Скачать 0.82 Mb.
|
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Казань, 2008 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.........................................................................................................4 Социальное проектирование.............................................................................. 6 Социальный проект. Виды социальных проектов...........................................10 Методики социального проектирования................................... ………………12 Факторы, способствующие успешной реализации проекта.............................13 Подготовка проекта...........................................................................................15 Реализация проекта...............................................................................................19 Итоги работы над проектом..............................................................................21 Пример написания проекта...............................................................................22 Поиск и выбор источников финансирования...................................................29 Первоначальное обращение в фонд..................................................................31 Как писать заявки на грант................................................................................32 Составные элементы заявки.................................................. …………………..34 Дополнительные документы, подаваемые вместе с заявкой............................44 Критерии оценки заявочных документов.........................................................45 Экспертиза заявочных документов.................................................................. 47 Список сайтов грантообразующих организаций и фондов............................ 48 Использованная литература............................................................................ 49 1. ПРЕДИСЛОВИЕ Социальное проектирование становится чрезвычайно важным направлением деятельности специалистов сферы государственной молодежной политики. Сегодня наблюдается активизация данного процесса со стороны как отдельных представителей молодежи, общественных объединений и движений, так и со стороны организаций, учреждений и управленческих структур, занимающихся реализацией государственной молодежной политики. Проектная (или проективная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Социальное инновационное проектирование является фактором развития молодежной среды, способствует становлению личности, ее социализации, обретению ею определенных видов навыков и наиболее полноценного участия в жизни 1ражданского общества. Следовательно, успешность деятельности специалиста сферы государственной молодежной политики, физической культуры и спорта во многом зависит от степени овладения им технологией социального проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация этапов проекта, направленных на достижение поставленной цели. Актуальность овладения основами социального проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий. Во-вторых, владение логикой и технологией социального проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и другие функции в сфере государственной молодежной политики, физической культуры и спорта. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их. В 2001 г. Правительственной комиссией по делам молодежи одобрена Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации. К приоритетным областям государственной молодежной политики в Российской Федерации относятся: поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг молодежи; обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования. Социальное проектирование становится чрезвычайно важным направлением деятельности специалистов сферы государственной молодежной политики. Сегодня наблюдается активизация данного процесса со стороны как отдельных представителей молодежи, общественных объединений и движений, так и со стороны организаций, учреждений и управленческих структур, занимающихся реализацией государственной молодежной политики. Проектная (или проективная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Социальное инновационное проектирование является фактором развития молодежной среды, способствует становлению личности, ее социализации, обретению ею определенных видов навыков и наиболее полноценного участия в жизни 1ражданского общества. Следовательно, успешность деятельности специалиста сферы государственной молодежной политики, физической культуры и спорта во многом зависит от степени овладения им технологией социального проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация этапов проекта, направленных на достижение поставленной цели. Актуальность овладения основами социального проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий. Во-вторых, владение логикой и технологией социального проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и другие функции в сфере государственной молодежной политики, физической культуры и спорта. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их. В 2001 г. Правительственной комиссией по делам молодежи одобрена Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации. К приоритетным областям государственной молодежной политики в Российской Федерации относятся: поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг молодежи; обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования. В 2006 г. Министерством образования и науки РФ была разработана Стратегия Государственной молодежной политики, призванная определить цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Стратегия разработана на период до 2016 года. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России. Особенностью Стратегии является тот факт, что впервые в сфере российской молодежной политики она реализуется как совокупность приоритетных проектных направлений, ориентированных на молодежь. Российский молодежный проект, согласно Стратегии, - это средство и инструмент непосредственного вовлечения молодежи в решение собственных проблем и общероссийских задач. Разработанные приоритетные проектные направления, обращены ко всей молодежи России, и призваны открыть возможности для равного участия в них всем молодым людям, независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса. Стратегия определяет цель и основные параметры каждого из приоритетных проектных направлений. Каждое из приоритетных направлений объединяет проектную и инновационную деятельность тех организаций, молодежных объединений и инициатив, которые смогут предложить лучшие варианты их реализации, обеспечивающие наиболее эффективное достижение цели. В связи с этим становится актуальным подготовка и издание данного методического пособия для специалистов отрасли. Основной задачей здесь является формирование знаний специалистов в области инновационной деятельности, методов проектирования и программирования социальных объектов; конструировании собственных проектов, направленных на решение задач в нестандартных ситуациях. Структура пособия и специфика изложения материала во многом обусловлены характером проектной деятельности. В этой связи теоретическую основу материала нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания, поскольку проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук - культурологии, социологии, психологии и т.д. Особое место в работе занимает материал, раскрывающий основы фандрайзинга и рекомендации по составлению заявочных документов для получения гранта. Настоящие методические пособие предназначено руководителям и специалистам сферы государственной молодежной политики, а также всем заинтересованным организациям и отдельным лицам, которые осваивают основы проектной деятельности. 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Понятие «проектирование», изначально возникшее в области техники и обозначавшее науку о наиболее рациональных способах преобразования объектов с помощью техники, сегодня все более утверждается в социальном управлении. Значение социального проектирования, затрагивающего, по сути, все стороны социальных явлений, усматривается в его «кумулятивном» эффекте, выражающемся в постоянном обогащении социального опыта, разработке и внедрении эффективных форм и моделей совместной социальной деятельности. Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Иначе, социальное проектирование- это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры, т.е. необходимо помнить, что: социальный объект - противоречив;- у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития);- невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);- на социальный объект влияет много объективных факторов;- существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т.п. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием». Основными элементами проектной деятельности являются: объект и субъект проектирования, социальная технология (как совокупность операций), методы и условия проектирования. Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, -как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. Качество разрабатываемого проекта во многом зависит от знаний субъекта проектирования, культуры мышления, способности анализировать информацию и продуцировать оригинальные идеи. Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы: 1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; 2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.); 3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.). Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать «информационный массив», который является главным источником социального проектирования. Информационный массив - это система определенных на научной основе параметров, факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множества источников создания информационного массива - материалы социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистические данные и т. п. Важная роль в социальном проектировании принадлежит условиям проектной деятельности (проектному фону) - совокупности внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие. При разработке проекта того или иного мероприятия, ориентированного на молодежь, важен учет местных условий. Какие-то возможности, альтернативы могут быть реализованы, а какие-то - нет, в зависимости от фона, специфических условий. В зависимости от проектного фона выбираются те или иные средства реализации проекта. К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности. При разработке проекта обычно выделяют несколько фаз (этапов) для обеспечения лучшего управленческого контроля. Декомпозиция структуры проекта включает в себя описание следующих параметров: • фазы жизненного цикла проекта, этапы, работы, задачи, единичные рабочие процессы; • отдельные пакеты работ, связанные между собой в единую структуру работ по проекту; • организационная структура исполнителей проекта; • структура распределения ответственности и обязанностей исполнителей при выполнении работ в виде матрицы; • подсистемы по областям управления проектом; • общие системные функции, выполняемые во всех подсистемах проекта на всех стадиях его реализации; • предполагаемые итоги реализации проекта. Важной составляющей процесса реализации проекта является формирование команды проекта. Команда проекта - это группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю проекта. Именно команда обеспечивает разработку и реализацию замысла проекта. Суть командной работы над проектом заключается в общем для всех членов обязательстве, цели их деятельности, в которую верят все члены команды, ее миссии. Для эффективной деятельности команды проекта необходимо наличие у ее членов совокупности взаимодополняющих навыков, составляющих три категории: • профессиональные навыки; • навыки межличностного общения; • навыки по решению молодежных проблем и принятию решений. Руководство деятельностью команды проекта осуществляет менеджер проекта. Это руководитель, занимающий постоянную должность в команде проекта и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности. В ходе планирования деятельности команды проект-менеджер должен четко сформулировать целевые установки, обеспечить согласованность в работе всех функциональных секторов команды для эффективного использования выделенных на проект ресурсов. Для этого целесообразно привлекать членов команды к обсуждению любых трудностей и преград на пути к эффективно работе, анализировать и учитывать разные мнения, принимать совместные групповые решения. Социальное проектирование в сфере молодежной политики является перспективным направлением активизации деятельности различных структур, ориентированных на работу с молодежью. При условии активной поддержки со стороны государства, реализации основных принципов Стратегии государственной молодежной политики, социальное проектирование позволяет осуществлять целенаправленное расходование средств на достижение конкретных результатов работы с молодежью - в том числе активизацию жизненной позиции различных групп молодежи, осуществление информационно-просветительской работы, профилактику девиантного поведения. |
П 78 Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде Республики Татарстан: Сб научно-методических и информационных материалов.... | Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук | ||
Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук | Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук | ||
Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук | Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук | ||
Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук | Региональная молодежная общественная организация «Центр развития добровольчества Республики Татарстан» при поддержке Министерства... | ||
Татарстан о несоответствии Конституции Республики Татарстан нормативных правовых актов Республики Татарстан. Гражданин вправе обжаловать... | Республике Татарстан Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |