Обобщение


Скачать 494.34 Kb.
НазваниеОбобщение
страница1/4
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк заявлений > Закон
  1   2   3   4


Утверждено Президиумом суда ЯНАО

«8» мая 2013 года

ОБОБЩЕНИЕ

практики по рассмотрению судами Ямало-Ненецкого автономного округа гражданских дел по спорам, возникшим в связи с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, рассмотренных в 2010 – 2012 годы
Судом Ямало-Ненецкого автономного округа совместно с районными (городскими) судами ЯНАО проведено изучение практики по рассмотрению споров, возникших в связи с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за 2010 – 2012 годы.

Предметом изучения являлись дела по спорам о применении районных коэффициентов и процентных надбавок, о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства работников, уволенных в связи с ликвидацией или сокращением численности и штата организаций, расположенных в РКС, о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

В обобщении проведен анализ правоприменительной практики данной категории споров, в том числе с учетом судебных постановлений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Форма государственной статистической отчетности не предусматривает отдельный учет дел по спорам, возникшим в связи с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Изучение практики показало, что в 2010 - 2012 годах районными (городскими) судами Ямало-Ненецкого автономного округа рассмотрено 470 дел данной категории, что свидетельствуют о том, что количество споров данной категории невелико по сравнению с другими категориями и составляет 11 % от общего количества рассмотренных в судах трудовых споров.

Из общего числа рассмотренных гражданских дел (470) – 391 заявление удовлетворено, в удовлетворении 42 заявлений отказано, 7 заявлений оставлено без рассмотрения, производство по 24 делам прекращено, 6 дел направлено по подсудности в другие суды.

За указанный период 83 решений (в 2010 –14, в 2011 – 47, в 2012 -22) обжаловано в суд кассационной (апелляционной) инстанции, из них 78 решений (в 2010 – 13, в 2011 – 44, в 2012 -21) оставлены без изменения, 5 решений (в 2010 – 1, в 2011 – 3, в 2012 – 1) отменены (изменены). Утверждаемость по делам данной категории в 2010 - 2012 годах составила 94% (в 2010 – 93%, в 2011 – 94%, в 2012 – 95%).

РАЗДЕЛ 1. Споры, связанные с применением районного коэффициента и процентных надбавок.

В силу ч.1 ст. 315 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Повышенная оплата труда в районах Крайнего Севера обеспечивается с помощью применения районных коэффициентов (ст. 316 ТК РФ) и процентных надбавок к заработной плате (ст. 317 ТК РФ).

Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года №4520-1 устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных затрат и физиологических нагрузок гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

В силу ст. 2 названного Закона перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029 (в ред. постановления Правительства РФ от 3 марта 2012 №170) установлено, что Ямало-Ненецкий автономный округ относится к районам Крайнего Севера.

В соответствии со статьей 316 ТК РФ и Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством Российской Федерации.

Поскольку до настоящего времени такой акт не принят, то согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза ССР, к которым относится постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 г. N 330/11-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера", устанавливающие для лиц, работающих в Ямало-Ненецком автономном округе, районный коэффициент 1,5.

Порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года №2, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 года №1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера».

Согласно п.16 Инструкции процентные надбавки начисляются на заработок в следующих размерах: в районах Крайнего Севера - 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки - 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка.

Примеры.

1) Трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начиная с 01 июня 1993 года, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.

В. обратилась в суд с иском к ОАО «Золотые луга» о перерасчете процентов по северной надбавке, мотивируя тем, что с 05 августа 2011 года работала в филиале ОАО «Золотые луга» в городе Ноябрьске в должности бухгалтера и получала северную надбавку за стаж работы в районе Крайнего Севера в размере 80%, 31 августа 2011 года была уволена по истечению срока трудового договора, 16 апреля 2012 года принята на работу в качестве бухгалтера в ОАО «Золотые луга» и ей установлена северная надбавка в размере 60%, основания для снижения размера процентов северной надбавки, работодателем не указывались.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции на основании пункта 22 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций, а также пунктов 23, 24, регламентирующих сроки перерывов в работе, при которых непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение надбавок за работу в районе Крайнего Севера, сохраняется, пришел к выводу, что при наличии больших перерывов в работе, истица не имеет права на выплату северной надбавки в размере 80%, а выплата надбавки в размере 60% не нарушает её права.

Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом, указав, что согласно статье 314 ТК РФ порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 07 октября 1993 года № 1012 трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.

Таким образом, трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начиная с 01 июня 1993 года суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, что также следует из пункта 2 Разъяснения № 7 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия», утвержденного постановлением Министерства труда РФ № 37 от 16 мая 1994 года.

Решение Ноябрьского городского суда отменено с принятием нового об удовлетворении иска о перерасчёте заработной платы с применением северной надбавки в размере 80% (апелляционное определение № 33-123/2013).
При рассмотрении споров, связанных с начислением процентных надбавок за работу в районе Крайнего Севера необходимо учитывать следующие постановления Верховного Суда РФ:

- Решение Верховного Суда РФ от 7 июня 2006 г. N ГКПИ06-526, которым признан недействующими с 23 декабря 2004 г. подпункт "в" пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которым предусмотрено, что непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора вследствие прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин.

- Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596, которым признан недействующими и не подлежащими применению со дня вынесения настоящего решения пункт 22 и подпункты "б", "и", "к" пункта 27 Инструкции, которыми предусмотрено, что за работниками предприятий, организаций и учреждений, уволившимися с прежней работы (за исключением увольнения за виновные действия), сохраняется непрерывный стаж работы, дающий право на получение надбавки к заработной плате за работу. Верховный Суд РФ указал, что по сути, имеет место установление в отношении работника, подвергнутого дисциплинарному взысканию за виновные действия, дополнительной не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях.

- Решение Верховного Суда РФ от 3 августа 2006 г. N ГКПИ06-823, которым признан недействующим с 23 декабря 2004 г. подпункт "г" пункта 27 Инструкции, которым предусмотрено, что непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.

- Решение Верховного Суда РФ от 10 июня 2009 г. N ГКПИ09-536, которым признан недействующим с 23 декабря 2004 г. подпункт "д" пункта 27 Инструкции, которым предусмотрено, что непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в связи с утратой доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности.

- Решение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2012 г. N АКПИ12-357, которым признан недействующим с 23 декабря 2004 г. подпункт "а" пункта 27 Инструкции, в соответствии с которым непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в случае вступления в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.
2). Ни Трудовой кодекс, ни Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не предусматривают оснований, по которым может быть ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.

Л. обратился в суд с иском к МУ «УЖКХ» о взыскании задолженности по заработной плате. В обоснование иска указал, что работодателем не производилась ему выплата процентной надбавки за работу в размере 30%, установленной по предыдущему месту работы в районах Дальнего Востока.

Представитель ответчика полагал об отсутствии у истца права на выплату надбавки к заработной плате в размере 30 %, ввиду отсутствия нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, устанавливающего порядок выплаты указанной надбавки.

Судом установлено, что оплата труда истцу производилась без установления процентной надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера. Между тем, из справки, выданной ему по прежнему месту работы в Амурском региональном фонде, следует, что Л. получал надбавку к окладу за непрерывный стаж работы в южных районах Дальнего Востока в размере 30%.

Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что в соответствии со статьями 146, 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Статьей 315 этого Кодекса предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно статье 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом.

Из анализа приведенных законодательных норм и их места в системе норм Трудового кодекса видно, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на процентную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в особых климатических условиях. При этом ни Трудовой кодекс, ни Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 не предусматривают оснований, по которым может быть ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.

Решение Лабытнангского городского суда № 2-476/2012 оставлено без изменения апелляционным определением №33-2639/2012.
3). Молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 года имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах.

Ш. обратился в суд с иском к ГУ МЧС по ЯНАО об оспаривании приказа № 81-НС от 20 сентября 2011 года о снижении процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, просил обязать ответчика произвести перерасчет денежного довольствия с 20 сентября 2011 года.

В обоснование иска указал, что проходит службу в должности эксперта ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория по ЯНАО» с 19 июля 2011 года на основании контракта, которым ему была установлена процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере 80%. Оспариваемым приказом внесены изменения о снижении размера процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера с 80% до 20% с 19 января 2012 года.

Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что Ш. родился и вырос в городе Салехарде, с 2003 года работал в Департаменте экономики ЯНАО, также в ПЧ 69 ГПС МЧС России по ЯНАО в должности рабочего по трудовому договору, однако трудовая книжка была оформлена впервые ответчиком.

С учетом установленных обстоятельств и руководствуясь положениями ч.2 ст. 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, суд пришел к выводу о том, что у истца на момент трудоустройства в ГУ МЧС России по ЯНАО возникло право на получение процентной надбавки к заработной плате в полном объеме

Решение Салехардского городского суда №2-82/2012 в апелляционном порядке не обжаловалось.
По указанному вопросу имеется разъяснение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ 16 июня 2010 года (вопрос 8), в котором указано, что с учетом содержащегося в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ указания на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Закона, у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ (до 1 января 2005 года), право на ее получение в том же размере сохраняется и в дальнейшем.
4). С 1 января 2005 года не действует льготный порядок установления процентной надбавки к заработной плате для молодежи, которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет.

В. обратился в суд с иском к ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по ЯНАО» об установлении процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера к заработной плате и взыскания денежных средств, указав, что с 28 июля 2011 года состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности инженера отдела мониторинга и прогнозирования. Полагал, что имеет право на процентную северную надбавку в размере 80% с 28 июля 2011 года, поскольку он проживал в районах Крайнего Севера с 25 июля 1987 года.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что в соответствии с прежней редакцией ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1193 года № 4520-1 молодежи (лицам до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивалась в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет. Вместе с тем, Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года в указанную норму внесены изменения и с 01 января 2005 года данный порядок льготного исчисления не сохранен. Истец вступил в трудовые отношения с ответчиком 28 июля 2011 года, т.е. когда действующий ранее льготный порядок исчисления процентной надбавки для молодежи утратил силу

Решение Салехардского городского суда № 2-538/2012 оставлено без изменения апелляционным определением № 33-1092/2012.
5). Поскольку финансирование сотрудников, государственных служащих и работников УФМС России по ЯНАО осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, то подлежит применению районный коэффициент 1,5, установленный действующим в настоящее время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 4 сентября 1964 года №380/П.

А. обратился в суд с иском к УФМС России по ЯНАО о возложении обязанности произвести выплату суммы районного коэффициента к заработной плате.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с 22 января 2008 года по 18 октября 2010 года он проходил службу в отделе УФМС России по ЯНАО в г. Надым в должности инспектора. С 22 января 2008 года по 1 ноября 2009 года ему был установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 70%. С ноября 2009 года по 18 октября 2010 года ему стали начислять районный коэффициент к заработной плате в размере 50%.

Решением Салехардского городского суда в удовлетворении иска отказано.

Судом установлено, что на основании распоряжения администрации ЯНАО от 18 декабря 2008 года № 614-РА между административно-правовым департаментом ЯНАО и администрацией ЯНАО было заключено соглашение № 2 от 18 марта 2009 года, которым определен порядок и условия осуществления дополнительных выплат сотрудникам, государственным служащим и работникам УФМС России по ЯНАО, в связи с чем истцу и другим сотрудникам УФМС России по ЯНАО был начислен и выплачивался включительно по ноябрь 2009 года дополнительный районный коэффициент 30%.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что приказом ФМС России от 2 декабря 2005 года № 189 утверждено Положение об УФМС по ЯНАО, в соответствии с которым финансирование Управления осуществляется ФМС России за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Поскольку финансирование сотрудников, государственных служащих и работников УФМС России по ЯНАО осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, то подлежит применению районный коэффициент 1,5, установленный указанным выше действующим в настоящее время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 4 сентября 1964 года №380/П.

Кроме того, соглашение № 2 от 18 марта 2009 года об осуществлении дополнительных выплат сотрудникам, государственным служащим и работникам УФМС России по ЯНАО было отменено распоряжением администрации ЯНАО от 10 декабря 2009 года, в связи с чем с ноября 2009 года перестали производить дополнительные выплаты.

Решение суда не обжаловалось.
6). К заработной плате гражданского персонала воинских частей могут быть применены повышенные размеры районных коэффициентов в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. При этом расходы на указанные цели производятся в пределах фонда заработной платы, утверждённого соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.

И. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату ЯНАО о взыскании разницы невыплаченной заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 1,8%.

Судом установлено, что истица была принята на работу в военный комиссариат ЯНАО на должность помощника начальника финансово-экономического отделения с 08 декабря 2009 года и согласно пункта 4.1.2 трудового договора истице выплачивался районный коэффициент к заработной плате в размере 1,7%. С 31 мая 2012 года И. была уволена.

Рассматривая дело, суд исходил из того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда…» Минобороны РФ предписано в срок до 01 сентября 2008 года утвердить порядок оплаты труда в учреждениях, где предусмотрена военная служба. Порядок оплаты труда гражданского персонала воинских частей определен Приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 № 555. Пунктом 54 Положения о системе оплаты труда определено, что к заработной плате гражданского персонала воинских частей могут быть применены повышенные размеры районных коэффициентов в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение № 6 к Положению). При этом расходы на указанные цели производятся в пределах фонда заработной платы, утверждённого соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.

Разделом 2 Приложения 6 к указанному Положению установлено, что к районам, где к заработной плате гражданского персонала применяется коэффициент 1,8%, относится Ямало-Ненецкий автономный округ - районы, расположенные севернее Полярного круга, а в районах, расположенных южнее Полярного круга, применяется коэффициент 1,7% (раздел 3).

Работодатели при применении норм трудового права в части применения районных коэффициентов к заработной плате должны руководствоваться границами населенных пунктов, которые определены соответствующими законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Удовлетворяя иск, суд пришел к выводу о том, что при начислении заработной платы истице, работающей в г.Салехард, ответчик, учитывая положения приведенного выше приказа Минобороны РФ № 555, должен был применять районный коэффициент 1,8%, поскольку согласно Постановлению Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа горд Салехард расположен севернее Полярного круга.

Решение Салехардского городского суда № 2-1652/2012 оставлено без изменения апелляционным определением №33-2491/2012.
По вопросу применения районного коэффициента имеется практика Верховного Суда Российской Федерации, которую следует учитывать при принятии решений по данной категории дел.

1. Президиум Верховного Суда РФ постановлением от 31 июля 1996 г. N 44ПВ-96ПР отменил судебные постановления Корякского автономного округа, которым был удовлетворен иск С. к прокуратуре Корякского автономного округа о взыскании заработной платы за выслугу лет с учетом районного коэффициента в размере 100% (коэффициент - 2,0) указав, что на территории Российской Федерации до настоящего времени действует постановление Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС N 380/П-18 от 4 сентября 1964 года, которым утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения и других отраслей народного хозяйства, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для Камчатской области, в том числе Корякского автономного округа, этот коэффициент составляет 1,6. С учетом изложенного, вынесенные по делу судебные постановления в части взыскания в пользу истца районного коэффициента к доплатам за выслугу лет с учетом коэффициента 2,0 не могут быть признаны законными.

2. Президиум Верховного Суда РФ постановлением от 18 июня 2003 г. N 23пв-03пр отменил определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда, которым был удовлетворен иск ряда работников к Управлению МНС РФ по Мурманской области о взыскании районного коэффициента в размере 1,5%, указав, что поскольку федеральным органом законодательной власти нормативно-правовой акт, устанавливающий для работников налоговых органов по Мурманской области районные коэффициенты к заработной плате 1,5 и порядок и их выплаты, до настоящего времени не принят, то согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза ССР, к которым относится постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 г. N 330/11-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера", устанавливающие для лиц, работающих в Мурманской области, районный коэффициент 1,4.

3. Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 мая 2011 г. N 78-В11-16 установлено, что И. работал по трудовому договору в организации, находящейся в Санкт-Петербурге, с 2 мая 2007 г. по 24 сентября 2009 г. проживал и исполнял свои трудовые обязанности на территории города Мурманска, отнесенного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. к районам Крайнего Севера. Суд кассационной инстанции, отменивший решение суда первой инстанции и принявший новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании районного коэффициента и северной надбавки, исходил из того, что организация ответчика, в которой работал истец, расположена в местности, не отнесенной к району Крайнего Севера, в связи с чем на него не распространяются положения о выплате районного коэффициента и северной надбавки.

Отменяя определение суда кассационной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции, Верховный суд РФ указал, что исходя из системного толкования Преамбулы Закона, части 2 статьи 146, статьи 148, статьи 315 и всей главы 50 ТК РФ, устанавливающих повышенную оплату труда за работу в особых климатических условиях, положений части 3 статьи 37 Конституции РФ, предусматривающей право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, выводы суда кассационной инстанции о том, что выплата районного коэффициента и процентной надбавки связана только с местностью, в которой находится организация, а не с местностью, в которой лицо выполняет трудовые обязанности, являются неправильными, несоответствующими указанным положениям закона. Независимо от того, что организация, в которой работал истец, расположена в Санкт-Петербурге, оплата его труда в соответствии со ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации должна осуществляться с применением районного коэффициента и северной надбавки, так как фактически он постоянно исполнял трудовые обязанности в г. Мурманске, то есть на Крайнем Севере.
7). В судебной практике возникают вопросы об обоснованности применения районного коэффициента и северной надбавки к размерам тарифных ставок, окладов (должностных окладов); к установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда; к минимальной заработной плате, установленной в субъекте Российской Федерации.

Верховным Судом РФ был рассмотрен ряд гражданских дел, касающихся данных вопросов.
1. Установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда допускается при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 23 июля 2010 г. N 75-В10-2 указала, что в соответствии с ч.3 статьи 133 ТК месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Анализируя положения статей 129 и 133.1 ТК РФ судебная коллегия по гражданским делам пришла к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Аналогичная позиция изложена в определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 июня 2011 г. N 52-В11-1.
2. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 апреля 2011 г. N 3-В11-4 указано, что заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
3. Районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не подлежат применению к минимальной заработной плате, установленной в субъекте Российской Федерации, в размер которой входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате.

В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2012 г. N 34-КГ12-7 указано, что районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не подлежат применению к минимальной заработной плате, установленной в субъекте Российской Федерации, в размер которой входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате. Отклоняя ссылки в жалобе на позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2011 г. N 52-В11-1, судебная коллегия указала, что Ш. настаивала на применении районного коэффициента и надбавки за стаж работы к минимальной заработной плате, установленной в субъекте Российской Федерации, в размер которой входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку, между тем по делу, по которому постановлено указанное определение, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указано на то, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
  1   2   3   4

Похожие:

Обобщение iconОбобщение судебной практики по кредитным правоотношениям, и обеспечением...
Обобщение проведено по делам, которые были рассмотрены судами Нижегородской области в 2009г

Обобщение iconОбобщение судебной практики разрешения вопросов о взыскании судебных расходов
...

Обобщение iconОбобщение судебной практики разрешения вопросов о взыскании судебных расходов
...

Обобщение iconОбобщение практики применения норм арбитражного процессуального кодекс
...

Обобщение iconОбобщение практики применения норм арбитражного процессуального кодекс
...

Обобщение iconОбобщение практики применения норм арбитражного процессуального кодекс
...

Обобщение iconСправка обобщение по рассмотренным делам частного обвинения
Согласно плану работы судебного участка №2 Переволоцкого района Оренбургской области проведено обобщение судебной практики по уголовным...

Обобщение iconОбобщение судебной практики по применению
Обобщение судебной практики по применению Федерального закона от 18. 07. 2011 №223-фз «О закупках товаров, работ, услуг отдельными...

Обобщение iconОбобщение судебной практики по применению норм Уголовно-процессуального...
Обобщение судебной практики за 2009 год, проводимое Калининградским областным судом, показало, что, несмотря на ошибки, связанные...

Обобщение iconОбобщение судебной практики рассмотрения судами Псковской области...
Обобщение судебной практики проведено на основании изучения гражданских дел, разрешенных судами Псковской области в 2011-2012г г...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск