Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2


НазваниеПояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2
страница1/10
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Договоры > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к отчету по форме 21-ГИТ Государственной инспекции труда в Челябинской области

за 2-е полугодие 2013 года
Государственной инспекцией труда в Челябинской области во исполнение приказов Федеральной службы по труду и занятости от 07.11.2005 №347 и 15.03.2011 № 49, последующих приказов и указаний обобщены и проанализированы результаты деятельности за 2-е полугодие 2013 года по организации федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на предприятиях, в учреждениях и организациях Челябинской области.


  1. Общий анализ состояния соблюдения законодательства о труде и охране труда.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области на 01.01.2013 общие статистические сведения по Челябинской области составляли:

- общая численность населения по данным «Челябинскстата» – 3485,3 тыс. человек (против 3478 тыс. человек на 01.01.2012 г.);

- сведения об общей численности населения трудоспособного возраста по данным «Челябинскстата» 2057,3 тыс. человек (против 2114 тыс. человек на 01.01.2012 г.);

- общее количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов – 208,3 тыс. (против 210,8 тыс. на 01.01.2012 года), в том числе лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью – 103,1 тыс. (против 105,7 тыс. на 01.01.2012 года) и организаций – 105,2 тыс. (против 105,1 тыс. на 01.01.2012 года);

- среднегодовая численность занятых в экономике работников за 2012 год составила 1672,9 тыс. человек (за 2011 г. численность занятых в экономике работников составила 1665,7 тыс. человек).

Анализ результатов по осуществлению федерального государственного надзора позволяет сделать вывод, что обязательные нормы и положения трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отчетный период продолжали нарушаться в Челябинской области значительным количеством работодателей. При этом, соотношение количества установленных нарушений трудового законодательства РФ, как у работодателей на предприятиях малого и среднего предпринимательства (с учётом работодателей - индивидуальных предпринимателей), в сравнении с нарушениями, установленными на крупных предприятиях, в пропорциональном соотношении примерно одинаково. Нарушения трудового законодательства, из указанных категорий работодателей, первой категорией работодателей совершались по причине правовой безграмотности в сфере нормативной базы, содержащей обязательные требования трудового права, и стремлением извлечения сверх прибыли, а второй категорией работодателей по причине правового нигилизма руководителей крупных (в том числе градообразующих) предприятий. В отчетный период в результате совместной деятельности государственных инспекторов труда и других надзорных и контрольных органов на предприятиях, в учреждениях и организациях выявлены многочисленные нарушения трудовых прав граждан.

Так, во 2 полугодии 2013 г. Гострудинспекцией по результатам всех проведенных 1490 проверок в общей сложности выявлено 11545 нарушений трудового законодательства РФ (против 1530 проверок и 11866 выявленных нарушений за аналогичный период 2012 г.). В отчетный период среднее количество нарушений выявленных в ходе 1 проверки составило 7,8 нарушений (сколько и во 2 полугодии 2012 года). Наибольшее количество нарушений выявлено по вопросам:

- обучения и инструктирования работников по охране труда – 2248 нарушений (против 1970 нарушений за аналогичный период 2012 г.);

- связанным с трудовым договором - 2216 нарушений (против 2113 - во 2 половине 2012 г.);

- оплаты труда – 1590 нарушений (против 1336 нарушений – во 2 полугодии 2012 г.);

- рабочего времени и времени отдыха – 755 нарушений (против 901 нарушений за аналогичный период 2012 г.);

- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты – 692 нарушения (против 965 нарушений во 2 полугодии 2012 г.);

- проведения аттестации рабочих мест по условиям труда – 562 нарушения (против 592 нарушения за аналогичный период 2012 г.);

- дисциплины труда и трудового распорядка – 311 нарушений (против 444 нарушений).

Общая сумма произведенных по требованиям госинспекторов труда выплат задержанной заработной платы за 2 полугодие 2013 г. составила 43,7 млн. рублей, (против 88,7 млн. рублей за аналогичный период 2012 г.). По результатам проведенных инспекторских проверок 3053 работникам выплачена задержанная заработная плата (против 5701 работника за аналогичный период 2012 г.).

В течение 2 полугодия 2013 года по вопросам оплаты труда Гострудинспекцией в общей сложности проведено 692 проверки (против 559 проверок, проведённых во 2 полугодии 2012 года). Из указанного количества проверок совместно с представителями органов прокуратуры проведено 58 проверок или 8,4% (во 2 полугодии 2012 года – 37 проверок или 6,6%).

По результатам проверок:

- в 269 хозяйствующих субъектах выявлены факты задержки выплаты заработной платы в отношении в общей сложности 6286 работников;

- выявлено 1590 нарушений законодательства об оплате труда;

- выдано 644 предписания об устранении выявленных нарушений;

- наложено 320 административных штрафов на должностных лиц организаций, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на общую сумму 4212 тыс. рублей, из которых в отчётный период взыскано 1802 тыс. рублей;

- в суды направлено 8 протоколов для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в правонарушениях в сфере оплаты труда, в том числе по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении 1 должностного лица.

Следует отметить, что к концу отчётного периода на 01.01.2014, официальная задолженность по заработной плате составляла сумму в 4,461 млн. рублей (по данным Челябинскстата на 01.07.2013 задолженность по заработной плате составляла несколько меньшую сумму в 3,373 млн. рублей), которая отмечалась в отношении 422 работников в 4 организациях области, из которых 2 находились в стадии банкротства. (Конкретная деятельность приведена в подразделе «Оплата труда»).

В течение отчётного периода в Челябинской области, как и в иных субъектах Российской Федерации, продолжали являться актуальными вопросы, связанные с высвобождением работников. Во исполнение приказов и указаний Роструда Гострудинспекцией поддерживались рабочие контакты и взаимодействие с Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области и его территориальными органами, а также с органами исполнительной власти области. Во 2 полугодии 2013 года Гострудинспекция продолжала осуществлять оперативные системные надзорные мероприятия в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, представивших в органы службы занятости сведения о ликвидации организаций, сокращении численности или штата работников, а также неполной занятости работающих, при этом первостепенное внимание уделялось организациям, планирующим массовое высвобождение работников. Так, из ГУ по труду и занятости населения области в Гострудинспекцию еженедельно поступала информация, свидетельствующая о регистрации на территории области предприятий и организаций, где в период с июля по декабрь 2013 г. планировалось высвобождение.

На конец отчетного периода (на 25.12.2013) было зарегистрировано 16 организаций с предполагаемым массовым увольнением 8567 работников, а также 304 организации с числом увольняемых менее 50 человек, на которых в общей сложности предполагалось высвобождение 1952 работников. Таким образом, общее количество организаций составило 320 с общей численностью 10519 высвобождаемых работников.

На начало 2 полугодия 2013 года (на 03.07.2013) было зарегистрировано значительно меньше организаций – 5, с предполагаемым массовым увольнением 1278 работников, а также 134 организаций с числом увольняемых менее 50 человек, на которых в общей сложности предполагается высвобождение 1856 работников. Таким образом, общее количество организаций составило 139 с общей численностью 3143 высвобождаемых работника.

Для сведения, на 02.10.2013 было зарегистрировано 6 организаций с предполагаемым массовым увольнением 1084 работников, а также 184 организации с числом увольняемых менее 50 человек, на которых в общей сложности предполагается высвобождение 2300 работников. Таким образом, общее количество организаций составило 190 с общей численностью 3384 высвобождаемых работника.

Указанные количественные показатели позволяют сделать вывод, что к концу отчётного периода в области отмечалось значительное увеличение: числа организаций, планирующих массовое высвобождение работников (в 3 раза); общего количества организаций, планирующих высвобождение (более чем в 2 раза); общего количества работников, предполагаемых к увольнению (почти в 3,5 раза), что убедительно свидетельствует о негативных тенденциях, проявляющихся на рынке труда одного из крупных промышленных регионов РФ.

В течение 2 полугодия 2013 года госинспекторами труда в хозяйствующих субъектах, в том числе планирующих массовое высвобождение работников, проведено 13 целевых проверок по соблюдению работодателями процедуры сокращения работников. Также, по ряду предприятий и организаций, направивших в ГУ по труду и занятости населения области информацию о высвобождении работников, Гострудинспекцией у работодателей в порядке ч.1 ст. 357 ТК РФ запрашивались необходимые документы, по которым осуществлялся мониторинг законности высвобождения и исполнения работодателями законодательства. В ходе указанных проверок и мониторинга выявлены 3 не существенных нарушения по процедуре высвобождения работников, для устранения которых выдано 2 предписания, к примеру:

- в СХПК «Черноборский» Чесменский район (председатель Образцов А.В.) в нарушение ч.2 ст.180 ТК РФ работники предупреждены об увольнении в связи с сокращением численности или штата позднее установленного законодательством срока; в нарушение ч.1 ст.180 ТК РФ работнику предложена невакантная должность. По результатам проверки работодателю выдано предписание. Решается вопрос о привлечении председателя к административной ответственности в виде штрафа по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Следует отметить, что в большинстве случаев работодателями соблюдаются установленные законом требований. К примеру, при проверке в ООО «Бакальское рудоуправление» г. Бакал (директор Унашхотлев М.Г.) установлено, что мотивированный приказ о сокращении численности работников издан 28.10.2013, предусматривающий увольнение 108 работников с 01.01.2014. В день издания приказа всем сокращаемым работникам были выданы уведомления о предстоящем расторжении трудовых договоров с 01.01.2014 в связи с сокращением штатов. Директором ООО председателю профкома рудоуправления и в Центр занятости населения г. Сатки своевременно были направлены уведомления о сокращении штата работников организации, соблюдены и другие обязательные процедуры.

В других проверенных предприятиях: ОАО «Ашинский металлургический завод», ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ» г.Миасс, ОАО «Златоустовский металлургический завод», МБУЗ «Катав-Ивановская центральная районная больница», ОАО «ММК» г. Магнитогорск, ОАО «ЗМЗ» г. Златоуст, Межрайонная ИФНС России № 6 г. Троицк, ФГКУ «7 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области» г. Троицк, ООО «Ясные поляны» Троицкий район нарушений трудового законодательства также не выявлено.

Во 2 полугодии 2013 г. в общей сложности поступило 1809 письменных обращений граждан, что на 198 обращений (или на 10,9%) больше, чем за аналогичный период 2012 г. (1611 обращений), при этом с личного приема граждан поступило 117 обращений (против 105 вво 2 полугодии 2012 года).

Среди поступивших письменных обращений наибольшее количество составили: обращения, связанные с нарушением трудового законодательства об оплате труда – 751 обращений (или 41,5% от числа всех поступивших); далее следуют обращения, связанные с институтом трудового договора – 464 (или 25,6%); охраны труда – 221 (или 12,2%); режима труда и отдыха – 166 (или 9,2%), предоставления гарантий и компенсаций – 105 (или 5,8%), далее - по другим вопросам. Основными причинами, послужившими основанием для направления обращений в государственную инспекцию труда, явились: нарушения трудового законодательства, допущенные работодателем в отношении заявителя или иных работников организаций – 968 обращений (или 53,5%); низкая правовая грамотность заявителей – 514 обращений (или 28,4%); недостаточная информированность самих заявителей о деятельности государственной инспекции труда – 317 обращений (или 17,5%); по причине, относящейся к решению вопроса о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей должностными лицами Гострудинспекции –3 обращений (столько же как и во 2 полугодии 2012 года или 0,2%).

Состояние производственного травматизма во многих организациях базовых отраслей экономики области остается неудовлетворительным. Следует отметить, что во 2 полугодии 2013 г. незначительно снизилось количество несчастных случаев на производстве, относящихся к категории тяжелых, которых зарегистрировано 89 (против 92 за аналогичный период 2012 г.). За отчетный период в Челябинской области произошло 10 групповых несчастных случаев на производстве, в которых погибли 8 работников (за аналогичный период 2012 г. произошло 14 групповых несчастных случаев, в которых погибли 8 работников). Во 2 полугодии 2013 г. также зарегистрировано 38 смертельных несчастных случаев на производстве (против 32, зарегистрированных во 2 полугодии 2012 г.). В общей сложности в отчетный период 2013 г. в области погибли на производстве 46 человек (во 2 полугодии 2012 г. – погибли 40 работников).

По видам экономической деятельности факты смертельного травматизма отмечены: в обрабатывающих производствах – 14 (что составило 31 % от общего количества погибших на производстве); в строительстве – 13 (28 %); добыча полезных ископаемых – 4 (9 %); сельское хозяйство – 2 (4 %), транспорт и связь – 5 (11 %), операции с недвижимым имуществом – 3 (7 %); образование – 1 (2 %), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 1 (2 %), оптовая и розничная торговля – 1 (2%), гостиницы и рестораны – 1 (2 %), производство и распределение электроэнергии, газа, воды – 1 (2%), государственное управление и обеспечение военной безопасности – 1 (2 %).

Количество сокрытых работодателями несчастных случаев на производстве, расследованных госинспекторами труда в анализируемый период 2013 года, составило 11 фактов (столько же во 2 полугодии 2012 г.).

Основными причинами производственных травм с тяжелыми последствиями, как отмечалось и ранее, являлись:

  • неудовлетворительная организация производства работ;

  • несоблюдение работниками трудового распорядка и дисциплины труда, включая нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения;

  • нарушение правил дорожного движения;

  • эксплуатация неисправных машин и механизмов;

  • нарушение технологического процесса и другие.

В анализируемый период Законодательное собрание Челябинской области не принимало законов, регулирующих трудовые отношения.
2. Организация федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации.

Во 2 полугодии 2013 г., как и в предыдущие отчетные периоды, надзорная деятельность Гострудинспекции планировалась и проводилась в соответствии с Планом основных мероприятий Федеральной службы по труду и занятости на 2013 г., соответствующими приказами и указаниями Роструда, Планом основных мероприятий Государственной инспекции труда в Челябинской области на 2013 г., Комплексным планом мероприятий Государственной инспекции труда в Челябинской области по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2012 г., а также Планом проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов в 2013 году (далее – план проверок) и квартальными планами работы отделов.

На основании положений действующего законодательства, одним из основных полномочий при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемых Гострудинспекцией, как территориальным органом Роструда, являлось проведение инспекторских проверок.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2 iconПояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции...
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области на 01. 01. 2011 общие статистические...

Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2 iconПояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции...
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области на 2 полугодие 2012 общие...

Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2 iconПояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции...
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области на 01. 01. 2011 общие статистические...

Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2 iconПояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции...
Государственной инспекцией труда в Челябинской области во исполнение приказа Федеральной службы по труду и занятости от 07. 11. 2005...

Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2 iconОтчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области...
Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004...

Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2 iconПояснительная записка к отчету по форме №21-гит государственной инспекции...
Федеральной службы по труду и занятости от 14 января 2005 года №2 с целью информации и анализа работы Государственной инспекции труда...

Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2 iconПояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции...
Федеральной службы по труду и занятости от 14 января 2005 года №2 с целью информации и анализа работы Государственной инспекции труда...

Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2 iconПояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции...
Федеральной службы по труду и занятости от 14 января 2005 года №2 с целью информации и анализа работы Государственной инспекции труда...

Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2 iconПояснительная записка о работе Государственной инспекции труда в...
Анализ проведенной работы свидетельствует, что интенсивность действий государственных инспекторов труда по ряду направлений деятельности...

Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 2 iconПояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции...
Фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск