Учебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ


НазваниеУчебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ
страница1/34
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Договоры > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

РАЗДЕЛ I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо
§ 1. Понятие и виды юридических лиц
Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 ГК РФ:
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Кроме указанных данной статье признаков юридического лица, ГК РФ содержит дополнительные требования к юридическим лицам, с учетом которых основными признаками юридического лица являются:

  • Наличие обособленного имущества, принадлежащего организации на основании вещного права (например, для учреждений таким правом является право оперативного управления);

  • Самостоятельная ответственность по своим обязательствам (иными словами по обязательствам юридического лица отвечает непосредственно оно само, а не его учредители, однако есть и исключения, например, субсидиарная ответственность учредителя учреждения);

  • Участие в гражданском обороте и выступление в суде от своего имени (именно поэтому юридическое лицо должно иметь наименование и действовать под ним);

  • Обязательная государственная регистрация (внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);

  • Наличие учредительных документов (в большинстве случаев это устав, однако, например, если учредителей несколько, то кроме устава учредительным документом является учредительный договор).

В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана1.

В этой связи необходимым является рассмотрение деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. П. 1 ст. 50 ГК РФ выделяет два признака такого деления:

  1. Цель деятельности;

  2. Распределение полученной прибыли между участниками (учредителями).

Исходя из этих признаков:
Коммерческая организация – юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющее полученную прибыль между участниками.
Некоммерческая организация – юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками.
Приведенное выше деление является ключевой классификацией юридических лиц в российском гражданском праве и имеет важное значение. Исходя из статьи 49 Гражданского кодекса, некоммерческие юридические лица могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Это означает, что, по общему правилу, некоммерческое юридическое лицо (любой организационно-правовой формы, включая учреждение) может заниматься только тем, что соответствует целям деятельности некоммерческой организации, зафиксированным в ее уставе.

Более того, целями деятельности некоммерческой организации не является извлечение прибыли. Этот момент особенно подчеркивался в ходе дискуссий о целесообразности сохранения деления юридических лиц на коммерческие не коммерческие, которая велась в момент разработки концепции реформирования гражданского законодательства в Российской Федерации.

Аргументом против такого разделения выступало то, что коммерческий либо некоммерческий характер того или иного вида деятельности не связан напрямую с тем, является ли осуществляющее эту деятельность юридическое лицо коммерческим либо некоммерческим. Некоммерческие юридические лица зачастую ведут исключительно коммерческую деятельность. Аргументом в пользу сохранения деления была сложившаяся в гражданском законодательстве традиция базового разделения организационно-правовых форм именно по данному признаку. В итоге было признано, что сохранить именно такое принципиальное деление юридических лиц целесообразно, однако подчеркивалось, что приносящая доход деятельность некоммерческих юридических лиц должна носить вспомогательный характер, и также осуществляется в полной мере в пределах определенных уставом целей деятельности учреждения.

§ 2. Организационно-правовые формы образовательных организаций

Следует отметить, что ГК РФ не дает определения понятия «организационно-правовая форма», кроме этого вместо данного термина он использует являющийся синонимом термин «форма», которому, впрочем, тоже не дает определения.

Пожалуй, единственное нормативное определение рассматриваемого понятия дается во Введении к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст:
Под организационно-правовой формой организации понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Несмотря на то, что данное определение, по сути, не является обязательным его можно использовать в практической деятельности.

ГК РФ перечисляет следующие виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;

  • общественные или религиозные организации (объединения);

  • учреждения;

  • благотворительные и иные фонды;

  • ассоциации (союзы).

  • а также другие формы, предусмотренные законом.

Иначе говоря, в отличие от коммерческих организаций перечень некоммерческих организаций является открытым и в случае принятие соответствующего закона может быть дополнен иными формами.

Перечень некоммерческих организаций, указанных в ГК РФ, дополняется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Также существует целый ряд Федеральных законов, предусматривающих возможность создания некоммерческих организаций в различных организационно-правовых формах. Так, например, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» в целях взаимного страхования создается основанная на членстве некоммерческая организация в форме общества взаимного страхования.

П. 18 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит прямых ограничений по формам некоммерческих организаций, в которых может быть создана образовательная организация. Тем не менее, данный пункт содержит важное условие о том, что такая организация должна иметь в качестве основного вида деятельности образовательную деятельность в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Таким образом, общество взаимного страхования не может быть образовательной организацией, поскольку основной его целью и, соответственно, основным видом деятельности будет являться взаимное страхование.

Приведем другой пример, в соответствии с п. 1 ст. 118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Если в качестве основного вида деятельности в уставе фонда указана образовательная деятельность, то фонд может считаться образовательной организацией. Если же, указаны в качестве основных, например, благотворительные цели, то нет.

Есть еще одно ограничение по выбору организационно-правовой формы для образовательных организаций. Так, ч. 4. ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает за муниципальными образованиями право создавать из возможного перечня некоммерческих организаций лишь муниципальные учреждения.

Отсутствие ведения образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности, однако, не означает, что указанные в примерах выше юридические лица не имеют права заниматься образовательной деятельностью вообще. При условии получения ими соответствующей лицензии они получат такое право. Федеральный закон № 273-ФЗ относит такие организации к организациям, осуществляющим обучение. Согласно п. 19 ст. 2 данного закона организация, осуществляющее обучение - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности2.

Примечательно, что к данным организациям могут относиться не только некоммерческие организации, но и юридические лица любых организационно-правовых форм, поскольку не указано иное. Вместе с тем, ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ установлен ряд ограничений для программ, по которым могут осуществлять образовательную деятельность такие организации. Любое юридическое лицо может реализовывать лишь программы профессионального обучения, образовательные программы дошкольного образования и дополнительные образовательные программы.

Для образовательных организаций, как некоммерческих организаций, достаточно важным вопросом являются основные направления развития гражданского законодательства в Российской Федерации. Изначально при обсуждении концепции реформирования гражданского законодательства ставились такие радикальные вопросы, как целесообразно ли в принципе сохранять деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, целесообразно ли в современных условиях сохранения учреждений как юридических лиц – не собственников своего имущества, либо данная организационно-правовая форма устарела и подлежит реформированию.

Возобладал консервативный подход, однако же, планируется внесение целого ряда ключевых изменений. Законопроект № 47538-6 о внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации предполагает такие существенные нововведения, как введение закрытого перечня некоммерческих юридических лиц, а также признание по общему правилу устава единственным учредительным документом любого юридического лица.

§ 3. Правосубъектность образовательной организации

Правосубъектность в самом общем плане это способность выступать в качестве субъекта правоотношений.

Правосубъектность не является характеристикой только образовательных организаций, а присуща всем субъектам, как гражданам, так и организациям.

В юридической науке правосубъектность представляет собой совокупность правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Правоспособность является важнейшей характеристикой образовательной организации как субъекта права и представляет собой возможность иметь права и нести соответствующие обязанности. Однако в данном случае это лишь пассивное обладание. Смысл обладания каким-либо правом состоит в том, чтобы данное право реализовывать. Способность своими действиями приобретать права и осуществлять их, создавать обязанности и исполнять их называется дееспособностью.

Применительно к деятельности юридических лиц, как правило, правоспособность и дееспособность объединены, то есть правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. В отличие от граждан (физических лиц), которые, например, могут обладать правами (правоспособностью) с рождения, однако до достижения определенного возраста не могут самостоятельно их реализовывать, иначе говоря, не обладают полной дееспособностью.

Правоспособность юридического лица может быть общей и специальной. Под общей правосопособностью признаются возможность приобретать и осуществлять любые права, за исключением тех, для приобретения которых требуется специальное разрешение. Например, согласно ч. 1 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Соответственно, право на занятие образовательной деятельностью возникает у организации только с момента получения соответствующей лицензии.

Следует отметить, что в отличие от коммерческих организаций, которые обладают общей правоспособностью, учреждения изначально обладают специальной (целевой) правоспособностью.

На это обстоятельство прямо указывается в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором разъясняется, что в соответствии с законом (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 120, п. 2 ст. 298 ГК РФ государственное (муниципальное) учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью. Хотя в данном случае суд не рассматривал частные учреждения, будет корректным распространить этот вывод и на них.

Гражданское законодательство не раскрывает значение термина «специальная правоспособность», однако в юридической литературе существуют определенные мнения на этот счет.

Так, по утверждению В.В. Лаптева специальная правоспособность дает возможность осуществлять лишь такие виды деятельности, приобретать лишь такие обязанности, которые соответствуют предмету деятельности данного субъекта3.

По мнению М.И. Брагинского и К.Б. Ярошенко данное понятие означает совершение прямо указанными в законе юридическими лицами только таких действий, которые соответствуют предусмотренным в уставе целям их деятельности, а также несение, связанных с этой деятельностью обязанностей4.

Данные определения находят свое подтверждение в п.п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», согласно которым в уставе автономного учреждения должны содержаться предмет и цели деятельности автономного учреждения, а также исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Аналогичные положения для бюджетных учреждений содержатся и в п.п. 2,4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а для казенных учреждений – в п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

Цель создания учреждения, таким образом, играет важную роль для определения направлений и видов деятельности, которыми оно вправе заниматься. Такими целями создания в соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ выступают осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Кроме того, правоспособность некоммерческой организации ограничена целями ее деятельности на основании статьи 49 ГК РФ. «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.»

В этой связи перечень целей деятельности рекомендуется формулировать в уставе максимально широко. В него целесообразно включать не только цели деятельности в сфере образования, но и в сфере культуры, охраны здоровья, организации отдыха и иных. Целесообразно проверить соответствие перечня целей деятельности организации и перечня закрепленных в уставе видов деятельности данной организации, с учетом, что перечень видов деятельности должен соответствовать перечню целей.

Любая образовательная организация является участником множества различных правоотношений. В отношениях со своими работниками она выступает в качестве работодателя и является субъектом трудовых отношений. Платя налоги, она становится налогоплательщиком и субъектом налоговых отношений. Можно продолжать приводить примеры. Однако важным здесь является то, что правой статус, или набор соответствующих прав и обязанностей, образовательной организации в каждом из этих случаев является различным. Образовательная организация является не только участником образовательных отношений, но и гражданских, трудовых, административных, налоговых и многих других. Таким образом, применительно к образовательной организации можно говорить о множественности правовых статусов, которые зависят от отношений, участником которых она является.
Если правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности, а дееспособность – это способность своими действиями приобретать права и осуществлять их, создавать обязанности и исполнять их, то деликтоспособность – это способность нести юридическую ответственность за свои действия или бездействия.
В отличие от граждан, деликтоспособность которых зависит от их возраста, юридическое лицо является деликтоспособным с момента его государственной регистрации.

Если граждане (физических лиц) могут непосредственно приобретать права и нести обязанности, то юридические лица могут это делать лишь через свои органы или представителей.
Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Иначе говоря, юридическое лицо не может непосредственно, например, заключить какой-либо договор. Оно может сделать это только через свои уполномоченные органы, определенные в его уставе5. Следует отметить, что орган юридического лица может быть не только коллективным субъектом, но и единоличным.

Например, в соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. Соответственно, любой договор, заключаемый учреждением, заключается им в лице именно этого органа.

Лица, уполномоченные уставом действовать от имени организации, действуют от ее имени без доверенности. Данные о таких лицах подлежат государственной регистрации. Согласно пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в том числе, содержится фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Иначе говоря, наименование органа, уполномоченного действовать от имени юридического лица можно узнать из устава. Эту же информацию, а также персональные данные этого лица можно узнать из ЕГРЮЛ в разделе «сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица».

Всем иным лицам, которым по тем или иным причинам может понадобиться действовать от имени юридического лица или представлять его интересы, например, в органах власти, суде и т.д. необходима доверенность.

Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Также следует отметить, что в силу требований п. 1 ст. 186 ГК РФ в доверенности обязательно должна быть указана дата ее совершения (выдачи), поскольку в противном случае она считается ничтожной. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Содержание передаваемых по доверенности полномочий может быть, как достаточно общим, например, «представлять интересы организации во всех органах государственной власти и осуществлять для выполнения данного поручения все необходимые действия», так и очень конкретным, например, «сдать налоговую отчетность за II квартал 2013 года в федеральную налоговую инспекцию №…».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Похожие:

Учебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ iconЛекции по коммерческому праву. Магистратура. 2011г. Виды юридических...
Юридическое лицо это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени...

Учебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ iconКомплексная услуга по Государственной регистрации юридических лиц,...
Руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности...

Учебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ iconАнкета юридического лица, выгодоприобретателя юридического лица
Сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов — юридических лиц и выгодоприобретателей — юридических лиц

Учебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ iconОбразец письма от изготовителя, сырье полностью российское
Рф как юридическое лицо, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия № ХХХХ от ХХ хх....

Учебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ iconОбразец письма от изготовителя, производство с использованием импортного сырья
Рф как юридическое лицо, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия № ХХХХ от ХХ хх....

Учебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ iconИнструкция для юридических лиц Прежде чем Вы сможете зарегистрировать...
Прежде чем Вы сможете зарегистрировать юридическое лицо на Портале госуслуг gosuslugi ru, руководителю необходимо пройти регистрацию...

Учебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ icon«Понятие о внутренних болезнях. Введение»
Государственное автономное учреждение Амурской области профессиональная образовательная организация

Учебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ iconОао «мнпф «аквилон» Лист 1 Анкета клиента
Клиент юридическое лицо; индивидуальный предприниматель; физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством РФ порядке...

Учебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ iconОао «мнпф «аквилон» Лист 1 Анкета клиента
Клиент юридическое лицо; индивидуальный предприниматель; физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством РФ порядке...

Учебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация как юридическое лицо § Понятие и виды юридических лиц Определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 Гк РФ icon«Сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению...
Адрес местонахождения юридического лица должен совпадать с адресом, указанным в Уставе. Юридическое лицо должно иметь документы,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск