Поездка в США, апрель 2008
Роман Боюр, Центр новых информационных технологий ТГУ, rbojur@tltsu.ru
Содержание
Введение 1
Москва 2
День 1. 10.04. АПКиППРО 2
День 2. 11.04. АПКиППРО 3
День 3. 12.04. АПКиППРО 4
День 4. 13.04. Перелет Москва – Сиэтл 4
Сиэтл 4
День 5. 14.04. Штаб-квартира Microsoft 4
День 6. 15.04. Университет штата Вашингтон 4
День 7. 16.04. Общественный колледж Каскадия 6
День 8. 17.04. Перелет Сиэтл – Сан-Франциско 7
Сан-Франциско 7
День 9. 18.04. Стенфордский университет 7
День 10. 19.04. Свободный день 8
День 11. 20.04. Перелет Сан-Франциско – Москва 8
Краткие итоги поездки 8
Самое важное 8
Возможные продолжения 9
Список привезенных материалов 9
Список привезенных контактов 12
Участники поездки 12
Московское представительство Microsoft 13
Microsoft 13
University of Washington 13
University of Washington at Bothell 14
Cascadia Community College 14
Stanford University 14
Введение Все мероприятие в целом носило следующее название: семинар «Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании, подготовка специалистов в сфере высоких технологий и обеспечение конкурентоспособности высших учебных заведений». Проходил семинар с 10 по 12 апреля в г.Москва и с 13 по 20 апреля в США. Организаторами семинара выступили Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и российское представительство корпорации Microsoft.
Отчет организован фактологически, по дням. В конце отчета подведены общие итоги и приведен полный перечень всех привезенных материалов, как печатных, так и электронных, и наиболее интересных контактов.
Москва День 1. 10.04. АПКиППРО Диденко Елена Александровна (руководитель программы от АПКиППРО) – общая организационная установка на всю программу в целом и на первый день в частности.
Бердашкевич Анатолий Петрович, главный советник Комитета по образованию и науке Госдумы РФ. Об изменениях в законодательстве в области новых государственных стандартов и двухуровневому ВПО. Вносимые изменения решают следующую задачу – дать образовательным учреждениям возможность удовлетворять как требованиям государства, так и потребителей образовательных услуг, а также защитить «отечественного производителя» образовательных услуг. То, что настоящая ситуация инспирирована Болонским процессом – миф, т.к. на европейском образовательном пространстве есть совершенно различные образовательные модели, а реализуется лишь система их сопоставления. Изменения следующие. Из бакалавриата будет запрещено поступать в аспирантуру (не принципиальный момент, можно было без него обойтись). Вводится отсрочка от призыва на время перехода от бакалавриата к магистратуре. Будут жестче разведена бакалавриат и магистратура, многие вузы могут лишиться права готовить магистров, а с ним и звания университетов. В законе о ГОС стандарты будут теперь называться на государственными, а федеральными. Если сравнивать систему подготовки физиков в физтехе (с «базой») и на физфаке МГУ (с фундаментальностью), то новый закон будет сдвигать в сторону физтеха. Полномочия формирования учебных планов забрано у субъекта Федерации и передано учебным заведениям. К 2010 году бюджетные вузы лишатся права на внебюджет, и любые заработанные деньги и выигранные гранты будут изыматься в пользу бюджета и перераспределяться (в соответствии с поправками в бюджетный кодекс). Дискуссия о возможностях и рисках перехода на форму автономных некоммерческих организаций. Предложение к участию в законотворческом процессе, к работе в Комитете Дискуссия про то, что произойдет с учеными степенями и о статусе Ph.D. На Комитете начинается обсуждение темы дистанционного обучения для разработки соответствующего законодательства. Приглашение принять участие и в этом процессе.
Андреев Александр Алексадрович, д.пед.н., к.т.н., профессор, Московская финансово-промышленная академия, зав. кафедрой педагогики. Презентация о состоянии дел по распространению компьютерных технологий и Интернета в России. Электронное обучение – хорошие образцы. Прекрасная полнотекстовая электронная библиотека в РГИУ (Российский гуманитарный информационный университет), востребованы выпускники. УМК дял электронного обучения и различные современные технологии. Видеолекции – «говорящие головы» усыпляют, более эффективны интенсивные слайд-лекции, по опыту РГИУ – от 120 до 170 слайдов на лекцию. Чтение видеолекций в филиалах через Skype. В американской педагогике описаны приемы «разогрева» аудитории при помощи форума. Labview (http://labview.ilc.edu.ru) – инструмент для разработки виртуальных лабораторных работ. Э-портфолио студентов. Интерактивная доска SMARTboard, но для нее необходимо специально разрабатывать УМК. Применение мобильных технологий – непроработаны дидактические вопросы, но удобное средство коммуникации в «электронном университете». Технологии Web 2.0. Недавно Google проводила конференцию «Web 2.0-образование». Блоги (у Андреева есть свой блок на mail.ru). Wiki – средство коллективного создания гипертекста с сохранением истории изменений. Делишес – разделяемая коллекция аннотированных ссылок и закладок (под определенные задачи), пример см. на bobrdobr.ru. YouTube – хранение просмотр, обсуждение видеозаписей. OpenSource – во всеобщий доступ выставлены курсы университетов Berkeley, Yale, Массачусетского технологического института, math.ru. Podcasting – сетевое мультимедийное вещание. Резюме. Прежде всего – педагогика, сначала цели, потом учебное содержание, только потом технологии.
Игнатова Ирина Гургеновна, МИЭТ, проректор. Презентация опыта работы с ЭМИРС (электронный модуль индивидуальной работы студента). Охват дисциплин – около 80%. Отдельные модули можно делать по целым курсам, темам и даже небольшим подтемам. Самая тяжелая, но и самая выгодная задача – массовое внедрение. Обучение кафедр шло около 2 лет. Большая проблема при внедрении – возрастной страх «вдруг меня заменят компьютером». Компетенции раскладываются «сверху вниз» - от требований работодателей на отдельные курсы. Все результаты работы студентов в ЭМИРС попадают в единую информационную среду, и аспиранты выпускающих кафедр их анализируют. Для поддержки работы с ЭМИРС разработана своя собственная LMS под названием ОРИОКС (примерный аналог WebCT или Moodle), он используется примерно в 40 вузах. Разработка системы и контента была сделана на грантовые средства (конкурс инноваций в образовании), сумма гранта около 800 млн. руб., но 90% из них ушло на приобретение высокотехнологичного оборудования. После того, как средства закончатся, возможны проблемы с дальнейшим внедрением. ЭМИРС – это электронный ассистент преподавателя, выдает задачи, подробно разъясняет что нужно сделать, что прочитать, что посчитать, как оформить, кому сдать, запоминает все обращения к нему студента, тестирует, принимает результаты работ, в любое время выдает любые отчеты. Сложностей с электронными версиями учебных материалов нет никаких – уже 10 лет ведется видеотека и собираются электронные версии всей издаваемой литературы. Есть проблемы с качеством учебных материалов, поэтому после публикации автором материалов обязательно проверка тестовых материалов на преподавателях. Примечание – вот уже третий автор вскользь упоминает о том, что у них безлимитный интернет.
|