Третья. Региональные проблемы между США и РФ


НазваниеТретья. Региональные проблемы между США и РФ
страница1/15
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15





А. И. УТКИН

АМЕРИКАНСКАЯ стратегиЯ ДЛЯ ХХI ВЕКА.

Москва
Оглавление
Введение..........................................................................................
Глава первая. Основы стратеги.....................................................
Глава вторая. Российское направление...........................................
Глава третья. Региональные проблемы между США и РФ..........
Глава четвертая. Атлантическое направление...............................
Глава пятая. США и Восточная Азия.............................................
Глава шестая. “Крепость Америка”..............................................
Глава седьмая. Принцип самоопределения.....................................
Глава восьмая. Изоляционизм против интервенционизма...............
Заключение..........................................................................................

Введение
Всегда непредсказуемая, мировая история сделала в 1990-е годы нашего века удивительный поворот. После полустолетия биполярного противостояния мир потерял прежнее равновесие и новую систему международных отношений возглавили Соединенные Штаты Америки. Крушение СССР лишило их конкурента в военной сфере; замедление роста Западной Европы и Японии позволило избежать опасности быть обойденными в экономической области; средоточие фундаментальной и прикладной науки в американских фирмах и университетах обеспечило лидерство в научно-технической революции. Мир вынужден так или иначе приспосабливаться к американскому всемогуществу, помноженному на главенство в Североатлантическом союзе и в союзе с Японией.

Страна, которая шесть десятилетий назад пребывала в состоянии назад пребывала в состоянии изоляции, открылась миру в экономике, мире идей, в силовых параметрах. В настоящее время в мире нет сейчас страны или коалиции стран, готовых (и способных) представить собой угрозу Западу и его лидеру - Соединенным Штатам. Соединенные Штаты сегодня превосходят в военной области десять следующих по шкале мощности за ними стран. В области экономики Америка сделала в 90-е годы невероятный бросок. В 90-е годы экономический рост Америки был выше чем у ее индустриальных конкурентов. Америка превосходит минимум вдвое любого конкурента. ”Мы, - пишет Дж. Муравчик, - самая богатая нация на Земле, мы богатейшая страна в мировой истории. Мы богаче сегодня чем когда-либо прежде. Наши ресурсы не меньше, а больше, чем когда-либо”1. Американская культура и влияние ощутимы во всех углах Земли. Мир смотрит новости по CNN, слушает американскую музыку, ходит на американские фильмы, носит американскую одежду, курит американские сигареты и т. п. ООН и Бреттонвудсская экономическая система - американские идеи. Американские университеты дают абсолютное большинство нобелевских лауреатов

Связанные или отторженные от внешнего мира, Соединенные Штаты, все же, в свете своего геополитического положения, будут "счастливой страной в двадцать первом веке. Защищенная в прежние времена от заокеанской угрозы со стороны, вначале, Германии, а затем России, Америка в будущем окажется спасенной процессом фрагментаризации Европы от новой угрозы, возникающей из-за пределов Западного полушария"2. В своем полушарии ей бояться будет некого, и в конечном счете она будет наслаждаться состоянием безопасности, схожей с той, в какой она находилась столетие назад - при администрации У.Маккинли.

При таком сверхмогуществе можно обдумать опыт прошедшего столетия.

Двумя самыми важными странами для Соединенных Штатов в ХХ веке были Германия и Япония. Именно останавливая их движение к мировому господству Америка участвовала в двух мировых войнах. Во второй половине века американский мир строился на двух основаниях - американо-западногерманском военном соглашении, выработанном во время оккупации, и на договоре США с Японией 1951 года. Как признают сейчас американские стратеги, “советская мощь была важным, но второстепенным - если сравнивать ее с германской и японской мощью - вызовом для американской стратегии. В условиях, когда вся Япония и большая часть Германии с середины 50-х годов находились в зоне влияния США, баланс сил был настолько против Советского Союза, что Москва имела очень малые шансы выиграть холодную вону... Теперь, оглядываясь назад, мы видим, насколько сложным было положение Москвы; Запад должен был действительно играть бездарно, чтобы с такими картами не выиграть”3.

* * *

А что же Россия? Куда ты мчишься, гоголевская тройка-Русь? Выступая недавно в Стэнфордском университете, заместитель государственного секретаря США Строуб Талбот поделился “мнением многих”: в пропасть. И другие народы, посторонясь, с изумлением смотрят на лихую погибель. Лондонский журнал “Экономист” подсказал слово для определения того процесса, когда неспособность управлять страной становится очевидной и, заполняя вакуум, за дело управления берутся пришлые из других стран: колонизация. В 1998 году правительство Соединенных Штатов выделило 453 млн. долл. (плюс 104 млн. - Европейский союз) для мониторинга ядерных объектов России, для конверсии, для переработки оружейного плутония. Еще 34 млн. выделено для того, чтобы предотвратить согласие российских ядерщиков работать в странах, чьи цели США не разделяют.4 “Экономист” размышляет: “Когда страна испытывает недостаток в людях, в управлении, способном поддерживать основные процессы жизнедействия. рано или поздно вакуум начинают заполнять иностранцы. Называется это колонизацией. Еще рано говорить определенно, но что-то вроде этого уже начинает происходить в России”.5 Иностранные врачи работают над предотвращением эпидемий. Полицейские Запада борются с российской коррупцией. Филантроп Сорос помогает четырем тысячам российских ученых, финансирует создание учебников, перепрофилирование прежних армейских офицеров. Ведущие бизнесмены страхуются в западных фирмах. В то же время возможности росийского государства резко сократились, российский государственный бюджет приблизился по объему к ирландскому.

* * *

А вначале - ровно десять лет назад - американцы отказывались верить в свое счастье. В недавно изданных мемуарах президента Буша можно прочесть, с каким изумлением официальный Вашингтон воспринял нисхождение своего глобального контрпартнера на путь, который в конечном счете довел его до распада и бессилия. Совершаемого Горбачевым переворота политического и социального облика своей страны в Вашингтоне не ожидал никто. Формируя в 1989 году свою администрацию, только что избранный президентом Джордж Буш потребовал экспертной оценки происходящего. Лучшие специалисты по России прибывали в резиденцию Буша в Кенебанкпорте и излагали свою точку зрения на раскол в стане прежде монолитного противника, на ступор советской системы, на готовность хозяев Кремля жертвовать многим ради партнерства с всемогущей Америкой. Информация из Москвы, вызываемый ею культурный шок были столь велики, что многие весьма сведущие специалисты - от Адама Улама до Брента Скаукрофта - заподозрили в действиях русских фантастический блеф, феноменальный обходной маневр. Сам президент Буш несколько первых месяцев своего президентства молчал, не желая попасть впросак. То была нелепая, как видно сейчас, предосторожность. Но и понятная. Уж больно лихо все шло по-западному на самом главном для США направлении мировой политики.

В результате победы в холодной войне ведомый Соединенными Штатами Североатлантический союз стал доминировать на северо-западе евразийского континента. Между классическим Западом и СНГ Америка начала излучать влияние на девять прежних союзников СССР и на тринадцать бывших спублик почившего Союза. В самой России опасность сепаратизма вышла на первый план, за нею следует демонтаж экономики, распад общества, деморализация народа, утрата самоидентичности. Безусловный американский триумф 1991 года дал Вашингтону шанс - при умелой стратегии на долгие годы сохранить столь благоприятный для заокеанской республики статус кво.

Где место России в мире после холодной войны? По меньшей мере, ясно, что это место уменьшилось. “Хотя Россия остается важным государством, - пишет американский генерал Одом, - она уже не способна играть ведущую роль. Она не имеет внутренне связанного правительства, которое могло бы в подлинном смысле говорить от имени страны. Ее вожди редко отражают подлинные интересы Российской Федерации или ее граждан. Большинство из них... просто желает обогатиться (“а Россия будь проклята...”). В Заире Мобуту, в Нигерии Абача, как и ряд других вождей, стали богатыми несмотря на то, что их страны нищали. То, что подобная судьба уготована России, предполагает то обстоятельство, что, по последним оценкам, с 1991 года она взяла в долг 99 млрд долл., и за это же время 103 млрд долл ушли из страны. Более того, олигархи и процветающие бизнесмены действуют абсолютно рационально в своих собственных интересах”.6 Россия. по мнению западных специалистов, поражена синдромом послеколониального слабого государства, общим для государств третьего мира. “Это состояние ни ненормально, ни временно; оно может продлиться десятилетия”.7 Россия вовсе не похожа на межвоенную веймарскую Германию - та, по меньшей мере, имела сильные государственные институты - судебная система, полиция, устоявшаяся бюрократическая система; ее население было молодым, восстановление экономики - быстрым и без иностранной помощи. Россия же - “слабое государство без практически каких-либо институтов. абсолютно обязательных для эффективной рыночной экономики: налоговая система, царство закона, установленного процесса обращения в суд и так далее. Ее население умирает молодым и общая численность населения сокращается”.8 * * *

Последующие годы правые радикалы назвали русским чудом. Предоставим слово президенту Альфа-банка Петру Авену: “Оказалось возможным перенаправить тысячелетнюю историю, в которой прежде не было места ни капитализму, ни демократии - и всего за шесть лет”9. Едва ли кто-либо, кроме олигархов, может назвать период головокружительного падения валового продукта и жизненного уровня, кризис системы здравоохранения и образования чудесным периодом российской истории. Финал падения национальной экономики пришелся на лето 1998 года, когда молодому премьеру Кириенко оказалось недостаточно полученного при прямой помощи президента Клинтона кредита МВФ в 22,6 млрд долл. (Чубайс о своем визите в Вашингтон:”Мы позвонили по телефону помощи и нам ее предоставили”) и он так и не сумел ввести Россию в колею западного развития.

В августе 1998 года, когда вожди российского капитализма, уверовав, что кризиа удалось избежать, покинули росийские пределы (Чубайс путешествовал на взятой напрокат машине по Ирландии, Авен - по Сардинии, Дубинин в Северной Италии, Потанин - во Франции), в России начался новый исторический этап. 13 августа Джордж Сорос обосновал в “Файнэншл таймс” необходимость девальвации рубля. Прочитав эту статью заместитель президента МВФ Стэнли Фишер пришел к мрачному выводу: “Танец окончен”. Журнал “Ньюсвик” назвал его “началом долгих сумерек России, ставшей жертвой некомпетентности своих вождей... Эксперимент Москвы с построением капитализма рухнул”.10 Петр Авен так суммировал шестилетний штурм: “Русского чуда не произошло - и не ждите его в будущем”.11

Идеологически ориентированные российские экономисты-фанатики думали, что можно, словами профессора Военного колледжа армии США Стефена Бланка, “привезти революцию из-за рубежа. не заботясь об укреплении государства, создании устойчивых институтов власти, воцарении закона... Сформировавшееся феноменально неуправляемое государство стало отчаянно пытаться создать порядок, но все усилия свелись лишь к изданию декретов”.12 Но Россия достаточно быстро обнаружила, что коммунизм не был единственной преградой на пути сближения с Западом. Православие, коллективизм, иная трудовая этика, отсутствие организации, иной исторический опыт, отличный от западного менталитет, различие взглядов элиты и народных масс – все это и многое другое смутило даже стопроцентных западников, увидевших трудности построения рационального капитализма в “нерациональном” обществе, свободного рынка в атмосфере вакуума власти и очага трудолюбия в условиях отторжения конкурентной этики. “Смелые иллюзии, что рынок неким образом сможет стать заменителем политического процесса и создаст миролюбивое королевство, ушли”13, оставив Москве и Вашингтону задачу формирования новой системы международных отношений.

Администрация Клинтона смотрит на отношения с Россией под углом решения главной задачи США - уменьшение стратегического ядерного потенциала России. Только эта тема вызывает оживленное внимание американских собеседников. Но именно на этом пункте гаснет интерес многих российских прямых и косвенных участников диалога. Они видят в яростном желании американцев реализовать условия договора СНВ-2 лишь доказательство того, что не следует отдавать, как бы это ни выглядело неразумно, этот последний козырь. “Движимая ощущением своей уязвимости и нищеты, - пишет Стефен Бланк, - Россия склоняется к тому, чтобы отвергнуть Договор СНА-2, СНВ-1, Договор об обычных вооружениях в Европе. Если эта тенденция получит продолжение, то произойдет новая милитаризация отношений Востока и Запада”.14

Договор СНВ-2 нужен России. Но некоторые российские критики полагают, что Договор СНВ-2 создает асимметрию в пользу США: Россия отказывается от своего наиболее эффективного и технически наиболее софистичного оружия - мирвированных межконтинентальных баллистических ракет, в то время как США сохраняют всю мощь своего ракетно-ядерного арсенала на подводных лодках и на стратегических бомбардировщиках. С точки зрения материальных средств, деактивация МБР и создание подлодок, запускающих баллистические раеты стратегического радиуса, чрезвычайно дорогостоящи для обнищавшей России.

На атлантическом берегу “Нью-Йорк Таймс” поставила свой диагноз: “Объясняйте это как хотите - спасительной строгостью по отношению к тому, кого любишь, усталостью от России сее проблемами или просто капитуляцией перед внутриполитическим нажимом, - но впервые за время пребывания у власти президента Бориса Ельцина Соединенные Штаты готовы позволить его правительству упасть лицом в лужу... Этот отстраненный подход администрации Клинтона подробно изложен в целом ряде выступлений высших руководителей госдепартамента и министерства финансов”.

Прибыв в Москву в сентябре 1998 года, президент Клинтон обозначил новый, наступающий этап американо-российских отношений как период “откровенного реализма”. Более подробно суть этого подхода США и РФ была изложена госсекретарем Олбрайт 2 сентября 1998 года в речи перед Американо-российским деловым советом в Чикаго и в ряде выступлений заместителя госсекретаря Талбота. Смысл нового подхода: не “безоговорочная” поддержка отдельных российских политиков, а собственная оценка конкретных шагов руководства РФ, ограничение масштабов финансовой помощи, оказание ее строго в зависимости от программы реформ, расширение спектра контактов с политическими силами в Москве.

Выступая с давно ожидавшейся программной речью в Стэнфордском университете 6 ноября 1998 года главный творец российской политики администрации Клинтона - замгоссекретаря Строуб Талбот обозначил значимость России для США: “От того, какие именно варианты решений выберет Россия, будет зависеть в значительной степени то, в каком мире будут жить американцы”.15 Томас Грэм, бывший американский дипломат в Москве не смог не откликнуться: “В речи Талбота отсутствует самоонализ, как будто мы (американцы) не играли никакой роли в том, что произошло в России”.

Ведущий член комитета по международным отношениям палаты представителей конгресса США Ли Гамильтон впервые вместо прямолинейной защиты “реформ” как некоей панацеи, обратился 18 сентября 1998 года вовремя слушаний в комитете по международным отношениям к жертвам реформ: “Реформаторы не должны быть глухи к нелегкой доле русского народа, который огромную цену за реформу... Нам необходимо переосмыслить нашу политику в отношении России. Мне представляется, что западная либеральная экономическая модель потерпела крах в России... Мы должны иметь дело с Россией больше на условиях России.”

Бывший государственный секретарь Джордж Шульц на тех же слушаниях в конгрессе посчитал нужным сделать следующее признание: “Надо поддерживать те страны, которые разрабатывают программы под себя, а не пытаться навязывать им наши идеи. Мы ошибались, думая, что русские нормально отнесутся к работе на условиях, выдвинутых МВФ, которые люди воспринимают как американскую программу. Они должны работать над осуществлением российской программы. Когда люди работают в рамках программы МВФ, это почти оскорбительно для их политического процесса. Что это за страна, которой управляет МВФ? Мы должны сказать им: “Управляйте сами собой”... Россия - большая важная страна. Она обладает 20 000 единиц ядерного оружия. И от этого просто нельзя отмахнуться”

* * *.

Данная книга посвящена оценке американской стратегии в наступающем веке. Его начало обещает быть очень благоприятным для Соединенных Штатов Америки. И напротив, будущее России видится серьезным историческим испытанием. Чтобы пройти это испытание достойно - с минимумом потерь, чтобы восстановить место России, достойное ее истории, мы должны попытаться трезво и непредвзято взглянуть в будущее, характерное американским всемогуществом, и определить оптимальную стратегическую линию.

Глава первая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Третья. Региональные проблемы между США и РФ iconПрограмма для преподавателей вузов открыт приём документов на
Главная цель Программы – укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими...

Третья. Региональные проблемы между США и РФ iconЗао «Нордавиа – региональные авиалинии»: оформление претензий
В случае, если у Вас возникли неразрешенные проблемы в связи с пользованием услугами авиакомпании «Нордавиа – региональные авиалинии»,...

Третья. Региональные проблемы между США и РФ iconЗао «Нордавиа – региональные авиалинии»: оформление претензий
В случае, если у Вас возникли неразрешенные проблемы в связи с пользованием услугами авиакомпании «Нордавиа – региональные авиалинии»,...

Третья. Региональные проблемы между США и РФ iconТоргово-экономическое сотрудничество между Россией и Аргентиной
Сша и уменьшился по сравнению с 2011 годом на 16,1% в том числе, экспорт составил 307,0 млн долл. Сша (снижение в 2,6 раза), импорт...

Третья. Региональные проблемы между США и РФ iconПрограмма для молодых преподавателей английского языка (flta) Объявлен...
Главная цель программы – укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими...

Третья. Региональные проблемы между США и РФ iconИнформация о внедрении требований законодательства США о налогообложении...
Оговой службой США (irs), предполагающее, помимо прочего, сбор информации о налогоплательщиках США. Fatca направлен на предотвращение...

Третья. Региональные проблемы между США и РФ iconПроблемы практического проведения
В связи с чем, на практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и инспекциями фнс россии, а также нередки...

Третья. Региональные проблемы между США и РФ iconБюллетень европейского суда по правам человека №11 2007 год европейский...
Европейский Суд по правам человека (Третья Секция), заседая Палатой в составе: Б. М. Цупанчича, Председателя Палаты, Дж Хедигана,...

Третья. Региональные проблемы между США и РФ iconКомплект рабочих программ «медиация школьных конфликтов» А. В. Микляева,...
Медиация представляет собой процесс, в котором нейтральная третья сторона (медиатор) помогает разрешению конфликта, содействуя конфликтующим...

Третья. Региональные проблемы между США и РФ iconСпециальное соглашение между республикой акастус (истец) и государством рубрия (ответчик)
Статьей 40(I) Статута Международного Суда, имеем честь передать Вам подлинник Специального соглашения о передаче спора об Элизийских...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск