Методические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право»


НазваниеМетодические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право»
страница1/8
ТипМетодические указания
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)






Рашева Н.Ю.
Семейное право


Учебно-методические материалы

Мурманск

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4

III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………..25

IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………..37

V. ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………...42

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………….......49


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА


Цель изучения дисциплины – изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право», смысла правовых норм, закрепленных в семейно-правовых нормативных актах, выявление существенной специфики статики и динамики общественных отношений, составляющих предмет семейного прав, освоение технологии применения норм названных отраслей права на базе их доктринального толкования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в семейном праве;

Уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

- выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;

Владеть:

- юридической терминологией;

- навыками работы с правовыми актами;

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

- навыками разрешения правовых проблем и коллизий;

- навыками реализации норм семейного права;

- навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.


  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

- изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.
Планы семинарских занятий:
Тема 1. Понятие, предмет, система, методы и источники курса (6 часов)
План:


  1. Дайте определение семьи в социологическом и юридическом смысле. В чем состоит разница этих определений?

  2. Развитие семейного права как самостоятельной отрасли права, тенденции к сближению его с гражданским правом по предмету и методу регулирования.

  3. Перечислите основные задачи семейного права.

  4. Соотношение семейных отношений, регулируемых и нерегулируемых семейным законодательством.

  5. Особенности сочетания императивного и диспозитивного методов в регулировании семейных правоотношений.

  6. Тенденции изменения метода семейно-правового регулирования в связи с реформой семейного законодательства.

  7. Место семейного права в системе отраслей частного права. Соотношение отрасли семейного права с другими отраслями российского права.

  8. Перечислите принципы семейного права и раскройте их содержание.

  9. Дайте краткую характеристику Семейного кодекса РФ 1995 г. Каковы основные проблемы применения норм Семейного кодекса РФ?

  10. Общие тенденции семейно-правовой реформы. Какие наиболее существенные изменения были внесены Семейным кодексом РФ 1995 г. в регулирование семейных правоотношений по сравнению с Кодексом о браке и семье РСФСР 1969 г.?

  11. Международно-правовые акты по правам ребенка. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Декларация прав ребенка 1959 г. Конвенции МОТ, регулирующие труд несовершеннолетних.

  12. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующих семейные правоотношения.

  13. Назовите федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие семейные правоотношения.

  14. Дайте общую характеристику законодательства Мурманской области в сфере семейных правоотношений.

  15. Исторические формы семьи и брака.

  16. Брак и семья в современных условиях.

  17. Какие этапы можно выделить в развитии семейного законодательства в России?

  18. На каких принципах строилось правовое регулирование семейных отношений до 18 века?

  19. В чем заключалась особенность политики Петра 1 в регулировании семейных отношений?

  20. Назовите наиболее существенные изменения в регулировании семейных правоотношений, произошедшие в 1917-1918 гг.

  21. Какие кодифицированные акты и когда принимались в советский период по вопросам регулирования семейных правоотношений?

  22. Федеральные законы и законы субъектов РФ: разграничение их компетенции в регулировании семейных отношений.

  23. Иные нормативно-правовые акты в области семейного права.

  24. Соотношение семейного и гражданского законодательства.

  25. Международно-правовые источники семейного права.


Практические задания:

1. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 г.

Для его применения нужны ли Вам эти сведения?

Какие даты применительно к данному кодексу надо знать еще, чтобы не оши­биться в применении его норм? Назовите их.

2. Из приведенного ниже перечня правоотношений подчеркните те, которые регламентируются семейным законодательством, а также допишите дополнительные, которые в этом перечне отсутствуют:

- условия вступления в брак;

- заключение договора дарения членами семьи;

- порядок вступления в брак;

- имущественные отношения между членами семьи и государствен­ными органами, оформляющими соответствующие отношения;

- отношения между усыновителями и усыновленными.

3. В каком году менялось семейное законодательство в СССР, РСФСР и Российской Федерации.

4. В области семейного права работали многие отечественные юри­сты. Подчеркните фамилии тех ученых, кто внес большой вклад в развитие данной отрасли права. Допишите фамилии тех, кто не назван в этом переч­не.

Автокольская М.В., Алексеев А.И., Алексеев С.С., Ворожейкин Е.М., Кудрявцев В.Н., Рясенцев В.А., Королев Ю.А., Матвеев Г.К., …

5. Глава администрации Н-ской области своим распоряжением снизил до 16 лет возраст лиц, вступающих в брак, а также утвердил Положение о ежемесячных выплатах опекунам денежных средств на содержание подопечных. Прокурор области внес протест на эти решения, посчитав их противоречащими требованиям закона.

Обоснован ли протест прокурора? Вправе ли органы исполнительной власти субъектов РФ принимать нормативные правовые акты, противоречащие нормам федерального семейного законодательства?
Литература: 1, с. 10-35; 2, с. 12-25; 5, с. 14-18.
Вопросы для самоконтроля

1. Основные направления государственной семейной политики.

2. Формы государственной помощи семье.

3. Понятие семейного права.

4. Предмет и метод семейного права.

5. Проблема самостоятельности семейного права как отрасли права. Отграничение семейного права от смежных отраслей права.

6. Основные начала (принципы) семейного права.
Задание для самостоятельной работы

1. Подготовить глоссарий по теме занятия (не менее 5 терминов).
2. Подготовить доклад по одному из вопросов, предложенных ниже.

1. Кодекс законов РСФСР о браке, семье и опеке 1926 г.; его значение. Основные особенности семейно-брачных кодексов других союзных республик СССР.

2. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. Общая характеристика и значение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.

3. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.

4. Конституция Российской Федерации - основа для развития семейного законодательства.

5. Семейный кодекс РФ 1995 г.: общая характеристика, структура.
Методические указания:

Во время подготовки к данной теме студент должен внимательно изучить рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу по теме, сформулировать правильные ответы, подготовить дополнения и уточнения к тем или иным вопросам.

Следует обратить внимание на роль судебной практики и значение постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам семейного права.

Кроме того, следует обратить внимание на соотношение норм семейного права и норм нравственности (морали) при регулировании семейных отношений.
Тема 2. Семейные правоотношения. Защита семейных прав (6 часов)
План:


  1. Особенности общественных отношений, регулируемых семейным правом.

  2. Значение моральных и правовых неимущественных отношений для формирования и развития имущественной сферы семьи.

  3. Осуществление семейных прав, меры защиты и ответственности в семейном праве.

  4. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

  5. Понятие и виды юридических фактов и их специфика в семейном праве.

  6. Юридические действия (бездействия) и их специфика в семейном праве.

  7. Юридические события и их специфика в семейном праве.

  8. Характеристика семейных правоотношений.

  9. Осуществление семейных прав. Меры защиты и ответственности в семейном праве.

  10. Понятие семьи и члена семьи, их нормативное закрепление.

  11. Родство и свойство и их значение для правового регулирования.

  12. Необходимость и целесообразность легального определения понятия семьи.

  13. Понятие «член семьи» в семейном праве, его нормативное закрепление.


Практические задания:

1. В орган ЗАГС с заявлением о выдаче повторного свидетельства о рождении сына обратилась гражданка Сизова. В ходе подготовки документов сотрудники ЗАГС выяснили, что Сизова была лишена родительских прав в отношении ребенка.

Вправе ли сотрудники органа ЗАГС выдать заявительнице повторное свидетельство о рождении ребенка?

2. В районную прокуратуру поступило заявление от гражданки Аверченко, в котором она просила прокурора обратиться в суд с иском о признании недействительным брака, заключенного между Голубевым и Малышевой. В заявлении Аверченко указала, что скоро у нее должен родиться ребенок, отцом которого является Голубев, кроме того государственную регистрацию брака осуществляла бабушка Голубева по материнской линии, которая, являясь руководителем органа ЗАГС, сократила без уважительных причин срок для заключения брака до одной недели с момента подачи заявления.

Какие юридические факты являются основанием для признания брака недействительным? Какой ответ должен дать заявительнице прокурор?

3. 75-летний Игошин и 35-летняя Громова подали заявление о регистрации брака в орган ЗАГС. Позднее в ЗАГС обратилась дочь Игошин от первого брака и сообщила, что категорически возражает против регистрации этого брака, т.к. между женихом и невестой слишком большая разница в возрасте, кроме того ее отец является инвалидом 1 группы и страдает рассеянным склерозом, поэтому она полагает, что Громова вступает с ним в брак исключительно из корыстных целей, желая завладеть квартирой, в которой проживает ее отец.

Есть ли в данном случае основания для отказа в государственной регистрации брака?

4. В районную прокуратуру поступило заявление от гражданки Аверченко, в котором она просила прокурора обратиться в суд с иском о признании недействительным брака, заключенного между Голубевым и Малышевой. В заявлении Аверченко указала, что скоро у нее должен родиться ребенок, отцом которого является Голубев, кроме того государственную регистрацию брака осуществляла бабушка Голубева по материнской линии, которая, являясь руководителем органа ЗАГС, сократила без уважительных причин срок для заключения брака до одной недели с момента подачи заявления.

Какие юридические факты являются основанием для признания брака недействительным? Какой ответ должен дать заявительнице прокурор?
Литература: 1, с. 10-35; 2, с. 12-25; 5, с. 14-18.
Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие, виды и элементы семейного правоотношения.

  2. Семейная правоспособность. Семейная дееспособность.

  3. Юридические факты: понятие и виды.

  4. Родство и свойство: понятие и их юридическое значение.

  5. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей.

  6. Особенности осуществления семейных прав несовершеннолетними и недееспособными.

  7. Защита семейных прав: понятие, формы, способы и средства.

  8. Соотношение понятий «защита» и «охрана».

  9. Органы, осуществляющие защиту семейных прав.


Задание для самостоятельной работы

1. Подготовить глоссарий по теме занятия (не менее 5 терминов).
2. Подготовить доклад по одному из вопросов, предложенных ниже.

1. Понятие семьи в социологическом и юридическом смыслах.

2. Проблема определения термина «семья» в различных дисциплинах (философии, социологии, психологии, юриспруденции и др.) и в различных правовых отраслях (гражданском, жилищном праве, праве социального обеспечения, семейном праве и др.).

3. Семейно-правовая ответственность: понятие, особенности, основание и условия возникновения, формы.

4. Соотношение мер защиты и мер ответственности.

5. Сроки исковой давности и другие сроки в семейном праве.
Методические указания:

Во время подготовки к данной теме студент должен внимательно изучить рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу по теме, сформулировать правильные ответы, подготовить дополнения и уточнения к тем или иным вопросам.

Следует обратить внимание на особенности семейно-правовой ответственности: понятие, особенности, основание и условия возникновения, формы. Каково соотношение мер защиты и мер ответственности?

Кроме того, следует обратить внимание на проблемы применения исковой давности к защите семенных прав.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины знание правовой дисциплины
Методические указания к изучению курса «Трудовое право» для бакалавров всех форм обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»...

Методические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право» iconМетодические указания к изучению курса «инженерная графика»
Изучение курса инженерной графики должно основываться на теоретических положениях курса начертательной геометрии, нормативных...

Методические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право» iconМетодические указания по изучению дисциплины «Вещное право» Программа дисциплины «Вещное право»
...

Методические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право» iconМетодические указания по изучению специального курса «особые производства в уголовном процессе»
Методические рекомендации предназначены для студентов пятого курса дневного отделения, обучающихся по специальности «Юриспруденция»...

Методические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право» iconПрограмма учебной дисциплины «Особенности рассмотрения отдельных...
Предлагаемый курс предназначен для студентов юридических вузов, его изучение предусмотрено планом подготовки специалистов. Предполагается,...

Методические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право» iconФакультет Права Программа дисциплины
Требования к студентам: приступая к изучению курса Имущественные отношения супругов, студент должен знать гражданское право России,...

Методические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право» iconФакультет Права Программа дисциплины
Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское...

Методические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право» iconФакультет Права Программа дисциплины
Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское...

Методические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право» iconМетодические указания к изучению курса Великий Новгород 2013 г. Удк...
Степанова А. А. Организация, экономика и управление туризма. Методические указания к изучению курса / фгбоу «Новгородский государственный...

Методические указания к изучению курса цель изучения дисциплины изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право» iconЗадачами изучения курса «Конституционное право» являются
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск