Производство судебно-экономической экспертизы


НазваниеПроизводство судебно-экономической экспертизы
страница1/20
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > бланк заявлений > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Г. М. Меретуков

ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Учебное пособие




Краснодар

КубГАУ

2016

УДК 343.148.5(075.8)

ББК 67.99(2)94

М52
Рецензенты:

А. А. Тушев – зав. кафедрой уголовного процесса,

Кубанского государственного аграрного университета,

д-р юр. наук, профессор

В.И. Шелудченко –профессор кафедры криминалистики

и правовой информатики

Кубанского государственного университета, директор НИЦНЭ

д-р юр. наук, профессор;

Меретуков Г. М.


М52

Производство судебно-экономической экспертизы : учеб. пособие / Г. М. Меретуков. – Краснодар : КубГАУ, 2016. – 262 с.


ISBN 978-5-00097-008-9
В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и практики назначения и производства судебно-экономических экспертиз, в соответствии с курсом лекций по дисциплине «Судебно-экономическая экспертиза» по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность», специализация 080101.65.01 «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности. Предназначено для студентов экономического факультета.

Учебное пособие предназначено для студентов-бакалавров, изучающих дисциплину «Криминалистика» и «ТКО», для магистров по дисциплине «Проблемные вопросы производства судебной экспертизы» и для аспирантов по дисциплине «Производство судебной экспертизы и проблемы судебно-экспертной деятельности» по направлению подготовки «Юриспруденция», может быть использовано в работе сотрудниками органов следствий и дознания, прокуратуры и суда, а также преподавателями вузов юридического профиля.
УДК 343.148.5(075.8)

ББК 67.99.(2)94




ISBN 978-5-00097-008-9


© Меретуков Г. М., 2016

© ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет, 2016




Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Государственная судебно-экспертная деятельность
Судебная экспертиза является одной из форм использования научно-технических достижений в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. Она проводится по заданию следователя (суда) экспертом (сведущим лицом) для исследования материальных объектов, являющихся вещественными доказательствами, с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. Заключение эксперта имеет статус источника доказательств. Деятельность, в ходе которой осуществляется назначение и производство судебной экспертизы, называется судебно-экспертной деятельностью.

Общей задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности в уголовном судопроизводстве России составляют:

1. Конституция Российской Федерации.

2. ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в российской федерации», 2001 г. (ФЗ ГСЭД)

3. Процессуальные законы:

– Уголовный процесс – с 01.07.2002 регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ.

– Гражданский процесс – с 01.02.2003 регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса РФ;

– Административный процесс – с 01.07.2002 регулируется процессуальными нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.

– Таможенный процесс – с 01.01.2004 г. регулируется нормами Таможенного кодекса Российской Федерации, сохранившим такой процессуальный институт как производство экспертизы.

– Конституционный процесс – с 23.07.1994 регулируется нормами, содержащимися в Федеральном конституционном законе РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

– Арбитражный процесс – с 01.09.2002 регулируется нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.

– Налоговый процесс – с 01.01.1999 регулируется нормами первой части Налогового кодекса Российской федерации.

4. Федеральные законы, в том числе и посвященные деятельности правоохранительных органов. Так, например, ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ и систему органов федеральной службы безопасности включены экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения (ст. 2). Согласно ст. 13 этого закона органы Федеральной службы безопасности наделены правом проводить криминалистические и другие экспертизы. Закон Российской Федерации «О полиции» от 07.02.2011 № 1026-1 накладывает на полицию обязанности проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях и др.

5. Подзаконные акты: указы Президента Российской Федерации, Постановлениях Правительства РФ, приказах, инструкциях, положениях министерств и ведомств. В качестве примеров подобных актов можно назвать Постановление Правительства Российской Федерации «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» от 06.10.1994 № 1133. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД РФ от 29.06.2005 № 511.

Конституция России является первичной нормативной базой для всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. Ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена – в законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить Конституции. В случаях несоответствия нормы права Конституции РФ эта норма признается неконституционной и утрачивает силу. Равным образом не могут противоречить Конституции РФ действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

Ст. 2 Конституции РФ декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Однако эти права, например, право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции), могут быть ограничены при производстве судебной экспертизы или отборе образцов для сравнительного исследования, необходимых для ее осуществления. Так, например, у подозреваемого в совершении преступления могут быть в принудительном порядке отобраны отпечатки пальцев для производства дактилоскопической экспертизы и т. д.

С другой стороны, в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, закрепляющей исходные положения, лежащие в основе правового регулирования труда, провозглашается право любого гражданина Российской Федерации свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий.

Однако правоспособность гражданина, решившего заняться судебно-экспертной деятельностью в государственном экспертном учреждении, ограничена не только условиями наличия у него необходимого образования, знаний и профессионального опыта, но и тем обстоятельством, что многие государственные экспертные учреждения принадлежат ведомствам с особыми условиями приема на работу сотрудников. Поэтому правоспособность субъектов, желающих работать в качестве экспертов в этих государственных экспертных учреждениях, ограничивается дополнительными условиями, например возрастом, состоянием здоровья, и регламентируется соответствующими федеральными законами.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на следующих основных принципах:

1. Законность.

2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица.

3. Независимость эксперта.

4. Объективность, всесторонность и полнота исследований.

5. Использование современных достижений науки и техники.

Принцип законности – основной принцип права, определяющий многие другие его положения и принципы. В современном понимании законность представляет собой режим общественной жизни, метод государственного управления, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Законность является общим принципом организации современного демократического государства, основой обеспечения прав личности, поддержания правопорядка в стране.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Принцип законности в государственной судебно-экспертной деятельности имеет несколько аспектов. Прежде всего, это обеспечение и защита прав и свобод граждан при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности как со стороны государственных судебно-экспертных учреждений, так и работающих в этих учреждениях должностных лиц – экспертов.

В организационном плане режим законности означает строгую регламентацию деятельности государственных судебно-экспертных учреждений. Стабильность правового регулирования порождает уверенность в том, что соответствующие правила поведения не случайны, а полезны и необходимы, что они отражают объективные потребности жизни и требуют безусловного соблюдения. Поскольку государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства, она должна соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации. Поэтому деятельность государственных судебно-экспертных учреждений должна осуществляться по единым правилам. Положения об этих учреждениях, утвержденные органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, уставы учреждений необходимо привести в соответствие с настоящим Законом.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица определяет то, что государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица. В Конституции РФ записано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46); при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 50).

Принцип независимости эксперта следует понимать как отсутствие его зависимости от субъекта, назначившего судебную экспертизу по уголовному, гражданскому делу, делу об административном правонарушении. Эксперт независим от суда, следователя, дознавателя, прокурора, лица или органа, рассматривающих дело, сторон и их представителей и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Принцип независимости эксперта в данном его толковании подкрепляется возможностью отвода эксперта в случаях, когда установлена его пристрастность и заинтересованность и исходе дела.

Принцип объективности, всесторонности и полноты исследований обязывает судебного эксперта давать объективное заключение, основываясь на результатах проведенных всесторонних и полных исследований в соответствии со своими специальными знаниями с использованием современных достижений науки и техники. Объективность эксперта и соответственно объективность его заключения возможна только при условии его процессуальной и личностной независимости. Что касается всесторонности и полноты исследований, то они связаны, во-первых, с необходимостью разрешения всех вопросов, вынесенных эксперту; во-вторых, с исследованием всех объектов, представленных на экспертизу; в-третьих, с использованием всех существующих на данный момент апробированных и рекомендованных для практического применения методик экспертного исследования вещественных доказательств.

Принцип использование современных достижений науки и техники требует от судебного эксперта при производстве исследований максимально полно использовать современные технико-криминалистические средства и методы.

1.2 Субъекты государственной

судебно-экспертной деятельности
Субъектами судебно-экспертной деятельности являются лица и органы, назначающие экспертизу, судебные эксперты и судебно-экспертные учреждения. Такая классификация субъектов вызвана системой действий и связанных с ними правоотношений, возникающих в процессе судопроизводства. Взаимодействие и правоотношения субъектов судебно-экспертной деятельности осуществляется в процессе установления доказательственных фактов в двух формах: процессуальной и непроцессуальной.

Взаимоотношения в процессуальной форме обусловлены, прежде всего, закрепленными законом правами и обязанностями субъектов. В уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательствах закреплены отдельные нормы, относительно следователя и судьи. Относительно фигуры эксперта и руководителя экспертного учреждения в законодательстве имеются лишь некоторые положения, в большей мере свидетельствующие об их обязанностях.

Характерной особенностью правового статуса судебных экспертов ЭКП ОВД является то, что они наделены не только общими для всех судебных экспертов правами и обязанностями, но и специфическими, установленными нормативно-правовыми документами МВД России. Являясь сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений России, эксперты ЭКП ОВД в соответствии с положениями ФЗ ГСЭД1 наделены правом:

– ходатайствовать перед руководителем соответствующего судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследования и дачи заключения;

– делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

– обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права экспертов.

Кроме прав эксперта, установленных ФЗ ГСЭД, эксперты ЭКП ОВД участвующие в уголовном процессе России в качестве судебных экспертов имеют право:

1) знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;

2) ходатайствовать о предоставлении им дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

3) участвовать с разрешения лиц, осуществляющих предварительное расследование и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к производству судебной экспертизы;

4) давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе и по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;

5) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если предоставленные ему материалы недостаточны для дачи заключения2.

Ведомственные нормативно-правовые документы МВД России3 предоставляют экспертам ЭКП ОВД также право:

– обращаться к руководителю экспертного подразделения о продлении срока производства экспертизы с указанием причин;

– ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим экспертизу, о разрешении применения при проведении экспертизы разрушающих методов исследования, если в постановлении о назначении экспертизы такое разрешение отсутствует;

– группировать вопросы экспертизы и излагать их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок проведения исследования;

– при необходимости изменить редакцию вопросов экспертизы, не изменяя их смысл;

– размещать иллюстративный материал, при оформлении экспертного заключения, по тексту заключения эксперта;

– делать ссылки на исследование, проведенное в предыдущей экспертизе, при производстве дополнительной экспертизы.

Наряду с правами на экспертов ЭКП ОВД возлагаются и обязанности, которые в своей совокупности складываются из обязанностей предусмотренных федеральными законами и нормативно-правовыми документами МВД России. Согласно нормам ФЗ ГСЭД4 эксперты ЭКП ОВД обязаны:

– принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;

– провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

– составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать экспертное заключение и направить данное сообщение органу или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленный на разрешение вопрос выходит за пределы его специальных знаний, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы.

В случаях утраты или хищения объектов экспертиз эксперт ЭКП ОВД обязан письменно доложить об этом руководителю ЭКП ОВД, органу или лицу, назначившему экспертизу, а также руководителю органа внутренних дел в целях проведения в установленном порядке служебной проверки5.

Кроме того, эксперты ЭКП ОВД, в соответствии с ФЗ ГСЭД6, не вправе:

– принимать поручение о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, а также осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

– осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

– вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

– самостоятельно собирать материалы дела для производства судебной экспертизы;

– сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

– уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

Исполнение экспертами ЭКП ОВД своих обязанностей в уголовном процессе России не дает им право7:

1) без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы;

2) собирать самостоятельно материалы для экспертного исследования;

3) проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств;

4) давать заведомо ложное заключение8;

5) разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ9;

6) отказаться от прибытия по вызову лиц, осуществляющих предварительное расследование, и в суд;

7) нарушать порядок в судебном заседании10;

8) принимать участие в производстве по делу, когда есть основания для его отвода: наличие служебной или иной зависимости от сторон или их представителей и (или) некомпетентность в вопросах, выносимых на судебную экспертизу11.

Кроме того, судебный эксперт подлежит отводу от участия в уголовном процессе, когда он является: потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу; участвовал в качестве присяжного заседателя, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (предыдущее участие эксперта в качестве эксперта или специалиста в производстве по данному уголовному делу не является основанием для его отвода12; является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу13.

Наряду с указанными обязанностями эксперта ЭКП ОВД, они не имеют права нарушать установленный срок производства экспертизы (15 дн), который исчисляется со дня поступления экспертизы в ЭКП ОВД по день подписания руководителем ЭКП ОВД сопроводительного письма к заключению эксперта14.

В качестве субъекта государственной судебно-экспертной деятельности, представляющего права и обязанности данного учреждения, следует рассматривать их руководителя. Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения имеет определенный правовой статус, установленный кругом его прав и обязанностей, регламентированных в ФЗ ГСЭД15, УПК РФ16, а также нормативно-правовых документах МВД России17.

В соответствии с ФЗ ГСЭД18 руководитель ЭКП ОВД обязан:

– по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения;

– разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

– по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

– обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

– по окончании исследований направление заключение эксперта, объектов исследований и материалов дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

– обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

– не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или охраняемую законом тайну.

– обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения; соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела).

ФЗ ГСЭД19 не предоставляет руководителю ЭКП ОВД право:

– истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

– самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

– давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизы.

Руководитель ЭКП ОВД имеет также право:

– возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

– ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, е работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

– организовать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении о назначении судебной экспертизы;

– передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;

– требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с: компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением; транспортировкой объектов после их исследования, за исключением постовых расходов; хранением объектов исследований после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативно-правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти; ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежащее упакованы.

В случае назначения судебной экспертизы в рамках уголовного процесса и направление материалов для ее производства в ЭКП ОВД, руководитель ЭКП ОВД обязан уведомить следователя, назначившего экспертизу, о принятии материалов к производству экспертного исследования и ее поручению конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения20.

Принимая во внимание роль руководителя ЭКП ОВД в организации экспертно-криминалистической деятельности МВД России, нормативно-правовыми документами МВД России на него возложена персональную ответственность за обеспечение установленных правил хранения объектов экспертизы. С целью реализации своих полномочий за обеспечение установленных правил хранения объектов экспертизы, он обязан регулярно осуществлять проверку организации и условий хранения объектов экспертиз, а также выполнения сотрудниками ЭКП ОВД установленных требований по их хранению.

Руководитель ЭКП ОВД обязан постоянно контролировать процесс производства экспертиз. Контроль с его стороны должен осуществляться путем проверки соблюдения экспертами правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, организации выборочного письменного рецензирования заключений экспертов, а при необходимости в этих целях он должен организовывать консультации экспертов со специалистами экспертных и научно-исследовательских учреждений МВД России, а также других федеральных органов исполнительной власти.

При наличии объективных оснований, указывающих на невозможность выполнения экспертизы в установленный срок, руководитель ЭКП ОВД, на основании мотивированного рапорта эксперта, поданного не менее чем за три дня до его истечения, может устанавливать новый срок производства экспертизы. В случае принятия такого решения лицу или органу, назначившему экспертизу, направляется письменное уведомление о продлении срока ее производства с указанием причин.

Установленный срок производства экспертизы (15 дн) может быть продлен руководителем ЭКП ОВД, с обязательным уведомлением об этом орган или лицо, назначившие экспертизу, в случаях:

– болезни или командировки эксперта, имеющего в производстве экспертизу;

– когда требуется исследование значительного объема материалов, применения продолжительных по времени методик исследования, а также при наличии в производстве эксперта значительного количества экспертиз21.

Кроме того, руководитель ЭКП ОВД имеет право:

– приостанавливать производство экспертизы на срок до тридцати суток, со дня направления мотивированного сообщения лицу или органу, назначившему экспертизу с ходатайством об устранении причин, препятствующих производству экспертизы.

– приостанавливать производство экспертизы на срок не более чем двадцать суток, со дня направления мотивированного сообщения лицу или органу, назначившему экспертизу, с ходатайством на применение при проведении экспертизы разрушающих методов (при наличии такой необходимости), если данное разрешение отсутствует в постановлении о назначении экспертизы22.

Руководителю ЭКП ОВД предоставлено право изменять очередность производства экспертиз на основании мотивированного обращения органа или лица, назначившего экспертизу. Данные обстоятельства могут складываться, когда органу или лицу, назначившему экспертизу необходимо соблюсти процессуальные сроки, в случае предоставление на исследование скоропортящихся объектов, и в иных случаях, требующих немедленного производства экспертизы. Он также имеет право передать другому эксперту ЭКП ОВД производство экспертизы от конкретного ее исполнителя в случае его болезни или командировки.

Осуществляя свою профессиональную деятельность, руководитель ЭКП ОВД обязан:

– в течение суток, с момента поступления в ЭКП ОВД постановления о назначении экспертизы и объектов исследования, руководитель ЭКП ОВД должен рассмотреть и передать исполнителю поступившие на экспертизу постановление и объекты. В случае поступления постановления и объектов в нерабочие дни они должны быть переданы исполнителю – в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем;

– проверять материалы выполненных экспертиз и контролировать соблюдение сроков выполнения экспертизы, полноты проведенных исследований, качество оформления заключения. В случае выявления недостатков руководитель возвращает материалы эксперту для устранения;

– в случае выполнения повторной экспертизы экспертами ЭКП ОВД срок до пятнадцати суток направить в ЭКЦ МВД России в один экземпляр повторного заключения эксперта вместе с копией первичного заключения и информационной картой;

– информировать орган или лицо, назначившие экспертизу об окончании экспертизы, материалы которой не могут быть направлены почтовой связью;

– письменно, в течение десяти дней с момента получения информации о невостребованных материалах выполненной экспертизы, извещать руководителя органа или лица, назначивших экспертизу;

– в случае вынесения уполномоченными органами (должностными лицами) представлений или частных определений в связи с производством экспертиз в подчиненном экспертном подразделении, руководитель ЭКП ОВД в месячный срок должен информировать ЭКЦ МВД России о данных фактах, результатах их рассмотрения и принятых мерах;

– регулярно контролировать правильность ведения Журнала учета материалов, поступивших на экспертизу. Результаты проверки вносить непосредственно в журнал после последней регистрационной записи на момент проверки23.

При выявленных нарушениях экспертом требований законодательства по производству экспертиз, установленных методик их производства, а также наличии иных оснований, вызывающих сомнения в обоснованности выводов конкретной экспертизы руководитель ЭКП ОВД может письменно информировать в установленном порядке об этом руководителя органа или лица, назначившего экспертизу.

Несмотря на то, что фигура судебного эксперта является ключевой в процессе судебно-экспертной деятельности, нельзя говорить о том, что иные субъекты, причастные к процессу производства судебной экспертизы, являются второстепенными. Так, с позиции второстепенной роли нельзя рассматривать лицо или орган, назначающий производство судебную экспертизы, поскольку данный субъект не только инициирует процесс производства экспертного исследования, но и оценивает его результаты, с которыми, при наличии к тому достаточных оснований, может не согласиться.

В уголовном процессе России право назначать производство судебной экспертизы предоставлено: дознавателям24, следователям25, а также суду26.

В процессуальной форме проводится взаимодействие эксперта и следователя. Эксперт может быть приглашен для проведения какого-либо следственного действия либо проведения эксперимента на месте происшествия. Следователь, в соответствии с процессуальным законодательством, имеет право присутствовать при производстве экспертизы. Это дает ему возможность непосредственно наблюдать процесс исследования. Он может поставить перед экспертом новые вопросы и порекомендовать более совершенные методы исследования, использование технических средств. Однако следователь не праве осуществлять какого-либо руководства экспертом. Он не может давать указания по обязательному использованию той или иной методики, влиять, на сущность и содержание заключения и выводов.

Взаимодействие эксперта и судьи имеет свою специфику, заключающуюся, прежде всего, в введении эксперта в судебный процесс для дачи заключения или допроса в суде, вызова в судебное заседание. Эксперт в суде может принимать участие в формулировании вопросов, давать пояснения о возможности проведения экспертизы в здании суда или в конкретном случае необходимости производства ее в лабораторных условиях. Последнее обстоятельство может быть обусловлено тем, что для разрешения поставленных вопросов необходимо использование технических средств и приборной базы, определенное время для проведения исследований.

Непроцессуальная форма взаимодействия эксперта и следователя (судьи) осуществляется в виде консультаций и дачи справок. В этом случае эксперт как сведущее лицо может оказать большую помощь следователю (суду) при выборе той или иной экспертизы, освещения ее возможностей, необходимости качества и количества материалов для ее производства, формулирования вопросов эксперту.

Перечень рассмотренных субъектов судебно-экспертной деятельности не является исчерпывающим. Так, по мнению Р. С. Белкина («Курс криминалистики». М., 2001), действующий закон ограничивает субъектов назначения экспертизы органом расследования и судом. В частности, автор имеет в виду защитника, который по закону имеет право «представлять доказательства». Далее автор справедливо отмечает, что «...защитнику должно быть предоставлено право назначать и дополнительную, и повторную экспертизы...».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Производство судебно-экономической экспертизы iconВ. дв. 1 Производство судебной экспертизы и проблемы судебно-экспертной деятельности

Производство судебно-экономической экспертизы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов...
Государственный судебно-медицинский эксперт отдела сложных экспертиз гуз «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Курской области, эксперт...

Производство судебно-экономической экспертизы iconИнструкция по организации и производству экспертных исследований...
Амурским областным судом проведено обобщение судебной практики по уголовным делам о преступлениях, направленных против жизни, предусмотренных...

Производство судебно-экономической экспертизы iconФбу краснодарская лсэ минюста России является правопреемником Краснодарской...
Министерства юстиции Российской Федерации (сокращенное наименование фбу краснодарская лсэ минюста России) является государственным...

Производство судебно-экономической экспертизы iconСтатья Задача государственной судебно-экспертной деятельности Задачей...
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной...

Производство судебно-экономической экспертизы iconПриказ Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. N 347 "Об утверждении Инструкции...
В целях укрепления правовой основы и принципов организации государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации...

Производство судебно-экономической экспертизы iconЗакон от 31 мая 2001 г. N 73-фз "О государственной судебно-экспертной...
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной...

Производство судебно-экономической экспертизы iconНагаев В. В. Н16 Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб пособие для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...

Производство судебно-экономической экспертизы iconК Порядку подтверждения основного вида экономической деятельности...
Производство машин и оборудования для изготовления пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий

Производство судебно-экономической экспертизы iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Утвердить прилагаемый Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск