов;

6) информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации;

7) список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;

8) договоры между предприятием и страховой медицинской организацией (СМО) на обязательное медицинское страхование (ОМС) граждан, работающих на предприятии, с приложением списка граждан, застрахованных на ОМС;

9) регистры бухгалтерского учета:

- главная книга;

- журналы-ордера, мемориалы-ордера;

- оборотно-сальдовые ведомости;

- аналитические карточки (карточки субконто и др.);

- своды по заработной плате;

- разработочные таблицы-машинограммы;

10) формы первичной учетной документации, в том числе унифицированные.

Формы по учету кадров:

Т-1 - Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу;

Т-2 - Личная карточка работника;

Т-3 - Штатное расписание;

Т-5 - Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;

Т-5а - Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;

Т-6 - Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;

Т-6а - Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;

Т-8 - Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работником (увольнении);

Т-8а - Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении);

Т-11 - Приказ (распоряжение) о поощрении работника.

Формы по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:

Т-12 - Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда;

Т-13 - Табель учета рабочего времени;

Т-49 - Расчетно-платежная ведомость;

Т-51 - Расчетная ведомость;

Т-53 - Платежная ведомость;

Т-54 - Лицевой счет;

прочие документы;

11) документы, используемые при проверке кассовых операций (приказ о назначении кассира, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, кассовая книга, отчет кассира (второй лист кассовой книги), приходные и расходные кассовые ордера); при наличии ККТ проверяются: договор с центром технического обслуживания, журнал кассира-операциониста, справки-отчеты кассира-операциониста, X-отчеты, Z-отчеты;

12) банковские документы, в том числе платежные (выписки банка, платежные поручения (требования) и пр.);

13) расчетные документы (счета и пр.);

14) трудовые договор;

15) трудовые книжки работников;

16) договоры гражданско-правового характера;

17) акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг);

18) документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и пр.);

19) унифицированная форма государственного статистического наблюдения П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", представляемая плательщиками страховых взносов, юридическими лицами - коммерческими и некоммерческими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности в органы Росстата;

20) Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;

21) Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (рекомендуемая форма 1-НДФЛ);

22) При необходимости иные документы.

 

3.4.1. Уплата взносов

Объектом обложения страховыми взносами признаются следующие выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц:

- выплаты в рамках трудовых отношений;

- выплаты в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;

- выплаты по договорам авторского заказа;

- выплаты в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Примечание. Если сумма выплат в пользу физического лица, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысит базовую предельную величину доходов, то с суммы превышения страховые взносы не уплачиваются.

Базовая предельная величина доходов ежегодно индексируется.

В 2010 г. она составляла 415 000 руб.

В 2011 г. ее размер увеличен до 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933).

С 1 января 2012 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974).

База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода (года) по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

С того момента, как сумма выплат в пользу конкретного физического лица превысит предельную величину, страховые взносы на выплаты в пользу этого физического лица не начисляются.

Обратите внимание! До 2012 г. из указанного выше правила не было никаких исключений.

С 2012 г. ситуация изменилась. С этого года страховые взносы в Пенсионный фонд в общем случае начисляются на всю сумму выплат в пользу физического лица, даже если она превышает предельную величину. При этом размер тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд различается для доходов, не превышающих предельную величину, и для доходов, ее превышающих. Заметим, что новые правила уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд распространяются на тех плательщиков взносов, которые не имеют права на применение льготных тарифов.

"Упрощенцы", имеющие право на применение льготных пониженных тарифов, исчисляют и уплачивают страховые взносы по старым правилам. То есть у них объектом обложения взносами являются выплаты в пределах максимальной величины. Суммы выплат, превышающие предельную величину дохода, страховыми взносами не облагаются.

Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

Датой осуществления выплат признается день их начисления в пользу работника.

В 2011 г. действовали следующие тарифы страховых взносов:

Таблица 2

  Пенсионный
   фонд РФ  

   ФСС РФ  

    Фонды обязательного   
  медицинского страхования

 Итого (суммарная
      ставка)    




Федеральный
    фонд  

территориальный
      фонд    




     26%    

    2,9%   

    3,1%  

      2,0%    

        34%      

В 2012 - 2013 гг. применяются следующие тарифы (ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ):

 

Таблица 3

База для начисления
 страховых взносов

Пенсионный
  фонд РФ

 ФСС РФ

Федеральный фонд
  обязательного
  медицинского 
   страхования 

Итого(суммарная
ставка)   

В пределах        
установленной     
предельной величины
базы для начисления
страховых взносов 

   22,0%  

  2,9% 

      5,1%     

      30,0%    

Свыше установленной
предельной величины
базы для начисления
страховых взносов 

   10,0% 

  0,0% 

      0,0%     

      10,0%    
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Практическое пособие для малых предприятий усн 6% \"Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий\" iconУчебно-практическое пособие рассматривает формат и порядок заполнения...
Учебно-практическое пособие предназначено для специалистов мсх, лекторов системы дпо, а также руководителей и членов кфх, ип участников...

Практическое пособие для малых предприятий усн 6% \"Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий\" iconОбъявление
Краснодарского края совместно с Межрегиональным центром обслуживания малых и средних предприятий ООО «Югинформинвест» информирует...

Практическое пособие для малых предприятий усн 6% \"Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий\" iconУчебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским...
Учебно-практическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки бакалавров 030901....

Практическое пособие для малых предприятий усн 6% \"Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий\" iconФормирования и ведения реестра инновационных малых и средних предприятий нижегородской области
Среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области...

Практическое пособие для малых предприятий усн 6% \"Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий\" iconПрактическое пособие для подростков, освобождающихся из воспитательных колоний м осква, 2006
Жизнь после освобождения. Практическое пособие для подростков, освобождающихся из воспитательных колоний. М.: Роо «Центр содействия...

Практическое пособие для малых предприятий усн 6% \"Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий\" iconПрактическое пособие для подростков, освобождающихся из воспитательных колоний м осква, 2006
Жизнь после освобождения. Практическое пособие для подростков, освобождающихся из воспитательных колоний. М.: Роо «Центр содействия...

Практическое пособие для малых предприятий усн 6% \"Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий\" iconПрактическое пособие по усн часть I. Общие положения глава усн специальный налоговый режим
Упрощенная система налогообложения это один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 Нк рф)

Практическое пособие для малых предприятий усн 6% \"Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий\" iconПрактическое пособие по усн часть I. Общие положения глава усн специальный налоговый режим
Упрощенная система налогообложения это один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 Нк рф)

Практическое пособие для малых предприятий усн 6% \"Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий\" iconПрактическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе Саратов
П84 Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних : практическое пособие для социальных педагогов, специалистов...

Практическое пособие для малых предприятий усн 6% \"Упрощенка 6%: Практическое пособие для малых предприятий\" icon1 Отчетность малых предприятий по осно
При осуществлении различных видов деятельности организация может по одним из них быть плательщиком енвд, а по другим отчитываться...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск