«Язык делового общения»
(Программа межпредметного курса по выбору для предпрофильной подготовки) Программа предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Актуальность. По словам замечательного французского педагога 19 века Альфреда Фулье: ребёнка надо приспособить к будущему человечества. Это значит, что школа призвана обеспечить у ученика готовность к дальнейшему развитию – за стенами школы: учить детей так, чтобы никакие, даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли бы поставить его в тупик. Для этого необходимо обучать детей хотя бы простейшим формам общения (в устной и письменной формах, которое предполагает владение навыками составления делового письма).
Как показывают многолетние наблюдения, выпускники школ, студенты зачастую затрудняются в составлении деловых бумаг, документов: заявления: автобиографии, доверенности, расписки и т.д.
Новизна предполагаемой программы заключается в том, что навыки составления деловых бумаг у выпускников сформированы недостаточно из-за отсутствия пособий, удобных для ежедневного использования, недостаточного содержания данной учебной программы в базовом учебном плане. Её содержание направлено на развитие знаний, умений и навыков правильно, точно выражать свои мысли, оформлять деловые бумаги.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с профессиями, требующими умелого обращения с деловыми бумагами: секретарь-референт, секретарь-делопроизводитель, менеджер и т.д. Таким образом, содержание материала направлено также на решение задач профориентации.
Задачи:
знакомить с требованиями к языку служебных документов (нормами и особенностями
официально-делового стиля, грамматически правильного построения текста);
развивать правильную речь;
воспитывать уважение и чуткое отношение к языку.
формировать уверенность в своих возможностях устанавливать связь с государственными, общественными учреждениями.
Ожидаемые результаты.
Умения:
- пользоваться специальной лексикой, подбирать слова и специальные термины;
- экономно использовать средства языка;
- устанавливать контакт с людьми;
- стремиться к взаимодействию и сотрудничеству.
Знания:
- видов и назначений тех или иных документов;
- грамматических основ правильного построения деловой речи.
Контроль за уровнем учебных достижений:
- устный опрос;
- письменные работы;
- тестирование. Примерный тематический план:
| Тема занятия 1 раздел.
| Форма проведения
|
| 1
| Стили речи. Официально-деловой стиль. Требования к деловой речи.
| Лекция.
| 1
| 2
| Письмо. Открытое письмо.
| Практич. работа
| 1
| 3
| Приглашение. Поздравление. Телеграмма.
| Творч.работа
| 1
| 4
| Расписка. Объявление.
| Анализ образцов.
| 1
| 5
| Справка. Удостоверение.
| Практич.работа.
| 1
| 6
| Объяснительная записка. Доверенность.
| Исследовательская работа.
| 1
| 7
| Заявление. Автобиография.
| Творческая работа.
| 1
| 8
| Протокол. Выписка из протокола. План.
| Практическая работа.
| 1
| 9
| Анкета.
| Анализ образцов.
| 1
| 10
| Рапорт. Отчёт.
| Творческая работа.
| 1
| 11
| Характеристика. Договор.
| Практическая работа.
| 1
| 12
| Приказ. Акт.
| Практическая работа.
| 1
| 13
| Счёт. Распоряжение. Реклама.
| Лекция.
| 1
| 14
| 2 раздел. Публицистический стиль. Тезисы и конспект. Доклад. Цитирование.
| Творческая работа.
| 1
| 15
16
| Отзыв и рецензия.
| Лекция + практ. занятие
| 2
| 17
| Тестирование.
|
| 1
|
Примерное содержание занятий.
Лекционная, теоретическая часть ( назначение данного документа, требования к оформлению, разновидности данного документа, план составления документа).
Анализ образцов.
Практические упражнения вида:
- определите стиль данного документа;
- можно ли данный текст назвать распиской;
- отредактируйте текст;
- назовите недостающие документу реквизиты и т.д.
4. Творческая работа.
Время, отведённое на ту или иную часть занятия, может варьироваться в зависимости от темы.
Занятие № 1.
Теоретическая часть. Понятие о стилях речи (публицистический, научный, художественный, официально-деловой). Особенности каждого стиля.
Практическая часть. Упражнения на определение стиля речи. Доказательство принадлежности данного текста тому или иному стилю.
Составьте текста в заданном стиле (по вариантам) на тему «Осень».
Официально-деловой стиль. Требования к деловой речи.
Занятие № 2.
Коллективное обсуждение вопроса «Что такое письмо?». Вывод в форме определения записывается в тетрадь. Различные виды писем. План письма делового содержания.
Обсуждение образца делового письма.
Выполнение упражнений (пособие для учащихся).
Открытое письмо. Особенности открытого письма.
Составление письма определённого вида (по вариантам).
Занятие № 3.
Приглашение. Коллективное составление плана. Различные формы пригласительных билетов.
Выполнение упражнений аналитического характера.
Составление шуточного приглашения на день рождения усложнённой формы.
Коллективное обсуждение вопроса «С чем можно поздравлять и в какой форме?».
Анализ образцов, данных в пособии.
Отличие телеграммы от телефонограммы.
Занятие № 4.
Коллективное обсуждение вопроса назначения документа «Расписка». Составление плана расписки на основе анализа образца.
Упражнения (какой элемент расписки отсутствует; найдите расписку в художественном произведении и выпишите её.)
Составьте расписку в получении денег для своего класса, заработанных во время работы в трудовом лагере.
Объявление. Назначение данного документа ( формулировка выписывается из словаря Ожегова.
Выполнение упражнений.
Составление документов юмористического характера.
Занятие № 5.
Определение понятий «справка», «удостоверение» по словарю Ожегова.
Назначение данного вида деловых бумаг. Реквизиты справки.
Заполнение трафаретного образца справки.
Выполнение практических упражнений (анализ вариантов составления справок и удостоверений).
Составление удостоверения на основе данного текста.
Занятие № 6.
Теоретическая часть (объяснительная записка, служебная записка, докладная записка, доверенность).
Реквизиты объяснительной записки. Выполнение упражнений аналитического характера по данному документу.
Реквизиты служебной и докладной записок. Анализ образцов.
Составить объяснительную записку, проанализировав данный текст.
Различные формы оформления доверенности на практике.
Занятие № 7.
Теоретическая часть. Заявление. План заявления.
Практические упражнения по составлению заявления.
Теоретическая часть. Происхождения термина «автобиография». Элементы, необходимые для написания автобиографии.
Анализ образцов с целью выявления недочётов.
Составьте свою автобиографию, опираясь на данную инструкцию.
Занятие № 8.
Теоретическая часть. Назначение протокола. Содержание протокола. Необходимые реквизиты протокола.
Редактирование готовых образцов протокола.
Выписка из протокола и её назначение (коллективное обсуждение и формулировка).
Составление протокола на основе отрывка из художественного произведения.
Что может отражать план. Элементы плана (конспектирование статьи).
Составление плана мероприятия по образцу.
Занятие № 9.
Теоретический вопрос. Анкета. Составляющие анкеты.
Заполнение схематического образца.
Выполнение упражнений (заполнить личную карточку от имени своих родителей, добавить пункты в анкете, составьте вопросы, используя текст и т. д.)
Заполните анкету и узнаете, какие люди вам нравятся.
Продумайте вопросы и составьте анкету на своего учителя, отца, брата и т. д.
Занятие № 10
«Рапорт» по словарю Ожегова.
Выполнение упражнений по составлению, корректировке рапорта.
«Отчёт» по словарю Ожегова. Задачи отчёта.
Анализ различных вариантов плана отчёта.
Творческая работа по составлению отчёта о проделанной работе на пришкольном участке.
Занятие № 11.
Что такое характеристика? Лекция с опорой на устные ответы учащихся.
Выполнение упражнений.
Коллективное составление плана характеристики на основе анализа образца.
Составление характеристики на своего одноклассника.
Договор и соглашение. План составления договора.
Практическая работа по корректировке и составлению договора.
Занятие № 12.
Приказ. Что указывают в приказе. Виды приказов. Требования к оформлению приказов.
Анализ готового образца, выделение частей приказа.
Составление приказа на поощрение.
Акт. План составления акта.
Практические упражнения по составлению актов.
Занятие № 13
счёт. План счёта.
Выполнение практических упражнений по корректировке счёта.
Распоряжение. Назначение данного вида деловых бумаг.
Составление распоряжения.
Этимология слова «реклама». История развития.
Чем отличается реклама от объявления.
Составление сочинения-рекламы на прочитанное произведение.
Занятие № 14.
Лекционная часть по теме «Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля».
Требования к оформлению конспекта, тезисов.
Доклад. План работы над докладом.
Различные виды цитирования. Практическое упражнение по оформлению цитат.
Работа над докладом на лингвистическую тему.
Занятие № 15 и 16.
Отзыв и рецензия. Сходство и отличие данных видов работ.
Чтение и анализ готовых образцов. Различные формы написания рецензии.
План написания рецензии.
Написание отзыва на просмотренный кинофильм.
Написание рецензий в различных формах.
Занятие № 17.
Подготовка к тестированию по пройденным темам.
Проведение тестирования.
Литература для учителя:
Бондырёва Т.Н.Секретарское дело.- М: Высшая школа.- 1979.
Бутакова Е.С. Межпредметная интеграция на уроках русского языка при обучении научной речи.- РЯШ.-1997. - №1 – С.20
Горбунов П.И. Деловые бумаги. М. – 1959.
Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика текста. – РЯШ. – 1998. - №1 – 102 с.
Коротаева Е.В. Обучение, погружённое в общение. – РЯШ. – 1992. - №2. – 3с.
Литература для учащихся:
Скиргайло Т.О. Деловое письмо. – Казань.-1998.
Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. – «Просвещение». – 1977.
Молчанов С.С. Деловые бумаги. Майкоп, 1960.
|