Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются


НазваниеМетодические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются
страница1/12
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

СОГЛАСОВАНО:

Республиканский Совет руководителей муниципальных КДУ

Протокол № 2 от 27 октября 2016 г.

Приложение

к приказу ГАУ РК « ЦНТ и ПК»

№ 53-од от 25 апреля 2017 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ СИСТЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА (далее КДУ)


Основными целями системы нормирования туда в КДУ являются:

создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании услуг);

повышение эффективности обслуживания потребителей муниципальных культурно-досуговых услуг.

Применение норм труда на процессы, выполняемые в КДУ, должно способствовать:

определению оптимальной штатной численности;

координации и перераспределению штата внутри КДУ;

предупреждению и разрешению социальных конфликтов в сфере трудовых отношений;

адекватной оценке труда и укреплению дисциплины;

мотивации работников к повышению эффективности работы КДУ.

Формы организации нормирования труда многогранны. Они зависят от ряда факторов. В первую очередь от специфики деятельности учреждения, содержания процессов и операций. От этого зависит так же выбор методов и способов установления норм труда для работников различных категорий при выполнении тех или иных видов работ.

Методы нормирования труда – это способы исследования и проектирования трудового процесса для установления норм труда. В процессе нормирования необходимо учитывать особенности деятельности структурных подразделений КДУ и отдельных сотрудников, а именно:

умственный характер деятельности работников, наличие и объем в ней творческих элементов;

частые переключения сотрудника с одного вида работы на другой;

сложность в учете затрат рабочего времени на некоторые виды работ.
Различают два основных вида методов нормирования затрат рабочего времени: суммарный и аналитический.

При суммарном методе норма времени устанавливается на всю нормируемую услугу/работу (или ее основные части) без детального изучения, анализа и расчета продолжительности выполнения отдельных элементов, а так же факторов, влияющих на продолжительность ее выполнения.

Разновидности суммарного метода:

опытный (на основе личного опыта нормировщика с использованием данных оперативного учета);

статистический (на основе оперативного и статистического учета, объема выработки исполнителем по отдельным процессам за конкретный период работы);

сравнительный (путем сравнения ее с аналогичной операцией, на которую норма уже существует, т.е. с ранее разработанными нормами, на пример, с нормативами деятельности КДУ, которые предлагаются в настоящих рекомендациях).

Таким образом, суммарный метод применим для процессов нормирования работ/услуг с большим объемом творческих элементов сложно поддающихся нормированию.
При аналитическом методе нормирования норма устанавливается на основе исследования каждой операции. По методике получения исходных данных аналитический метод делится на аналитически-расчетный (базой расчета норм являются нормативные материалы) и аналитически-исследовательский (исходная информация получается путем наблюдений или экспериментов: хронометраж, фотография рабочего дня).

При аналитически-расчетном методе нормы рассчитываются на основе готовых справочных данных по нормативам времени. Он обеспечивает необходимую степень обоснованности норм при значительно меньших по сравнению с исследовательскими методами затратах на сбор исходной информации.

При отсутствии нормативно-исходной информации применяется аналитически-исследовательский метод. Исходная информация здесь получается путем проведения хронометража, фотографии рабочего дня, данные которых используют для расчета норм.
В зависимости от специфики нормируемых процессов применяют различные виды норм труда:

- нормы времени;

- нормы выработки;

- нормы обслуживания;

- нормы управляемости

- нормы численности и др.
норма времени: величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работ, оказания услуг в определённых организационно - технических условиях.

Комплексная норма времени – количество рабочего времени требуемое для выполнения комплекса взаимосвязанных работ одного технологического процесса;

норма выработки:  установленный объем работы (количество единиц продукции, мероприятий и т.п.), который работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить (изготовить, перевезти и т.д.) в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

Норма выработки является величиной производной от нормы времени и определяется делением рабочего времени исполнителей нормируемой работы за учетный период (час, рабочий день, смену, месяц) на норму времени;

норма обслуживания: количество объектов, которые работник или группа работников соответствующей квалификации обслуживают в течение единицы рабочего времени в определённых организационно - технических условиях. Типовая норма обслуживания устанавливается по среднему показателю для однородных рабочих мест;

норма управляемости: разновидность нормы обслуживания, которая определяет количество работников или структурных подразделений, управление которыми должно быть закреплено за руководителем;

норма численности: установленная численность работников определённого профессионально - квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных функций, оказания услуг, выполнения определенного объема работ в определённых организационно - технических условиях.

Норматив численности – заранее установленная расчетная величина, выраженая в численности работников для выполнения единицы конкретной работы или для обслуживания определенных объектов.

Нормированное задание: установленный на основе указанных выше видов норм затрат труда, объем работ/услуг который работник или группа работников должны выполнять/оказать за рабочую смену (рабочий день), месяц или в иную единицу рабочего времени. Нормированные задания разрабатываются на основе действующих норм затрат труда и могут содержать индивидуальные и коллективные затраты труда, устанавливаемые с учётом заданий по повышению производительности труда и экономии материальных ресурсов и предлагается устанавливать исходя из имеющихся на каждом рабочем месте возможностей.

Из вышеперечисленных норм труда норма времени является основной, так как в соответствии с ней рассчитываются другие нормы труда. Нормы времени являются единственным регламентом, позволяющим руководителям культурно-досуговых учреждений:

-обосновывать перед органами управления штатную численность учреждения;

-вводить дополнительные должности и единицы;

-обеспечивать определённое единство в установлении меры труда для всех сотрудников, занятых выполнением конкретного вида работ;

-производить расчет трудозатрат при составлении планово-отчетной документации;

-устанавливать соотношение между плановыми и договорными работами;

- определять стоимость договорных работ, дополнительную оплату труда и премирование сотрудников. Нормы времени лежат в основе ежегодного планирования деятельности учреждения, определения бюджета рабочего времени каждого работника.

Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым Кодксом Российской Федерации (далее – ТК РФ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ).

Время работы = время выполнения рабочих задач (ОП – оперативное время) + подготовительно-заключительное время (ПЗ – подготовка себя и рабочего места к работе; приведение в порядок себя и рабочего места после работы) + непроизводительная работа (НР – работа, не имеющая продуктивного результата: ожидание руководителей подразделений при визировании, ожидание служебного транспорта при организации выезда в стороннюю организацию и т. д.).

Бюджет рабочего времени работника, помимо времени работы, включает время нерегламентированного отдыха и личных надобностей.
Специфика деятельности КДУ (разнообразие видов и форм как самих КДУ, так и услуг, предоставляемых ими; большой удельный вес работ с творческой составляющей и небольшой объем повторяющихся работ в деятельности КДУ) в значительной степени усложняют разработку и применение системы нормирования труда в данных учреждениях.

Рекомендуемые нормативы деятельности КДУ призваны облегчить процессы нормирования труда в учреждениях. Они могут служить основой для единых подходов к нормированию, но вместе с тем, могут быть адаптированы к местным условиям с учетом специфики работы тех или иных учреждений культурно-досугового типа.

После проведения анализа (апробации) нормативов деятельности КДУ, при необходимости внесения изменений и дополнений, органы местного самоуправления могут утвердить их соответствующими нормативными документами и предложить КДУ в качестве основы для разработки местных норм труда в учреждениях.

Нормативные материалы, как база для расчета обоснованных норм труда, должны отвечать следующим основным требованиям:

  • обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряжённости (интенсивности) труда;

  • быть удобными для расчёта по ним затрат труда в учреждении и определения трудоёмкости работ;

  • обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно-вычислительных машинах для сбора и обработки информации.


Настоящим документом предлагаются примерные, рекомендуемые нормы и нормативы. Объективные показатели по данным нормативам могут быть установлены при разработке норм труда в учреждении.

Рекомендуемые минимальные нормативы деятельности предлагают установление показателей наименьшей результативности деятельности, которые могут являться отправной точкой при создании системы эффективной работы КДУ. Повышение результативности деятельности каждого конкретного работника предполагает оценку его деятельности в рамках «эффективного контракта»: чем выше результаты его деятельности по отношению к минимальным показателям, тем выше оценивается его труд в системе стимулирования труда. Рекомендуемые настоящим документом нормы требуют уточнения в процессе разработки норм труда, с учетом специфики деятельности каждого учреждения.
. Статьей 159 ТК РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. Количество (объем) выполняемых работ определяется на основании норм труда. Нормы труда служат также для расчета стоимости затрат на виды работ/услуг.

В связи с Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п.п. «е» п.1) и принятием Распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» (к нему приложение 2 «План мероприятий Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы») внедрение системы нормирования труда в каждом учреждении социальной сферы является обязательным условием при переходе на «эффективный контракт» с каждым работником.

Переход к полномасштабному применению в государственных (муниципальных) учреждениях принципов «эффективного контракта» планируется завершить к 2018 году. Заработная плата будет напрямую связана с качеством и количеством выполняемой работы, а также сложностью труда работников. Поэтому в «эффективном контракте» каждого работника, то есть в его трудовом договоре (или соглашении к трудовому договору) должны быть прописаны не только должностные обязанности, но и условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг. Для этого работодатель должен внедрить систему нормирования труда, главным компонентом которой являются установленные им нормы труда.

Порядок разработки и внедрения норм труда в учреждении определены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2013 г. № 504 "Об утверждении методических рекомендаций для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда, а так же Приказом Министерства культуры Республики Коми от 08.04.2014 года №179-од «О методических рекомендациях по организации работы по разработке систем нормирования труда в государственных учреждениях культуры и искусства в Республике Коми».

При разработке местных норм труда КДУ в качестве методологической основы (с адаптацией к местным условиям и специфике каждого конкретного КДУ) рекомендуется использовать Приказы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.12.2015 года № 3453 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики» и от 30.12.2015 года № 3448 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа».

Для определения норм труда по должностям работников КДУ, деятельность которых напрямую не связана с предоставлением услуг населению применяются межотраслевые нормы и нормативы деятельности и нормы труда смежных отраслей. При их отсутствии или не соответствии организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов типовым нормам труда разрабатываются местные нормы труда в учреждении.

Разработанные и утвержденные местные нормы труда в учреждениях применяются при формировании штатной численности, при планировании работы КДУ (в том числе при определении объемных показателей государственного/муниципального задания и плановых заданий структурных подразделений и работников), при расчетах нормативов затрат и объемов финансового обеспечения государственного/муниципального задания, а также при формировании системы оценки результативности работы и повышение ее производительности (показателей качества и эффективности работы).

В целях оказания помощи при разработке местных норм труда по должностям работников КДУ, деятельность которых напрямую связана с предоставлением услуг населению, настоящим документом предлагаются:

- рекомендуемые нормативы деятельности культурно-досуговых формирований (нормы и нормативы по труду при организации работы культурно-досуговых формирований);

- рекомендуемые нормативы подготовки и проведения культурно-массовых мероприятий (нормы и нормативы по труду при подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий);

- рекомендуемые нормативы при осуществлении организационно-методического обеспечения предоставления культурно-досуговых услуг (нормы и нормативы по труду).

Данные нормативы деятельности КДУ носят рекомендательный характер. Рекомендуемые нормативы деятельности КДУ могут применяться в качестве основы для разработки местных норм труда в учреждениях.

.
1. Рекомендуемые нормативы деятельности культурно-досуговых формирований

(нормы и нормативы по труду при организации работы

культурно-досуговых формирований)
Для планирования и организации работы культурно-досуговых формирований, разработки местных норм труда, показателей качества предоставления услуг (выполнения работ) и показателей эффективности работы КДУ предлагаются следующие рекомендуемые нормативы деятельности культурно-досуговых формирований:

- рекомендуемые нормы рабочих часов для штатных работников культурно-досуговых формирований;

- рекомендуемые нормы времени (на выполнение работ, оказание услуг) руководителей культурно-досуговых формирований;

- рекомендуемые минимальные нормативы должностной нагрузки работников клубных формирований;

- рекомендуемые нормы численности штатных работников культурно-досуговых формирований;

- рекомендуемые минимальные нормативы продолжительности и периодичности групповых и индивидуальных занятий;

- рекомендуемые минимальные нормативы наполняемости участниками;

- рекомендуемые минимальные нормативы результатов творческой деятельности.

1.1. Рекомендуемые нормы рабочих часов для штатных работников культурно-досуговых формирований на ставку заработной платы в неделю составляет 40 часов (для мужчин) и 36 часов (для женщин).

В рабочее время данных работников (в соответствии с должностными инструкциями и установленными местными нормами труда в учреждении) включается время, затраченное на:

подбор участников культурно-досуговых формирований, просветительскую и воспитательную работу с ними;

подбор репертуара;

организацию и проведение систематических занятий в формах и видах, характерных для данного культурно-досугового формирования (групповых и индивидуальных занятий, репетиций, лекций, тренировок и т.д.);

подготовку и проведение творческих отчетов о результатах своей деятельности (концертных программ, спектаклей, выставок, соревнований и т.п.), в том числе создание сценарных материалов, художественное оформление спектаклей, концертов, выставок, подготовку реквизита, костюмов, эскизов декораций, запись фонограмм и т.п.;

подготовку и участие культурно-досуговых формирований в культурно-массовых мероприятиях, организуемых базовым учреждением;

гастрольные выезды, участие в муниципальных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.д.;

участие в проведении учебно-методических мероприятий по своему профилю (семинарах, мастер-классах, практикумах для специалистов филиалов, а так же для молодых (начинающих) специалистов учреждения в качестве наставника);

работу с документами (ведение учетных и отчетных форм установленных в учреждении, составление смет и финансовых отчетов, других документов, связанных с деятельностью культурно-досуговых формирований;

хозяйственную деятельность по благоустройству и оформлению рабочего помещения и т.п.

1.2. Рекомендуемые примерные нормы времени (на выполнение работ, оказание услуг) руководителей культурно-досуговых формирований, являющихся коллективами самодеятельного (любительского) творчества, на ставку заработной платы в неделю (из расчета 40 рабочих часов для мужчин и 36 рабочих часов для женщин):

-часы занятий – 13,5 часов (или 18 часов при продолжительности учебного часа – 45 минут) в неделю в соответствии с расписанием занятий (в месяц в среднем – 54 часа или 72 учебных часа);

-методические часы – 4,5 часов в неделю (в среднем 18 часов в месяц);
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются iconМетодические рекомендации по разработке и применению системы нормирования...
Создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации...

Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются iconМетодические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи государственным (муниципальным) учреждениям...

Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются iconМетодические рекомендации в помощь работникам учреждений культурно-досугового...
Под учреждением культурно-досугового типа понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению...

Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются iconМетодические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования...
Томской области от 10. 04. 2013 №283-ра «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования в Томской...

Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются iconМетодические рекомендации по подготовке отчётов о работе учреждений...
Краевое автономное учреждение «алтайский государственный дом народного творчества» (кау агднт)

Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются iconИнструкция по заполнению формы статистического наблюдения об учреждении...
Форма 7-нк заполняется всеми государственными и муниципальными учреждениями культурно-досугового типа независимо от их ведомственной...

Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются iconМетодические рекомендации к написанию отчета о деятельности культурно-досуговых...
По итогам работы за 2015 года учреждения культурно-досугового типа предоставляет в кгаук «Пермский дом народного творчества» 2 вида...

Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются iconПоложение о клубном формировании культурно досугового учреждения
Настоящее Положение регулирует деятельность клубных формирований муниципальных культурно досуговых учреждений Озерского городского...

Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются iconО проведении фотохронометражных наблюдений
Положением о системе нормирования труда согласно Плану мероприятий по внедрению системы нормирования труда работников гбуз нсо “”...

Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования труда в муниципальных культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее кду) Основными целями системы нормирования туда в кду являются iconПоложение о системе нормирования труда Общие положения
Настоящее Положение устанавливает систему нормативов и норм, на основе которых реализуются функции нормирования труда, содержит основные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск