Методические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы


Скачать 359.91 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Юридического института

__________И.В. Шишко
«24» декабря 2010 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для написания выпускной квалификационной работы

Укрупненная группа 030000 Гуманитарные науки
Специальность 030501.65 Юриспруденция

Направление 030500. 62 Юриспруденция

Институт Юридический

Красноярск 2010 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для написания выпускной квалификационной работы

составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по укрупненной группе 030000 Гуманитарные науки, направление 030500.62 Юриспруденция, специальность 030501.65 Юриспруденция


Составили: И.Д.Мишина, А.С.Яценко

Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ ЮИ СФУ
«_23__» _декабря_ 2010 г. протокол № 3.


Председатель НМСИ __________С.П. Басалаева

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР) является заключительным этапом обучения студентов в вузе и имеет своей целью:

систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности/направлению и применение этих знаний на практике;

развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов;

выяснение степени подготовленности студентов для самостоятельной роботы в условиях современного производства, прогресса науки, техники и культуры.

ВКР завершает подготовку студентов в высшем учебном заведении. Для студентов-юристов ВКР - это сочинение на определенную тему, написанное на основе изучения специальной юридической литературы и обобщения практики. Студент должен изучить теорию исследуемого вопроса, соответствующие нормативные акты, собрать, систематизировать и обработать фактический материал, сделать определенные самостоятельные выводы.

Поскольку ВКР является итоговой квалификационной работой, то в нем, следовательно, должен быть отражен уровень теоретической подготовки, умение увязать полученные знания с практикой применения законодательства. Работа над ВКР помогает закрепить навыки самостоятельного исследования, способствует выработке исследовательского подхода к проблемам права.

ВКР должна носить творческий характер. На всех се этапах, начиная от выбора темы и заканчивая защитой работы, студент выступает в качестве исследователя. Научный руководитель ВКР не ограничивает самостоятельности выпускника. Задача научного руководителя состоит в том, чтобы помочь правильно определить направление работы, дать необходимые консультации и проконтролировать своевременное представление работы к защите.

Указанное пособие рассчитано на добросовестную работу студента над ВКР.
1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА

Методические указания выполнены на основе требований следующих правовых документов:

Закон РФ «Об образовании» (ред. от 05.03.2004 г.);

Государственный образовательный стандарт по специальности 030501.65 «Юриспруденция», утвержденный 27 марта 2000 г.;

Государственный образовательный стандарт по направлению 030500.62 «Юриспруденция», утвержденный 27 марта 2000 г.;

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ (утверждено Приказом Минобразования России от 25.03.2003 г. № 1155).;

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (утв. ученым советом университета 28.06.10 г., протокол № 7);

Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (утв. ректором 16.11.10 г.) СТО 4.2.-07-2010.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

В соответствии с Государственными образовательными стандартами по специальности/направлению «Юриспруденция» выпускная квалификационная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Цели выпускной квалификационной работы:

  • продемонстрировать уровень освоения выпускником общенаучной и специальной юридической методологии при исследовании сложных социальных и политико-правовых явлений;

  • показать умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области;

  • систематизировать и углубить теоретические и практические знания по избранной специальности;

  • развить и закрепить навыки самостоятельной работы.

В соответствии с указанными целями в выпускной квалификационной работе студент должен показать:

теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение материала;

умение пользоваться приемами поиска, отбора, обработки, систематизации информации, нормативно-правовых актов и иных правовых документов;

правильное оформление библиографических данных (отсылок, ссылок, списка литературы, правовых документов), соответствие текста работы оглавлению; аккуратность выполнения.

Выпускная квалификационная работа должна отвечать следующим требованиям:

  • научная самостоятельность;

  • целевая направленность;

  • творческий характер;

  • логичное построение;

  • точность формулировок;

  • использование достоверных данных;

  • доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

  • грамотное оформление.



Подготовка ВКЗ состоит из нескольких основных этапов:

Выбор темы и обоснование ее актуальности.

Составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме дипломной работы.

Сбор практических данных в органах государственной власти, государственного управления, муниципальных, судебных, правоохранительных органах, а также на предприятиях, в учреждениях, иных организациях.

Обработка и анализ полученной информации.

Оформление текста дипломной работы в соответствии с установленными требованиями.

Выпускник несет полную ответственность за достоверность результатов проведенного исследования.
3. ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
Выбор темы ВКР работы определяется специализацией, по которой обучался студент, а также избранной студентом выпускающей кафедрой. Возможно выполнение ВКР по темам на стыке дисциплин различных кафедр (например, на стыке международного права и уголовного права, теории государства и права и международного права и др.) или по теме, близкой по роду настоящей или будущей работы.

Не следует основывать свой выбор темы ВКР на количестве опубликованных работ по теме, личной симпатии к научному руководителю или советах знакомых практикующих специалистов о проблемах практического характера, с которыми они столкнулись.

Тематика дипломных работ определяется кафедрой. При разработке тематики дипломных работ учитываются направления научных исследований кафедры, а также исследования конкретных проблем по заявкам государственных и муниципальных органов, а также предприятий, учреждений, организаций.

Ежегодно выпускающие кафедры разрабатывают, обновляют и утверждают на своих заседаниях тематику выпускных квалификационных работ; списки тем, обычно, имеются у лаборантов, а также вывешиваются на стендах кафедр. Студент может избрать одну из предложенных тем или предложить собственную, согласовав ее с ведущим преподавателем, аргументируя свой выбор с точки зрения научной и практической значимости. Для студента целесообразен выбор темы, являющейся продолжением курсовых работ или проведенных ранее научных исследований. ВКР, выполненные по темам, не утвержденным на заседаниях кафедр, к защите не допускаются.

Не допускается выбор одной и той же темы двумя и более студентами, выпускающимися в текущем учебном году.

Студент подает заявление об утверждении избранной темы ВКР (прил. 1) на имя заведующего кафедрой. Тема работы утверждается решением кафедры. Одновременно утверждается научный руководитель дипломной работы (просьба студента о назначении конкретного руководителя учитывается по возможности). Желательно, чтобы выпускник заранее согласовал тему будущей ВКР с возможным научным руководителем, решив с ним вопрос о руководстве.

Научный руководитель осуществляет непосредственное руководство работой выпускника. Студент должен написать работу в соответствии с темой, согласованной с научным руководителем. Возможные отступления, связанные с темой ВКР, допускаются только в случае согласования с научным руководителем.

В процессе написания работы научный руководитель проводит консультации в целях оказания помощи выпускникам в их самостоятельной работе над избранной темой.

ВКР предоставляется научному руководителю для проверки в целом либо по частям. После проверки студент дорабатывает соответствующие параграфы, главы или всю работу в целом с учетом сделанных научным руководителем замечаний. О ходе выполнения дипломной работы научный руководитель информирует заведующего кафедрой. В случае неудовлетворительной работы по избранной студентом теме он может быть вызван на заседание кафедры для выяснения вызвавших это причин и оказания ему соответствующей помощи в организации правильной работы над ВКР.

Готовая работа передается научному руководителю на отзыв и для решения вопроса о предварительной защите на кафедре. О дне и времени предварительной защиты кафедра заблаговременно оповещает студентов. Перед предварительной защитой студенту необходимо иметь готовую дипломную работу, подписанную им и научным руководителем.
4. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
После утверждения темы подбираются источники, перечень которых должен быть максимально полным. Следует иметь в виду, что обращение к литературе не только юридической, но также философской, социологической, исторической, психологической, культурологической и даже художественной обогащает работу, способствует глубокому и оригинальному осмыслению темы. Прежде всего нужно поинтересоваться у научного руководителя о работах тех авторов, которые необходимо положить в основу исследования. Однако в значительной степени поиск и отбор литературы должен осуществляться студентом самостоятельно. Так, научный руководитель может не владеть информацией о всех публикациях по теме конкретной дипломной работы либо, напротив, какие-то из них посчитать не существенными, не принципиальными. Несмотря на это, возможно, что именно эти публикации могут найти отражение в работе, послужить основой для самостоятельных выводов студента.

Кроме того, самостоятельный поиск и отбор литературы имеет одновременно две цели: во-первых, расширяет кругозор студента в рамках заявленной темы, помогает выявить актуальные научные исследования, во-вторых, каждая публикация, каждая высказанная в литературе позиция по тому или иному вопросу помогает утвердиться в своей позиции и проверить ее верность и обоснованность. Именно поэтому отбор и анализ материалов исследования (в первую очередь публикаций в периодической печати и материалов правоприменительной практики) необходимо осуществлять постоянно, с момента определения темы исследования и до момента защиты дипломной работы, вне зависимости от степени готовности текста работы.

В связи с изложенным представляется необходимым дать некоторые рекомендации относительно поиска, отбора и анализа юридической литературы. Пожалуй, на этой стадии работы основное заблуждение студентов, как показывает практика, заключается в переоценке возможностей автоматизированных информационных ресурсов (Интернет, правовые базы данных, справочно-информационные ресурсы). Безусловно, современные технические возможности значительно облегчают процесс выполнения ВКР, однако они не безграничны. Так, информационно-правовые системы и справочно-правовые системы «Кодекс», «Гарант», «Консультант +», «Юсис» и другие незаменимы для работы с текстами нормативных актов, для анализа внесенных в них изменений и дополнений и, конечно, для изучения материалов судебно-арбитражной практики. Однако слабой стороной всех указанных ресурсов является отсутствие в них как серьезных монографических трудов, так и работ, опубликованных в периодических изданиях до 1990-х гг. Необходимо помнить, что все указанные ресурсы ориентированы не на выполнение академической работы, а на повседневные вопросы юриста-практика.

Еще более слабо представлены такие работы в Интернете. Утверждение о том, что «глобальная информационная паутина содержит все», очень далеко от реальности. В действительности в Интернете представлены либо ресурсы слабого качества, пользующиеся популярностью у студентов,- готовые рефераты, курсовые, дипломные и даже диссертационные исследования, либо работы тех авторов, которые не опасаются нарушения авторских прав (а это, как правило, либо компиляции легко доступных источников, либо некачественные работы, либо, что значительно реже, - работы, уже опубликованные в печати).

Поэтому и в век технического прогресса качественное выполнение дипломной работы не может проходить вне работы в библиотеке. Поиск литературы можно осуществлять одним из следующих способов.Метод целенаправленного поиска

Он является наименее трудоемким и наиболее продуктивным методом поиска монографий, книг, брошюр, справочных и информационных изданий по теме дипломной работы. Метод основывается на том, что все выходящие в печать издания учитываются, классифицируются, идентифицируются путем присвоения специальных знаков и номеров. Для такого поиска достаточно воспользоваться одним из официальных библиографических ресурсов - например, библиографическим указателем «Государство и право», содержащим сведения о всех изданных в стране книгах и брошюрах правового характера. Основными недостатками такого метода являются отсутствие возможности получить сведения о публикациях в периодической печати и риск упустить те работы, которые посвящены иным проблемам, однако содержат ценные сведения для конкретной дипломной работы.

Метод расширяющегося поиска

Основан на ознакомлении с любым рекомендованным в качестве учебника для вуза изданием по конкретной дисциплине, изучении содержащихся в нем ссылок на более специальные исследования, ознакомлении с ними, изучении содержащихся в них ссылок и т.д.

При применении такого метода полезно сразу выделять авторов тех или иных специальных исследований и изучать другие работы указанных авторов, поскольку, как правило, каждый автор имеет область своих профессиональных, научных интересов и может возвращаться к однажды затронутым проблемам в других своих работах.

Указанный метод является более трудоемким, чем первый, но и более качественным.

Метод сплошного поиска

Основан на кропотливом изучении всех видов каталогов (в т. ч. алфавитных, тематических, электронных и пр.) всех доступных библиотек с целью составления полного представления о том, какие публикации могут быть полезны для выполнения дипломной работы, а также изучения библиографических указателей публикаций в основных периодических изданиях, как-то: «Государство и право», «Хозяйство и право», «Правоведение», «Юрист», «Законность», «Вестник Конституционного Суда РФ». «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Российская юстиция» и др. Перечень опубликованных за год работ помешается в каждом издании в первом или последнем номере года.

Указанный метод незаменим для поиска периодических публикаций по теме исследования за последние 2-3 года, хотя и является наиболее трудоемким.

Представляется целесообразным использовать все указанные методы поиска литературы.

При выполнении этой части работы необходимо составить список источников, используемых для написания ВКР, и проконсультироваться по его содержанию с научным руководителем, с тем, чтобы своевременно включить в него или, напротив, исключить те или иные работы. Количество использованных источников, конечно, будет напрямую зависеть от широты заявленной темы, ее разработанности и других обстоятельств, поэтому оценить полноту использованной литературы может только научный руководитель.

После поиска и отбора литературы и материалов правоприменительной практики необходимо провести их детальное изучение и анализ. Предоставить какие-либо рекомендации по выполнению этого этапа работы (составление плана-конспекта, развернутого плана, сравнительных таблиц, карточек и пр.) здесь может только научный руководитель, учитывая заявленную тему исследования и значительную индивидуальность этого процесса.

Тщательно подобранные и проанализированные материалы исследования позволяют логично структурировать работу, полно раскрывать заявленные в плане вопросы.

В число источников входят:

  • учебники, учебные и учебно-методические пособия;

  • монографии, сборники статей, хрестоматии;

  • энциклопедические издания и справочники;

  • статьи из периодических научных и научно-практических журналов (в частности, следует использовать журналы: «Государство и право», «Правоведение», «Российский юридический журнал», «Журнал российского права», «Политическая и правовая жизнь», «Юрист», «Следователь», «Законность», «Юстиция», «Вопросы философии», «Вестник Московского университета», серия 11 «Право», «Вестник Санкт-Петербургского университета», «Социально-политический журнал», «Политические исследования», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Банка России» и др.);

  • нормативно-правовые документы;

  • официально опубликованная практика Конституционного Суда РФ. Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

  • официально не опубликованная практика: а) судебных органов и правоохранительных органов; б) органов федеральной, региональной, муниципальной власти; в) органов управления и юридических служб хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

С научным руководителем согласовывается: порядок сбора, объем, количество материалов официально неопубликованной практики, период времени, за который се необходимо исследовать. Целесообразно собирать такие материалы во время производственной практики с разрешения руководителя соответствующего органа.

Студенты, избравшие гражданско-правовую специализацию, должны изучить судебную практику мировых судей, районных (городских) судов, краевого суда Красноярского края, арбитражного суда Красноярского края, правоприменительную практику юридических служб хозяйствующих субъектов различных форм собственности, нотариальных контор и адвокатуры.

Студентам, избравшим уголовно-правовую специализацию, необходимо обратить внимание на судебную практику районных (городских) судов, краевого суда Красноярского края, правоприменительную практику правоохранительных органов федерального и регионального уровней.

Студенты, избравшие специализацию «Международное и иностранное право», должны изучать практику международных судебных и несудебных органов, практику российских судов по применению норм международного irpaea, а также правовые документы нормативного и индивидуального характера различных стран на немецком или английском языках.

При сборе литературы следует обращаться к специальным библиографическим указателям, разного рода каталогам и изданиям, содержащим информацию о том, что издано по интересующим темам.

После сбора необходимого круга источников составляется план предстоящего исследования, в который обычно включают введение, две или три главы, разбитые на параграфы, заключение. Особое внимание нужно уделить тому, чтобы вопросы плана соответствовали целям и задачам и чтобы они позволяли рассмотреть заявленную тему в логической последовательности. Возможны приложения в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, проектов нормативно-правовых актов и т.п., которые обогащают ВКР.

План работы, список подобранных источников, методологию исследования необходимо согласовывать с научным руководителем.

Роль научного руководителя при выполнении выпускной квалификационной работы заключается в том, что он:

  • оказывает помощь в составлении и утверждает план ВКР;

  • рекомендует необходимые научные, справочные, статистические нормативно-правовые и иные источники;

  • утверждает график выполнения работы по главам и параграфам;

  • проводит в назначенное время консультации;

  • оценивает содержание представленной ВКР по частям и в целом;

  • даст согласие на представление ВКР к предварительной защите на выпускающей кафедре;

  • дает письменный отзыв на ВКР.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Разработка архитектурного раздела выпускной квалификационной работы: методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...

Методические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы iconМетодические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной...
В пособии представлена и систематизирована информация, необходимая при выполнении выпускной квалификационной работы, с целью выработки...

Методические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы составлены в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62...

Методические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы iconПоложение об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной...
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (вкр, дипломной работы)

Методические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

Методические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Подробно излагают структуру, содержание каждого раздела работы и требования к ее оформлению, а также включают примеры, рекомендации...

Методические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы iconМетодические рекомендации по выполнению, оформлению и защите выпускной...
Выпускная квалификационная работа. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности...

Методические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы iconМетодические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению,...
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной)...

Методические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 35. 02. 05. Агрономия. В методических...

Методические рекомендации для написания выпускной квалификационной работы iconМетодические указания по написанию выпускной квалификационной работы...
Требования к содержанию и структуре выпускной квалификационной работы (вкр)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск