Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования


НазваниеОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования
страница1/14
ТипОтчет
filling-form.ru > Договоры > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСФИИ


 
УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

факультета философии

председатель Ученого совета

д.филос.н., проф. А.М. Руткевич

«__» _________ 2013 г. протокол № __

ОТЧЕТ

по результатам самообследования


основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования

030100.62 Философия (бакалавр)

Основание для проведения самообследования:

Приказ ректора от____________№__________

Москва

2013




СОДЕРЖАНИЕ



отчета по самообследованию

основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

2. Организация учебно-воспитательного процесса

3. Организация методической и научно-методической работы

4. Организация научно-исследовательской работы

5. Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

6. Материально-техническая база

7. Информация по устранению недостатков по реализации ООП ВПО, отмеченных в ходе комплексной оценки деятельности вуза (если были)

8. Общие выводы и рекомендации

9. Приложения
ОТЧЕТ

о результатах самообследования направления подготовки (специальности)

030100.62 Философия (бакалавр)


На основании приказа ректора от 28.03.2013 № 6.18.1-01/2803-07 «О подготовке к государственной аккредитации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и его филиалов» комиссия под председательством декана факультета философии Руткевича А. М., в составе:

  1. зам.декана факультета философии Носов Д.М.

  2. зам.декана факультета философии Ястребцева А.В.

  3. зав.каф. онтологии, логики и теории познания Порус В.Н.

  4. зав.каф. практической философии Филиппов А.Ф.

  5. нач.уч.части факультета философии Антонова А.Н.

  6. Зав. сектором истории политической философии ИФ РАН; зав кафедрой истории политической мысли Института политологии ГУГН Федорова М.М.

  7. зам.декана факультета философии Горбатова Ю.В. (секретарь комиссии)


рассмотрела материалы по самообследованию образовательной программы по направлению подготовки 030100.62 Философия и определила следующее.
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Подготовка бакалавров по направлению подготовки 030100.62 Философия ведется на факультете в соответствии с:

1.1. Лицензия на право ведения образовательной деятельности по направлению подготовки соответствующего уровня высшего профессионального образования серия 90Л01 № 0000358 от 05.09.2012, регистрационный № 3540-06.

и приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О лицензировании Высшей школы экономики (государственного университета) (г. Москва)» от 29.11.1996 №392.
1.2. Свидетельство о государственной аккредитации серия 90А01 №0000205 от 13.09.2012, регистрационный № 0203.
1.3 Организационно-правовое обеспечение деятельности факультета осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными лицензией на право ведения образовательной деятельности:

  • На факультете заявлены и фактически реализуются следующие ступени подготовки: бакалавр, магистр, аспирант. Форма обучения только очная.

  • Квалификация преподавательских кадров соответствует нормативам, установленным лицензией;

  • Учебно-методическое обеспечение организовано на высоком уровне, полностью соответствует нормативам, установленным лицензией.


В своей деятельности факультет руководствуется следующей документацией:

  • Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее — НИУ ВШЭ) (постановление Правительства РФ №1109 от 23.12.2010г.);

  • Изменения в Уставе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (постановление Правительства РФ №53 от 31.01.2012г.);

  • Правила внутреннего распорядка федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (утверждены Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 21.12.2012 № 42);

  • Программа развития ГУ-ВШЭ, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет», на 2009-2018гг (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2009 № 677).


1.4 В своей организационно-распорядительной и учебно-методической деятельности факультет философии руководствуется следующими документами:


  • Положение об организации контроля знаний (утверждено Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 21.12.2012 № 42);

  • Правила приема в НИУ ВШЭ (утверждены Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 25.01.2013 № 43);

  • Порядок перехода студентов с платного обучения на бесплатное (утвержден Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 21.12.2012 № 42);

  • Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в ГУ-ВШЭ (введен в действие приказом 31.1-04/925 от 06.04.2010 г.);

  • Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГУ-ВШЭ (согласно приказу ректора №6.18.1-06/1804-04 от 18.04.2011);

  • Положение об организации международной академической мобильности студентов ГУ-ВШЭ (Утверждено ученым советом ГУ-ВШЭ протокол № 16 от 08.10 2010 г.);

  • Положение о порядке восстановления студентов и допуска к учебному процессу в связи с выходом из академического отпуска (утверждено Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 30.11.2012 № 41);

  • Правила разработки и реализации магистерских программ ГУ-ВШЭ (утверждены приказом № 31-04/321 от 24.04.2008 г.);

  • Регламент проведения предварительной работы по рассмотрению документов претендентов на избрание на должности профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ (приложение 1 к приказу № 6.18.1-01/0503-03 от 05.03.2013);

  • Положение об организации международной академической мобильности студентов ГУ-ВШЭ (утверждено Ученым советом ГУ-ВШЭ протокол №16 от 08.10.2010);

  • Положение о премировании (установлении поощрительных выплат) работников государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет — Высшая школа экономики» (утверждено Ученым Советом ГУ-ВШЭ 20 марта 2009 г. протокол № 49);

  • Положение об организации и проведении практики студентов в НИУ ВШЭ (утверждено Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 25.03.2011 № 23);

  • Положение о кураторах курсов и групп (утверждено Ученым советом ГУ-ВШЭ протокол №8 от 26.11.04; утверждено приказом ГУ-ВШЭ № 31-07/87 от 16.03.05);

  • Положение о наградах ГУ-ВШЭ (утверждено Ученым советом ГУ-ВШЭ 24.12.2010 протокол №20).


1.5. Выводы и рекомендации.

В настоящее время организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности бакалавриата факультета соответствует нормативным требованиям. Однако в связи с предстоящим переходом к образовательным стандартам третьего поколения факультету необходимо быть готовым к проведению необходимых изменений.
2. Организация учебно-воспитательного процесса
2.1. Структура подготовки бакалавров (по предварительным данным — на 1 марта 2013 г., по окончательным — на 5 октября 2013 г.). Изменение структуры подготовки бакалавров за 2008–2013 годы1. Динамика приёма по формам обучения. Соотношение между приемом на бюджетной основе и приемом на договорных условиях с частичным или полным возмещением затрат (Приложение 1).

В 2008 г. набор в бакалавриат велся на 60 бюджетных мест, с 2009 г. по 2012 — на 35 бюджетных и 35 платных мест, в 2013 г. набор проходил на 45 бюджетных мест. На все бюджетные места первого года обучения претендуют абитуриенты.

Динамика приема за отчетный период показывает, что средний уровень конкурса составляет 5,4 человека на место и колеблется от 2,1 в 2008 г. до 8 в 2009 г. Такой чрезвычайно высокий для направления «Философия» конкурс в 2009 г. объяснялся тем, что у абитуриентов была возможность подавать заявления на неограниченное число направлений. С 2010 года порядок подачи документов изменился, и конкурс стабилизировался (от 5 до 6 человек на место). Однако в 2013 г. он опять вырос до 7,6  человека на место.
По состоянию на 01 марта 2013 г. на факультете философии обучались на четырех курсах 177 студентов очной формы обучения подготовки бакалавра по направлению 030100.62 «Философия». Удельный вес студентов, обучающихся на бюджетной основе, составляет 86%, на договорной основе — 14 %.

Распределение бюджетных и коммерческих студентов отражено в таблице 2.1.1
Табл. 2.1.1

Распределение бюджетных и коммерческих студентов по курсам
Курс
Всего
Бюджет
Коммерция
Абс
%
Абс
%
1
96
81
84
15
16
2
56
51
91
5
9
3
30
27
90
3
10
4
30
25
83
5
17
Всего
212
184
87
28
13

Бакалавриат факультета философии ориентируется в первую очередь на государственные и региональные потребности. Факультет философии ведет активную «борьбу» за абитуриентов с высоким качеством образования: талантливых, стремящихся к овладению новыми знаниями. С этой целью каждый год проводится конкурс «Юный философ», в котором могут участвовать ученики 9–11 классов. Победители этого конкурса имеют право участия во втором этапе олимпиады по обществознанию, которую также проводит НИУ ВШЭ. Упомянутая олимпиада по обществознанию также проводится для учеников 9–11 классов и дает возможность победителям быть зачисленными на факультет философии без вступительных испытаний, а для призеров дает возможность зачесть ЕГЭ по обществознанию как 100-балльное.

С целью привлечения широкой аудитории регулярно проводятся дни открытых дверей. В таких мероприятиях участвует не только администрация, но и большое количество преподавателей, способных привлечь в магистратуру новых обучающихся.
ДАЛЕЕ ПО ПУНКТАМ 2.2, 2.3, ЗАМЕЧАНИЯ АНАЛОГИЧНЫ ЗАМЕЧАНИЯМ, УКАЗАННЫМ В ОТЧЕТЕ ПО МАГИСТРАТУРЕ!!!
2.2. Содержание и сроки освоения основной образовательной программы — для ГОС ВПО.

Структура освоения основной образовательной программы, срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы — для ФГОС ВПО/ОС НИУ ВШЭ.

По ГОС ВПО.

Учебные планы по реализуемому направлению подготовки 030100.62 «Философия» содержат все установленные соответствующими ГОС циклы дисциплин. Их общая трудоемкость отвечает нормативам, установленным ГОС. Обязательные дисциплины федерального компонента наличествуют в учебных планах, расписании занятий, экзаменационных/зачетных ведомостях. Отклонение от ГОС составляет +15%.

Рабочие учебные планы представленной к аккредитационной экспертизе направления подготовки 030100.62 «Философия» включают все дисциплины, предусмотренные ГОС. Время, отводимое на изучение дисциплин федерального компонента и циклов дисциплин, отвечает нормативам ГОС. Структурные и содержательные особенности учебных планов обусловлены законами Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании». По каждой учебной дисциплине рабочих учебных планов разработаны программы дисциплин, структура которых отвечает требованиям Федерального агентства по образованию. Программы дисциплин обсуждены на заседаниях кафедр, на заседаниях советов факультетов, прошли внутреннее рецензирование. В секцию Учебно-методического совета «Философия» входят 7 преподавателей факультета. Обязанности председателя секции возложены на профессора, д.ф.н. Кашникова Б.Н.

Требование ГОС ВПО к общему количеству часов теоретического обучения — 5240 часов, в то время как согласно БУП — 6030 часов. Таким образом, отклонение составляет + 15%. В целом образовательная программа соответствует ГОС. В то же время следует признать и некоторое количество отклонений. К числу наиболее значимых следует отнести отклонение в —12% по циклу общепрофессиональных (в БУПе — профессиональных) дисциплин: 3240 часов против 3700 часов в ГОС ВПО. Это обусловливается естественным перераспределением часов: поскольку весь цикл дисциплин ГСЭ превышает норматив ГОС на 70%, недостающие часы по циклу общепрофессиональных дисциплин с лихвой окупаются повышенной нагрузкой по другим дисциплинам данного цикла (в основном за счет превышения ГОС на 194% по дисциплинам специального цикла — 1728 часов против 586 в ГОС).

Выполнение требований ГОС ВПО к объему учебной нагрузки по дисциплинам составляет +10% (6354 часов против 5794 ГОС). В рабочих программах наличествует минимум содержания, отклонение, таким образом, составляет 0%.

Наличие дисциплин по выбору на 280% превышает ГОС ВПО. Такое превышение (как и все вышеупомянутые) допустимо, поскольку ОС направления подготовки 030100.62 «Философия» разработан с учетом Федерального Закона «О высшем и послевузовском образовании» в редакции от 10.02.2009г №18-ФЗ статья 5 пункт 4, согласно которому, поскольку НИУ ВШЭ входит в перечень федеральных государственных высших учебных заведений, для которых установлена категория «национальный исследовательский университет», и, таким образом, имеет право реализовывать собственные ОС, требования к реализации и результатам освоения которых не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС ВПО (но могут существенно их превышать). (Приложение 2а)

ПО ФГОС/ОС

Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы

Подготовка магистров на факультете философии НИУ ВШЭ ведется в соответствии с образовательным стандартом по направлению подготовки 030100.62 «Философия» (принят 02.07.2010г), разработанным на основе Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденного Министерством образования и науки РФ 19.05.2010г.

Учебный процесс строится на основании базового учебного плана (БУП), утвержденного 23.11.2011г. Общая продолжительность по очной форме обучения составляет 4 года. На теоретическое обучение отводится 7812 часов (что превышает ГОС на 360 часов, т.е. на 8%). На прохождение практик отводится 4 недели, что полностью соответствует ГОС. На итоговую государственную аттестацию бакалавра, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, отводится 7 недель (в ГОС — не менее 4 недель). Это обстоятельство имеет место в силу проводимой вузом политики ориентации на подготовку ученых, для чего требуется выделение дополнительных часов в рамках программы. На каникулы выделено 16 недель, что полностью соответствует ГОС.

Максимальный объем недельной нагрузки составляет согласно БУП 59,2 часа, что полностью соответствует требованию ГОС (согласно ГОС — не более 60 часов). Максимальный объем аудиторной недельной нагрузки согласно ГОС составляет не более 32 часов, согласно БУП средний объем недельной аудиторной нагрузки — те же 32 часа. Таким образом, в этой части БУП также полностью соответствует ГОС.

Продолжительность каникул: зимние каникулы — 2 недели; весенние каникулы — 1 неделя; летние — 9 недель. Общий объем каникулярного времени за 4 года — 40 недель (включая 8 недель последипломного отпуска), в то время как согласно ГОС — не менее 38 недель. Таким образом, БУП полностью соответствует ГОС.

Продолжительность экзаменационных сессий: всего 5 недель (1 модуль — 1 неделя; 2 модуль — 1 неделя; 3 модуль — 1 неделя; 4 модуль — 2 недели. Продолжительность итоговой государственной аттестации, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы — 7 недель (согласно ГОС — не менее 4 недель). Данные показатели полностью соответствуют ГОС. (Приложение 3а)
ПО ФГОС/ОС

Структура освоения основной образовательной программы

В учебном плане и расписании занятий присутствуют все обязательные дисциплины базовой (обязательной) части ОС: Б.1 — 84 зач.ед (требование ГОС — 84 зач.ед.), Б.2 — 15 зач.ед (ГОС — 15 зач.ед.), Б.3 — 117 зач. ед. (ГОС — 117 зач.ед). В учебном плане и расписании занятий также присутствуют в требуемом ГОС объеме дисциплины по выбору: Б.1 — 24 зач.ед. (ГОС — 22–26 зач.ед.), Б.2 — 3 зач.ед. (ГОС — 3 зач.ед.), Б.3 — 30 зач.ед. (ГОС — 28–33,5 зач.ед.).

В программах присутствуют четко сформулированные конечные результаты обучения в увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе. Более подробная информация содержится в (Приложение 2б).
Срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы

Общий срок освоения основной профессиональной образовательной программы составляет 4 года, что полностью соответствует нормативному сроку, установленному ГОС. Общая трудоемкость освоения ООП составляет 240+20 зач.ед.; трудоемкость освоения ООП по очной форме получения образования за учебной год также составляет 240+20 зач.ед. По обоим параметрам отклонение от ГОС составляет 0%.

Такое же отклонение (0%) характерно и для таких показателей ООП как требование к трудоемкости освоения учебных циклов и разделов, требования к общей трудоемкости каждой дисциплины ООП, требованием к часовому эквиваленту зачетной единицы (1 зач.ед. = 36 ак.час.).

Более подробная информация содержится в (Приложение 3б).
2.3. Выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы.

По ГОС:

Перечень дисциплин федерального компонента по циклам полностью соответствует ГОС. Что касается объема часов, то здесь имеются существенные отклонения: для дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла норматив ГОС установлен в 1800 часов, в БУП направления — 3060 часов, что означает превышение стандарта на 70%. Превышение объема часов по данному блоку обуславливается реализацией факультетом концепции подготовки философов, обладающих широким кругозором и владеющих двумя иностранными языками как рабочими инструментами, что предполагает необходимость расширения спектра и объема преподаваемых гуманитарных дисциплин. Для цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин отклонение составляет — 23%, для общепрофессиональных дисциплин — 13%. Сокращение часов в рамках этих блоков обусловлено перераспределением учебной нагрузки в пользу дисциплин гуманитарного цикла. Для специальных дисциплин отклонение составлет +195%; для факультативов — +8%, для дисциплин по выбору — +280%. Таким образом, общее число часов превышает требования ГОС.

Чрезмерное дробление дисциплин отсутствует. Соотношение лекционных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу можно посмотреть в таблице 2.3.1
Таблица 2.3.1

Соотношение лекционных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу студентов, согласно РУП

Курс
Лекции
Самостоятельная работа
Отношение лекционных часов к с/р, %
1
414
1138
36
2
452
1314
34
3
288
1430
20
4
296
1406
21
Всего
1450
5288
27



Формы контроля по дисциплинам учебного плана полностью соответствуют заявленным целям изучения дисциплин (Приложение 4а).
ПО ФГОС

Согласно ОС интерактивные занятия должны составлять не менее 40% от общего числа, согласно РУП их объем занимает 60%, что соответствует ГОС.
Лекционные занятия, согласно ОС, не могут занимать более 40% общего числа от объема аудиторных занятий. Это число значительно изменяется от курса к курсу. Результаты анализа представлены в таблице 2.2.1

Таблица 2.2.1

Курс

Процент занятий лекционного типа по отношению к общему числу аудиторных часов

1

36%

2

45%

3

32%

4

36%

В среднем

37%



Среднегодовой объем аудиторных занятий со студентами в неделю представлен в таблице 2.2.2

Таблица 2.2.2

Среднегодовой объем аудиторных занятий со студентами в неделю

Курс

Среднегодовой объем аудиторных занятий

1

30,4 час

2

24 час

3

21,2 час

4

8 час

В среднем

20,9 час


Образовательная концепция развития факультета направлена на сокращение аудиторной нагрузки в пользу увеличения самостоятельной работы студентов. Процесс обучения по специальности нацелен на обеспечение фундаментальной общеобразовательной университетской подготовки студентов в сочетании с возможностями широкой профессиональной специализации и углубленного изучения двух иностранных языков. На первом курсе студенты также изучают латынь и древнегреческий, поскольку эти языки являются важными инструментами философской деятельности.

Реализация данной концепции обуславливает перераспределение учебной нагрузки в циклы «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта.

Таблица 2.2.3

Схема изучения иностранных языков

(один из изучаемых языков — английский):




1 курс

2 курс

3-4 курсы




1-2 модуль

3-4 модуль







первый язык

(английский, немецкий, французский)

4 часа в неделю (для 0 групы — 6 часов)

4 часа в неделю

второй язык

(английский, немецкий, французский, испанский)








4 часа в неделю

Греческий язык

4 часа в неделю







Латинский язык




4 часа в неделю









Требование к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения полностью выполняется. Требование ГОС к максимальному объему учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины составляет 54 часа, нагрузка согласно РУП составляет 56 часов, что соответствует ГОС.

ГОС требует от 7 до 10 недель каникулярного времени в учебному году, из которых не менее двух недель должны приходиться на зимний период. Согласно БУП (и РУП) на каникулы отводится 12 недель в каждом учебном году, из которых ровно 2 недели (с 31 декабря по 13 января) приходятся на зимний период, что полностью соответствует ГОС.

Согласно ГОС дисциплина «Физическая культура» трудоемкостью 2 зач.ед. реализуется при очной форме обучения в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов. Согласно БУП на данную дисциплину трудоемкостью 2 зач.ед. отводится 432 часа, из которых не менее 400 отводится на практические (в том числе игровые) виды подготовки. Таким образом, БУП полностью соответствует ГОС.
Качество рабочих учебных планов, соответствие расписания занятий учебному плану, организация самостоятельной работы студентов, реализация практической подготовки студентов. Анализ проводится по следующим позициям:

Расписание занятий полностью соответствует рабочему учебному плану как по количеству недель, так и по совпадению сроков начала и окончания семестров, модулей, сессий, практик, какникул. Соблюдены все установленные формы аттестации. Аудиторная нагрузка по ГОС (а также ОС) соответствует действующему расписанию занятий в вузе.

Расхождений в последовательности и логичности изучения учебных дисциплин с РУП нет. Применяются промежуточные аттестации: их виды и формы указаны в программах дисциплин, доступных на сайте факультета. Самостоятельная работа студентов организована разнообразными способами: чтение первоисточников, перевод иностранной специальной литературы на русский язык, выполнение домашних заданий, написание эссе и рефератов.
Факультет уделяет принципиальное внимание практической подготовке будущих выпускников. Учебные и производственные практики студенты бакалавриата проходят в академических учреждениях, научных журналах и издательствах, музеях, художественных галереях, средствах массовой информации, прежде всего сетевых. С соответствующими организациями заключены договоры о практиках студентов. (Приложение 5).
Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям полностью соответствуют ГОС. Программа итоговой государственной аттестации соответствует требованиям к выпускникам в ГОС. В содержании выпускной квалификационной работы отражаются задачи деятельности выпускника, что также соответствует требованиям ГОС (ФГОС/ОС). (Приложение 5).
2.4. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов; уровень ориентации учебно-научного процесса на практическую деятельность, использование новых информационных технологий и компьютерной техники в учебном процессе:

На протяжении всех четырех лет обучения в бакалавриате факультет проводит со студентами научно-исследовательский семинар, на котором углубленно и скрупулезно разбираются классические философские труды. Данный вид работы под руководством опытных преподавателей и высококлассных специалистов в конкретных областях философского знания позволяет магистрантам приобрести опыт философского анализа классических текстов и практику погружения в проблематику современных исследований.

Факультет философии прежде всего готовит будущих преподавателей философии. Этим обусловлена ориентация учебно-научного процесса на практическую преподавательскую деятельность. Однако факультет строит свою деятельность не в отрыве от профессионального сообщества. Результаты деятельности постоянно подвергаются экспертной оценке со стороны профессуры МГУ (оценка бакалаврских программ), РУДН (оценка программы развития факультета в целом), РГГУ (оценка эффективности магистерской программы). Кроме того возможной сферой профессиональной деятельности выпускников являются специализированные журналы и издательства философской литературы. Магистранты факультета проходят практику в редакции журнала «Вопросы философии».
Студенты факультета ориентированы преподавателями на использование в процессе обучения Интернет-ресурсов, в т.ч. электронных баз данных ScienceDirect, JSTOR, Oxford Journals, Cambridge Journals, НЭБ, East View, Springer Link, SAGE Journals Online, Интегрум, Ebrary, Springer Books, Университетская библиотека, электронная библиотека Института Философии РАН. Учебный процесс на факультете философии строится в соответствии с рабочими учебными планами на текущий учебный год, одобренными, подписанными и утвержденными деканом факультета философии, Ученым советом факультета философии, проректором по учебной работе и первым проректором НИУ ВШЭ.

Поскольку философия — чрезвычайно широкая наука, использование в процессе ее преподавания проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода является важной и просто необходимой частью учебного процесса, что в полной мере осуществляется в рамках направления подготовки 030100.62 «Философия». Используются также и активные методы обучения: дискуссии, диспуты, а также методы основанные на изучении практики — case studies. Все это является в том числе формами и методами активизации познавательной деятельности студентов и организации их самостоятельной, научно — исследовательской работы. Эффективность данных методов для направления подготовки 030100.62 «Философия» высока и не вызывает сомнений.

При подготовке бакалавров по направлению 030100 «Философия» используется (как и во всем НИУ ВШЭ) модульно-рейтингова система организации учебного процесса, что повышает качество образования в целом и объективность оценивания каждого студента в частности.
2.5. Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы. Соответствие ООП ВПО и учебно-методической документации требованиям ГОС/ФГОС/ОС НИУ ВШЭ: обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией; наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями.
Качество содержания основной образовательной программы.

В структуру ООП входят:

— концептуальная пояснительная записка, определяющая цели ООП, ее особенности, а также описание вузовского компонента;

— государственный образовательный стандарт (федеральный государственный образовательный стандарт/образовательный стандарт НИУ ВШЭ) по соответствующему направлению подготовки или по специальности;

— учебный план — БУП;

— перечень специализаций (профилей или профильных направленностей) профессиональной подготовки, реализуемых в рамках специальности (направления подготовки), утвержденных Ученым советом университета;

— учебные планы — РУПы;

— совокупность университетских рабочих программ всех дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП;

— материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации).

В УМК/учебно-методическую документацию дисциплины входят:

— государственный образовательный стандарт (федеральный государственный образовательный стандарт/образовательный стандарт НИУ ВШЭ);

— рабочая учебная программа дисциплины (ПУД);

— методические указания по выполнению курсовых проектов (работ) — возможно, в составе программы дисциплины;

— методические указания по выполнению лабораторных работ — возможно, в составе программы дисциплины;

— методические указания, комплект исходных данных и образцы выполнения контрольных работ- возможно, в составе программы дисциплины;

— методические указания по самостоятельной работе студентов — возможно, в составе программы дисциплины;

— методические указания преподавателю — возможно, в составе программы дисциплины;

— фонд тестовых и контрольных вопросов для текущей оценки знаний по дисциплине;

— комплект образцов экзаменационных билетов;

— перечень программного обеспечения — возможно, в составе программы дисциплины;

— сведения об оснащенности учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием и т.д.

Таким образом, ООП полностью соответствует ГОС.
По всем дисциплинам (кроме внедряющихся с сентября 2013г) имеются рабочие программы, предусмотренные учебным планом направления подготовки 030100.62 «Философия». Они соответствуют требованиям ГОС, утверждены на УС факультета. Программы пересматриваются ежегодно и изменяются, если того требуют обновления РУП, таким образом их современность не вызывает сомнений. Дисциплины ФГОС/ОС НИУ ВШЭ соответствуют по своему содержанию требованиям к образовательным результатам (компетенциям). Также содержание дисциплин соответствует базовым дидактическим единицам, приведенным в ГОС. Виды самостоятельной работы коррелируют с требованиям к выпускникам, содержащимся в ГОС/ОС НИУ ВШЭ. Диагностические средства (тесты, контрольные задания, опросы, экзаменационные билеты) также соответствуют требованиям к к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям выпускников.
2.6. Достаточность и современность учебной и учебно-методической литературы, включённой в ПУД дисциплин в качестве основной (обязательной); наличие в библиотечном фонде достаточного количества основной и дополнительной (рекомендуемой) учебно-методической литературы; наличие и уровень программно-информационного обеспечения учебного процесса по циклам дисциплин учебного плана.

Специфика философского образования заключается в том, что в своей основе имеет опору на первоисточники, а не на учебники или учебно-методические пособия. Что касается учебной литературы, то ее достаточность и современность не вызывает сомнений. Каждая учебная дисциплина учебного плана имеет программу, разработанную автором — преподавателем соответствующей дисциплины, одобренную на заседании кафедры, рекомендованную секцией «Философия» Учебно-методического совета университета и утвержденную Ученым советом факультета философии. риложение № 9).

В библиотечном фонде имеется достаточное количество основной и дополнительной (рекомендуемой) учебно-методической литературы. Некоторые издания находятся в собственной библиотеке факультета в достаточном для студентов количестве. Большая часть литературы, представленной в качестве основной, имеется в открытом интернет-доступе, что делает ее всегда достижимой для любого количества студентов. риложение № 6).

В целом обеспеченность учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами соответствует аккредитационному критерию.

В настоящее время учебный процесс осуществляется преподавателями кафедр факультета философии с активным использованием новых информационных технологий и мультимедийных средств обучения. На учебных занятиях демонстрируются видео-презентации, учебные фильмы, даются практические задания, реализуемые на компьютерной технике. Ряд дисциплин предполагает работу с программным обеспечением, установленным в компьютерных классах университета.

Для обеспечения учебного процесса оборудован и функционирует компьютерный класс, оснащенный персональными компьютерами на базе процессора Pentium IV, объединенными во внутривузовскию единую локальную сеть с выходом в Интернет и установленным необходимым и специальным программным обеспечением. В учебном процессе по направлению «Философия» используются:

  • операционные системы: Windows 2000/XP/;

  • стандартные пакеты прикладных программ офисного назначения (Microsoft Office 2000/XP и пр.), в том числе:

    • информационные системы подготовки текстов (Microsoft Word);

    • системы электронных таблиц (Microsoft Excel);

    • системы управления базами данных (Microsoft Access, Dbase);

    • системы подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint).


Для самостоятельной работы, выполнения рефератов, курсовых работ, практической подготовки, а также качественного прохождения итоговой аттестации учащиеся магистратуры пользуются как библиотекой НИУ ВШЭ, так и крупными московскими библиотеками (РГБ, ИНИОН, Иностранной литературы), а также всеми электронными ресурсами, доступ к которым обеспечивает НИУ ВШЭ.

Количество экземпляров рекомендуемой учебной и учебно-методической литературы, находящейся в библиотечном фонде, по циклам дисциплин на одного студента соответствует нормативам. Источники учебной информации по всем дисциплинам учебного плана, где таковая вообще используется, достаточно и современна. Что касается современности источников учебной информации, то для многих философских дисциплин она не соответствует требованиям ГОС (ГСЭ, СД —5 лет, ЕН, ОПД — 10 лет). Это связано с объективными причинами: как правило, в качестве источников учебной информации в рамках преподавания философских дисциплин используются первоисточники, возраст которых зачастую превышает не то 100, не то 2000 лет. В силу этого обстоятельства новизна не имеет значения, а сами тексты доступны в электронном виде из библиотеки Института Философии РАН или других источников, на доступ к которым официально подписан НИУ ВШЭ.

Для каждого предмета РУП направления подготовки 030100.62 имеется учебно-методический комплекс, разработанный преподавателями для изучения конкретной ООП.

Поскольку библиотека НИУ ВШЭ является подписчиком большого числа как российских, так и зарубежных баз электронных библиотечных ресурсов, преподаватели и студенты имеют возможность пользоваться этими обширными базами для обогащения знаний по читаемым курсам. В первую очередь через такие базы доступны периодические издания, которые эффективно используются в рамках курсов, читаемых на факультете философии. Философия не является предметом, требующим специального использования каких-либо пакетов прикладных программ в учебном процессе. Однако такие пакеты требуются (и в полном объеме предоставляются) для некоторых неспециальных дисциплин (например тех, которые выбираются студентами магистратуры факультета философии по выбору на других факультетах). В остальном же студенты имеют свободный доступ в сеть Интернет из любого здания НИУ ВШЭ (включая общежития), а вместе с тем — и ко всем необходимым им для полноценного изучения предметов тех или иных баз данных, электронных библиотек и пр.

(Приложение 6).

2.7. Обеспечение реализуемой основной образовательной программы научно-педагогическими кадрами: Профессорско-преподавательский состав факультета философии сформирован в основном из опытных преподавателей, имеющих значительный научный и научно-педагогический стаж. ППС факультета по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 55 человек (без учета ППС отделений), в том числе штатных преподавателей — 40 человек. Из них: 3 ординарных профессора НИУ ВШЭ, 20 профессоров, в том числе 16 докторов философских наук, 1 доктор исторических наук, 1 доктор социологических наук; 1 преподаватель со степенью PhD; 29 кандидатов философских наук, 2 кандидата юридических наук. Средний возраст ППС кафедр факультета составляет 36 лет.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной образовательной программы...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной образовательной программы...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной образовательной программы...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной образовательной программы...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образования

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной образовательной программы...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «национальный исследовательский...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск