Скачать 0.89 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МАГУ») Рашева Н.Ю. Семейное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ: I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3 II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4 III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………..25 IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………..37 V. ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………...42 VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………….......49
Цель изучения дисциплины – изучение и усвоение теоретических положений курса «Семейное право», смысла правовых норм, закрепленных в семейно-правовых нормативных актах, выявление существенной специфики статики и динамики общественных отношений, составляющих предмет семейного прав, освоение технологии применения норм названных отраслей права на базе их доктринального толкования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в семейном праве; Уметь: - оперировать юридическими понятиями и категориями; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; - принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; - давать квалифицированные юридические заключения и консультации; - правильно составлять и оформлять юридические документы; - выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения; Владеть: - юридической терминологией; - навыками работы с правовыми актами; - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; - навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; - навыками разрешения правовых проблем и коллизий; - навыками реализации норм семейного права; - навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ. Планы семинарских занятий: Тема 1. Понятие, предмет, система, методы и источники курса (6 часов) План:
Практические задания: 1. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 г. Для его применения нужны ли Вам эти сведения? Какие даты применительно к данному кодексу надо знать еще, чтобы не ошибиться в применении его норм? Назовите их. 2. Из приведенного ниже перечня правоотношений подчеркните те, которые регламентируются семейным законодательством, а также допишите дополнительные, которые в этом перечне отсутствуют: - условия вступления в брак; - заключение договора дарения членами семьи; - порядок вступления в брак; - имущественные отношения между членами семьи и государственными органами, оформляющими соответствующие отношения; - отношения между усыновителями и усыновленными. 3. В каком году менялось семейное законодательство в СССР, РСФСР и Российской Федерации. 4. В области семейного права работали многие отечественные юристы. Подчеркните фамилии тех ученых, кто внес большой вклад в развитие данной отрасли права. Допишите фамилии тех, кто не назван в этом перечне. Автокольская М.В., Алексеев А.И., Алексеев С.С., Ворожейкин Е.М., Кудрявцев В.Н., Рясенцев В.А., Королев Ю.А., Матвеев Г.К., … 5. Глава администрации Н-ской области своим распоряжением снизил до 16 лет возраст лиц, вступающих в брак, а также утвердил Положение о ежемесячных выплатах опекунам денежных средств на содержание подопечных. Прокурор области внес протест на эти решения, посчитав их противоречащими требованиям закона. Обоснован ли протест прокурора? Вправе ли органы исполнительной власти субъектов РФ принимать нормативные правовые акты, противоречащие нормам федерального семейного законодательства? Литература: 1, с. 10-35; 2, с. 12-25; 5, с. 14-18. Вопросы для самоконтроля 1. Основные направления государственной семейной политики. 2. Формы государственной помощи семье. 3. Понятие семейного права. 4. Предмет и метод семейного права. 5. Проблема самостоятельности семейного права как отрасли права. Отграничение семейного права от смежных отраслей права. 6. Основные начала (принципы) семейного права. Задание для самостоятельной работы 1. Подготовить глоссарий по теме занятия (не менее 5 терминов). 2. Подготовить доклад по одному из вопросов, предложенных ниже. 1. Кодекс законов РСФСР о браке, семье и опеке 1926 г.; его значение. Основные особенности семейно-брачных кодексов других союзных республик СССР. 2. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. Общая характеристика и значение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. 3. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. 4. Конституция Российской Федерации - основа для развития семейного законодательства. 5. Семейный кодекс РФ 1995 г.: общая характеристика, структура. Методические указания: Во время подготовки к данной теме студент должен внимательно изучить рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу по теме, сформулировать правильные ответы, подготовить дополнения и уточнения к тем или иным вопросам. Следует обратить внимание на роль судебной практики и значение постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам семейного права. Кроме того, следует обратить внимание на соотношение норм семейного права и норм нравственности (морали) при регулировании семейных отношений. Тема 2. Семейные правоотношения. Защита семейных прав (6 часов) План:
Практические задания: 1. В орган ЗАГС с заявлением о выдаче повторного свидетельства о рождении сына обратилась гражданка Сизова. В ходе подготовки документов сотрудники ЗАГС выяснили, что Сизова была лишена родительских прав в отношении ребенка. Вправе ли сотрудники органа ЗАГС выдать заявительнице повторное свидетельство о рождении ребенка? 2. В районную прокуратуру поступило заявление от гражданки Аверченко, в котором она просила прокурора обратиться в суд с иском о признании недействительным брака, заключенного между Голубевым и Малышевой. В заявлении Аверченко указала, что скоро у нее должен родиться ребенок, отцом которого является Голубев, кроме того государственную регистрацию брака осуществляла бабушка Голубева по материнской линии, которая, являясь руководителем органа ЗАГС, сократила без уважительных причин срок для заключения брака до одной недели с момента подачи заявления. Какие юридические факты являются основанием для признания брака недействительным? Какой ответ должен дать заявительнице прокурор? 3. 75-летний Игошин и 35-летняя Громова подали заявление о регистрации брака в орган ЗАГС. Позднее в ЗАГС обратилась дочь Игошин от первого брака и сообщила, что категорически возражает против регистрации этого брака, т.к. между женихом и невестой слишком большая разница в возрасте, кроме того ее отец является инвалидом 1 группы и страдает рассеянным склерозом, поэтому она полагает, что Громова вступает с ним в брак исключительно из корыстных целей, желая завладеть квартирой, в которой проживает ее отец. Есть ли в данном случае основания для отказа в государственной регистрации брака? 4. В районную прокуратуру поступило заявление от гражданки Аверченко, в котором она просила прокурора обратиться в суд с иском о признании недействительным брака, заключенного между Голубевым и Малышевой. В заявлении Аверченко указала, что скоро у нее должен родиться ребенок, отцом которого является Голубев, кроме того государственную регистрацию брака осуществляла бабушка Голубева по материнской линии, которая, являясь руководителем органа ЗАГС, сократила без уважительных причин срок для заключения брака до одной недели с момента подачи заявления. Какие юридические факты являются основанием для признания брака недействительным? Какой ответ должен дать заявительнице прокурор? Литература: 1, с. 10-35; 2, с. 12-25; 5, с. 14-18. Вопросы для самоконтроля
Задание для самостоятельной работы 1. Подготовить глоссарий по теме занятия (не менее 5 терминов). 2. Подготовить доклад по одному из вопросов, предложенных ниже. 1. Понятие семьи в социологическом и юридическом смыслах. 2. Проблема определения термина «семья» в различных дисциплинах (философии, социологии, психологии, юриспруденции и др.) и в различных правовых отраслях (гражданском, жилищном праве, праве социального обеспечения, семейном праве и др.). 3. Семейно-правовая ответственность: понятие, особенности, основание и условия возникновения, формы. 4. Соотношение мер защиты и мер ответственности. 5. Сроки исковой давности и другие сроки в семейном праве. Методические указания: Во время подготовки к данной теме студент должен внимательно изучить рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу по теме, сформулировать правильные ответы, подготовить дополнения и уточнения к тем или иным вопросам. Следует обратить внимание на особенности семейно-правовой ответственности: понятие, особенности, основание и условия возникновения, формы. Каково соотношение мер защиты и мер ответственности? Кроме того, следует обратить внимание на проблемы применения исковой давности к защите семенных прав. |
Методические указания к изучению курса «Трудовое право» для бакалавров всех форм обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»... | Изучение курса инженерной графики должно основываться на теоретических положениях курса начертательной геометрии, нормативных... | ||
... | Методические рекомендации предназначены для студентов пятого курса дневного отделения, обучающихся по специальности «Юриспруденция»... | ||
Предлагаемый курс предназначен для студентов юридических вузов, его изучение предусмотрено планом подготовки специалистов. Предполагается,... | Требования к студентам: приступая к изучению курса Имущественные отношения супругов, студент должен знать гражданское право России,... | ||
Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское... | Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское... | ||
Степанова А. А. Организация, экономика и управление туризма. Методические указания к изучению курса / фгбоу «Новгородский государственный... | Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |