ПРОЕКТ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарёва»
-
УТВЕРЖДЕНО
ученым советом ФГБОУ ВПО
«МГУ им. Н.П. Огарёва»
(протокол № __ от «__» ________ 2015 г.)
Председатель ученого совета
Ректор ___________С.М. Вдовин
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации освоения
элективных и факультативных дисциплин
в ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
Саранск
2015
Общие положения
Настоящее Положение о порядке организации освоения элективных и факультативных дисциплин в ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва» (далее – Положение) определяет порядок выбора и дальнейшего освоения элективных и факультативных дисциплин в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» (далее – Университет).
Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1367;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464;
Устав Университета;
Положение о порядке разработки и утверждения образовательных программ высшего образования, утвержденное ученым советом Университета 01.07.2015 г., протокол № 7, и другие локальные акты Университета.
Элективные дисциплины – это дисциплины по выбору студента, которые обязательны для изучения, указываются в приложении к диплому и входят в общий объем образовательной программы. Факультативные дисциплины – это не обязательные для изучения дисциплины по выбору студента, которые только по желанию студента указываются в приложении к диплому и не входят в общий объем образовательной программы. Факультативные и элективные дисциплины включаются в вариативную часть образовательной программы.
Настоящее положение обязательно к применению всеми факультетами, институтами и филиалами Университета.
Порядок формирования дисциплин по выбору
При реализации образовательных программ Университет обеспечивает обучающимся возможность освоения элективных и факультативных дисциплин (далее вместе – дисциплины по выбору) в объемах согласно федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС).
Для реализации дисциплины по выбору обязательным условием является наличие утвержденной рабочей программы дисциплины, разработанной в соответствии с локальными актами Университета.
В учебном плане направления подготовки (специальности) разработчиками образовательной программы определяется перечень дисциплин по выбору, их распределение по семестрам, объём и формы промежуточной аттестации. Дисциплины по выбору в учебном плане указываются на альтернативной основе (не менее двух). Дисциплины по выбору, как правило, не включаются в учебные планы первого семестра первого курса.
Число дисциплин по выбору ограничивается следующими условиями: все заявленные дисциплины могут быть выбраны при условии равномерного распределения студентов между этими дисциплинами и выполнении устанавливаемых минимальных нормативов численности студентов на одной дисциплине.
Дисциплины по выбору могут быть реализованы по образовательным программам бакалавриата и специалитета при условии, что данную дисциплину выбрали не менее 10 человек, по программам магистратуры – не менее 7 человек.
При необходимости деканы факультетов/директора институтов (филиалов) по согласованию с проректором по учебной работе могут устанавливать максимальное количество обучающихся, выбравших данную дисциплину, с учетом материально-технических возможностей.
Освоение дисциплин по выбору осуществляется в рамках образовательной программы при выполнении учебной нагрузки не более 54 академических часов в неделю.
Формой промежуточной аттестации обучающихся по факультативным дисциплинам является зачет. Количество зачетов по факультативным дисциплинам не входит в общее количество зачетов за учебный год.
Порядок выбора элективных и факультативных дисциплин
Выбор элективных и факультативных дисциплин проводится обучающимися добровольно в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями на основании письменного заявления на имя декана факультета/директора института (филиала) (Приложение 1). Заявления подаются в деканат факультета/дирекцию института (филиала) и затем хранятся в личном деле студента.
Право выбора предоставляется всем обучающимся независимо от наличия у них академических задолженностей.
Обучающиеся имеют право выбрать одну из предложенных элективных дисциплин.
Обучающиеся могут выбирать все факультативные дисциплины в соответствии с учебным планом направления подготовки (специальности), несколько дисциплин или отказаться от их изучения.
Выбор дисциплин осуществляется на каждый учебный год.
Студенты первого курса записываются на элективные и факультативные дисциплины текущего учебного года в период до 20 сентября, на дисциплины по выбору второго курса – до 31 декабря.
Обучающиеся вторых и последующих курсов осуществляют выбор факультативных и элективных дисциплин на следующий учебный год до 31 декабря текущего года.
Закрепление за студентами выбранных ими дисциплин осуществляется распоряжением декана факультета/директора института (филиала). В случае, если обучающийся не подал заявление на элективную дисциплину в установленные сроки, то закрепление элективных дисциплин за студентами осуществляется распоряжением декана факультета/директора института (филиала).
Ответственность за организацию работы с обучающимися по выбору дисциплин возлагается на декана факультета, реализующего образовательную программу (директора института/филиала), который может делегировать полномочия другому административному лицу (далее – ответственное лицо)
Деканы факультетов/директора институтов (филиалов) или ответственные лица совместно с заведующими выпускающими кафедрами организуют:
формирование списков дисциплин по выбору;
информирование студентов о порядке выбора и записи на данные дисциплины;
ознакомление студентов с аннотированными рабочими программами данных дисциплин, с указанием кафедр и преподавателей, ответственных за ведение данных дисциплин;
консультирование студентов по вопросам выбора дисциплины;
формирование студенческих групп для изучения дисциплин по выбору.
Изученные факультативные дисциплины по письменному заявлению студента (Приложение 2) вносятся в приложение к диплому.
Для обеспечения инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную программу включаются специализированные адаптационные дисциплины.
Приложение 1
Образец заявления студента
-
Декану Наименование факультета
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
И.О. Фамилия
| студента ___ курса
(за)очной формы обучения
(на (бес)платной основе)
| направления подготовки ВО «Наименование направления или специальности»
| ИВАНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧА,
| проживающего по адресу:
ул. Улица, д. № д, г. Саранск,
моб. тел. -------
|
|
заявление.
Прошу разрешить мне в ___ семестре изучение факультативной (элективной) дисциплины «Наименование дисциплины» согласно учебному плану направления подготовки «Наименование направления подготовки».
С «Положением о порядке организации освоения элективных и факультативных дисциплин в ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н П. Огарёва», утвержденным решением ученого совета от __.__.__ г. протокол №__, ознакомлен.
Дата Подпись Приложение 2
Образец заявления студента
-
Декану Наименование факультета
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
И.О. Фамилия
| студента ___ курса
(за)очной формы обучения
(на (бес)платной основе)
| направления подготовки ВО «Наименование направления или специальности»
| ИВАНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧА,
| проживающего по адресу:
ул. Улица, д. № д, г. Саранск,
моб. тел. -------
|
|
заявление.
Прошу внести в приложение к диплому факультативные дисциплины: Наименования дисциплин, изученные мною в _, __, __ семестрах, с указанием результатов промежуточных аттестаций и объемов данных дисциплин.
Дата Подпись
Лист согласования
1 РАЗРАБОТАНО учебно-методическим управлением
|
| Исполнители:
|
|
|
|
|
|
|
|
| Зам. начальника
учебно-методического управления
| _______________________
(подпись, дата)
| Е.И. Заварюхина
|
|
|
| 2 СОГЛАСОВАНО:
|
|
| Проректор по учебной работе
| _______________________
(подпись, дата)
| А.Ю. Маслова
| Начальник правового управления
| ______________________
(подпись, дата)
| М.И. Барнашова
|
|
|
| Председатель студенческого совета
| ______________________
(подпись, дата)
| А. А. Гришнева
|
3 ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ |