Статья 4 кас РФ вводит новый термин "административное исковое заявление"


Скачать 231.33 Kb.
НазваниеСтатья 4 кас РФ вводит новый термин "административное исковое заявление"
ТипСтатья
filling-form.ru > бланк заявлений > Статья


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

об изменениях действующего законодательства в части реализации прокурором полномочий в административном судопроизводстве
Федеральным законом от 08.03.2015 № 21-ФЗ принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который вступает в силу и начинает действовать с 15.09.2015, за исключением процессуальных правил, связанных с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (вводятся в действие с 15.09.2016).

В порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС, Кодекс), подлежат рассмотрению и разрешению как административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (в настоящее время отражены в ст. 245 ГПК РФ), так и другие связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (ч. 3 ст. 1 КАС).

К ним относятся следующие категории споров: об оспаривании решений квалификационной коллегии судей, экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи; об оспаривании решений, касающихся государственной службы; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии или другого общественного объединения; о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании налогов и обязательных платежей с физических лиц и некоммерческих организаций; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам; об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Общим для всех данных споров является участие, с одной стороны, физических лиц либо некоммерческих организаций, а с другой – органов публичного управления либо структурных образований, осуществляющих от их имени государственные функции.

Также к ним относятся дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

Исходя из смысла ч. 4 ст. 1 КАС, приведенный в ней перечень дел не является исчерпывающим.

Важным положением КАС является ч. 5 ст. 1, в которой указывается, что положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Статья 4 КАС РФ вводит новый термин "административное исковое заявление".

Возможность обращения лица в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, напрямую должна быть закреплена в федеральном законе (ст. 4, 39, 40 КАС РФ). Лицо, в интересах которого заявление подано прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, участвует в процессе в качестве административного истца (ч. 2 ст. 38 КАС РФ).

Общая территориальная подсудность административных дел предполагает подачу административного искового заявления по месту нахождения административного ответчика (ст. 22 КАС). Под местонахождением ответчика следует понимать адрес органа – субъекта публичных полномочий или места работы должностного лица, указанные в административном исковом заявлении ответчиками. Исключение установлено в отношении подачи административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, которое должно предъявляться в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.

Это общее правило применяется во всех случаях, когда нет оснований для применения иных видов территориальной подсудности.

Статья 23 КАС закрепляет четыре случая действия правила исключительной подсудности, сущность которого заключается в возможности обратиться с административным исковым заявлением только в указанный в законе суд. Так, административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина.

Обращаю внимание, что в силу требований пункта 2 статьи 20 КАС административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований подсудны краевому суду.

Исходя из буквального прочтения ст. 37 КАС лицами, участвующими в административном деле, являются: стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

КАС предусматривает две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном административном деле. Это может быть либо процессуальное соучастие, либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением.

Возможность обратиться с коллективным административным исковым заявлением закреплена в ст. 42 КАС. Обращаться в суд с коллективным административным исковым заявлением смогут только граждане.

В ч. 2 ст. 42 КАС содержится правило о минимально необходимом количестве присоединившихся к коллективному административному иску лиц. Так, суд будет рассматривать коллективное обращение граждан, если ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее 20 лиц.

Ст. 43 КАС предусматривает возможность привлечения надлежащего административного ответчика в качестве второго административного ответчика, если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим. К примеру, при оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного и муниципального служащего в качестве второго административного ответчика обязательно должен привлекаться орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Возможность изменения основания и предмета административного иска ограничена разбирательством дела в суде первой инстанции; отказа от административного иска – рассмотрением административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции. Иное решение вопроса значительно затрудняет пересмотр решений суда в кассационной и надзорной инстанциях, полномочия которых ограничены.

Важным нововведением по сравнению с ГПК РФ является предоставление возможности заключать соглашения о примирении в рамках административного судопроизводства (ч. 6 ст. 46 КАС).

КАС предоставляет сторонам возможность заключать соглашение о примирении, однако устанавливает ряд ограничений. В ч. 12 ст. 213 КАС указывается, что соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.

Прокурор в административном судопроизводстве, как и в гражданском процессе, участвует в двух формах:

1) в качестве лица, обращающегося в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, и

2) в форме вступления в процесс, начатый другими лицами, с целью дать заключение по административному делу (ст. 39 КАС).

С участием прокурора рассматриваются дела:

- об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 213 КАС);

- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 243 КАС);

- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 3 ст. 268 КАС);

- об административном надзоре (ч. 3 ст. 272 КАС);

- о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 277 КАС);

- о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном (ч. 4 ст. 280 КАС);

- о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 283 КАС).

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1 ст. 39 КАС).

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В отношении прокурора, вступающего в процесс для дачи заключения, в КАС содержится правило, в основе которого лежит подход, содержащийся в ГПК, суть которого состоит в ограничении права прокурора вступать в уже начатый процесс для дачи заключения по делу, только случаями, предусмотренными самим Кодексом (ч. 7 ст. 39). Также прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

Согласно ст. 40 КАС в состав лиц, обладающих правом на обращение в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, включены Уполномоченный Российской Федерации по защите прав, свобод и законных интересов граждан, Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, что существенно расширяет возможности защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов. Право вступать в процесс для дачи заключения для органов, указанных в ст. 40, в КАС не предусмотрено.

Кодексом предусмотрено обязательное ведение административных дел с участием представителя для граждан, не имеющих высшего юридического образования, а также по наиболее сложным и значимым административным делам в целях обеспечения наиболее полной защиты и реализации равных процессуальных прав с государством.

Представительство по назначению осуществляется на основании ст. 54 КАС РФ: суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.

Бремя доказывания, как и в гражданском судопроизводстве, несут лица, участвующие в деле. Однако в отношении отдельных категорий административных дел, прямо указанных в Кодексе, бремя доказывания возлагается на органы, организации и должностных лиц, принявших соответствующее решение или совершивших действие (бездействие).

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ст. 62 КАС).

Меры предварительной защиты по административному иску являются новеллой действующего законодательства. По своей правовой природе они выступают альтернативой обеспечительным мерам, применяемым в гражданском судопроизводстве.

Решение о применении мер предварительной защиты принимается судом по соответствующему заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц.

В ч. 2 ст. 85 КАС указаны следующие возможные меры предварительной защиты, которые может применить суд:

1) приостановка полностью или в части действия оспариваемого решения;

2) запрещение совершать определенные действия;

3) иные меры предварительной защиты по административному иску.

Иные меры перечислены в главах КАС, регулирующих особенности рассмотрения соответствующей категории административных дел.

Статья 93 КАС РФ посвящена вопросам окончания процессуальных сроков. Конкретные примеры, отражающие правила исчисления сроков:

- годичный срок, начинающийся 1 февраля 2015 года, истекает 1 февраля 2016 года;

- двухмесячный срок, начинающийся 1 февраля 2015 года, истекает 1 апреля 2015 года;

- месячный срок, начинающийся 31 января 2015 года, истекает 28 февраля 2015 года.

Процессуальный срок течет непрерывно с учетом рабочих и нерабочих дней. Однако отдельное правило предусмотрено для исчисления процессуального срока при совпадении дня его окончания с нерабочим днем, в соответствии с которым процессуальный срок автоматически продлевается до следующего рабочего дня. Например, трехмесячный срок, начинающийся 1 февраля 2015 года, истекает не 1 мая 2015 года, а 2 мая 2015 года (поскольку 1 мая - нерабочий праздничный день).

В административном судопроизводстве лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд посредством:

1) заказного письма с уведомлением о вручении;

2) судебной повестки с уведомлением о вручении;

3) телефонограммы или телеграммы;

4) факсимильной связи;

5) СМС-сообщения и электронной почты в случае согласия участников на уведомление такими способами. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление такими способами указывается номер мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение;

6) с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Одной из процессуальных обязанностей, возложенных на лиц, участвующих в деле, является обязанность сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. Согласно ст. 101 КАС при отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает и не находится.

Глава 12 раздела III КАС посвящена предъявлению административного искового заявления, его форме и содержанию и правилам принятия такого искового заявления судом.

Впервые приведены требования, предъявляемые к форме и содержанию административного искового заявления.

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления. Впервые предусмотрена и возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

Важным нововведением является возможность для суда в случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству наложить на нее судебный штраф.

Статья 136 КАС впервые прямо предусматривает возможность объединения нескольких административных дел либо, напротив, выделения искового требования.

Главой 14 КАС РФ определен общий срок рассмотрения дела, составляющий 2 месяца.

Председательствующий по делу вправе ограничить во времени выступления участника судебного разбирательства или лишить его слова в случае нарушения правил выступления.

На не явившееся без уважительных причин лицо, участвующее в деле, может быть наложен судебный штраф, а при повторной неявке, в случае если указанное лицо является административным ответчиком, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями, применяется принудительный привод.

В случае неявки в судебное заседание прокурора в его адрес принимается частное определение.

Глава 15 КАС РФ посвящена решению суда, которое объявляется сразу после рассмотрения дела. По сложным делам решение может быть объявлено в форме резолютивной части и изготовлено не позднее чем через 5 дней. Предусматривается возможность исправления в решении суда не только описок и явных арифметических ошибок, но и опечаток.

Основания прекращения производства по делу и оставления административного искового заявлении без рассмотрения, предусмотренные гл. 17 - 18 КАС РФ, восприняты из соответствующих глав ГПК РФ и сформулированы с учетом особенностей субъектного состава административных дел. При прекращении производства по делу и оставлении административного искового заявления без рассмотрения предусматривается принятие определения, в котором суд указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, способ их устранения, разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.

При выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам. В КАС РФ содержится требование о направлении частного определения не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения.

В главе 20 КАС РФ приведены требования к содержанию протокола судебного заседания и установлено, что помимо письменного ведения протокола ведется аудиопротоколирование.

Срок подачи замечаний на протокол судебного заседания, по сравнению с ГПК РФ, сокращен и составляет не пять, а три дня. До трех дней сокращен и срок рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания.

Основанием для производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является обращение с административным исковым заявлением установленных в данной главе субъектов.

С административным исковым заявлением могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования. Данные субъекты могут обратиться с административным иском об оспаривании нормативного правового акта, в том числе принятого на референдуме субъекта Российской Федерации или местного референдума. Условиями обращения этой группы субъектов с административным исковым заявлением являются: несоответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, либо нарушение оспариваемым актом компетенции указанных субъектов, либо нарушение прав, свобод и законных интересов граждан.

По общему правилу такое заявление может быть подано в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Помимо этого в соответствии со ст. 209 к административному исковому заявлению предъявляются дополнительные требования. В частности, наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в ч. 2, 3 и 4 ст. 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения; наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.

В административном исковом заявлении также должно быть указано требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

Суд прекращает в обязательном порядке производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, в том числе в случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований.

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Если в результате признания судом нормативного правового акта недействующим полностью или в его части будет выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных отношений, то суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

В главе 22 КАС устанавливается право на обращение с административным исковым заявлением особых субъектов – органов государственной власти, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, иных органов, организаций и лиц, а также прокурора, которые в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц. Данные субъекты могут обратиться в суд, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В ряде случаев такие сроки сокращены.

В административном исковом заявлении должны быть отражены сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. В случае, если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения. Должно быть указано требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Глава 27 КАС (Производство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации) является существенным нововведением, поскольку особенности производства по данной категории дел до принятия Кодекса не были предусмотрены ни одним процессуальным законом.

В рамках ч. 1 ст. 262 Кодекс регламентирует круг лиц, имеющих право инициировать процесс о приостановлении деятельности, – это органы и должностные лица, уполномоченные федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или СМИ. Следовательно, в целях определения конкретного органа или должностного лица, уполномоченного на подачу заявления о приостановлении деятельности, в каждом конкретном случае следует обращаться к специализированному нормативному акту.

Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд представителем территориального органа ФМС России, в частности руководителем или его заместителем. Компетентным судом в данном случае будет суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии (глава 28 КАС).

При рассмотрении административного дела о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении присутствуют:

- административный истец, т.е. представитель территориального органа ФМС России;

- административный ответчик, т.е. иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии;

- прокурор, однако неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.

Правом на подачу административного искового заявления об установлении административного надзора обладают, во-первых, администрация исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы; во-вторых, территориальный орган внутренних дел, на подразделение которого возложены обязанности по осуществлению административного надзора (глава 29 КАС).

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.

О времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной.

В ст. 274 гл. 30 КАС предусматривается, что по правилам настоящей главы подлежат рассмотрению административные дела не только о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, но и иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, если федеральным законом предусмотрен судебный порядок рассмотрения соответствующих требований (п. 3 ч. 1).

При этом следует отметить, что производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке отдельно регламентируется нормами гл. 31 настоящего Кодекса.

Кодекс административного судопроизводства вводит упрощенное (письменное) производство по административным делам (глава 33 КАС).

Упрощенное производство предполагает состязательную основу, включающую обмен состязательными бумагами и предварительное судебное заседание.

В соответствии со ст. 291 КАС возможность применения упрощенного судопроизводства связана в первую очередь с волеизъявлением сторон. Только одно ограничение относится к существу спора – по делам о взыскании задолженности по обязательным платежам максимальная сумма, допускающая применение упрощенного судопроизводства, составляет 20 тыс. руб.

Но основным условием является ходатайство всех участвующих в деле лиц о рассмотрении административного иска в их отсутствие, если нет указания в законе на их обязательное участие.

Законодатель устанавливает 10-дневный срок для рассмотрения дел в порядке упрощенного производства с момента вынесения соответствующего определения.

Новым в ст. 298 КАС РФ является увеличение категорий дел, по которым установлены сокращенные сроки апелляционного обжалования.

Так, по общему правилу ч. 1 указанной статьи срок подачи апелляционной жалобы, представления составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.

Сокращенный пятидневный срок подачи апелляционной жалобы или представления распространяется на дела, связанные с оспариванием нормативных актов, непосредственно связанных с избирательной кампанией и результатов выборов, которые согласно положениям ГПК РФ обжаловались в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Также установлен сокращенный десятидневный срок подачи апелляционной жалобы, представления по делам об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования, о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении; об административном надзоре; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

Новым в правовом регулировании апелляционного производства является положение ч. 7 ст. 299 КАС РФ, предусматривающее возможность подачи апелляционных жалобы, представления и прилагаемых к ним документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (вступает в силу с 15 сентября 2016 г).

В отличие от ч. 1 - 3 ст. 327.1 ГПК РФ, регулирующих пределы проверки дел судом апелляционной инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет все решения в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В административном процессе сохранены и два существенных условия, без соблюдения которых не может быть реализовано право на кассационное обжалование судебных актов: обращение с жалобой (представлением) в пределах шестимесячного срока со дня их вступления в законную силу, а также исчерпание иных установленных КАС РФ способов обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Очень значимой новеллой является положение ч. 4 ст. 318 КАС РФ, которое наделяет правом восстановления кассационного срока не суд первой инстанции (как это предусмотрено в гражданском процессе ст. 112 ГПК РФ), а суд кассационной инстанции.

Относительно решения процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов, по общему правилу принудительное исполнение судебного акта по административным делам осуществляется без выдачи исполнительного листа (ч. 2 ст. 352 КАС).

В исполнение судебных решений по некоторым административным делам входит обязанность административного ответчика информировать суд и заинтересованных лиц о принятых по нему мерах (п. 1 ч. 3 ст. 227, ст. 244 и др. КАС).

Прошу учесть изложенное в дальнейшей работе и организовать детальное изучение указанного документа.


Похожие:

Статья 4 кас РФ вводит новый термин \"административное исковое заявление\" iconСтатья 125 кас РФ. Административное исковое заявление
Губернатора Волгоградской области и Администрации Волгоградской области, действий (бездействия) Губернатора Волгоградской области...

Статья 4 кас РФ вводит новый термин \"административное исковое заявление\" iconРассмотрение каких дел урегулирует кас рф?
Вс РФ и судов общей юрисдикции, будут рассматриваться по правилам кас РФ. Сходное положение предусмотрено для апелляционных, кассационных,...

Статья 4 кас РФ вводит новый термин \"административное исковое заявление\" iconТехнология развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп)
Мы с вами знакомы с термином «технология», теоретически знаем различные технологии и многие из них довольно успешно применяем на...

Статья 4 кас РФ вводит новый термин \"административное исковое заявление\" iconГода. Этот приказ вводит на всей территории России новый порядок...
Документ был зарегистрирован в Минюсте 11. 03. 2016 года. Этот приказ вводит на всей территории России новый порядок проведения медицинского...

Статья 4 кас РФ вводит новый термин \"административное исковое заявление\" iconОбразец апелляционной жалобы
Кас рф; оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1...

Статья 4 кас РФ вводит новый термин \"административное исковое заявление\" iconПримерное исковое заявление в суд
...

Статья 4 кас РФ вводит новый термин \"административное исковое заявление\" iconП/п Требования на соответствие, которым суд проверяет поступившее исковое заявление
Исковое заявление подписывается истцом или его представителем (ч. 1 ст. 125 Апк рф)

Статья 4 кас РФ вводит новый термин \"административное исковое заявление\" iconИсковое заявление исковое заявление о фактическом принятии наследства...

Статья 4 кас РФ вводит новый термин \"административное исковое заявление\" iconКодекса Российской Федерации
Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством...

Статья 4 кас РФ вводит новый термин \"административное исковое заявление\" iconВведение Термин «антикризисное управление»
Термин «антикризисное управление» возник в связи с поспешным реформированием российской экономики, нарушившем организационно- экономические...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск