В. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru


Скачать 142.38 Kb.
НазваниеВ. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы


ФРОНТ ДЛИНОЙ В 2,5 ГОДА

В. А. Терентьев, руководитель СРО НП «Энергоаудит Урала», г. Пермь

8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural.ru
Около двух месяцев назад прошел II съезд Национального объединения энергоаудиторов. Этот день стал временем для подведения итогов и выстраивания прогноза развития объединения, саморегулируемых организаций в области энергоаудита, обусловленных требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г.

№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Видение того, каким путем идти сообществу, сильно разнится среди делегатов съезда, федеральных органов исполнительной власти, законодателей, непосредственных исполнителей – членов саморегулируемых организаций, заказчиков.

С момента вступления в силу Закона № 261 накапливаются проблемы, связанные с его несовершенством. До настоящего времени не выстроена система подзаконных актов и ведомственных нормативов, отсутствуют средства в бюджетах предприятий, которые подлежат обязательному энергоаудиту. Как следствие, члены саморегулируемых организаций не могут получать заказы, обновлять материальную базу и проводить подготовку специалистов. В конечном итоге реформа по переходу России на энергосберегающие технологии и инновации топчется на месте. Необходим импульс действий со стороны местных органов власти, требуется координация работы и контроль за реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Наверное, пора задуматься, почему бюджетными учреждениями в большей мере просматривается формальный подход в области энергетического обследования и мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности. На данном этапе активность заканчивается действиями, направленными только на получение энергетического паспорта.

По данным Минрегиона России, электричество, горячее и холодное водоснабжение и отопление составляют 70 % стоимости всех жилищно-коммунальных услуг для населения. Большие потери в коммунальной сфере обусловлены следующими факторами:

- теплопотери в домах из сборного железобетона на 20 – 30 % выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации;

- 50 % объектов коммунального теплоснабжения и инженерных сетей требуют замены, не менее 15 % находятся в аварийном состоянии;

- низкое качество санитарно-технической арматуры, отсутствие приборов учета расхода воды приводят к большим утечкам воды, препятствуют созданию собственникам условий для экономного ее расходования.

К этим проблемам относится дефицит средств на реализацию региональных и муниципальных программ в области энергосбережения.

Поэтому сегодня необходимо взаимодействие всех участников мероприятий по энергосбережению. И здесь координирующая роль должна принадлежать тем региональным ведомствам, которые отвечают за ход выполнения краевой программы. К сожалению, за последний год не было диалога по всему спектру вопросов с ведомствами местного самоуправления, саморегулируемыми организациями.

Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Энергоаудит Урала» исходит из принципа соблюдения законодательства в области энергетического обследования и ставит задачу комплексного подхода в разработке методических документов для членов Партнерства.

Мы обратились ко всем без исключения органам местного самоуправления с предложением о сотрудничестве в области проведения энергоаудита. К глубокому сожалению, приходится констатировать: ни от одной структуры края и местного самоуправления не получен ответ. Это еще раз подтверждает вышесказанный тезис об иррациональном1 подходе по реформированию отраслей народного хозяйства на рыночно-конкурентные начала в вопросах энергосбережения.

Учитывая, что законодательством до настоящего времени не определена ценовая политика в области проведения энергообследования, Некоммерческое партнерство «Энергоаудит Урала» разработало «Ценник на выполнение работ по обследованию предприятий для выявления резервов экономии энергетических ресурсов, составления энергетического паспорта и экспертизы проектов систем производства, распределения и потребления по разделу энергоэффективности». Хотелось бы остановиться на его структуре и основных преимуществах.

ЦЕННИК ЭА-01-59.2011 разработан Региональным центром по ценообразованию в строительстве саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства «Строители Урала» из очевидной необходимости устранения нормативного вакуума в определении стоимости работ в области энергоаудита.

ЦЕННИК разработан для базисного территориального района (Московская область) в уровне цен на 01.01.2011 года, который применим к условиям Пермского края и регионов России и рекомендован для определения стоимости работ в области энергетического обследования и расчетов за выполненные работы.

В первую очередь он необходим в качестве методического документа для бюджетных учреждений всех уровней с целью обоснованного планирования средств для проведения энергоаудита.

ЦЕННИК состоит из трех частей:

1. Энергетическое обследование (энергоаудит) жилых, общественных, административных зданий и производственных предприятий.

2. Энергетическое обследование (энергоаудит) промышленных предприятий и организаций.

3. Энергетическое обследование (энергоаудит) сельскохозяйственных предприятий.

Обращаюсь к заказчикам, органам местного самоуправления, ТСЖ и управляющим компаниям с предложением воспользоваться данной методикой, поскольку пока нет ее аналогов в Пермском крае и других регионах.

В настоящее время государством поставлена задача снижения энергозатрат во всех отраслях экономики до 2015 года до 40 %. Поэтому члены саморегулируемой организации при обследовании, составляя энергетический паспорт, вносят рекомендации, направленные на снижение эксплуатационных расходов предприятиями и организациями, на модернизацию существующих объектов и другие важные направления энергосбережения. Очень важно при этом, насколько квалифицированно будет проведено энергетическое обследование.

Саморегулируемая организация обязана контролировать выполнение энергетического обследования специалистами, имеющими квалификацию в соответствии с нормативно-правовыми актами, стандартами и правилами профессиональной деятельности. Напомню, обязательное энергетическое обследование, установленное Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», нужно завершить в 2012 году, а все мероприятия по программам энергоэффективности – в 2014 году. Однако энергетические обследования, являющие информационной основой всей работы по энергосбережению, сегодня в Пермском крае проведены в ограниченном объеме.

Согласно 261-ФЗ деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в этой сфере. На практике приходится, к сожалению, сталкиваться с недобросовестными организациями от СРО в этой области.

Приходится констатировать, что институт саморегулирования еще довольно молодой и в области энергетических обследований много неурегулированных вопросов в области законодательства, нормативно-методического обеспечения, ценообразования и т.д. На этом фоне появляются предприимчивые дельцы, которые пользуются правовой безграмотностью заказчиков, не выходя на объект, и выдают «липовый» энергопаспорт.

Для примера, имеется опыт противодействия коммерциализации в области саморегулирования со стороны Национального объединения строителей, которое по сигналам с мест обобщает и доводит информацию до контрольных и надзорных органов, для принятия мер административного воздействия к недобросовестным фирмам.

Какова политика в этом вопросе по взаимодействию с федеральными органами?

В сфере энергетического обследования на сегодня 140 саморегулируемых организаций, из них 38 объединились в Национальное объединение энергоаудиторов, которое в свою очередь активно взаимодействует с Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной Думой. Важно доводить факты нарушения законодательства до сведения надзорных органов и всех участников этого процесса, тем самым будет создан заслон недобросовестной конкуренции. Во многом противодействовать данному явлению должны заказчики, бюджетные организации, не должны особняком стоять органы исполнительной власти.

Возвращаясь к началу нашего разговора, особое внимание акцентирую на определении стоимости энергетического обследования и противодействии демпинговым предложениям ряда компаний. Цена договора должна быть реальной и учитывать весь необходимый комплекс работ. В методическом плане мы можем повсеместно оказать помощь в оценке стоимости данных работ.

Если задать вопрос о существовании на данный момент единой базы знаний по энергоэффективности, то могу ответить, что в настоящее время ее на практике нет. Это было отмечено участниками 3-й Общероссийской конференции «Государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения», проходившей 26 апреля 2012 года в г. Москве.

Сегодня наблюдается кадровый «голод» на высокопрофессиональных специалистов в сфере энергоаудита, отрасль нуждается в профессорско-преподавательском составе, способном дать актуальные знания при подготовке энергоаудиторов. Напрашивается вывод, что одним только саморегулируемым организациям эту тему не сдвинуть с мертвой точки. Необходимо взаимодействие власти, бизнеса и гражданского общества. Тем более что в России есть положительные примеры, где на местах эта работа поставлена на довольно высоком уровне.

К примеру, с 18 ноября 2010 года при активной поддержке саморегулируемой организации НП «Энергоаудит Урала» в ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации — РМЦПК» были организованы курсы повышения квалификации в области энергетического обследования по программе, утвержденной Минэнерго России.

Дело в том, что пермские вузы не были включены в список учреждений на право проведения обучения энергоаудиторов. Поэтому, как говорят, «за державу обидно»! Мы добились от полпредства Президента в Приволжском федеральном округе и от Москвы создания образовательного центра повышения квалификации здесь, в Перми. Обучено уже более двухсот специалистов. У нас созданы все условия для постоянного консультирования при выполнении профессиональной деятельности энергоаудиторов.
Отдельно хотелось бы заострить внимание на недостатках Федерального закона № 261 и внести предложения для их исправления.

На наш взгляд, для реализации Закона 261-ФЗ существует очевидная необходимость внесения поправок с учетом накопленного практического опыта:

- на федеральном уровне необходимо добиться единого подхода к методическому обеспечению энергетического обследования, определению стоимости работ, разработке требований проведения экспертизы и приемки энергетических паспортов, созданию информационной базы для автоматизированного заполнения паспорта, установлению нормативов времени рассмотрения энергетических паспортов в Минэнерго России;

- поднять ответственность за качество проведенного энергетического обследования саморегулируемых организаций, бюджетных организаций. Ко всему прочему, Федеральный закон № 94, являющийся тормозом развития рынка услуг в области энергетических обследований, не позволяет развивать материально-техническую базу энергоаудиторов, так как стимулирует необоснованное снижение цены. В то же время органам власти, бюджетным организациям пора принять меры, направленные на качественную разработку аукционной заявки и оценки представленных заявок. Что следует делать?

Бюджетным учреждениям нужно обеспечить своевременное финансирование проведения энергетического обследования и энергосервисных договоров, иначе нет уверенности, что до конца 2012 года большая часть организаций, подпадающих под обязательное энергетическое обследование, будет иметь энергетический паспорт.

Работа не должна заканчиваться только получением энергопаспорта «за очень дешево» и сдачей его в архив. Думаю, что такая постановка задачи является неправильной. От властей города, органов местного самоуправления, различных департаментов и министерств требуются реальные результаты энергосбережения, а не просто «вкручивание новой лампочки». Нужно уйти от недооценки региональными властями использования возможностей согласно 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» по привлечению внебюджетных источников. Очень важно снизить расходы бюджета на выплаты, связанные с коммунальными услугами, цены на которые увеличиваются ежегодно и существенно.

Энергетический паспорт – первый этап, импульс к разработке программы действий учреждения для снижения энергопотерь. Требуется поиск ресурсов, мобилизация интеллектуального потенциала. На практике уже апробировано – вложенные средства в мероприятия окупаются порой в течение одного-двух лет. Привлекайте СРО, они помогут вам предложить проектные и монтажные организации. Для сведения: мы объединяем более трехсот проектных компаний, можем предоставить специализированные организации по выполнению энергосервисных договоров. Для возможного финансирования энергосервисной деятельности готовы быть переговорной площадкой для привлечения к этой работе банковских структур. Конечно, предстоит решать ряд задач, связанных с отсутствием методологии экономической оценки энергоэффективных технологий, подготовкой энергосервисных проектов для финансирующих организаций и др.

В настоящее время, вполне очевидно, должно вестись информационное обеспечение столь важной государственной задачи, в том числе разъяснительная работа с управляющими компаниями и ТСЖ, которые очень заинтересованы в снижении энергопотребления в жилом фонде. В этом году, думается, им следует приступать к проведению энергетического обследования и получению энергетического паспорта с дальнейшей разработкой мероприятий, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов. Убежден, что энергосервисный договор со временем станет эффективным инструментом сокращения потребления энергетических ресурсов в бюджетной, а затем и в коммунальной сфере. На промышленных предприятиях рост цен на энергоносители уже заставляет разрабатывать программы по модернизации энергетического хозяйства.
Какие пробелы и проблемы в правовом регулировании еще предстоит решить в области проведения энергетических обследований?

На наш взгляд, нормативно-правовая база должна в первую очередь затронуть следующие направления:

Система аттестации энергоаудиторов и создание государственного реестра.

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусматривает обязательное прохождение повышения квалификации энергоаудиторов один раз в пять лет. Полагаем, что практический опыт реализации механизма аттестации в области аудиторской деятельности должен корреспондироваться на область проведения энергетического обследования.

Для этого необходимо создание аттестационных центров в субъектах РФ на принципах независимости, открытости, самофинансирования при активной координации работы со стороны федерального центра.

Учитывая разнообразную типологию объектов обследования, потребуется введение системы функциональной и отраслевой квалификации энергоаудиторов.

Аккордной точкой могло бы стать создание реестра энергоаудиторов, при четком установлении порядка его ведения с учетом Закона «О персональных данных», а также определение порядка его ведения.

Совершенствование требований к саморегулируемым организациям и их членам:

- формирование на федеральном уровне минимальных требований к стандартам и правилам профессиональной деятельности в области энергетического обследования для исключения возможности создания «однодневных» СРО.

Предложения по совершенствованию законодательства:

- Установить единообразный подход к стандартам и правилам проведения энергетического обследования, к формированию федеральных стандартов и правил в области энергетического обследования на уровне Минэнерго России и порядка опубликования на официальных сайтах.

- В штате саморегулируемых организаций должно быть наличие аттестованных энергоаудиторов (в целях проверки качества проведения обследования).

- При Минэнерго России необходимо создать координационный совет в области энергетического обследования как методический центр для СРО, подобные органы можно образовать в субъектах Российской Федерации.
Требуется дальнейшее совершенствование формы энергетического паспорта, его гармонизация и снижение объема работ по проведению энергетического обследования в зависимости от типа объекта, объема потребления энергетических ресурсов и сложности данных работ, сокращение количества и упрощение форм и таблиц.

Для этого следует внести в законодательство нормы о введении института энергетических деклараций или упрощенной формы энергетического паспорта для объектов с незначительным потреблением, установить форму энергетического паспорта для многоквартирного дома, с учетом конструктивных, типовых и других особенностей объекта обследования. Возможно предоставление заказчику права составлять несколько энергетических паспортов – на каждое обособленное структурное подразделение, центральный аппарат, и сводный энергопаспорт.

Методическое обеспечение проведения энергетического обследования.

Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ Минэнерго России осуществляет только утверждение требований к энергетическому паспорту и порядок направления копий энергопаспорта в министерство.

В каждой из 140 саморегулируемых организаций энергоаудиторы сегодня работают на рынке и заполняют энергетические паспорта по различным методикам. В силу значительного объема информации (которая растет в геометрической прогрессии), содержащейся в энергетическом паспорте, существует множество трактовок по его заполнению, и при этом не создана автоматизированная проверка заполнения паспорта в силу сложившихся объективных причин.

Минэнерго России не наделено методическим обеспечением энергетических обследований, поэтому многочисленные обращения саморегулируемых организаций за консультацией в части правильности заполнения и оформления энергетического паспорта не находят правового ответа.

Сегодня предстоит внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс, аккредитация учебных центров и образовательных программ. При вступлении России в ВТО необходимо развитие сотрудничества с международными образовательными организациями, интеграция российских и международных систем обучения и аттестации специалистов.

Как было отмечено Департаментом энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Министерства энергетики Российской Федерации, из девяти тысяч энергетических паспортов зарегистрировано всего восемьсот – это говорит не только о низкой квалификации энергоаудиторов, но и об ограниченности штата сотрудников в Минэнерго и автоматизированных рабочих мест в информационной системе по энергоаудиту.

Председатель Комитета по энергетике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И. Д. Грачёв отметил, что один миллион объектов подлежит обязательной паспортизации, а саморегулируемых организаций всего 140, то есть в среднем свыше семи тысяч объектов на одну организацию в год!

Напрашивается вывод: процесс может затянуться на десятилетия в связи с переходом страны на энергосберегающие технологии и ставит под сомнение выполнение всей работы в установленные Законом № 261-ФЗ сроки.

В то же время мобилизация средств и сил со стороны органов власти, региональных и муниципальных учреждений, саморегулируемых организаций по активизации деятельности в области энергосбережения и перезагрузке в организационно-правовой сфере должна решить задачи повышения энергоэффективности российской экономики.
Используемая литература:

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  2. Ценник ЭА-01-59.2011 на выполнение работ по обследованию предприятий для выявления резервов экономии энергетических ресурсов, составления энергетического паспорта и экспертизы проектов;

  3. Материалы 3-й Общероссийской конференции «Государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения», г. Москва, 26 апреля 2012 г.

  4. Алексеев Л. В. О государственной политике в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Минрегион России. Москва, 2011.

  5. Терентьев Д. М. Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области энергетического обследования. Минэнерго России. Москва, 26 апреля 2012 года.

  6. Российская бизнес-газета, № 39, 01.11.2011.

1 Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный) – ограничение или отрицание возможности разума в процессе познания делает основой миропонимания нечто иррациональное, т. е. недоступное разуму.


Похожие:

В. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru icon«капитал-пермь» 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 26, оф. 509 Телефон:...
Вэд для бухгалтера: от «А» до «Я». Просто об очень сложном. Правовые, валютные, таможенные, налоговые и бухгалтерские аспекты

В. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru iconРешением Общего собраниячлено в нп сро «Гильдия Строителей Урала»
Целью контроля является выявление и предупреждение нарушений членами сро требований стандартов сро при осуществлении строительства,...

В. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru iconНп сро «Гильдия Строителей Урала» (протокол №10/2011 от 09. 08. 2011г.) Положение
Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Гильдия Строителей Урала»

В. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru icon1 2 Для справок обращаться: 9 Начальник отдела закупок Гершкович...
Председатель Закупочной комиссии, заместитель директора по капитальному стрительству

В. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru iconНовости в законодательстве по энергетическим обследованиям
Сро нп «Энергоаудит Липецкой области», 398043 г. Липецк, ул. Гагарина, д. 108, 4 этаж, тел. 34-87-94, факс 34-95-56

В. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru icon«Энергоаудит»
Энергоаудит: понятие, проведение, пример энергоаудита предприятия по производству цемента

В. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru iconКонкурсная документация
Пермь, ул. Хлебозаводская,22 литер Д, т/ф (342)211-31-01; инн/кпп 5902825390 /594701001

В. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru icon107589, ул. Хабаровская, д. 4А тел.(факс) 460-4366; е-mail: info @gogi1516

В. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru iconБизнес-план открытие круглогодичного направления на базе отдыха «д инамо» п
Алтай, Онгудайский район, 30 км от райцентра Шебалино, телефон: (388-45) 2-21-31, e-mail: База отдыха функционирует под руководством...

В. А. Терентьев, руководитель сро нп «Энергоаудит Урала», г. Пермь 8(342)236 25 84, e-mail: info@ea-ural ru iconИнструкция участникам закупки для участия в открытом аукционе в электронной форме
Кемерово, ул. Н. Островского,22, тел. 46-51-46, fax 36-69-83 e-mail: info@bsmp42. ru

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск