Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»


Скачать 340.94 Kb.
НазваниеСтатья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
страница1/3
ТипСтатья
filling-form.ru > Договоры > Статья
  1   2   3

Конкурсный порядок замещения научно-педагогических должностей в высшем учебном заведении
Особенности трудовой деятельности научно-педагогических работников вузов предопределили принятие специальных правовых норм, устанавливающих особый характер возникновения трудовых отношений для этой категории работников. В соответствии со ст. 332 Трудового кодекса РФ замещение всех должностей научно-педагогических работников производится по срочному трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет1. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.

Приказом Министерства образования РФ2 от 26.11.2002 № 4114 было утверждено Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации. Положение определяет общий порядок проведения конкурсного отбора и заключения срочного трудового договора между высшим учебным заведением и работником из научно-педагогического состава. Положение не отражает многие вопросы организации и проведения конкурса, которые традиционно включались в ранее действовавшие Положения о порядке замещения конкурсных должностей3.

Приказ Министерства образования РФ от 26.11.2002 № 4114 ничего не говорит о том, что высшие учебные заведения на основе указанного Положения разрабатывают и утверждают свой локальный нормативный акт, например положение (инструкцию) о порядке конкурсного замещения должностей научно-педагогическими работниками данного вуза. Тем не менее такой нормативный акт желательно разработать и утвердить приказом ректора. В нем должны найти отражение как правовые, так и процедурные вопросы организации и проведения конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников, которые не нашли должного отражения в Положении от 26.11.2002.

Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает в высших учебных заведениях должности научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники). К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента. Однако действие Положения от 26.11.2002 распространяется только на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов высших учебных заведений Российской Федерации.

Положение от 26.11.2002 распространяется на научных работников, к которым относятся руководитель научно-исследовательского сектора, отдела, лаборатории или иного другого научного подразделения, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник научного подразделения или кафедры высшего учебного заведения Российской Федерации.

Претенденты на должность научно-педагогического работника для реализации права на труд и заключения срочного трудового договора должны предварительно пройти процедуру конкурсного отбора, т. е. вступить с вузом в конкурсное правоотношение.

При конкурсном порядке установления трудовых правоотношений решающее значение имеют те особенности, которые присущи только конкурсу. К таким особенностям следует отнести, во-первых, обязательные квалификационные требования к участникам конкурсного отбора; во-вторых, строгое соблюдение процедуры проведения конкурса, обеспечивающей максимальную степень ознакомления членов ученого совета с представленными материалами по каждому участнику; в-третьих, обязательное наличие решения ученого совета вуза (факультета) об избрании одного из участников. При конкурсном отборе трудовые отношения возникают на основании заключения трудового договора, но только после предварительного избрания претендента по конкурсу на соответствующую должность (ст. 18 ТК РФ). Конкурсные правоотношения претендента с вузом имеют длящийся характер.

Первым этапом конкурсного отбора является объявление конкурса, который представляет собой правомерный волевой акт вуза, специально направленный на достижение определенного юридического результата — установления конкурсных прав и обязанностей для его участников. Объявление конкурса порождает для лиц, желающих принять в нем участие, общее объективное право подать заявление для участия в конкурсном отборе.

Само объявление еще не определяет конкурсный состав субъектов конкурсных прав. На этой стадии конкурса возникает лишь правовая обязанность вуза принять заявления на участие в конкурсе, если последние будут представлены претендентами. Поэтому объявление конкурса само по себе конкурсных правоотношений не вызывает. Последние возникают в момент подачи заявлений для участия в конкурсном отборе.
Конкурс объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Обращение к неопределенному кругу лиц есть основной отличительный признак объявления конкурса, выделяющий его из числа последовательно сменяющих друг друга целенаправленных действий при конкурсном отборе.

К средствам массовой информации относятся периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2124-1 «О средствах массовой информации»4). Поэтому трудно признать законной практику, когда вузы объявляют конкурс только в виде письменного информационного сообщения, которое вывешивается на доске информации данного вуза. Подобный порядок объявления конкурса противоречит требованиям Положения от 26.11.2002.

В Положении не определены условия, которые должно содержать конкурсное объявление. Представляется, что их можно разделить на обязательные условия (всегда должны быть указаны при объявлении конкурсного отбора на должность научно-педагогического работника) и дополнительные (указываются по свободному усмотрению вуза, а их количество и характер зависят от особенностей должности научно-педагогического работника, на которую объявляется конкурс).

К числу обязательных условий относятся:

— название должности: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, если это преподавательская должность, и младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник, руководитель научно-исследовательского, научного сектора, отдела и лаборатории, если это должность научного работника, с указанием соответствующей кафедры, факультета или научного подразделения высшего учебного заведения;

— квалификационные требования, предъявляемые к участникам конкурса (наличие специального высшего образования, ученой степени, ученого звания по кафедре или по специальности и стажа работы) в соответствии с установленным по этой должности разрядом Единой тарифной сетки5 (далее — ЕТС);

— объем работы (полная ставка или ее часть), на которую вправе рассчитывать претендент в случае его избрания;

— место и срок приема заявлений желающих участвовать в конкурсном отборе. Дополнительные условия конкурса устанавливаются вузом, раскрывают отдельные его обязательные условия и вносят большую определенность во взаимоотношения сторон конкурсного отбора. Чаще всего они касаются порядка оформления претендентами заявления на участие в конкурсе и его формы; указывается лицо, ответственное за организацию и проведение конкурсного отбора, порядок возврата документов участникам конкурса, не прошедшим по конкурсу, и т. п.

В процессе проведения конкурсного отбора у вуза может возникнуть необходимость внести некоторые изменения в ранее объявленные обязательные условия конкурса или даже отменить его проведение, что может ущемить интересы лиц, пожелавших принять в нем участие, особенно тех, кто уже подал заявления для участия в конкурсном отборе.

Ни трудовое законодательство, ни Положение от 26.11.2002 не дают ответа на вопросы: имеет ли право вуз как устроитель конкурса вносить соответствующие изменения в условия конкурсного отбора претендентов, а также отменять его и каков процедурный характер этих действий?

По мнению автора, нельзя исключать для вуза такую возможность и ставить необходимость изменения условий конкурса или его отмены в зависимость от волеизъявления претендентов. Вуз должен иметь право вносить изменения в обязательные условия конкурса или отменять его даже в тех случаях, когда кто-либо из претендентов уже подал заявление для участия в конкурсном отборе. Изменение условий конкурса или его отмена должны быть доведены до сведения возможных и реальных его участников, т. е. лиц, на которых было рассчитано объявление о конкурсном отборе, в том же порядке, в каком был объявлен конкурс. В нормативных актах о конкурсном избрании нет положения о том, на какую часть вакантной ставки вуз может объявить конкурс. Чаще всего применяются 0,25 ставки, 0,5 ставки, 0,75 ставки и целая ставка. Однако возможны и другие варианты. Поэтому целесообразно объемы выполняемой научно-педагогическими работниками работы закрепить в локальном нормативном акте вуза. Решение об объявлении конкурса на замещение вакантной должности не в полном объеме принимается ректором (проректором, руководителем филиала) вуза. На взгляд автора, должностным лицом, которое несет ответственность за организацию и проведение конкурса в вузе, может быть начальник управления (отдела) кадров или ученый секретарь. Указание конкретного должностного лица должно найти отражение в локальном нормативном акте вуза либо в соответствующем приказе ректора.

Второй этап конкурсного отбора характеризуется персональным определением претендентов. При приеме заявления от претендента запрещается необоснованный отказ, а также любая дискриминация со стороны вуза. Должностное лицо вуза может отказать в приеме заявления только в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по соответствующей должности либо при нарушении установленных сроков подачи заявления.

Но раз появился второй участник, то возникает и само правоотношение. После подачи заявлений и окончания срока их приема вуз уже не просто связан возможностью приема заявлений от неопределенного круга лиц, а несет точно установленные обязанности перед конкретными субъектами, подавшими заявление. Таким образом, между вузом, объявившим конкурс, и каждым участником конкурсного отбора возникают собственно конкурсные правоотношения, которые обладают определенным содержанием.
С одной стороны, каждый из претендентов имеет субъективное право требовать от вуза проведения конкурсного отбора и обеспечения возможности присутствовать на заседаниях кафедры и ученого совета факультета (вуза), рассматривающих их кандидатуры, ознакомиться с Положением от 26.11.2002, квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями коллективного и трудового договоров.

С другой стороны, корреспондирующая данному праву претендентов обязанность вуза провести конкурсный отбор и предоставить каждому претенденту указанные выше права и возможности (п. 5 Положения от 26.11.2002).
Конкурсные правоотношения — это относительные правоотношения, в которых вуз персонально связан с каждым претендентом. При этом возникает столько правоотношений, сколько имеется участников конкурсного отбора.
Данные правоотношения тесно связаны  друг с другом с точки зрения соответствия претендентов тем или иным квалификационным требованиям, которые были указаны в объявлении о конкурсе. Из этого следует, что преимущества, которыми обладает один из претендентов, соответственно сужают возможности других участников конкурса. И все же между претендентами нет правовой связи. На втором этапе вуз уже активен, так как обязан провести конкурсный отбор претендентов.

Срок подачи заявлений для участников в конкурсном отборе — один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. В Положении не оговариваются даты начала и окончания действия этого месячного срока, в течение которого претенденты могут подать заявление для участия в конкурсном отборе. Между тем правильное определение даты начала и окончания приема заявлений может в определенных условиях иметь принципиальное значение. Так, согласно ст. 191, 192 ГК РФ, а также ст. 14 ТК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, а истекает в соответствующее число следующего месяца. Например, если конкурсный отбор объявлен вузом в газете (журнале), вышедшей 19 апреля, то отсчет месячного срока начинается 20 апреля и заканчивается 19 мая в тот час, когда в вузе оканчивается рабочий день (ст. 194 ГК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Однако конкурс может не состояться, а конкурсные отношения не возникнуть, если отсутствуют заявления претендентов на участие в конкурсном отборе. Представляется, что в этом случае вуз объявляет новый конкурс в установленном порядке. К участию в конкурсе на должности научных сотрудников допускаются претенденты, имеющие высшее образование и отвечающие определенным квалификационным требованиям, которые были утверждены Постановлением Министерства труда РФ от 04.12.92 № 48 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных требований по должностям работников науки и научного обслуживания Российской Федерации»6 (далее — Квалификационные требования от 04.12.92). В соответствии с этими Квалификационными требованиями научным сотрудникам в зависимости от квалификации и стажа работы устанавливаются 8–17 разряды ЕТС.

Для участия в конкурсе на должности профессорско-преподавательского состава допускаются претенденты, имеющие высшее профессиональное образование7 и соответствующие определенным квалификационным требованиям (характеристикам, которые были утверждены приказом Комитета по высшей школе и технической политике РФ от 14.11.92 № 108 «О повышении уровня оплаты труда работников высшей школы»8 (далее — Квалификационные требования от 14.11.92).

Следует также учитывать, что ч. 2 ст. 331 ТК РФ предусматривает обстоятельства, которые препятствуют осуществлению преподавательской деятельности. Не допускаются к преподавательской деятельности лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также если они имели судимость за определенные преступления. В соответствии с п. «б» ст. 44 УК РФ одним из видов уголовного наказания является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В силу п. 1 ст. 47 УК РФ такое лишение состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления или заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Соответственно, суд вправе при вынесении приговора лишить лицо, совершившее определенный вид преступления, права заниматься в том числе преподавательской деятельностью в качестве основного вида наказания на срок от одного года до пяти лет либо в качестве дополнительного вида наказания на срок от шести месяцев до трех лет (п. 2 ст. 47 УК РФ).

Назрела необходимость разработать и утвердить в установленном порядке квалификационные характеристики должностей научно-педагогических работников и принять соответствующую часть квалификационного справочника для вузов, аналогичную уже действующему квалификационному справочнику для других категорий работников. Принятие таких квалификационных характеристик с четким разграничением круга обязанностей по каждой отдельной должности научно-педагогических работников вузов позволит точнее определить содержание трудовой функции при заключении трудового договора с преподавателями и научными работниками, исключить излишние трудовые споры и упорядочить регулирование их труда.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению, в Положении от 26.11.2002 не конкретизируется. Представляется, что это должны быть прежде всего документы, подтверждающие соответствие претендента квалификационным требованиям по соответствующей должности: копия диплома о высшем образовании, список научных трудов, копия диплома кандидата (доктора) наук, копия аттестата доцента (профессора), в необходимых случаях — копия трудовой книжки, подтверждающая наличие соответствующего стажа работы.

Материалы, поступившие на конкурс, после окончания приема документов передаются на соответствующую кафедру. В Положении от 26.11.2002 не указан срок, в течение которого данные материалы должны быть переданы на кафедру. Между тем этот вопрос имеет большое значение, так как несвоевременная передача материалов, поступивших на конкурс, может привести к неоправданной задержке всей последующей процедуры проведения конкурса, а при определенных обстоятельствах — и к его срыву9. Во избежание подобных недоразумений в локальном нормативном акте вуза целесообразно предусмотреть срок (например, в течение трех дней), не позже которого материалы, поступившие на конкурс, должны быть переданы для рассмотрения на соответствующую кафедру.
  1   2   3

Похожие:

Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» iconИнструкция о порядке выдачи документов государственного образца о...
Извлечения из Федерального Закона Российской Федерации от 22. 08. 1996 №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»...

Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» iconРешением Ученого совета тгу
Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном...

Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» iconРешением Ученого совета тгу
Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном...

Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» iconРешением Ученого совета тгу
«Об образовании»; Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Трудового кодекса рф; Типового положения...

Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» iconПоложение об институте Томского государственного университета общие положения
Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном...

Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» iconПравила приема в мф мади в 2012 году министерство образования и науки РФ
Махачкалинского Филиала мади на основании Устава мади, Федеральных законов Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском...

Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» iconН. Г. Кузнецов >08. 12. 2008 г. Положение
Настоящее положение разработано на основе Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закона РФ...

Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» iconПравила приема в ноу впо «Московский институт юриспруденции»
Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» №125-фз от 22. 08. 1996г

Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» iconПоложение о практиках студентов томского государственного университета...
Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22. 08. 1996 г. №125-фз

Статья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» iconПоложение о факультете Томского государственного университета общие положения
«Об образовании»; Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Трудового кодекса рф; Типового положения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск