Скачать 429.2 Kb.
|
Часть IV. Практика реализации ОСАГО в РФ в 2003 году и I квартале 2004 г.14.1. Динамика количественных показателей страховых выплат в ОСАГОСтраховые выплаты – это то, для чего собственно и создавалась вся система ОСАГО. Основная функция страховых компаний – участниц системы ОСАГО – выплачивать возмещения пострадавшим в ДТП лицам. Число страховых выплат по договорам ОСАГО нарастает стремительно, в то время, как число новых договоров страхования расти практически перестало – охват ТС обязательным страхованием приближается к предельному значению. Если посмотреть на кривую числа заключавшихся договоров ОСГАО по месяцам, то на ней отчетливо виден максимум в декабре–январе. Можно ожидать еще одного в апреле–мае (очень слабого и пологого). Первый пик дали массовые продажи полисов всем физическим и юридическим лицам накануне и сразу после вступления ОСАГО в действие. Второй пик весной может дать сравнительно небольшой массив физических лиц, которые используют машину только летом и не страховали ее до наступления дачного сезона. Однако наложив на график линию тренда, можно убедиться, что рост числа договоров пока происходил почти линейно со слабыми отклонениями (ноябрь – дебаты об отмене ОСАГО, декабрь–февраль – вступление в силу санкций к нарушителям Закона). Диаграмма 1 Однако в целом линейный характер кривой роста числа договоров не сможет выдерживаться долго – видно, что кривая начинает выполаживаться, и у многих страховых компаний прирост числа договоров уже практически нулевой2. По предварительным данным РСА, на начало мая было заключено 21,5 млн. договором ОСАГО. Уместно отметить, что считая максимальным число ТС, проходящих ежегодно техосмотр 25 млн. мы получаем охват страхованием около 86% ТС. Считается впрочем, что примерно 3 млн. договоров заключалось сроком менее чем на год (транзитные и полугодовые полисы). Тогда процент охвата снижается до 74%, что примерно равно показателям развитых европейских стран, история ОСАГО в которых насчитывает десятилетия. На двух следующих диаграммах 2 и 3 показано изменение числа заявленных и урегулированных убытков по месяцам и нарастающим итогом. Хорошо заметен почти экспоненциальный вид распределения числа выплат по месяцам, что приводит к очень быстрому нарастанию убыточности. Наблюдаемое явление предсказывалось страховщиками еще летом–осенью 2003 года – наступила ситуация, когда выплаты «догоняют» сборы. На диаграмме 2 также заметно постепенное сокращение разрыва между числом заявленных и урегулированных убытков – комментарии к этой тенденции будут даны ниже. Диаграмма 4 показывает рост выплат по ОСАГО. Темп роста этого показателя пока хорошо укладывается в закономерность «ежеквартальное удвоение», т.е. тоже хорошо описывается экспонентой. На Диаграмме 5 показаны колебания размера средней выплаты и средней премии по месяцам. Колебания средней выплаты имели явно большую относительную амплитуду, чем колебания средней премии. Средняя за июль 2003 – март 2004 премия равна, по данным РСА, 1961 рублей, минимальная на этом периоде – 1809 (– 7,8% к среднему), максимальная – 2063(+5,2% к среднему). В то же время средняя выплата на том же интервале – 19103 рубля, а отклонения – от 15005 (-21,5%) до 27469 (+43,8%). Значительные начальные колебания средней выплаты можно объяснить несовершенством процедуры урегулирования в первые месяцы – видимо, выплаты по мелким ДТП происходили тогда быстро, а сложные и «дорогие» страховые случаи откладывались и накапливались, что и дало резкий пик средней выплаты в октябре. Хорошо видно также, что в настоящее время в целом по рынку этот показатель стабилизировался, хотя по разным СК и по разным регионам он весьма заметно отличается. Характерный пик средней премии в декабре–январе также можно интерпретировать с учетом социальной психологии и ожиданий населения. Самые «дорогие» полисы – на мощные машины, для начинающих водителей и пр. – не покупались «до последнего» в ожидании отмены ОСАГО, в то время как более дешевые постепенно продавались уже с июля.. И только в самом конце декабря и в начале января в офисы страховых компаний обратились тысячи клиентов, стимулированных введением штрафов. Диаграмма 2 Диаграмма 3 Диаграмма 4 Диаграмма 5 Очевидно, что ускоряющийся рост убытков не может продолжаться постоянно, в какой–то момент кривая «переломится», вторая производная поменяет знак и ускорение замедлится а потом остановится – выплаты стабилизируются. На самом деле, зарубежный опыт урегулировании убытков по ОСАГО, связанных с компенсациями ущерба жизни и здоровью, убеждает в том, что и после стабилизации некоторый почти линейный рост убытков будет продолжаться длительное время, но уже с гораздо более низким темпом, более полого. |
Это первая книга Лисси Муссы, написанная в 2003 году и вышедшая в свет в сентябре 2004 года | Осаго либо иными отказами страховых организаций от заключения договоров осаго. Автомобилисты зачастую вынуждены ехать в другие субъекты... | ||
Осаго либо иными отказами страховых организаций от заключения договоров осаго. Автомобилисты зачастую вынуждены ехать в другие субъекты... | Португалии, Люксембурга, Исландии, Швейцарии, Швеции. С 2003-2004 учебного года в Соревновании участвуют и школьники Москвы. Так,... | ||
Это первая книга Лисси Муссы, написанная в 2003 году и вышедшая в свет в сентябре 2004 года | Волгодонска в части реализации Федерального закона от 08. 05. 2010 №83-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты... | ||
Изменяется порядок оформления документов: если до 2012 года, чтобы пройти техосмотр надо было сперва купить полис осаго, то теперь... | Если в прошлом году основное внимание уделялось осаго, то в 2015 году к нему добавилась «чистка рядов» страховщиков | ||
Основные принципы перемещения товаров (ст ст. 12 17) и транспортных средств через | В соответствии с главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации "Собрание законодательства Российской Федерации", 03. 08. 1998,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |