При осуществлении декларирования товаров и транспортных средств


Скачать 143.96 Kb.
НазваниеПри осуществлении декларирования товаров и транспортных средств
ТипЛекция
filling-form.ru > бланк заявлений > Лекция
ЛЕКЦИЯ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ

И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 4 ТК ТС таможенное декларирование – это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Таможенное декларирование является одной из таможенных операций. Вопросы, связанные с данной операцией, регламентируются главой 27 «Таможенное декларирование товаров» ТК ТС и главой 24 «Таможенное декларирование» ФЗ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Отметим, что более детально процесс таможенного декларирования регулируется ФЗ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Однако не стоит забывать, что названный ФЗ является российским национальным нормативно-правовым актом и не противоречит ТК ТС и Решению Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об инструкции заполнения таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

В ч. 1 ст. 179 ТК ТС устанавливается, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТК ТС.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта в письменной форме или с использованием электронной декларации. Об электронной декларации пойдет речь в следующем параграфе данной главы.

Ст. 186 ТК ТС устанавливает, что в качестве декларанта может выступать:

  1. гражданин государства – члена Таможенного союза, заключивший внешнеэкономическую сделку, либо от имени или по поручению которого эта сделка заключена, либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки;

  2. иностранное физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования, либо лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с гл. 45 ТК ТС, либо имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства – члена Таможенного союза;

  3. иностранная организация, имеющая представительство, созданное на территории государства – члена Таможенного союза. Это возможно при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

  4. если речь идет о таможенной процедуре таможенного транзита, то декларантами могут быть все перечисленные выше субъекты, а также перевозчик (в том числе таможенный перевозчик) и экспедитор (если он является лицом государства – члена Таможенного союза).

Отметим, что именно декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза за неисполнение возложенных на него обязанностей, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Согласно ч. 1 ст. 180 ТК ТС при таможенном декларировании применяются следующие виды деклараций:

  • декларация на товары (далее – ДТ);

  • транзитная декларация;

  • пассажирская таможенная декларация; - декларация на транспортное средство.

При этом правила заполнения декларации на товары едины для всех государств – членов Таможенного союза. Формы и порядок заполнения декларации определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об инструкции заполнения таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»1.

Для заполнения ДТ используются различные классификаторы, перечень которых закреплен в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 (ред. от 19 февраля 2013 г.) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций».

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 в одной ДТ по общему правилу декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру. В одной ДТ могут быть заявлены сведения не более чем о 999 товарах. Декларация состоит из основного (ДТ1) и добавочных (ДТ2) листов формата A4. Дополнительные листы используются в случае, если в одной ДТ декларируются сведения о двух и более товарах.

Ст. 206 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривает фиксацию времени и даты подачи декларации на товары. При этом делается отсылка к Инструкции о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 262 «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров». Согласно названной инструкции ведется Журнал регистрации декларации на товары. Форма этого журнала утверждена Приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. № 2531 «Об утверждении форм журнала регистрации деклараций на товары, журнала регистрации листов отказа в регистрации декларации на товары и Порядка их заполнения». После внесения соответствующих отметок о времени и дате регистрации декларации на товары, декларанту выдается письменное подтверждение о регистрации декларации.

Подтверждение подачи декларации на товары в электронном виде осуществляется посредством электронной цифровой подписи.

Ч. 1 ст. 83 ТК ТС устанавливает перечень документов, на основании которых заполняется таможенная декларация и которые должны предоставляться таможенному органу при подаче таможенной декларации.

Ст. 208 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» также предусматривает список документов, необходимых для заполнения ДТ. При этом в ч. 2 ст. 208 сделана интересная оговорка: «Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе дополнительно сокращать перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), таможенной процедуры, категорий товаров и лиц». Очевидно, данная мера направлена на оптимизацию декларирования товаров, упрощение и ускорение данного процесса.

Таможенная декларация сопровождается подачей таможенному органу следующих документов:

  1. документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию (паспорт или доверенность);

  2. документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки – иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

  3. транспортные (перевозочные) документы;

  4. документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

  5. документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

  6. документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

  7. документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

  8. документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

  9. документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

  10. документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

  11. документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

  12. документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств – членов Таможенного союза;

  13. документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки – в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

Ст. 211 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и ст. 193 ТК ТС посвящены регламентации предварительного таможенного декларирования товаров. В соответствии с положениями ст. 193 ТК ТС предварительное декларирование возможно только до ввоза товара на таможенную территорию Таможенного союза. Однако ст. 211 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» позволяет в случае перевозки автомобильным или железнодорожным транспортом подавать предварительную декларацию до момента прибытия в место доставки, т.е. во внутренний таможенный орган РФ.

Как справедливо отмечается в научной литературе, новеллой ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по сравнению с предшествующим таможенным законодательством является правило о неполной декларации на товары2. Оно содержится в ст. 212 названного федерального закона. Кстати, в ТК ТС аналогичная норма отсутствует.

Подача неполной декларации на товары предусматривается в тех случаях, когда декларант по независящим от него причинам не обладает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией. Однако в любом случае в декларации должны быть заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик. При этом декларант принимает на себя обязательство письменно предоставить все недостающие сведения в таможенные органы в установленные ими сроки. Для иностранных товаров в этом случае названный срок не может составлять более 45 дней со дня регистрации неполной декларации на товары таможенным органом.

В отличие от ТК ТС, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит норму о периодическом декларировании. Она содержится в ст. 213. В ч. 1 названной статьи устанавливается, что при регулярном перемещении через таможенную границу Таможенного союза одних и тех же товаров одним и тем же лицом при соблюдении ряда правил разрешается подача периодической декларации на товары. Речь идет о товарах, ввозимых в Российскую Федерацию (или вывозимых из нее) в течение периода поставки, не превышающего 30 календарных дней.

На практике периодическое декларирование применяется достаточно часто, так как такой способ декларирования товаров значительно ускоряет процедуру таможенного оформления товаров.

По сравнению с ТК РФ 2003 г. действующее таможенное законодательство претерпело изменения в вопросе сроков подачи таможенной декларации. ТК РФ предусматривал 15-дневный срок. Ст. 185 ТК ТС определяет срок подачи таможенной декларации периодом временного хранения товаров. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четыре месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, – шесть месяцев. Что касается вывозимых товаров, то таможенная декларация должна быть подана до их убытия с таможенной территории Таможенного союза.

Срок регистрации и отказа в регистрации в ТК ТС стал значительно короче, чем это предусматривал ТК РФ. Теперь таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более двух часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, установленном Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной Комиссией Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 262 «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров»3.

Случаи отказа в регистрации ДТ предусмотрены ст. 190 ТК ТС, а именно:

  1. таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;

  2. таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;

  3. в таможенной декларации не указаны необходимые сведения;

  4. таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

  5. в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа.

В случае отказа в регистрации таможенная декларация и представленные документы возвращаются декларанту или таможенному представителю.

Перейдем к рассмотрению важного практического вопроса, какие данные должны содержаться в декларации на товары, в том числе и в кодированном виде. Итак, в таможенной декларации в соответствии с ч.

2 ст. 181 ТК ТС должны быть указаны следующие сведения:

  1. заявляемая таможенная процедура;

  2. сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;

  3. сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

  4. сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

  5. сведения о товарах (наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость);

  6. сведения об исчислении таможенных платежей (ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей);

  7. сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных услови-

ях;

  1. сведения о соблюдении ограничений;

  2. сведения о производителе товаров;

  3. сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;

  4. сведения о документах, представляемых вместе с декларацией; 12) сведения о лице, составившем декларацию на товары; 13) место и дата составления декларации на товары.

В случае необходимости в декларацию могут быть внесены изменения. Кроме того, декларация может быть отозвана.

Порядок внесения изменений в таможенную декларацию регламентирован ст. 191 ТК ТС, а также Письмом ФТС России от 9 сентября 2011 г. № 01-11/43756 «О применении положений пункта 1 статьи 191 ТК ТС»4. В соответствии с названными документами сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:

  • вносимые изменения и дополнения не должны влиять на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;

  • к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, определенным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 255 (ред. от 7 июня 2012 г.) «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров»5. Названным решением КТС к таким случаям относятся:

  1. установление или выявление недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, подлежащим указанию в ДТ;

  2. рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза;

  3. обоснование необходимости внесения изменений и (или) дополнений в отметки и записи в графах, заполняемых должностным лицом таможенного органа;

  4. вступление в законную силу решений судебных органов государств – членов Таможенного союза, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ДТ;

  5. выявление несоблюдения условий заявленной таможенной процедуры и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, либо возникновения иных обстоятельств (событий), при которых наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней;

  6. возникновение оснований для возврата (зачета, последующего использования плательщиком) уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней; 7) продление сроков действия таможенной процедуры.

В соответствии Письмом ФТС России от 9 сентября 2011 г. № 0111/43756 «О применении положений пункта 1 статьи 191 ТК ТС» внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию до выпуска товаров возможно, если это не влечет за собой заявления сведений об иных товарах, отличных по своему составу, техническому описанию, качеству, предназначению, от товаров, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

Таможенные органы не имеют права по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в ней. Исключение составляют исключением сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, введенных законодательством Таможенного союза.

В Письме ФТС России от 9 сентября 2011 г. № 01-11/43756 «О применении положений пункта 1 статьи 191 ТК ТС» разъясняется, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

Что касается отзыва таможенной декларации, то он возможен только в случае письменного обращения декларанта. На иностранные товары декларация может быть отозвана и до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров. Для отзыва таможенной декларации на товары Таможенного союза в обращении об отзыве необходимо указать точно место нахождения товаров.

Отзыву ДТ предшествует проведение таможенного досмотра товара. Если при досмотре будут установлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, за которые следует административная или уголовная ответственность, то отзыв таможенной декларации невозможен.

В случае отзыва таможенной декларации новая декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения товаров. При неподаче таможенной декларации в этот срок, товары задерживаются таможенными органами.

Согласно ст. 192 ТК ТС по письменному обращению декларанта таможенная декларация на товары Таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров.

Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларант не был уведомлен о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в ДТ, и не было установлено нарушений таможенного законодательства, влекущих административную или уголовную ответственность.


1 Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (ред. от 31 января .2013 г.) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») // Таможенный вестник. – 2010. – № 12, 13, 15, 17.

2 См.: Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» / под ред. С.А. Овсянникова, Г.Н. Комковой // СПС КонсультантПлюс, 2012.

3 Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 262 «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров» (вместе с «Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары», «Инструкцией о порядке оформления отказа в выпуске товаров») // Таможенный вестник. – 2010. – № 12.

4 См.: Таможенные ведомости. – 2011. – № 10.

5 См.: Таможенный вестник. – 2010. – № 12.

Похожие:

При осуществлении декларирования товаров и транспортных средств iconВопросы к экзамену по дисциплине «Декларирование товаров и транспортных средств»
Назначение и понятие декларирования товаров и транспортных средств. Товары, подлежащие декларированию

При осуществлении декларирования товаров и транспортных средств iconКонтрольные вопросы дисциплины «Декларирование товаров и транспортных...
Назначение и понятие декларирования товаров и транспортных средств. Товары, подлежащие декларированию

При осуществлении декларирования товаров и транспортных средств icon1 Целью дисциплины «Декларирование товаров и транспортных средств»
Целью дисциплины «Декларирование товаров и транспортных средств» – является формирование у студентов знаний и практических навыков...

При осуществлении декларирования товаров и транспортных средств icon1 Целью дисциплины «Декларирование товаров и транспортных средств»
Целью дисциплины «Декларирование товаров и транспортных средств» – является формирование у студентов знаний и практических навыков...

При осуществлении декларирования товаров и транспортных средств icon1 Целью дисциплины «Декларирование товаров и транспортных средств»
Целью дисциплины «Декларирование товаров и транспортных средств» – является формирование у студентов знаний и практических навыков...

При осуществлении декларирования товаров и транспортных средств iconСписок вопросов к экзамену по дисциплине
Назначение и понятие декларирования товаров и транспортных средств. Товары, подлежащие декларированию

При осуществлении декларирования товаров и транспортных средств iconСтатья 340. Сфера применения настоящей главы
...

При осуществлении декларирования товаров и транспортных средств iconСтатья 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного...
Статья 281. Перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской...

При осуществлении декларирования товаров и транспортных средств iconПрименение электронного декларирования товаров и транспортных средств
Целью данной программы является повышение эффективности таможенного администрирования и создания благоприятных условий для работы...

При осуществлении декларирования товаров и транспортных средств iconТемы контрольных работ по дисциплине: «Таможенно-тарифное регулирование...
Хранение товаров и транспортных средств под таможенным контролем на таможенных складах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск