Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из


Скачать 275.88 Kb.
НазваниеДоклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад
Выступление Ф. Н. Захаровой по Докладу

«О деятельности Уполномоченного по правам человека

в Республике Саха (Якутия)

(к десятилетию правозащитного института)

(март 2003 – март 2013)»

22 марта 2013 года
Уважаемый Вице - президент Республики Саха!

Уважаемый господин Коменда!

Уважаемые участники X правозащитного семинара-совещания!
04 марта 2013 года институту Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) исполнилось 10 лет. В историческом измерении срок небольшой, но в новейшей истории республики – важная веха, которая позволяет дать оценку новому явлению с точки зрения общества и государства.

На I республиканской правозащитной научно-практической конференции от 17.10.2012 мы обсудили плюсы и минусы главной правовой основы нашей деятельности - Закона РС(Я) 56-З №449-II от 17.10.2002 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)» (далее – Закон), материалы которой вы получили.

Сегодня, навстречу Дню правовых знаний в республике, мы проводим ежегодный семинар-совещание, который стал правозащитной традицией в республике. Мероприятие включено в План мероприятий РС(Я). Мы проводим X республиканский форум под эгидой Вице-президента РС(Я) Д. Глушко. Неделя получилась правозащитной, сегодня в нашей работе принимают участие представитель ООН г-н Р. Коменда, депутат Госдумы РФ Ф. Тумусов, приехали практически из всех улусов (районов) представители – 32 чел., и пришли все вы. А это главное.

Вашему вниманию представляю настоящий Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о формах и методах восстановления прав жителей республики, о приоритетных направлениях и итогах нашей работы, в результате которой был внесен важный вклад в развитие системы государственной защиты прав и свобод граждан республики и страны. Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т.ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из 11 разделов и имеет приложение по статистике рассмотрения обращений за 2012 год.

По Закону Уполномоченный по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав и свобод, совершенствованию законодательства и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества, правовому просвещению в области прав человека, в связи с чем настоящий Доклад построен на указанных основных приоритетах.
Правозащитная деятельность – то общественное око, которое не дает дремать чиновникам и расслабляться руководителям, забывая об интересах и правах человека.

Раздел I. Этапы деятельности института Уполномоченного по правам человека в Республике Саха. Статистика. Основные итоги. Проблемы.

Если вкратце, мы выделяем 2 этапа деятельности – становления и развития. Республика Саха была 22-м из тогда ещё 89 субъектов Российской Федерации, которые учредили у себя этот новый для России государственный орган дополнительной защиты прав и свобод человека на Крайнем Севере.

Уполномоченный по правам человека в РС(Я) – это государственная должность, предусмотренная Конституцией (Основным законом) РС(Я) и Законом, независимая и неподотчетная в своей деятельности по контролю за соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными лицами, имеющая рабочий аппарат и целевое финансирование из бюджета РС(Я).

О месте правозащитников говорил Президент РФ В. В. Путин 16.08.2012 на первой встрече с российскими уполномоченными по правам человека: «Институт (омбудсмена) является личностным, он основан на авторитете конкретного человека, человека, который пользуется авторитетом в обществе, регионе, муниципалитете, и с мнением которого власть любого города должна считаться».

Он также призвал региональных уполномоченных по правам человека к независимости и объективности. «Прошу вас - не хочу никого обидеть - не идти на поводу у местных или региональных органов власти», - заявил Глава государства.

В начале деятельности были попытки командовать со стороны Президента, парламента, даже Консуда РС(Я), но мы твердо все разъяснили. Тоже требовалась гражданская позиция. Если по итогам первого года деятельности пошла докладная на Уполномоченного по правам человека в РС(Я) Президенту РС(Я) от УФССП по РС(Я), то сегодня уровень нашего взаимодействия вышел на федеральный уровень, да так, что по итогам заседания Корсовета российских уполномоченных по правам человека правозащитник республики обратилась напрямую Главному судебному приставу страны и получила ответ. Если вопрос щекотливый, весь огонь принимаю на себя, почти все «громкие» дела ложатся на мой стол.

Как начинается дело с нуля, можно изучить на примере начала нашей деятельности, когда Уполномоченный по правам человека с ручкой и домашним компьютером в чужом кабинете начала принимать людей. Только 17 ноября 2005 года Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) со своим коллективом, после текущего ремонта силами и средствами аппарата, был размещен в административном здании по известному адресу: проспект Ленина, 22, г. Якутска.

Важно и то, что уже со второго года деятельности работы вокруг нас сформировался авторитетный и грамотный корпус из общественных представителей в городах и улусах (районах), которые работают «на земле», они не только мои глаза и уши, но и бесплатные сотрудники, что значительно облегчает гражданам доступ к правозащите на местах, особенно в наших территориальных, климатических и транспортных условиях.

Недостаток в аппарате специалистов был выявлен по результатам уже первого года деятельности. Вы думаете, что работники аппарата готовят доклады, выступления, ошибаетесь, у них и так работы хватает. Мои сотрудники – 6 человек – это универсальные солдаты правовой защиты, с которыми мы проводим такие мероприятия 2-3 раза в год на уровне всемогущих республиканских органов. Это кроме текущей очень сложной деятельности. Так, необходимость согласования многочисленных вопросов с органами государственной власти, взаимосвязи с общественными экспертами в соответствии со ст.38 Закона, с общественными организациями, подготовки встреч, заседаний, а также статус государственной должности категории «А» предполагает наличие в штате помощника Уполномоченного по правам человека, отсутствие которого есть дискриминация.

Правозащитный мониторинг по республиканскому и федеральному законодательству также предполагает наличие в штате специалиста-эксперта, предусмотренного законодательством РС(Я), основной задачей которого будет ведение и контроль за программным обеспечением деятельности аппарата по ведению дел по заявлениям и жалобам.

Считаю, что аппарат должен при минимальной численности состоять из высококвалифицированных специалистов. Когда руководитель деятельный, работоспособный, инициативный и требовательный, то это беда для работников всегда. У нас работают только неравнодушные, болеющие душой за людей специалисты. Были у нас и судья в отставке, и прокурор, и следователи, но не смогли перейти на правозащитный тон. О необходимости решения Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) «Об установлении примерных нормативов обеспечения материальных гарантий независимости Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) и его аппарата» также было озвучено. Надеемся, что до конца срока полномочий что-нибудь сделают.

Аппарат самого механизма защиты нуждается во внимании, он сегодня приравнен к секретариату Правительства РС(Я), поэтому мы сегодня нуждаемся в голосе общественности, СМИ.
2 этап – развитие. Именно во время второго срока полномочий удалось в какой-то мере «пожинать плоды» от засеянного правозащитного труда: были приняты меры по началу решения жилищных вопросов, в т.ч. по ветеранам войны, по сиротам, по бюджетникам и др. категориям, а также по сносу ветхого и аварийного жилья, продлена приватизация жилья, началась реформа полиции, системы исполнения наказаний, законодательно изменились акценты по судебной системе и службе судебных приставов, уровень работы по Соглашениям вышел на новый качественный уровень, расширилось правовое просвещение, начинается бесплатная юридическая помощь населению, увеличилось количество удовлетворенных жалоб, начала внедряться система информационной открытости власти перед человеком, а в целом республиканский институт вышел на международный уровень.

Оценивая итоги 10-летней деятельности Уполномоченного по правам человека в республике, можно смело утверждать, что этот государственный орган стал необходимым, признаваемым властями и населением посредником в системе государственных органов в республике.

Практика и итоги деятельности Уполномоченного по правам человека показали, что его деятельность эффективна, даже в рублях, о чем указано в Докладе. Действуем против коррупции, бюрократизма и субъективизма, ведомственности и корпоративности, а также формального или, что ещё хуже, обвинительного уклона от имени государства.

О том, как нам удавалось этого достигнуть, с указанием путей взаимодействия, изложено в ежегодных Докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в РС(Я). Все ежегодные Доклады не теряют своей актуальности.
Дорогие друзья! Статистика обращений к Уполномоченному по правам человека в РС(Я) вам также представлена.

Всего с 04.03.2003 по 04.03.2013 поступило 17510 обращений.

За 2003-2012 годы рассмотрено 17165 обращений, в т.ч. по годам дано в таблице, в т. ч. через аппарат и через Общественных представителей, по большей половине которых мы реально помогли тысячам людей отстоять свои права. Нам не раз удавалось не только добиваться по обращениям граждан ремонта квартир или получения жилья, выплаты незаконно удерживаемой заработной платы или пособий и перерасчета пенсии, получения гражданства и восстановления документов, пересмотра судебных решений и исполнения судебных решений, устранения надуманных бюрократических преград и восстановления попранных прав, но и спасать честь и свободу десятков лиц, незаконно задержанных, арестованных и даже осужденных. На практике убедилась в том, что чем больше делаешь, тем менее видно, т.к. всегда легко рассказывать об одном деле. А хочется обо всем рассказать, но тогда придется перейти на язык Олонхо, поэтому показали в Докладе верхушку айсберга правозащитного труда.
Жизнь гораздо разнообразнее установленных норм, как раз правозащитник может и обязан быть проводником между жизненными практиками и законотворческой деятельностью, о чем свидетельствуют примеры и настоящего Доклада.
Что касается тематики обращений граждан, то анализ показывает, что почти половина их – по социально-экономическим вопросам (жилищным, коммунальным, социальным, а также защиты прав детей и т.п.), острота реакции населения на эти проблемы вызывает особое внимание правозащитного органа в этом направлении работы.
Самый большой Раздел II получился по защите жилищных прав.

Если оценивать работу в этом направлении в начале и в конце деятельности, то она сильно отличается именно отношением власти к этой насущной проблеме людей. Гордимся тем, что в этом изменении есть и наш большой вклад.

Когда начинали разрешать жилищные вопросы в 2003 году, не было ответа со стороны власти очередникам, десятилетиями стоящим в очереди, пенсионерам, инвалидам, госслужащим, детям и еще многим категориям людей, не было ответа и жильцам ветхих домов до их обрушения. Решения судов о предоставлении жилья не исполнялись годами. Особой проблемой являлось обеспечение жилой площадью граждан, лишившихся жилья в условиях чрезвычайных обстоятельств. Из общежитий выселяли без суда, а вещи вывозили в гаражи без хозяев. Такие жалобы поступали не только из столицы, но и из Нерюнгри, др. поселений. Власти было удобно строить там, где им выгодно, либо предоставлять земельные участки для застройки тем, кто имел средства. Уже в первое же лето правозащитнику пришлось вмешаться в незаконное выселение в центре города, громко заявить о недопустимости таких действий и защитить права матери с ребенком на жилище.

Уполномоченным по правам человека в первом Докладе – 2003 были поставлены вопросы о законодательном и нормативном регулировании жилищных отношений в области постановки на жилищный учет, порядка распределения квартир по долевому строительству, развития долгосрочного ипотечного кредитования жилищного строительства, порядка расселения из ветхого и аварийного жилья, порядка исполнения судебных решений по жилью. Кстати, постановлением Правительства РС(Я) от 06.01.2004 №4 было утверждено Положение о порядке расселения из ветхих и аварийных жилых домов и домов, подлежащих сносу в градостроительных целях», где было установлено, что межведомственные комиссии создаются муниципальными образованиями.

Очень много времени уделялось и уделяется правовому просвещению населения и чиновников в области защиты жилищных прав.

Одной из главных причин жилищных проблем является практическое отсутствие строительства государственного и муниципального жилья для очередников. И это при том, что отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от ответственности органов местного самоуправления за обеспечение граждан жильем, в связи с чем пришлось обращаться в суды, но только решение Европейского суда остудило горячие головы таких отписчиков.

Из Доклада – 2007: «Отрадно, что государство признало, что не может себе позволить самоустраниться от решения жилищных проблем, несмотря на рыночные приоритеты, и как следствие, приступило к реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Однако данный проект при наличии большого количества федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на решение проблемы, не только недостаточно финансово обеспечен, но и не решает жилищную проблему в целом. Значительная часть населения, включая даже граждан со средними доходами, не располагает достаточными денежными средствами для приобретения или строительства жилья.»

В целом, жилищные вопросы классифицированы по следующим основным направлениям:

2.1.Обеспечение прав на жилище: граждане жалуются на отказ в постановке на учет, длительное пребывание в очереди на получение жилья, необеспечение льготных категорий населения.

Очень больным вопросом остается предоставление социального жилья малоимущим гражданам.

1). Не разработана Концепция развития системы ипотечного кредитования, нет Закона о развитии долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Уровень обеспеченности жильем был в республике (17,5 кв.м.), по данным статистики, ниже общероссийского (20,2 кв.м.), самый низкий в Дальневосточном федеральном округе. Новые показатели жилищных условий населения в РС(Я) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. значительно улучшили данные, кроме того в республике началось жилищное строительство, но все-равно свидетельствуют о низком уровне обеспеченности – 20,4 кв.м. в 2011 г. От того, что материально обеспеченный человек, кроме своей городской квартиры, приобрел еще жилой дом или элитную квартиру, лучше становится только статистика, но не жизнь остальных якутян.

В связи с этим, актуальной проблемой остается вопрос строительства бесплатного социального жилья (жилья эконом-класса). Выходом из этой ситуации, по мнению Уполномоченного по правам человека, является принятие национальной программы строительства бесплатного социального жилья. Почему не слышен голос тех же селян, которые хотят сами строить свое жилье? Программа ИЖС – это выход из сложившейся ситуации, в то же время разрешающий и вопрос занятости населения, и вопрос сохранения семей и благополучия, наконец.

Приходится констатировать, что в нашей республике законодательно не отрегулирован вопрос предоставления жилья многодетным семьям, ветеранам тыла и другим категориям населения. Хорошо, что в 2012 году включили в перечень семьи с детьми-инвалидами, что многократно поднималось на уровень Правительства РС(Я) и правозащитником республики.

Также правозащитником республики направлялись предложения в Правительство республики о распространения действия «Пилотного проекта» по жилью и на другие кроме столицы территории с 01.01.2012 для обеспечения равноправия жителей независимо от места проживания. С 01.01.2013 года действует правило, равное для всех, дело за главами МО и соответствующими службами, и, главное, за активностью самих людей.

2). Республике Саха пора принять закон о порядке защиты жилищных прав ветеранов боевых действий, вставших на учет после 01 января 2005 года, независимо от их имущественного положения либо добиться изменения статьи 16 ФЗ «О ветеранах» и передать обратно полномочие центру.
Правозащитник добилась того, что Постановлением Конституционного суда РС(Я) от 24.06.2011 №3-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 постановления городского Собрания депутатов города Якутска от 16.09.2005 ПГС №36-17 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» (в редакции решения Якутской городской Думы от 25.02.2009 №РЯГД-15-1)» подтвержден пробел в муниципальном акте, что приводит на практике к ограничению прав одиноко проживающих граждан. На основании изложенного депутаты города дополнили указанное постановление положением об установлении нормы предоставления, учитывающей жилищные потребности одиноко проживающих малоимущих граждан, исходя из которых определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в два раза выше ранее установленной общей нормы, что составило 24 кв. м. Нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 31.08.2011 №13-НПА «О внесении изменений и дополнений в постановление городского Собрания депутатов города Якутска от 16.09.2005 ПГС-36-17 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» вступил в силу 06.09.2011.

Таким образом, защищены права неопределенного круга лиц.

Одной из постоянных тем являлось непредоставление жилья детям-сиротам. На Координационном совете российских уполномоченных по правам человека вынудили принять меры Министру регионального развития РФ. Надо признать, что этот метод очень действенный, и в Докладе приведены примеры по всем направлениям.
2.2. Нерасселение ветхого жилого фонда, продажа общежитий вместе с проживающими, непредоставление жилья, расселение аварийного жилья без учета индивидуальных особенностей и семейного положения. Вопросы градостроительства.

Уполномоченный по правам человека понимает, что невозможно всех сразу переселить, но определенность (план сноса) и порядок включения в этот план и меры безопасности жизнедеятельности в этот период должны быть известны жильцам таких домов. Таким образом, об ответственности власти приходилось напоминать постоянно. Наконец, в последние 2 года стали опубликовываться перечни жилых домов, подлежащих сносу.
2.3. Состояние жилищного фонда: большие нарекания вызывает работа обслуживающих организаций по проведению ремонтов. Погорельцы.
2.4. Обманутые дольщики. Уполномоченный по правам человека в РС(Я) инициировала этот вопрос первой в республике, вошла в состав рабочей группы Правительства РС(Я), подготовили проект закона, который действует. Мнение Уполномоченного по правам человека, постоянного члена рабочей группы Правительства РС(Я), о том, что решение проблемы обманутых вкладчиков возможно только при непосредственном участии государства, было, наконец, услышано, в частности, по позиции, что государство должно предусмотреть законодательную основу защиты прав вкладчиков, принятием Закона РС(Я) «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств» 29.03.2012 1046-P №993-IV. Выход по другой категории видится в установлении соответствующих критериев для организаций, ведущих подобную деятельность, которые бы не позволили бы организациям, не имеющим достаточных средств (в т.ч. страховых), заниматься привлечением денежных средств граждан.


2.5. Проблемы жителей общежитий, право частной собственности на жилище. Изъятие общежития из государственной собственности повлекло за собой нарушение прав проживающих в нем граждан, на что было обращено внимание власти республики и в ежегодном Докладе-2006.
Обращаю внимание на 2 решения Конституционного суда РС(Я). Так, распоряжение Правительства РС(Я) от 10.12.1997 №1557 «О передаче общежитий по улице Автодорожная в городе Якутске акционерному обществу «Домостроительный комбинат» признано постановлением от 25.02.2011 по делу №1-П Конституционным судом РС(Я) не соответствующим Конституции РС(Я). Необходимо отметить, что Уполномоченный по правам человека принимала активное участие в данном деле с Заключением, и во многом благодаря этой обоснованной позиции удалось отстоять право граждан, проживающих в трех общежитиях по ул. Автодорожная, на приватизацию жилья.



2.6. Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Была проведена работа по рассмотрению в Конституционном суде РС(Я), заявление правозащитника было удовлетворено в интересах всех жителей столицы.

Во исполнение постановления Конституционного суда от 28.01.2009 №1-П распоряжением Главы ГО «город Якутск» от 02.03.2009 №632р утверждена новая степень благоустройства жилых помещений на территории ГО «город Якутск»: жилое помещение, находящееся в жилом доме, в котором несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, находятся в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования, а также жилое помещение должно быть обеспечено следующими инженерными системами: электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных домах также и газоснабжение.

Общественный представитель в Аллаиховском улусе Б. Н. Стручков ставит вопрос о том, что в летнее время в арктическом районе в домах очень прохладно, нет круглогодичного отопления, от этого страдают пожилые, больные люди и дети. Этот вопрос поднимался на республиканском уровне, но до сих пор не решен.


Раздел III. Защита северных прав – это наша особенность. У нас сложился передовой самобытный опыт в этой области.


3.1. Защита прав КМНС. Обращаю внимание представителя ООН на права коренных народов, в т.ч. права КМНС, которые не могут конкурировать в рыночных условиях на различных конкурсах, аукционах на вылов рыбы, на охоту, на занятие традиционными промыслами, еще им нужна поддержка.

О праве коренных народов. В РФ нет понятия коренных народов, нет защиты их прав. Декларация ООН о правах коренных народов от 13.09.2007 еще не ратифицирована Россией и не видно каких-либо конкретных шагов по этому пути. Между тем, вопросы природопользования крупными корпорациями влечет недоумение и многие вопросы, которые можно обозначить как нарушение принципа свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов согласно статье 32(2) Декларации о правах коренных народов, а также Конвенции МОТ №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни. Такой же вопрос возникает и по строительству Канкунской ГЭС на реке Тимптон. Возможно, уже пора ставить вопрос об Уполномоченном по правам коренных народов на уровне Российской Федерации?
3.2. Право на жилищные субсидии. Продолжается массовое нарушение прав на выезд из районов Крайнего Севера.


3.3. Дела в защиту социальных прав неработающих пенсионеров северян по старости и инвалидности. Дана история защиты их прав на отдых, как заставляли услышать их мнение.


3.4. Права северян – пенсионеров. 18.09.2012 ЕСПЧ рассмотрел еще 101 заявление нерюнгринских пенсионеров, и признал, что российское государство нарушило их права. Страсбургское правосудие ничего не сказало о возврате коэффициента 1.7, но обязало Россию исправить выявленные нарушения прав нерюнгринских пенсионеров. В качестве компенсации морального вреда каждому из победивших теперь выплатят по 1 400 евро в рублях из госбюджета.

Еще столько же исков пенсионеров ждут там своей очереди.

Но вопрос с пенсионерами до сих пор не решен до конца. Должна была быть снята проблема несоответствия размеров пенсий старых и новых назначений. Северяне – пенсионеры ставят вопрос об увеличении размера северной пенсии.


3.5. Сохранение северной пенсии. Дан показательный пример работы республиканского правозащитника, дошедшей до Министра РФ.


3.6. Государственный долг перед северянами по целевым чекам на автомобили сохраняется.


3.7. Трудовой стаж на Севере. Привлекается внимание работодателей и власти на сохранение документов о работе в наших условиях.


3.8. Возвращение на родину. По настоящее время постановление Правительства РФ в части механизма компенсации расходов по выезду неработающих пенсионеров из районов Крайнего Севера отсутствует.


3.9. «Поражение в правах»: работающие осужденные получают мизерную зарплату из-за нарушения их трудовых прав, в частности, из-за неприменения процентной надбавки к заработной плате согласно ст.317 ТК РФ и ст.11 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», начиная с 01.01.2005.


3.10. Нарушение северных прав по зарплате. Даны интересные примеры, которые будут полезны работникам.


3.11. О новых нормативах по фонду оплаты труда для северян ставит вопрос правозащитник с учетом длительности северных отпусков для замещения отсутствующего работника.


3.12. Оплата проезда в отпуск. Здесь просто необходимо знать свои права и их отстаивать.


Раздел IV. Защита трудовых прав. Встречу на Корсовете российских уполномоченных по правам человека 16.06.2004 Председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин начал с нашего примера, подробно осветив проблемы защиты прав граждан, подчеркнул главное правило: не допустить ухудшения права конкретного человека.

Между тем, Европейский Суд по правам человека 08.04.2010 принял постановление по делу №1387/04 «Ершова против России» о выплате справедливой компенсации за неполученную зарплату в связи с банкротством муниципального предприятия. Европейский суд постановил, что в данном случае были нарушены права человека на справедливое судебное разбирательство и на собственность согласно ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 1 протокола №1 к Европейской конвенции соответственно. Мы думали, что наконец-то поставлена победная точка в семилетней истории. Не тут-то было, государство решило направить свою мощь не на разрешение данной проблемы и искоренение ее причин, а на использование формальных путей для обжалования, но группа из пяти судей Большой Палаты 04.10.2010 не приняла этот запрос Правительства Российской Федерации. Таким образом, защищено право всех бывших работников ликвидированных муниципальных (государственных) предприятий РФ на зарплату (собственность) в полном объеме, если общее (неделимое) имущество предприятия - банкрота передано муниципалитету (государству).

При этом защита трудовых прав при банкротстве иных предприятий до конца не разрешен и был поднят на первой встрече с Президентом страны.
Дело в защиту трудовых прав всех граждан Российской Федерации, работающих по суммированному учету рабочего времени - Решение Верховного суда Российской Федерации от 13.07.06 №ГКПИО6-637 о признании недействующим абзаца 4 п.13 Положения об особенностях порядка исчисления зарплаты при суммированном учете рабочего времени, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.03 №213. Дело по инициативе общественного представителя Уполномоченного по правам человека в г. Нерюнгри Рябко С. И. по защите трудовых прав водителей.


Раздел V. Защита права собственности. Уполномоченным по правам человека по 3-м заявлениям граждан было направлено обращение в Конституционный суд республики о проверке конституционности Постановления Якутского городского Собрания депутатов №18-12 от 25.05.2004 «О резервировании земельных участков за муниципальным образованием «Город Якутск». Постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) №1-П от 31.03.2005 по ходатайству Уполномоченного по правам человека указанное постановление признано не соответствующим статьям 30, 98 и 101 Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), и сделан вывод, что резервирование земель для муниципальных нужд должно осуществляться на основе и в соответствии с законом, а реализация его положений не должна повлечь произвольного ограничения интересов и прав пользователей, владельцев, арендаторов и собственников земельных участков. Только после этого в республике были приняты НПА и начато оформление права собственности на землю.

В целях защиты имущественных прав жителей г. Ленска, получивших жилье после стихийного бедствия федерального значения – наводнения 2001 года, было направлено Обращение Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в Правительство Республики Саха (Якутия) с предложением разработать соответствующий законопроект и внести на рассмотрение в парламент республики.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 за №606-III принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об оказании материальной помощи гражданам, лишившимся жилья вследствие наводнения 2001 года в городе Ленске Республики Саха (Якутия), выехавшим за пределы Республики Саха (Якутия)», из закона исключены слова «выехавшим за пределы Республики Саха (Якутия)». Таким образом, имущественные права жителей г. Ленска были восстановлены.


Раздел VI. Взаимодействие с федеральными органами государственной власти – поиск путей разрешения проблемы, требование открытости, доступности для граждан, они у нас постоянные гости, мы – у них. Оперативное взаимодействие. Формы очень разнообразны, в т.ч. с республиканскими органами: по Соглашению или без них, внедряемся вовнутрь (Корсовет при УМЮ, ОС МВД, комиссия при УФСИН, ОКС при УФМС, рабочая группа при Минстрое, КС при Госкомцен или Медстрахе), или критика с общественным резонансом со стороны (МВД), по-человечески убеждаем (УФМС, Минздрав), требуем с помощью Заключения или запросов (ко всем), дипломатично просим (коллегам в СНГ, консульства, по ходатайствам), где-то стараемся сразить логикой и смыслом законности, где-то молим о справедливости (суды) и т.д., все в комплексе используем, до привлечения к ответственности.


6.1. С судебной системой. И по судам у нас сложился положительный уникальный опыт: это и ЕСПЧ – 20 дел, и Верховный суд РФ, и Верховный суд РС(Я), и Конституционный суд РС(Я), иные суды. И по исполнению решений судов в пользу человека, и в Пилотном постановлении ЕСПЧ, и в принятии №68-ФЗ есть наш вклад. 15.06.2006 Европейским судом по правам человека вынесено решение по жалобе гр.Куксы С.В. за неисполнение судебного решения о предоставлении жилья, где была подтверждена позиция республиканского правозащитника об ответственности власти перед человеком, в т.ч. органов местного самоуправления.

05.04.2007 Европейским судом по правам человека вынесено решение по жалобе гр. Фурмана Л.Г. о неисполнении судебного решения о выплате долга Муниципальным Учреждением «Дирекция единого заказчика». Еще в 2004 году, при участии Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), Фурман Л.Г. обратился в Европейский суд с иском к Российской Федерации, указав на нарушение прав, предусмотренных п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст.1 Протокола №1 к указанной Конвенции в связи с тем, что человек не должен нести бремя ответственности за неисполнение судебного решения, в т.ч. и из-за отсутствия исполнительного листа.

7 оправдательных приговоров – это много. Пример помощи Уполномоченного по правам человека в РС(Я) жительнице Намского района Санниковой Ф. А. добиться оправдательного приговора Жиганского районного федерального суда от 10.02.2010, который вступил в силу 27.05.2010, с последующей реабилитацией дан в развитии как показательный пример.

Исполнение судебных решений по жилищным вопросам должно стоять на контроле у депутатов всех уровней, т.к. речь идет о бюджетных обязательствах, а органы прокуратуры должны взыскивать с должностных лиц в регрессном порядке возмещенные расходы за материальный и моральный ущерб человеку. от 30.04.2010 №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»,


6.2. С органами прокуратуры и следствия. Отношения не сразу складывались. Но сегодня мы стараемся действовать совместно, особенно хорошо получилось по детям – сиротам.


6.3. С МВД по РС(Я). Под особым вниманием. Даже добивались судебных решений о выплате районного коэффициента тем, кто получал зарплату из бюджета республики. Но то, какое положение было по пыткам 10 лет назад и сегодня – это большая разница. Был подготовлен и представлен Спецдоклад Уполномоченного по правам человека от 25.01.2007 «О нарушении прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания органов внутренних дел Республики Саха (Якутия)».

2012 год был ознаменован применением чрезмерной силы работниками полиции в Таттинском улусе и в столице республики, направленной на причинение смерти правонарушителям. В обоих случаях получили ответы из правоохранительных органов о правомерности действий силовиков, но Уполномоченный по правам человека обращает внимание на основную причину этих смертей молодых людей, как непрофессионализм сотрудников и непосредственного руководства.


6.4. Со службой исполнения наказаний. «Зеки и Омбудсман» – понятия несовместимые. Слава богу, осужденные получили постоянную помощь, и в лице ОНК, но меняется отношение к ним и их отношение к обществу. И это реалии сегодня. Позиция Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) неизменна: место отбытия наказания должно соответствовать месту постоянного проживания осужденного, в случае отсутствия последнего – месту его осуждения, кроме исключительных случаев, предусмотренных федеральным законодательством (например, при совершении терракта). В связи с тем, что первый авиаэтап (28 человек) по маршруту «Якутск-Иркутск» состоялся 20.09.2012, а 24.09.2012 трое осужденных совершили акт членовредительства из-за протеста против переводов внутри и вне республики, о чем написали в СМИ и обсуждали на форумах, республиканский правозащитник обратилась к федеральному для остановки перевода осужденных в Иркутскую область. Проблема 190 осужденных была благополучно разрешена, о чем было дано указание ФСИН России №12-18018-05т от 14.09.2012. Не будем забывать и о правах родственников на связь и общение с ними.


6.5. С миграционной службой. 29 мая 2009 года Уполномоченным по правам человека был проведен Круглый стол на тему: «Проблемы внутренней миграции в Республике Саха (Якутия)». Последнее изменение в ФЗ «О гражданстве РФ» в декабре 2012 г. тоже записываем в свою копилку, т.к. упрощенка касается и наших жителей, много лет остающихся бесправными.


Раздел VII. Защита политических прав. Главный политический вопрос – о приобретенном праве граждан, проживающих на территории республики, на выборы Президента Республики Саха (Якутия), о котором было выдано Заключение правозащитника в 2004 году, - разрешен Федеральным Законом от 02.05.2012 №40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но еще не реализован.

13.02.2012 свое Заключение о том, что в рамках действующего избирательного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) можно обеспечить реализацию активного избирательного права студентов, обучающихся по очной форме обучения и проживающих в общежитиях в г. г. Якутске, Мирном, Нерюнгри, Ленске и других населенных пунктах республики, при условии активного правового просвещения студентов и организации грамотной работы избирательных комиссий, Уполномоченный по правам человека направила в Конституционный суд республики.

ЦИК РС(Я) было отмечено о том, как отреагировали на некоторые замечания Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) по итогам выборов в Государственную Думу РФ 04.12.2011.


Раздел VIII. Защита прав детей. Национальную идею ищут. Правозащитник РС(Я) сказала коллегам, что все начинается с семьи – основы нашей жизни, с детей, и не завтра, а сегодня.

На прием с заявлением об оказании помощи в выделении жилья многодетной (шестеро детей!) молодой семье обратилась 28-летняя гр.Е. Министерство по молодежной политике республики на обращение Уполномоченного по правам человека письмом от 10.06.2004 №834 сообщило, что в 2004 году в г.г.Якутске, Нерюнгри, на территориях муниципальных образований «Мирнинский район», «Алданский район», «Ленский район», реализация указанной подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилище» не производится, ссылаясь на решение руководства Правительства республики.

Ограничение прав жителей Республики Саха (Якутия), в том числе, по территориальному принципу, нарушает конституционный принцип равенства граждан, в том числе, детей, перед законом согласно части 1 ст.19 Конституции РФ. На основании части 2 указанной статьи государство гарантирует равенство граждан независимо от места жительства и других обстоятельств, запрещается любая форма ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности.

С самого начала своей деятельности Уполномоченный по правам человека обратила внимание на нарушения в детских домах и на низкий размер опекунских пособий, о необходимости проведения проверок Министерству образования, Министерству труда и социального развития в подведомственных учреждениях по выявлению нарушений и защите прав сирот, обучению сотрудников.

Предложения Уполномоченного по правам человека в РС(Я) о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет и увеличения государственного ежемесячного пособия на ребенка, применения районного коэффициента к размеру материнского капитала остаются без разрешения, хотя стали оглашаться.

Правозащитник полагает, что решение вопроса могла бы ускорить позиция Конституционного суда Российской Федерации об установлении федеральных минимальных стандартов социального обеспечения, в том числе, по пособиям для детей. Тогда разница в пособиях по регионам в связи с доплатой из региональных бюджетов была бы понятной и справедливой. Было внесено предложение правозащитника о возможности такого обращения, например, от имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по Федеральному закону от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в Конституционный суд страны.

В связи с нехваткой детских дошкольных учреждений правозащитник республики выступила с законодательным предложением о праве родителей «неорганизованных детей» на ежемесячную компенсацию в целях реализации ст.31 Закона РФ «Об образовании» для обеспечения бесплатного дошкольного образования на основании части 2 статьи 43 Конституции РФ в адрес Министра образования РС(Я) (исх.№641-УП от 28.12.2012).


Раздел IX. Защита социальных прав. Например, инициатива о повышении на размер районного коэффициента жилищных субсидий инвалидам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, размера ЕДВ и «материнского капитала», а также субсидий безработным почему-то остаются без поддержки.

Всегда в сфере внимания правозащитников: 8 июля 2008 года состоялось заседание Координационного совета российских уполномоченных по правам человека с участием Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голиковой, 7 апреля 2009 года - с участием Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.


Раздел X. Правозащитное правовое просвещение: сдвинули бесплатную консультацию с места, но программы – то нет. За время работы было проведено 10 ежегодных республиканских и 4 тематических семинаров-совещаний, 1 международная и 1 республиканская правозащитные конференции, 6 республиканских Круглых столов. Выпущены 1 Вестник Администрации Президента и Правительства РС(Я), 19 Информационных бюллетеней Уполномоченного по правам человека в РС(Я), 3 Информационных вестника Уполномоченного по правам человека в РС(Я), Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)». Юридическая клиника 6 лет действует. 27 мая 2011 года состоялся Круглый стол Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) на тему «Проблемы реализации права граждан на доступ к информации в Республике Саха (Якутия)», посвященный проблемам реализации указанного права населения.

Не перестаю восхищаться общественными партнерами – НКО – инвалидов, ветеранов, женщин, солдатских матерей и др., которые совместно с нами делают большие и малые дела. Мы первыми пошли по пути создания инициативных групп по жилищным вопросам. Нашего полку прибывает. Появилась Общественная палата РС(Я), появляются новые уполномоченные по правам предпринимателей и КМНС. Конечно, по своей сути не можем обходиться без СМИ. Надеюсь, что в настоящий момент уже рождается что-то новое и интересное, и полезное для человека.


Раздел XI. Международное сотрудничество вышло на самый высокий уровень.


Заключение. Уполномоченный по правам человека в РС(Я) и его аппарат сегодня – это единственный правозащитный орган в субъекте РФ, имеющий свою символику с 2006 года, свой Гимн, свой почетный Знак, свои издания.

Важным итогом деятельности государственного правозащитного института стал его высокий авторитет как наиболее объективной и доступной для жителей организации, где они бесплатно могут получить точную правовую оценку обжалуемых решений. Присяга правозащитника быть всегда честными и беспристрастными в правовой оценке конфликтных ситуаций, возникающих между гражданином и чиновником, оказалась услышанной населением. Граждане поверили и в то, что мы решительны и последовательны в отстаивании их нарушенных прав и свобод. Граждане поверили и в себя.

Также власть получила профессионального и компетентного посредника в разговоре с населением, позиция которого нередко помогает в осуществлении государственной политики по защите прав и свобод граждан на Крайнем Севере России.

Уполномоченный по правам человека в РС(Я) остается при своем мнении о том, что государственная правозащита должна быть единой системой с отраслевыми структурами. Хочется в будущем получить сподвижника в каждом наслеге, населенном пункте.
Дорогие коллеги! В связи с 10-летним юбилеем деятельности в республике Уполномоченного по правам человека в РС(Я) благодарю за сотрудничество и за ваш вклад в обеспечение и защиту прав и свобод человека на Земле Олонхо, желаю далее служить утверждению в России ценностей свободы, справедливости и демократии.
Спасибо за внимание.




Похожие:

Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком...
Охватывает период с момента утверждения в должности первого Уполномоченного Дульнева Бориса Николаевича (с 18. 10. 2007 года) по...

Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из iconДоклад Эдварс Галины Анатольевны
«Об основном содержании и результатах деятельности Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области за текущий период 2009...

Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
Целью настоящего доклада является информирование органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, общественных...

Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из icon«Об итогах работы Уполномоченного по правам человека в Республике...
Выступление Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Сабурской Сарии Харисовны

Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из iconО деятельности уполномоченного по правам человека в республике коми в 2010 году введение
Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного за 2010 год, о его оценке ситуации...

Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Чувашской...
Он, не располагая властно-распорядительными функциями, содействует восстановлению нарушенных прав человека и гражданина посредством...

Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Чувашской...
Он, не располагая властно-распорядительными функциями, содействует восстановлению нарушенных прав человека и гражданина посредством...

Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о разных, в т ч. уникальных, формах и методах восстановления прав жителей республики по итогам нашей работы за первое десятилетие на 130 листах состоит из iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2008 году
Возникающие между ними противоречия должны решаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод. Защита прав...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск