Рекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда


Скачать 467.31 Kb.
НазваниеРекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4
РЕКОМЕНДАЦИИ УТВЕРЖДЕНЫ

на заседании президиума Седьмого

арбитражного апелляционного суда

от 29 декабря 2009 года № 13
ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНО-АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ:

ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

В соответствии с планом мероприятий Седьмого арбитражного апелляционного суда на второе полугодие 2009 года отделом анализа, обобщения судебной практики, законодательства и статистики совместно с судьями Седьмого арбитражного апелляционного суда изучена судебная практика по делам, связанным с признанием недействительным решения о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, рассмотренным в 2008-2009 гг.

Долгое время регистрация юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), осуществлялась на основании различных законодательных актов, часто противоречащих друг другу.

Несомненно, что принятие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», который вступил в силу 1 июля 2002 г., а затем и принятие Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (действие которого стало распространяться и на индивидуальных предпринимателей), было необходимым и важным фактором для упорядочения системы государственной регистрации, регулирования вопросов в сфере предпринимательской деятельности.

В тоже время следует признать, что фактически, практика применения норм указанного Федерального закона, в настоящее время достаточно противоречива и неоднозначна, а многие принципиально важные вопросы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не находят решения.

Одной из наиболее сложных категорий дел, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является признание недействительным решения о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. В основном, это споры о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, если были представлены недостоверные сведения о месте нахождения. В настоящем обобщении будет проанализирована судебная практика именно по данной категории дел.

При рассмотрении дел о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, судьи Седьмого арбитражного апелляционного суда в основном придерживаются выработанной позиции, которая в настоящее время сложилась в округе.

В процессе обобщения судебной практики были выявлены, различные позиции арбитражных судов, противоречивые положения в юридической литературе, а также проблемы правоприменения по указанной категории дел, которые нуждаются в решении в целях обеспечения единообразной судебной практики.

По результатам рассмотрения дел, связанных с признанием недействительным решения о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, Седьмым арбитражным апелляционным судом в 2008 году: отменено 27 судебных актов судов первой инстанции (арбитражные суды Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей); по 54 делам – апелляционные жалобы оставлены без удовлетворения.

Поступившие в Седьмой арбитражный апелляционный суд копии постановлений Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, позволяют сделать вывод о том, что: по 30 делам судебные акты арбитражных судов первой инстанции и Седьмого арбитражного апелляционного суда обжаловались в кассационном порядке. При этом Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по 25 делам – кассационные жалобы оставлены без удовлетворения, по 5 делам – кассационные жалобы удовлетворены (то есть, отменены акты судов первой инстанции и апелляционного суда).

По результатам рассмотрения дел Седьмым арбитражным апелляционным судом в 2009 году: отменено 28 судебных актов судов первой инстанции (арбитражные суды Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей); по 163 делам – апелляционные жалобы оставлены без удовлетворения.

По 71 делу судебные акты арбитражных судов первой инстанции и Седьмого арбитражного апелляционного суда обжаловались в кассационном порядке. При этом Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по 65 делам – кассационные жалобы оставлены без удовлетворения, по 6 делам – кассационные жалобы удовлетворены.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что при рассмотрении споров анализируемой категории, судьи Седьмого арбитражного апелляционного суда в основном правильно применяют нормы законодательства о государственной регистрации.

Далее, в целях сокращения текста и удобства восприятия формулировка «признание недействительным решения о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» заменена формулировкой «признание государственной регистрации недействительной».


Основные проблемы признания недействительным решения о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
До 2002 года более 10 лет государственная регистрация юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлялась органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при отсутствии единой процедуры государственной регистрации, единых форм документов, подтверждающих регистрацию1.

8 июля 1994 г. был издан Указ Президента РФ № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации», который в соответствии со статьями 34 и 35 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» установил лишь основополагающие начала государственной регистрации. Вместе с тем в России не был сформирован федеральный информационный ресурс, содержащий актуальную, достоверную и общедоступную информацию обо всех юридических и физических лицах, занимающихся в Российской Федерации предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В целях упорядочения системы государственной регистрации юридических лиц, создания Единого государственного реестра юридических лиц был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», который вступил в силу 1 июля 2002 г.

Следует отметить, что если в отношении юридических лиц вопрос о порядке их государственной регистрации был решен данным Федеральным законом, то в отношении индивидуальных предпринимателей отсутствовал единый подход к законодательному регулированию их государственной регистрации. Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, проводилась в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»2.

Федеральным законом от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» были внесены изменения в Закон о государственной регистрации юридических лиц, суть которых заключалась в том, что с 2004 г. действие этого Закона распространилось и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Законом был установлен порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с учетом уже используемых названным Законом единых принципов, форм, методов регистрации и ведения Единого государственного реестра юридических лиц.

Соответственно, было изменено название Закона о государственной регистрации, которое в новой редакции было изложено как: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Как показала практика применения вышеназванного Федерального закона, в настоящее время, как в научных кругах, так и в правоприменительной практике остались неразрешенными многие вопросы института государственной регистрации. Одним из наиболее спорных и актуальных вопросов является признание недействительной государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Во-первых, существуют разногласия применительно отнесения акта государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к ненормативным актам.

Согласно статье 1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Ряд исследователей подчеркивает самостоятельный статус акта государственной регистрации наряду с нормативными и ненормативными актами. Так, сторонники такой точки зрения обосновывают свою позицию тем, что «признание в акте государственной регистрации ненормативной природы осложнило бы обжалование такого акта, признание его недействительным, не учло бы специфику, особенности этого акта»3.

Другие авторы, напротив, опровергают такую позицию и отмечают, что «в ходе подобных рассуждений нарушается юридическая логика. Акт государственной регистрации представляет собой довольно специфическое явление в российской правовой системе. Однако порочность проведенной государственной регистрации отражается не только и даже не столько на этом акте, сколько на решении о государственной регистрации юридического лица, которое выражает волю государственного органа на внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Именно этот акт является ненормативным, и как раз его необходимо признавать недействительным. Осуществление же регистрационных полномочий представляет собой логическое следствие принятия соответствующего административного акта, и оспариваться может исключительно как действие должностных лиц регистрирующих органов, совершаемых на основании решения о государственной регистрации»4.

Действительно, как подтверждает судебная практика, недействительными признаются именно решения о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также действия должностных лиц регистрирующих органов по внесению соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Показательным примером в этой связи может послужить дело № А27-9656/2008, которое рассматривалось в первой инстанции в Арбитражном суде Кемеровской области, затем в Седьмом арбитражном апелляционном суде (07АП-1140/2009(1) и в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа (Ф04-3443/2009).

Закрытое акционерное общество «Маркет» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области с требованием о признании недействительными решения о государственной регистрации изменения сведений, касающихся назначения Веракова О.Ю. директором общества с ограниченной ответственностью «Омега» и записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц за № 2084246012002.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку запись в ЕГРЮЛ не является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена главой 24 АПК РФ, требование, связанное с оспариванием записи, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, следовательно, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом, указав, что в порядке главы 24 АПК РФ оспариваются ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, к которым запись в ЕГРЮЛ не относится.

Суд кассационной инстанции поддержал выводы судов относительно прекращения производства по делу в части оспаривания записи в ЕГРЮЛ, поскольку они основаны на правильном толковании положений главы 24 АПК РФ, а также с учетом того, что требование о признании недействительной записи о регистрации директором ООО «Омега» Веракова О.Ю. фактически дублирует первое из заявленных требований, - требование о признании недействительным решения Инспекции о регистрации директором ООО «Омега» Веракова О.Ю.

Другой пример из практики Седьмого арбитражного апелляционного суда – дело №07АП-299/2009(3). Изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции посчитал решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.09.2009 года подлежащим отмене и указал:

«Поскольку запись в ЕГРЮЛ не является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, требование, связанное с оспариванием записи, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, следовательно, производство по делу в части признания недействительной государственной регистрации изменений (записи) в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО Мебельный салон «Уют» от 12 марта 2008 года, за государственным номером 2085404034857 и о признании недействительной государственной регистрации изменений (записи) в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО Мебельный салон «Уют» от 12 марта 2008 года, за государственным номером 2085404034868 подлежит прекращению.

При этом требование о признании недействительной записи о регистрации фактически дублирует первое из заявленных требований, - требование о признании недействительным решений ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска от 12.03.2008 года № 1546, № 1545».

Таким образом, позиция Седьмого арбитражного апелляционного суда по данному вопросу заключается в следующем:

Законодатель определяет государственную регистрацию как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Следовательно, сведения о юридическом лице (запись в ЕГРЮЛ) не являются тем ненормативным актом, который может быть оспорен в суде в рамках главы 24 АПК РФ.
Во-вторых, нет единообразия судебной практики по вопросу о наличии у налогового органа права на оспаривание государственной регистрации.

Как в юридической литературе, так и судебной практике данный вопрос разрешается с позиции двух противоположных точек зрения. Суть проблемы заключается в том, что в настоящее время функции налогового органа и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возложены на один государственный орган. Так, в соответствии с первым пунктом Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, «Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам».

Как следствие данного обстоятельства, многие арбитражные суды считают «неприемлемыми, не основанными на законодательстве споры между налоговыми органами»5.

Так, рассматривая жалобы в порядке апелляционного производства, Седьмой арбитражный апелляционный суд встречается с подобными формулировками в решениях, а в основном в определениях о прекращении производства судов первой инстанции.

Например, дело
  1   2   3   4

Похожие:

Рекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда iconРекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда
Обобщение судебно-арбитражной практики рассмотрения споров, возникающих по договору энергоснабжения

Рекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда iconРекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда
Обобщение судебно-арбитражной практики рассмотрения споров, возникающих по договору перевозки

Рекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда iconРекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда
Обобщение судебно-арбитражной практики рассмотрения споров, возникающих по договору строительного подряда

Рекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда iconРекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда
Целью настоящего обобщения является анализ того, как правоприменительная практика восприняла новые правовые положения, изложенные...

Рекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда iconРекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда
Целью настоящего обобщения является выявление и разрешение некоторых проблем, связанных с определением пределов рассмотрения дела...

Рекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда iconРекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда
Целью настоящего обобщения является выявление и разрешение некоторых проблем доказывания получения необоснованной налоговой выгоды...

Рекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда iconРекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда
Обобщение судебно-арбитражной практики по теме: «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,...

Рекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда iconАналитическая справка по обобщению судебной практики по вопросам распределения судебных расходов
Седьмого арбитражного апелляционного суда на первое полугодие 2012 года отделом анализа, обобщения судебной практики, законодательства...

Рекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда iconОбзор практики рассмотрения дел, связанных с применением положений...
Одобрен на заседании президиума Семнадцатого арбитражного апелляционного суда 20. 06. 2008

Рекомендации утверждены на заседании президиума Седьмого арбитражного апелляционного суда iconОбзор практики рассмотрения дел, связанных с применением положений...
Одобрен на заседании президиума Семнадцатого арбитражного апелляционного суда 20. 06. 2008

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск