Место дисциплины в структуре образовательной программы


НазваниеМесто дисциплины в структуре образовательной программы
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5












  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Цели освоения дисциплины: понять общеобразовательную, правоведческую и практическую значимость семейного права в жизнедеятельности общества и каждого человека; усвоить ценность знаний семейного права для профессии юриста и осознанно сочетать их с государственной семейной политикой; сформировать представление о семейно-правовых отношениях, об основаниях возникновения семьи, о семье, браке, роли семьи в обществе и роли права в регулировании семейных отношений; освоить правовой глоссарий, различать правовые институты, урегулированные семейным правом, такие, например, как формы воспитания детей в семье: усыновление, опека и попечительство, приёмная семья; понять различие между категориями: защита прав члена семьи, санкция государства за нарушение прав члена семьи, предусмотренные семейным законодательством; понять соотношение федерального семейного законодательства и семейного законодательства субъекта Федерации для практического применения и теоретического усвоения основных направлений воздействия семейного права.

    2. Задачи: изучить факторы, оказывающие влияние на формирование современной российской семьи и семейных правоотношений, урегулированные семейным законодательством; сформировать представление о семейном праве как самостоятельной отрасли права, взаимодействующей при регулировании общественных отношений, в том числе и семейных правоотношений, с другими отраслями права; изучить (студентам) нормативно-правовую базу, регулирующую семейные правоотношения; составлять грамотно документы судебно-процессуального порядка по правовым ситуациям, вытекающим из семейных правоотношений, а также заполнять инструкционные формы-бланки по делам о семейно правовых спорах, разрешённых в судебном порядке повестки, мировые соглашения, протоколы к утверждению мировых соглашений и т.п.; решать задачи по сборнику-практикуму семейного права, связанные с конфликтными ситуациями, вытекающими из практического применения норм семейного права.




  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    1. Цикл (раздел) ОП: Б1.В.ОД

    2. Связь с другими дисциплинами учебного плана

Перечень предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Теория государства и права, римское право, юридическая психология, конституционное право, психология

Гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, административное право, трудовое право, наследственное право, исполнительное право.




  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формируемые компетенции

Осваиваемые

знания, умения, владения

Код

Наименование

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК-5

способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

Знать:

сущность, специфику и содержание основных правовых актов в сфере семейно-правовых отношений.

Уметь:

раскрывать содержание, сопоставлять и правильно применять материальные и процессуальные нормы в семейном праве, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с действующим законодательством и с учетом конкретной правовой ситуации.

Владеть:

навыками анализа различных юридических фактов в семейном праве, семейно-правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, и их юридической оценки.

ПК-6

способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

Знать:

совокупность мыслительных приемов, подчиненных законам логического мышления, правила построения логических силлогизмов, законы тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания; технико-юридические приемы установления фактических обстоятельств в сложившейся социальной ситуации; понятие, признаки и виды юридических фактов в семейном праве; понятие и признаки юридических доказательств, надлежащие способы их фиксации правоприменительными органами; принципы, правила и этапы юридической квалификации; основания (субъект, объект, отраслевая принадлежность, результат квалификации) и виды классификаций юридической квалификации.

Уметь:

устанавливать соответствие или несоответствие признаков реального фактического обстоятельства признакам семейных правоотношений; определять юридическую природу конкретных фактических обстоятельств; определять совокупность правовых последствий лишения и ограничения в родительских правах; усыновления (удочерения) и правовые последствия данного юридического факта; конкретизировать положения норм возникновения, прекращения брачных правоотношений.

Владеть:

навыками определения круга фактов, необходимых для решения дела, которые могут войти в сферу применения права; навыками сбора и фиксации фактов, выступающих доказательствами по делу, с помощью установленных юридических средств, доступными способами в установленных законом формах и порядке; навыками анализа и юридической оценки фактов, необходимых для решения дела с точки зрения их истинности/ложности, наличия/отсутствия, относимости и т.п.; способностью выбирать подлежащую применению правовую норму.

ПК-15

способностью толковать различные правовые акты

Знать:

понятие и виды толкования права, основные способы толкования норм семейного права; основные положения семейного права, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в семейном праве.

Уметь:

анализировать смысл правовых норм семейного права; определять основную цель и социальную направленность правовых норм; устанавливать последствия действия нормативно-правового акта в сфере семейных правоотношений.

Владеть:

юридической терминологией семейного права; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в сфере семьи; навыками работы с юридической литературой по семейному праву, с судебной практикой, содержащей разъяснения по толкованию правовых норм в сфере семьи

ПК-16

способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

Знать:

особенности профессиональной деятельности юриста в сфере семейных правоотношений, особенности правового статуса субъектов семейных правоотношений,действующее законодательство РФ, международно-правовые нормы, нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере семейных правоотношений, основные положения и категории семейного права; требования к правовому заключению как результату процесса правовой квалификации и оценки сложившегося общественного отношения в семье, понятие, признаки и виды юридических фактов в семейных правоотношениях, последствия ненадлежащей, (неполной, ошибочной) правовой квалификации общественного отношения, являющегося предметом юридической консультации, юридические последствия составления ненадлежащего правового заключения.

Уметь:

определять общую структуру заключения, собирать, систематизировать материалы и аргументы, выбирать и использовать необходимые средства юридической техники, под руководством преподавателя проектировать и составлять юридические заключения по отдельным правовым вопросам в сфере семейных правоотношений, определять юридическую природу конкретных фактических обстоятельств, определять отдельные правовые последствия (в том числе неблагоприятные), связанные с ненадлежащей правовой квалификацией общественного отношения, организовывать свой труд в процессе подготовки и оформления правовой консультации и юридического заключения.

Владеть:

юридической терминологией, навыками поиска необходимой информации, выбора правовой нормы, правовой позиции при формировании аргументации в содержании правового заключения, навыками конструктивного взаимодействия с коллегами, подчиненными, руководителем в процессе подготовки юридической консультации и правового заключения; -навыками комплексного правового анализа документов различной формы, видов (достоверность, точность, доступность, соответствующий стиль, ясность языка, авторитетность и аутентичность), выступающих предметом правовой оценки и квалификации в семейных правоотношениях.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

ОПК-3

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста

Знать:

содержание должностных обязанностей основных юридических профессий,

требования профессиональной этики юриста,

положения действующего законодательства и правоприменительную практику в необходимых для профессиональной деятельности отраслях права.

Уметь:

демонстрировать этические профессиональные стандарты поведения;

действовать в соответствии с должностными инструкциями;

составлять суждения по правовым вопросам с этических позиций.

Владеть:

навыками применения на практике требований профессиональной этики юриста и имеющихся профессиональных знаний;

навыками поддержания уровня своих профессиональных знаний




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Аудиторные занятия − очная форма обучения

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Формируемые компетенции

18

4

Лекции




8

2

Модуль 1 «Семейное право Российской Федерации и регулирование брачных отношений»




2

1

Тема 1.1 «Общие начала семейного законодательства и семейного права»

1. Предмет и метод семейного права.

2. Соотношение семейного права с другими отраслями права.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2




Тема 1.2 «Принципы семейного права»

1. Основные принципы семейного права.

2. Система и источники семейного права.

3. Сроки в семейном праве.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

4

1

Тема 1.3 «Понятие брака. Основания возникновения и прекращения брака»

1. Брак: определение, правовое регулирование.

2. Условия заключения брака.

3. Прекращение брака.

4. Расторжение брака.

5.Признание брака не действительным.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

10

2

Модуль 2 «Права и обязанности супругов. Правоотношения родителей и детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»




1




Тема 2.1 «Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов»

1. Личные права и обязанности супругов.

2. Имущественные права и обязанности супругов.

3. Законный режим имущества супругов.

4. Договорный режим имущества супругов.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

1

1

Тема 2.2 «Признания и установление отцовства и материнства»

1. Установление происхождения отцовства и материнства.

2. Добровольное признание отцовства.

3. Установление отцовства в судебном порядке.

4. Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2

1

Тема 2.3 «Права и обязанности родителей и детей»

1. Содержание прав и обязанностей родителей.

2. Права несовершеннолетних детей.

3. Защита прав несовершеннолетних детей.

4. Ограничение и лишение родительских прав.

5. Алиментные права и обязанности родителей и детей.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2




Тема 2.4 «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей»

1.Понятие усыновления.

2.Лица, имеющие право быть усыновителями и усыновленными.

3.Условия и порядок усыновления.

4.Правовые последствия отмены усыновления.


ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2




Тема 2.5 «Приемная семья»

1.Приемная семья: определение

2.Права и обязанности приемных родителей.

3.Права ребенка (детей), переданного на воспитание в семью.

4.Материальное обеспечение приемной семьи.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2




Тема 2.6 «Опека и попечительство»

1.Права и обязанности опекуна или попечителя.

2.Права детей, находящихся под опекой (попечительством).

3.Основания и порядок установления опеки и попечительства.

4.Основания прекращения опеки и попечительства.

5.Отмена опеки и попечительства.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

36

16

Практические занятия /семинары




18

6

Модуль 1 «Семейное право Российской Федерации и регулирование брачных отношений»




4




Тема 1.1 «Предмет и метод семейного права»

Понятие и предмет семейного права.

Метод регулирования семейных правоотношений.

Вопросы соотношения гражданского и семейного права.


ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

4

2

Тема 1.2 «Основные начала (принципы) семейного права»

Анализ принципов семейного права, закреплённых в ст. 1 СК РФ, и составление таблицы с распределением выделенных принципов на конституционные, межотраслевые, отраслевые и принципы отдельных институтов.

Выстраивание структуры источников семейного права по юридической силе и составление таблицы, приведение примеров каждого вида источников.

Заслушать сообщение студента по теме: «Государственная семейная политика: задачи, принципы, программы реализации».

Заслушать сообщение студента по вопросу: «Сроки в семейном праве, их значение, классификация. Случаи применения исковой давности в семейном праве».

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2

2

Тема 1.3 «Семейные правоотношения»

Понятие, признаки и виды семейных правоотношений.

Структура (элементы) семейного правоотношения. Правоспособность и дееспособность субъектов семейных правоотношений. Правовая связь гражданской и семейной дееспособности.

Особенности юридических фактов в семейном праве. Родство и свойство как юридические факты в семейном праве.

Субъекты и объекты семейных правоотношений.

Осуществление и защита семейных прав.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

4

2

Тема 1.4 «Определение брака, условия и порядок его заключения»

  1. Понятие брака и его признаки. Религиозный брак. Фактические брачные отношения.

  2. Условия заключения брака.

  3. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.

  4. Прекращение брака и его правовые последствия.




ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

4




Тема 1.5 «Недействительность брака»

  1. Основания и порядок признания брака недействительным.

  2. Лица, имеющие права требовать признания брака недействительным.

  3. Последствия признания брака недействительным.

  4. Санация недействительного брака.




ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

18

10

Модуль 2 «Права и обязанности супругов. Правоотношения родителей и детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»




4

2

Тема 2.1 «Основные правовые вопросы супружеских правоотношений»

  1. Общая характеристика личных неимущественных правоотношений между супругами.

  2. Особенности проявления равенства супружеских прав и обязанностей.

  3. Реализация супругами права на выбор фамилии, места пребывания и места жительства.

  4. Общая совместная собственность супругов: понятие, источники формирования.

  5. Понятие законного режима имущества супругов.

  6. Индивидуальная собственность супругов.

  7. Владение, пользование и распоряжение общей совместной собственностью супругов.

  8. Раздел общей совместной собственности супругов.

  9. Ответственность супругов по обязательствам.

  10. Понятие брачного договора. Форма, содержание и порядок его заключения.

  11. Основания и порядок изменения и расторжения брачного договора.

  12. Основания и порядок признания брачного договора недействительным.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

4

2

Тема 2.2 «Основания возникновения родительских прав и обязанностей: общая характеристика»

  1. Установление материнства.

  2. Установление отцовства в административном порядке.

  3. Установление отцовства в судебном порядке. Установление судом факта отцовства. Установление судом факта признания отцовства.

  4. Правовые проблемы применения методов искусственной репродукции человека.

  5. Суррогатное материнство.

  6. Оспаривание отцовства и материнства.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2

2

Тема 2.3 «Права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей»

  1. Личные права несовершеннолетних детей.

  2. Имущественные права ребенка.

  3. Защита прав несовершеннолетних.

  4. Содержание родительских прав и обязанностей.

  5. Пределы осуществления родительских прав.

  6. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей.

  7. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия.

  8. Восстановление в родительских правах.

  9. Ограничение родительских прав: основание, порядок, правовые последствия.

  10. Отмена ограничения родительских прав.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2

2

Тема 2.4 «Общая характеристика алиментного обязательства. Алименты родителей и детей»

  1. Алименты: понятие, виды, признаки. Соотношение понятий «алименты» и «содержание».

  2. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Взыскивание алиментов в долях и твёрдой денежной сумме.

  3. Обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей.

  4. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

  5. Обязанность совершеннолетних детей содержать своих родителей.

  6. Соглашение об уплате алиментов: форма, содержание, условия. Порядок заключения, изменения и отмены.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2

2

Тема 2.5 «Алиментные обязательства супругов (бывших супругов). Алиментные обязательства других членов семьи»

  1. Основания и размер взыскания алиментов на супруга, бывшего супруга.

  2. Обстоятельства, ограничивающие алиментную обязанность супруга, бывшего супруга.

  3. Основания изменения, прекращения выплаты алиментов супругам, бывшим супругам.

  4. Общая характеристика алиментных обязательств других членов семьи.

  5. Алиментные обязанности братьев и сестер.

  6. Алиментные обязанности бабушек, дедушек, внуков.

  7. Алиментные обязанности воспитанников и фактических воспитателей.

  8. Алиментные обязанности пасынков и падчериц в пользу мачехи (отчима).

  9. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи в судебном порядке.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

1




Тема 2.6 «Усыновление»

  1. Общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: виды, сравнительная характеристика.

  2. Понятие, значение и правовые последствия усыновления.

  3. Условия усыновления.

  4. Порядок усыновления. Тайна усыновления.

  5. Лица, имеющие право быть усыновителями.

  6. Права и обязанности усыновителей. Права усыновлённого.

  7. Отмена усыновления.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2




Тема 2.7 «Опека и попечительство»

  1. Понятие и значение института опеки и попечительства.

  2. Основания и порядок установления опеки и попечительства.

  3. Права и обязанности опекунов (попечителей) в отношении детей.

  4. Права детей, находящихся под опекой (попечительством).

  5. Опека и попечительство в отношении детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.

  6. Прекращение опеки и попечительства над детьми.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

1




Тема 2.8 «Приёмная семья»

  1. Понятие приёмной семьи.

  2. Содержание договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью.

  3. Порядок образования приемной семьи.

  4. Права и обязанности приёмных родителей. Особенности осуществления данных прав.

  5. Материальное обеспечение приёмной семьи.

  6. Расторжение договора о передаче ребёнка (детей) в приёмную семью.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.


Аудиторные занятия – заочная форма обучения

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Формируемые компетенции

2




Лекции




2




Модуль 1 «Семейное право Российской Федерации и регулирование брачных отношений»




2




Тема 1.1 «Общие начала семейного законодательства и семейного права»

1. Предмет и метод семейного права.

2. Семейное право, как самостоятельная отрасль российского права.

3. Соотношение семейного права с другими отраслями права.

4. Семейное законодательство и нормы международного права.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

8

6

Практические занятия/семинары




4

2

Модуль 1 «Семейное право Российской Федерации и регулирование брачных отношений»




2

2

Тема 1.1 «Предмет и метод семейного права»

2. Семейное право, как самостоятельная отрасль российского права.

3. Соотношение семейного права с другими отраслями права.

4. Семейное законодательство и нормы международного права.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2




Тема 1.2 «Принципы семейного права»

1. Основные принципы семейного права.

2. Система и источники семейного права.

3. Сроки в семейном праве.

4. Государственная семейная политика и основные принципы государственной семейной политики.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

4

4

Модуль 2 «Права и обязанности супругов. Правоотношения родителей и детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»




1

2

Тема 2.1 «Возникновение семейных правоотношений»

1. Понятие семейных правоотношений.

2. Основания возникновения семейных правоотношений.

3. Субъекты и объекты семейных правоотношений.

4. Осуществление и защита семейных правоотношений.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

2

1

Тема 2.2 «Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов»

1. Личные права и обязанности супругов.

2. Имущественные права и обязанности супругов.

3. Личная собственность каждого из супругов.

4. Законный режим имущества супругов.

5. Договорный режим имущества супругов.

6. Брачный договор: понятие, субъект, форма, содержание.

7. Раздел общего имущества супругов.

8. Ответственность супругов по обязательствам.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.

1

1

Тема 2.3 «Признания и установление отцовства и материнства»

1. Установление происхождения отцовства и материнства.

2. Добровольное признание отцовства.

3. Установление отцовства в судебном порядке.

4. Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека.

5. Суррогатное материнство.

6. Оспаривание отцовства и материнства.

ОПК-3,

ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-19.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Место дисциплины в структуре образовательной программы iconРабочая программа учебной дисциплины является частью подготовки специалистов...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы в структуре ппссз

Место дисциплины в структуре образовательной программы iconПояснительная записка Место дисциплины в структуре основной образовательной...
...

Место дисциплины в структуре образовательной программы iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Место дисциплины в структуре образовательной программы iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав профессионального цикла,...

Место дисциплины в структуре образовательной программы icon2. место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель освоения дисциплины: формирование у студентов знаний и навыков исчисления и контроля таможенной стоимости товаров

Место дисциплины в структуре образовательной программы iconРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной...
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Место дисциплины в структуре образовательной программы iconI. организационно-методический раздел
Место дисциплины в структуре опоп во (основной профессиональной образовательной программы высшего образования) 5

Место дисциплины в структуре образовательной программы iconI. организационно-методический раздел
Место дисциплины в структуре опоп во (основной профессиональной образовательной программы высшего образования) 5

Место дисциплины в структуре образовательной программы iconI. организационно-методический раздел
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5

Место дисциплины в структуре образовательной программы icon2. место дисциплины в структуре образовательной программы
Целью дисциплины является формирование у студентов понятийного аппарата, позволяющего им ориентироваться в нормативно-правовой и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск