Скачать 143.96 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 4 ТК ТС таможенное декларирование – это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенное декларирование является одной из таможенных операций. Вопросы, связанные с данной операцией, регламентируются главой 27 «Таможенное декларирование товаров» ТК ТС и главой 24 «Таможенное декларирование» ФЗ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Отметим, что более детально процесс таможенного декларирования регулируется ФЗ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Однако не стоит забывать, что названный ФЗ является российским национальным нормативно-правовым актом и не противоречит ТК ТС и Решению Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об инструкции заполнения таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». В ч. 1 ст. 179 ТК ТС устанавливается, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта в письменной форме или с использованием электронной декларации. Об электронной декларации пойдет речь в следующем параграфе данной главы. Ст. 186 ТК ТС устанавливает, что в качестве декларанта может выступать:
Отметим, что именно декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза за неисполнение возложенных на него обязанностей, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками. Согласно ч. 1 ст. 180 ТК ТС при таможенном декларировании применяются следующие виды деклараций:
При этом правила заполнения декларации на товары едины для всех государств – членов Таможенного союза. Формы и порядок заполнения декларации определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об инструкции заполнения таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»1. Для заполнения ДТ используются различные классификаторы, перечень которых закреплен в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 (ред. от 19 февраля 2013 г.) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций». Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 в одной ДТ по общему правилу декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру. В одной ДТ могут быть заявлены сведения не более чем о 999 товарах. Декларация состоит из основного (ДТ1) и добавочных (ДТ2) листов формата A4. Дополнительные листы используются в случае, если в одной ДТ декларируются сведения о двух и более товарах. Ст. 206 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривает фиксацию времени и даты подачи декларации на товары. При этом делается отсылка к Инструкции о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 262 «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров». Согласно названной инструкции ведется Журнал регистрации декларации на товары. Форма этого журнала утверждена Приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. № 2531 «Об утверждении форм журнала регистрации деклараций на товары, журнала регистрации листов отказа в регистрации декларации на товары и Порядка их заполнения». После внесения соответствующих отметок о времени и дате регистрации декларации на товары, декларанту выдается письменное подтверждение о регистрации декларации. Подтверждение подачи декларации на товары в электронном виде осуществляется посредством электронной цифровой подписи. Ч. 1 ст. 83 ТК ТС устанавливает перечень документов, на основании которых заполняется таможенная декларация и которые должны предоставляться таможенному органу при подаче таможенной декларации. Ст. 208 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» также предусматривает список документов, необходимых для заполнения ДТ. При этом в ч. 2 ст. 208 сделана интересная оговорка: «Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе дополнительно сокращать перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), таможенной процедуры, категорий товаров и лиц». Очевидно, данная мера направлена на оптимизацию декларирования товаров, упрощение и ускорение данного процесса. Таможенная декларация сопровождается подачей таможенному органу следующих документов:
Ст. 211 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и ст. 193 ТК ТС посвящены регламентации предварительного таможенного декларирования товаров. В соответствии с положениями ст. 193 ТК ТС предварительное декларирование возможно только до ввоза товара на таможенную территорию Таможенного союза. Однако ст. 211 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» позволяет в случае перевозки автомобильным или железнодорожным транспортом подавать предварительную декларацию до момента прибытия в место доставки, т.е. во внутренний таможенный орган РФ. Как справедливо отмечается в научной литературе, новеллой ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по сравнению с предшествующим таможенным законодательством является правило о неполной декларации на товары2. Оно содержится в ст. 212 названного федерального закона. Кстати, в ТК ТС аналогичная норма отсутствует. Подача неполной декларации на товары предусматривается в тех случаях, когда декларант по независящим от него причинам не обладает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией. Однако в любом случае в декларации должны быть заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик. При этом декларант принимает на себя обязательство письменно предоставить все недостающие сведения в таможенные органы в установленные ими сроки. Для иностранных товаров в этом случае названный срок не может составлять более 45 дней со дня регистрации неполной декларации на товары таможенным органом. В отличие от ТК ТС, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит норму о периодическом декларировании. Она содержится в ст. 213. В ч. 1 названной статьи устанавливается, что при регулярном перемещении через таможенную границу Таможенного союза одних и тех же товаров одним и тем же лицом при соблюдении ряда правил разрешается подача периодической декларации на товары. Речь идет о товарах, ввозимых в Российскую Федерацию (или вывозимых из нее) в течение периода поставки, не превышающего 30 календарных дней. На практике периодическое декларирование применяется достаточно часто, так как такой способ декларирования товаров значительно ускоряет процедуру таможенного оформления товаров. По сравнению с ТК РФ 2003 г. действующее таможенное законодательство претерпело изменения в вопросе сроков подачи таможенной декларации. ТК РФ предусматривал 15-дневный срок. Ст. 185 ТК ТС определяет срок подачи таможенной декларации периодом временного хранения товаров. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четыре месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, – шесть месяцев. Что касается вывозимых товаров, то таможенная декларация должна быть подана до их убытия с таможенной территории Таможенного союза. Срок регистрации и отказа в регистрации в ТК ТС стал значительно короче, чем это предусматривал ТК РФ. Теперь таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более двух часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, установленном Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной Комиссией Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 262 «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров»3. Случаи отказа в регистрации ДТ предусмотрены ст. 190 ТК ТС, а именно:
Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа. В случае отказа в регистрации таможенная декларация и представленные документы возвращаются декларанту или таможенному представителю. Перейдем к рассмотрению важного практического вопроса, какие данные должны содержаться в декларации на товары, в том числе и в кодированном виде. Итак, в таможенной декларации в соответствии с ч. 2 ст. 181 ТК ТС должны быть указаны следующие сведения:
ях;
В случае необходимости в декларацию могут быть внесены изменения. Кроме того, декларация может быть отозвана. Порядок внесения изменений в таможенную декларацию регламентирован ст. 191 ТК ТС, а также Письмом ФТС России от 9 сентября 2011 г. № 01-11/43756 «О применении положений пункта 1 статьи 191 ТК ТС»4. В соответствии с названными документами сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:
Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, определенным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 255 (ред. от 7 июня 2012 г.) «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров»5. Названным решением КТС к таким случаям относятся:
В соответствии Письмом ФТС России от 9 сентября 2011 г. № 0111/43756 «О применении положений пункта 1 статьи 191 ТК ТС» внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию до выпуска товаров возможно, если это не влечет за собой заявления сведений об иных товарах, отличных по своему составу, техническому описанию, качеству, предназначению, от товаров, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации. Таможенные органы не имеют права по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в ней. Исключение составляют исключением сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, введенных законодательством Таможенного союза. В Письме ФТС России от 9 сентября 2011 г. № 01-11/43756 «О применении положений пункта 1 статьи 191 ТК ТС» разъясняется, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации. Что касается отзыва таможенной декларации, то он возможен только в случае письменного обращения декларанта. На иностранные товары декларация может быть отозвана и до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров. Для отзыва таможенной декларации на товары Таможенного союза в обращении об отзыве необходимо указать точно место нахождения товаров. Отзыву ДТ предшествует проведение таможенного досмотра товара. Если при досмотре будут установлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, за которые следует административная или уголовная ответственность, то отзыв таможенной декларации невозможен. В случае отзыва таможенной декларации новая декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения товаров. При неподаче таможенной декларации в этот срок, товары задерживаются таможенными органами. Согласно ст. 192 ТК ТС по письменному обращению декларанта таможенная декларация на товары Таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров. Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларант не был уведомлен о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в ДТ, и не было установлено нарушений таможенного законодательства, влекущих административную или уголовную ответственность. 1 Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (ред. от 31 января .2013 г.) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») // Таможенный вестник. – 2010. – № 12, 13, 15, 17. 2 См.: Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» / под ред. С.А. Овсянникова, Г.Н. Комковой // СПС КонсультантПлюс, 2012. 3 Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 262 «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров» (вместе с «Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары», «Инструкцией о порядке оформления отказа в выпуске товаров») // Таможенный вестник. – 2010. – № 12. 4 См.: Таможенные ведомости. – 2011. – № 10. 5 См.: Таможенный вестник. – 2010. – № 12. |
Назначение и понятие декларирования товаров и транспортных средств. Товары, подлежащие декларированию | Назначение и понятие декларирования товаров и транспортных средств. Товары, подлежащие декларированию | ||
Целью дисциплины «Декларирование товаров и транспортных средств» – является формирование у студентов знаний и практических навыков... | Целью дисциплины «Декларирование товаров и транспортных средств» – является формирование у студентов знаний и практических навыков... | ||
Целью дисциплины «Декларирование товаров и транспортных средств» – является формирование у студентов знаний и практических навыков... | Назначение и понятие декларирования товаров и транспортных средств. Товары, подлежащие декларированию | ||
... | Статья 281. Перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской... | ||
Целью данной программы является повышение эффективности таможенного администрирования и создания благоприятных условий для работы... | Хранение товаров и транспортных средств под таможенным контролем на таможенных складах |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |