Национальный фонд подготовки кадров
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кабардино-Балкарский
государственный университет
Реализация основных положений
Болонского процесса
в вузах Российской Федерации
Нальчик 2007
УДК 371
ББК 74.58
Реализация основных положений Болонского процесса в вузах Российской Федерации / Под ред. проф. А.А. Шебзухова. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2007. – 103 с.
Материалы обучающего семинара для вузов Южного Федерального округа «Опыт реализации основных положений Болонского процесса в вузах Российской Федерации», состоявшегося 5-7 ноября 2007 г. в г. Нальчике на базе КБГУ.
Семинар организован в рамках проекта «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса», выполняемого Национальным фондом подготовки кадров с участием ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова».
В издание включены материалы докладов председателя экспертно-аналитического центра НФПК проф. Жураковского В.М. (по стенограмме выступления), программного директора Зальцбургского глобального семинара (Австрия) Каменски Х. (по стенограмме выступления), проректора по учебно-воспитательной работе Кабардино-Балкарского государственного университета проф. Шебзухова А.А., проректора по академической политике и инновационному развитию Пятигорского государственного лингвистического университета Гранкина Ю.Ю., начальника Управления качеством образования Воронежского государственного университета Чупандиной Е.Е.
ISBN 5-7558-0418-4
Редакционная коллегия
Шебзухов А.А. (отв. редактор), Башиева С.К.,
Савинцев А.П., Язева А.Б., Кодзоков А.К.
УДК 371
ББК 74.58
ISBN 5-7558-0418-4
| Кабардино-Балкарский
государственный университет, 2007
| Уважаемые гости,
коллеги, участники семинара! Рад приветствовать вас в Кабардино-Балкарии, в стенах нашего университета!
В Кабардино-Балкарском госуниверситете пройдет обучающий семинар для вузов Южного федерального округа «Опыт реализации основных положений Болонского процесса в вузах Российской Федерации». Структура семинара будет следующей: сначала с докладом по мониторингу участия российских вузов в Болонском процессе выступит В.М. Жураковский, председатель экспертно-аналтического центра Национального фонда подготовки кадров. Затем последует выступление Хелен Каменски, директора образовательных программ Зальцбургского глобального семинара. Она ознакомит нас с положением дел в европейских вузах и в целом в Европе. Далее проректор КБГУ А.А. Шебзухов сделает сообщение о реализации положений Болонского процесса в КБГУ. С докладами выступят проректор по академической политике и инновационному развитию Пятигорского государственного лингвистического университета Ю.Ю. Гранкин и начальник управления качеством образования Воронежского государственного университета Е.Е. Чупандина.
Надеюсь, что данный семинар послужит налаживанию дальнейшего сотрудничества, расширению контактов в связи с внедрением принципов Болонского процесса в систему образования в разных странах.
Б.С. Карамурзов,
ректор Кабардино-Балкарского
государственного университета
Разрешите мне от имени депутатов Парламента, большинство которых являются выпускниками КБГУ, приветствовать вас и пожелать вам плодотворной работы. Недавно мы отмечали 50-летие нашего университета, и я должна сказать, что не помню случая, чтобы образовательное учреждение поздравляли с юбилеем все руководители страны, включая и Президента России. Я считаю, это не случайность. Президент не только поздравил нас, но и высоко оценил значимость деятельности нашего университета в развитии российской системы образования и науки. Действительно, выпускники КБГУ трудятся не только во всех сферах деятельности Кабардино-Балкарии (в экономике, в государственном строительстве, муниципальной службе, социальной сфере, гражданских институтах), но и в разных уголках нашей страны, и даже за рубежом. Наш университет всегда высоко держал планку образовательного процесса. Нельзя не подчеркнуть его решающую роль в достижении высокого уровня образованности народа нашей республики. Научные школы КБГУ известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Университет всегда внедрял инновационный подход в образовательный процесс. Именно поэтому, благодаря оптимальному сочетанию образовательных технологий и развития науки, наш университет находится в числе ведущих российских классических университетов. Действительно, очень трудно поддерживать соответствующий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава, а также уровень материально-технической базы. Теперь уже можно с уверенностью сказать, что университет успешно преодолел кризисные явления, которые в 90-е годы XX в. испытывали образовательные учреждения всей страны.
Семинар, посвященный реализации передовых зарубежных технологий, который проводится в КБГУ, – еще одно свидетельство того, что руководство нашей республики стремится развивать в Кабардино-Балкарии инновационные процессы. Очень хочется надеяться, что реализация болонской технологии позволит нейтрализовать негативные моменты, которых, к сожалению, было не избежать при введении государственной аттестации в виде Единого государственного экзамена.
Желаю вам успешной работы на этом семинаре! Л.М. Федченко, заместитель Председателя
Парламента Кабардино-Балкарской Республики
От имени правительства КБР, от имени Министерства образования и науки КБР хочу приветствовать всех участников данного семинара и пожелать успешной и продуктивной работы.
Предмет, обсуждаемый на семинаре, чрезвычайно важен и актуален для вузовской системы. Не случайно местом проведения семинара был выбран именно КБГУ. В университете уже много лет ведется обучение по двухуровневой системе ВПО; апробирована (и за несколько лет доказала свою состоятельность) балльно-рейтинговая система оценки успешности обучения студентов.
Современный мир переживает период глобализации. Сегодня он вступает в эпоху всестороннего объединения человечества в едином пространстве информации, коммуникации. Следовательно, и совершенствование высшего образования неизбежно должно осуществляться в рамках интеграционных процессов. Участие вузов в Болонском процессе – шаг к вхождению в единое европейское образовательное пространство – одно из логичных последствий глобализации. Динамичное социально-экономическое развитие, переход к экономике знаний требует, чтобы высокий уровень образования стал решающим фактором конкурентоспособности на мировом рынке. Большое значение имеет качество образования как важнейший фактор, обеспечивающий конкурентоспособность образовательных систем и отдельных учебных заведений, а также и востребованность выпускников, их эффективную самореализацию. Глубокое изучение и осмысливание всех нюансов функционирования образовательного учреждения в контексте участия в Болонском процессе становится необходимым для выработки адекватных механизмов, эффективных процедур и регламентов деятельности вуза.
Не сомневаюсь, что настоящий форум внесет достойный вклад в решение многочисленных вопросов и проблем, которые будут подняты здесь.
Спасибо!
С.Х. Шхагапсоев,
Министр образования и науки КБР
Мониторинг участия российских вузов
в Болонском процессе
В.М. Жураковский
Национальный фонд подготовки кадров Процесс создания Болонской системы происходил постепенно и был достаточно длительным. Так, примерно с 1984 г. в Европе стала активно обсуждаться проблема развития человеческого капитала. В ходе дискуссий встал вопрос о создании системы сопоставимых квалификаций. В 1997 г. была ратифицирована Лиссабонская конвенция о взаимном признании академических квалификаций. Это дало новый импульс к развитию дальнейшего сотрудничества европейских стран в сфере образования. В 1998 г. была подписана Сорбоннская декларация о создании общей системы критериев в высшем образовании. И наконец, в 1999 г. 29 стран в Болонье подписали Декларацию о европейском пространстве для высшего образования. Постепенно территория распространения Болонского процесса стала увеличиваться, охватывая все большее количество стран. Так, в 2003 г. на Берлинском саммите министров образования к нему присоединилась Россия. В 2005 г. Болонскую систему поддержали такие страны, как Армения, Грузия, Азербайджан, Молдова, Украина. А с 2007 г. началось серьезное обсуждение вопроса о расширении Болонского процесса и распространении его принципов в странах Средней Азии.
Стоит объективно заметить, что принципы Болонской системы отвечают современным запросам в области образования.
Основной целью распространения Болонского процесса является создание общеевропейского пространства для повышения мобильности граждан на рынке труда и увеличения конкурентоспособности европейского образования. Для России реализация этой цели также важна. Ведь наша страна включена в мировое сообщество и, разумеется, заинтересована в сотрудничестве с другими странами в сфере образования.
Европейцев серьезно волнует проблема повышения конкурентоспособности в своей зоне образования, поэтому в данном направлении были предприняты определенные шаги, в частности, поставлены конкретные задачи, которые планируется реализовать к 2010 г.: введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов; внедрение двухуровневой подготовки; создание системы кредитов как средства повышения академической мобильности; сотрудничество в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев. Все это является актуальным и для российской системы образования.
На периодически проходящих саммитах каждый раз подводятся определенные итоги, расставляются необходимые акценты, оценивается степень продвижения Болонского процесса. Например, на Пражском саммите в 2001 г. были затронуты такие вопросы, как обучение в течение всей жизни; организация подготовки следующего цикла с привлечением общественно-профессиональных структур; проведение семинаров по гарантиям качества и аккредитации, кредитной системе и т.д. Также говорилось о роли студентов в управлении образовательным процессом и их влиянии на организацию и содержание обучения. Кроме того, была подчеркнута необходимость выделения социального измерения, доступность образования, его роль как некого социального лифта.
На Берлинском совещании в 2003 г. обсуждались вопросы целесообразности разработки стандартов в высшем образовании, изучения способов создания соответствующей системы внешней оценки. Была подчеркнута важность налаживания контактов с работодателями, развития диалога внутриболонских структур. В ходе дискуссии был сделан акцент на том, что высшее образование и научная сфера должны развиваться в единстве, говорилось о важности исследований в учебном процессе.
На Лондонском саммите, прошедшем в 2007 г., шла речь о необходимости создания единой квалификационной рамки для Европы. В центре внимания были мобильность как инструмент повышения качества образования и присуждение двойных дипломов. Еще раз была подчеркнута цель Болонского процесса – это повышение конкурентоспособности и привлекательности европейской системы образования в глобальном мире.
Следующий саммит, который должен состояться в 2010 г., будет посвящен вопросам дальнейшего развития Болонского процесса, формирования международной сети экспертов для обмена информацией, вопросам национальной стратегии и политики в контексте социального измерения. Будет подниматься проблема необходимости совершенствования баз данных по мобильности и социальному измерению в странах-участницах Болонского процесса. Кроме того, на этом совещании должен быть затронут вопрос о позиционировании европейской системы образования в мировом масштабе.
В Европе действует целый ряд программ по продвижению европейского высшего образования с целью повышения его привлекательности и конкурентоспособности в мировом пространстве. Следует облегчить осуществление процессов мобильности через упрощение визовой поддержки и внедрение установленных процедур признания периодов обучения в разных странах. Мобильность должна стать областью институциональной ответственности.
В России ситуация несколько иная. Страна не участвует во многих европейских программах и не является членом ЕЭС. Тем не менее, мы пытаемся адаптировать принципы Болонской декларации к российской системе образования. Их реализация проводится на федеральном уровне.
В 1992 г. был принят Закон «Об образовании», который сделал возможной реализацию программ двухуровневого обучения и дальнейшее международное сотрудничество.
В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, и с 2005 г. идет большой эксперимент по внедрению системы зачетных единиц, в котором официально участвуют более шестидесяти вузов. Тогда же начались процессы по внедрению внутривузовской системы гарантии качества, изменению процедуры и критериев аккредитации. В Йошкар-Оле был создан национальный аккредитационный комитет.
С 2006 г. начинается разработка национальной структуры квалификаций, утвержден пакет государственных стандартов на компетентностной основе и идет дальнейшая разработка стандартов третьего поколения.
В 2007 г. были приняты изменения к Закону «Об образовании» и к Закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части уровневой системы подготовки.
Таким образом, в России процесс внедрения принципов Болонской системы проходит достаточно интенсивно. Разрабатываются и реализуются различные совместные международные программы, идет модульное построение образовательных программ, производится сертификация систем качества. Мы принимаем активное участие в международных консорциумах, совещаниях, семинарах.
Приказом Минобрнауки РФ от 25.04.2005 г. установлены головные вузы и организации, координирующие реализацию основных целей развития системы высшего образования в соответствии с Болонской декларацией. Главную роль в осуществлении этого процесса играет Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию обеспечивает ресурсную поддержку через «Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 гг.». Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки решает проблемы, связанные с аккредитацией. Национальный фонд подготовки кадров координирует работу головных вузов и вузов-координаторов в федеральных округах.
Надо отметить, что Россия имеет определенные обязательства по предоставлению информации. Российские эксперты участвуют в официальных семинарах и заседаниях рабочих групп (из российских представителей можно назвать В.Н. Чистохвалова (РУДН) и В.Б. Касевича (СПГУ). Но, к сожалению, постоянная работа в европейских структурах высшего образования пока не налажена.
Стоит также сказать и о системе оценки направлений Болонского процесса. К примеру, на Бергенском саммите оценивались три направления: двухуровневая система, обеспечение качества, признание степеней и периодов обучения. При этом использовалось 10 индикаторов. На совещании в Лондоне добавили еще 2 направления: обучение в течение жизни и совместные степени. Что касается российского образования, то здесь положительно были оценены ратификация Лиссабонской конвенции, двухуровневая система и доступ ко второму уровню образования. Хуже обстоит дело с уровнем участия студентов в управлении учебным процессом, с уровнем международного участия во всех сетях взаимодействия. Плохо также то, что приложения к диплому выдаются по заявлению и платно. Хорошо были оценены соответствие стандартам и признание периодов предшествующего обучения в стадии внедрения внешней оценки, потому что существует система аккредитации, которая поддерживается на государственном уровне.
Что изменилось по основным индикаторам в период 2005-2007 гг. для российской высшей школы?
Остались без изменений внедрение двухуровневой структуры, доступ к следующему уровню, участие международных экспертов в системе обеспечения качества и внедрение приложения к диплому.
Улучшилась оценка по участию студентов в системе обеспечения качества и стадия внедрения еcts. Снизилась оценка реализации Лиссабонской конвенции. Россия ратифицировала эту конвенцию, но дальнейшего продолжения, в том числе на законодательном уровне, это не получило. Приложения к дипломам европейского образца выдают всего 68 вузов по 246 образовательным программам, что составляет 4,8 % от общего числа высших учебных заведений.
В 2005 г. 24 533 выпускника российских вызов получили такие приложения. Это составляет всего 2 % от общего количества выпускников. До настоящего времени Приложения к диплому европейского образца выдаются выпускникам по их запросу и с оплатой. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2005 года № 40 к 2008 году Европейские приложения к диплому должны выдаваться выпускникам всех аккредитованных образовательных высших учебных заведений по аккредитованным образовательным программам бесплатно и без заявки.
Основными механизмами мониторинга являются анализ статистических данных (это аккредитационные показатели), социологические исследования по совместным программам, проведение региональных семинаров, видеоконференций и т.д.
Количество студентов, обучающихся по уровневой системе, составляет в государственных вузах: 283 929 (бакалавры), 38 062 (магистры), 5 931 052 (специалисты); в негосударственных вузах: 245 221 (бакалавры), 4 316 (магистры), 1 008 341 (специалисты).
Были получены интересные результаты по траектории движения студентов. После окончания бакалавриата 85-88 % выпускаются специалистами. В магистратуру идут около 10 % студентов. Остальные (2-5 %) уходят на рынок труда. Переход на бакалаврские и магистерские программы влечет за собой очень много проблем, начиная от нормативов финансирования в бакалавриате и магистратуре, соотношения количества студентов на этих двух уровнях и заканчивая аттестацией и аккредитацией.
Также были проведены исследования в отношении двухуровневой системы. Студенты, которые учатся в бакалавриате, считают, что диплом бакалавра востребован рынком труда у 10 %. Диплом магистра высоко оценивается почти половиной бакалавров, третью специалистов и большинством магистров. Положительная оценка востребованности диплома специалиста рынком труда была дана 29 % бакалавров, 53 % специалистов, 18 % магистров. 16 % опрошенных вообще ничего не знают о двухуровневой системе.
Что касается кредитной системы, то лишь 13 % студентов имеет о ней четкое представление. Сюда входят вузы, традиционно использующие модульную систему с кредитно-рейтинговой оценкой и систему зачетных единиц. 40 % имеют смутное представление о кредитной системе, а 47 % вообще не в курсе данного вопроса. Кроме того, больше 2/3 студентов не видят связи между кредитной системой и выбором индивидуальной траектории обучения или участием в программах мобильности. Вообще, сама система ECTS, которая призвана способствовать развитию академической мобильности, у нас в России очень мало известна.
Нужно сказать несколько слов и по поводу интернационализации высшего образования. Спонтанно этот процесс, почти не поддерживаемый на государственном уровне, все равно идет: продолжают развиваться межуниверситетские контакты, более 700 вузов заключили международные договоры. Производится сертификация образовательных программ и аккредитация в международных организациях. Стоит отметить, что 107 вузов участвуют в развитии программ совместных дипломов. В 2005 г. 33 000 выпускников получили двойные дипломы. Кроме того, реализуются 462 программы на иностранных языках. Но у нас, к сожалению, практически не действует программа поддержки зарубежной академической мобильности.
Радует тот факт, что выросло количество приезжающих к нам иностранных студентов. Значительная часть иностранных студентов приезжает из стран СНГ и Азии; также много студентов из Индии, Китая и Вьетнама. Остальные страны представлены в меньшей степени.
Выяснилось, что больше половины студентов не знают о существовании программ академической мобильности, и лишь 3 % принимали в них участие. Опрос по поводу возможности участия студентов в управлении вузами дал следующие результаты. Больше половины студентов считают, что роль студенческих организаций в управлении вузом незначительна, 45 % ничего не знают об участии этих организаций в учебном процессе. Остальные студенты считают, что студенческие организации играют достаточно большую роль в управлении вузом.
Следующий показатель – уровень информированности об основных направлениях Болонского процесса: 73 % студентовхорошо информированы; около 50 % – имеют представление о системе зачетных единиц; о реализации совместных программ российских и зарубежных вузов знают 35 % опрошенных. Еще один вопрос, который был задан участникам опроса, – способствуют ли основные направления Болонского процесса повышению качества образования? 35 % считают, что качество образования способна повысить двухуровневая система; 36 % выступают за внедрение системы зачетных единиц; 61 % – за реализацию совместных программ российских и зарубежных вузов; 23 % считают, что следует активизировать реализацию Болонского процесса по этим направлениям.
Но для того, чтобы достичь желаемых результатов, необходимо вложить много сил и потратить немало материальных средств. Нужно налаживать сотрудничество с Европейским Союзом, ведь ЕС является одним из основных торговых партнеров России, и, конечно, внедрять принципы Болонского процесса в российское образовательное пространство необходимо с учетом особенностей системы российского образования. Федеральная целевая программа развития образования содержит целый ряд задач и мероприятий, которые напрямую направлены на реализацию принципов Болонского процесса. Уже есть проект по созданию программы мобильности в Высшей школе экономики. Создан большой проект по многоуровневой системе в инженерном образовании. Разрабатываются стандарты по этим ключевым направлениям. Любой вуз может представить свои предложения по включению в федеральную целевую программу на будущий год.
|