1 раздел


Скачать 90.07 Kb.
Название1 раздел
ТипПрограмма
filling-form.ru > бланк заявлений > Программа
«Язык делового общения»

(Программа межпредметного курса по выбору для предпрофильной подготовки)
Программа предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.

Актуальность. По словам замечательного французского педагога 19 века Альфреда Фулье: ребёнка надо приспособить к будущему человечества. Это значит, что школа призвана обеспечить у ученика готовность к дальнейшему развитию – за стенами школы: учить детей так, чтобы никакие, даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли бы поставить его в тупик. Для этого необходимо обучать детей хотя бы простейшим формам общения (в устной и письменной формах, которое предполагает владение навыками составления делового письма).

Как показывают многолетние наблюдения, выпускники школ, студенты зачастую затрудняются в составлении деловых бумаг, документов: заявления: автобиографии, доверенности, расписки и т.д.

Новизна предполагаемой программы заключается в том, что навыки составления деловых бумаг у выпускников сформированы недостаточно из-за отсутствия пособий, удобных для ежедневного использования, недостаточного содержания данной учебной программы в базовом учебном плане. Её содержание направлено на развитие знаний, умений и навыков правильно, точно выражать свои мысли, оформлять деловые бумаги.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с профессиями, требующими умелого обращения с деловыми бумагами: секретарь-референт, секретарь-делопроизводитель, менеджер и т.д. Таким образом, содержание материала направлено также на решение задач профориентации.

Задачи:

  1. знакомить с требованиями к языку служебных документов (нормами и особенностями

официально-делового стиля, грамматически правильного построения текста);

  1. развивать правильную речь;

  2. воспитывать уважение и чуткое отношение к языку.

  3. формировать уверенность в своих возможностях устанавливать связь с государственными, общественными учреждениями.

Ожидаемые результаты.

Умения:

- пользоваться специальной лексикой, подбирать слова и специальные термины;

- экономно использовать средства языка;

- устанавливать контакт с людьми;

- стремиться к взаимодействию и сотрудничеству.

Знания:

- видов и назначений тех или иных документов;

- грамматических основ правильного построения деловой речи.

Контроль за уровнем учебных достижений:

- устный опрос;

- письменные работы;

- тестирование.
Примерный тематический план:





Тема занятия 1 раздел.

Форма проведения




1

Стили речи. Официально-деловой стиль. Требования к деловой речи.

Лекция.

1

2

Письмо. Открытое письмо.

Практич. работа

1

3

Приглашение. Поздравление. Телеграмма.

Творч.работа

1


4

Расписка. Объявление.

Анализ образцов.

1

5

Справка. Удостоверение.

Практич.работа.

1

6

Объяснительная записка. Доверенность.

Исследовательская работа.

1

7

Заявление. Автобиография.

Творческая работа.

1

8

Протокол. Выписка из протокола. План.

Практическая работа.

1


9

Анкета.

Анализ образцов.

1

10

Рапорт. Отчёт.

Творческая работа.

1

11

Характеристика. Договор.

Практическая работа.

1

12

Приказ. Акт.

Практическая работа.

1

13

Счёт. Распоряжение. Реклама.

Лекция.

1

14

2 раздел. Публицистический стиль. Тезисы и конспект. Доклад. Цитирование.

Творческая работа.

1

15

16

Отзыв и рецензия.

Лекция + практ. занятие

2

17

Тестирование.




1


Примерное содержание занятий.

  1. Лекционная, теоретическая часть ( назначение данного документа, требования к оформлению, разновидности данного документа, план составления документа).

  2. Анализ образцов.

  3. Практические упражнения вида:

- определите стиль данного документа;

- можно ли данный текст назвать распиской;

- отредактируйте текст;

- назовите недостающие документу реквизиты и т.д.

4. Творческая работа.

Время, отведённое на ту или иную часть занятия, может варьироваться в зависимости от темы.

Занятие № 1.

  1. Теоретическая часть. Понятие о стилях речи (публицистический, научный, художественный, официально-деловой). Особенности каждого стиля.

  2. Практическая часть. Упражнения на определение стиля речи. Доказательство принадлежности данного текста тому или иному стилю.

  3. Составьте текста в заданном стиле (по вариантам) на тему «Осень».

  4. Официально-деловой стиль. Требования к деловой речи.

Занятие № 2.

  1. Коллективное обсуждение вопроса «Что такое письмо?». Вывод в форме определения записывается в тетрадь. Различные виды писем. План письма делового содержания.

  2. Обсуждение образца делового письма.

  3. Выполнение упражнений (пособие для учащихся).

  4. Открытое письмо. Особенности открытого письма.

  5. Составление письма определённого вида (по вариантам).

Занятие № 3.

  1. Приглашение. Коллективное составление плана. Различные формы пригласительных билетов.

  2. Выполнение упражнений аналитического характера.

  3. Составление шуточного приглашения на день рождения усложнённой формы.

  4. Коллективное обсуждение вопроса «С чем можно поздравлять и в какой форме?».

  5. Анализ образцов, данных в пособии.

  6. Отличие телеграммы от телефонограммы.

Занятие № 4.

  1. Коллективное обсуждение вопроса назначения документа «Расписка». Составление плана расписки на основе анализа образца.

  2. Упражнения (какой элемент расписки отсутствует; найдите расписку в художественном произведении и выпишите её.)

  3. Составьте расписку в получении денег для своего класса, заработанных во время работы в трудовом лагере.

  4. Объявление. Назначение данного документа ( формулировка выписывается из словаря Ожегова.

  5. Выполнение упражнений.

  6. Составление документов юмористического характера.

Занятие № 5.

  1. Определение понятий «справка», «удостоверение» по словарю Ожегова.

  2. Назначение данного вида деловых бумаг. Реквизиты справки.

  3. Заполнение трафаретного образца справки.

  4. Выполнение практических упражнений (анализ вариантов составления справок и удостоверений).

  5. Составление удостоверения на основе данного текста.

Занятие № 6.

  1. Теоретическая часть (объяснительная записка, служебная записка, докладная записка, доверенность).

  2. Реквизиты объяснительной записки. Выполнение упражнений аналитического характера по данному документу.

  3. Реквизиты служебной и докладной записок. Анализ образцов.

  4. Составить объяснительную записку, проанализировав данный текст.

  5. Различные формы оформления доверенности на практике.

Занятие № 7.

  1. Теоретическая часть. Заявление. План заявления.

  2. Практические упражнения по составлению заявления.

  3. Теоретическая часть. Происхождения термина «автобиография». Элементы, необходимые для написания автобиографии.

  4. Анализ образцов с целью выявления недочётов.

  5. Составьте свою автобиографию, опираясь на данную инструкцию.

Занятие № 8.

  1. Теоретическая часть. Назначение протокола. Содержание протокола. Необходимые реквизиты протокола.

  2. Редактирование готовых образцов протокола.

  3. Выписка из протокола и её назначение (коллективное обсуждение и формулировка).

  4. Составление протокола на основе отрывка из художественного произведения.

  5. Что может отражать план. Элементы плана (конспектирование статьи).

  6. Составление плана мероприятия по образцу.

Занятие № 9.

  1. Теоретический вопрос. Анкета. Составляющие анкеты.

  2. Заполнение схематического образца.

  3. Выполнение упражнений (заполнить личную карточку от имени своих родителей, добавить пункты в анкете, составьте вопросы, используя текст и т. д.)

  4. Заполните анкету и узнаете, какие люди вам нравятся.

  5. Продумайте вопросы и составьте анкету на своего учителя, отца, брата и т. д.

Занятие № 10

  1. «Рапорт» по словарю Ожегова.

  2. Выполнение упражнений по составлению, корректировке рапорта.

  3. «Отчёт» по словарю Ожегова. Задачи отчёта.

  4. Анализ различных вариантов плана отчёта.

  5. Творческая работа по составлению отчёта о проделанной работе на пришкольном участке.

Занятие № 11.

  1. Что такое характеристика? Лекция с опорой на устные ответы учащихся.

  2. Выполнение упражнений.

  3. Коллективное составление плана характеристики на основе анализа образца.

  4. Составление характеристики на своего одноклассника.

  5. Договор и соглашение. План составления договора.

  6. Практическая работа по корректировке и составлению договора.

Занятие № 12.

  1. Приказ. Что указывают в приказе. Виды приказов. Требования к оформлению приказов.

  2. Анализ готового образца, выделение частей приказа.

  3. Составление приказа на поощрение.

  4. Акт. План составления акта.

  5. Практические упражнения по составлению актов.

Занятие № 13

  1. счёт. План счёта.

  2. Выполнение практических упражнений по корректировке счёта.

  3. Распоряжение. Назначение данного вида деловых бумаг.

  4. Составление распоряжения.

  5. Этимология слова «реклама». История развития.

  6. Чем отличается реклама от объявления.

  7. Составление сочинения-рекламы на прочитанное произведение.

Занятие № 14.

  1. Лекционная часть по теме «Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля».

  2. Требования к оформлению конспекта, тезисов.

  3. Доклад. План работы над докладом.

  4. Различные виды цитирования. Практическое упражнение по оформлению цитат.

  5. Работа над докладом на лингвистическую тему.

Занятие № 15 и 16.

  1. Отзыв и рецензия. Сходство и отличие данных видов работ.

  2. Чтение и анализ готовых образцов. Различные формы написания рецензии.

  3. План написания рецензии.

  4. Написание отзыва на просмотренный кинофильм.

  5. Написание рецензий в различных формах.

Занятие № 17.

  1. Подготовка к тестированию по пройденным темам.

  2. Проведение тестирования.



Литература для учителя:


  1. Бондырёва Т.Н.Секретарское дело.- М: Высшая школа.- 1979.

  2. Бутакова Е.С. Межпредметная интеграция на уроках русского языка при обучении научной речи.- РЯШ.-1997. - №1 – С.20

  3. Горбунов П.И. Деловые бумаги. М. – 1959.

  4. Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика текста. – РЯШ. – 1998. - №1 – 102 с.

  5. Коротаева Е.В. Обучение, погружённое в общение. – РЯШ. – 1992. - №2. – 3с.


Литература для учащихся:



  1. Скиргайло Т.О. Деловое письмо. – Казань.-1998.

  2. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. – «Просвещение». – 1977.

  3. Молчанов С.С. Деловые бумаги. Майкоп, 1960.

Похожие:

1 раздел iconОбщие положения 5 Раздел Термины и определения 6 Раздел Обязанности,...
Перечень документов для исполнения операций, проводимых Регистратором, и особенности их оформления 26

1 раздел iconОбщие положения 5 Раздел Термины и определения 6 Раздел Обязанности,...
Перечень документов для исполнения операций, проводимых Регистратором, и особенности их оформления 26

1 раздел iconОбщие положения 5 Раздел Термины и определения 6 Раздел Обязанности,...
Перечень документов для исполнения операций, проводимых Регистратором, и особенности их оформления 26

1 раздел iconВопросы к зачету по дисциплине Основы программирования
Описать основные элементы структуры программы ( Раздел интерфейса, раздел реализации, раздел инициализации)

1 раздел iconИнструкция по заполнению форм участниками размещения заказа 25 Раздел...
Форма описи документов, представляемых для участия в открытом запросе цен (Форма №1) 13

1 раздел iconИнструкция по заполнению форм участниками размещения заказа 23 Раздел...
1 Условия проведения открытого запроса предложений 3 Раздел 2 Информационная карта открытого запроса предложений 9 Раздел Образцы...

1 раздел iconСовет по аудиторской деятельности
Данные примерные формы одобрены Советом по аудиторской деятельности 24 марта 2015 г. (протокол №16, раздел ІX), 23 сентября 2015...

1 раздел iconСовет по аудиторской деятельности
Данные примерные формы одобрены Советом по аудиторской деятельности 24 марта 2015 г. (протокол №16, раздел ІX), 23 сентября 2015...

1 раздел iconИнструкция по заполнению форм участниками размещения заказа 23 Раздел...
Выбор организации на право заключения договора оказания услуг по страхованию сотрудников Ванинского филиала фгуп «Росморпорт» с разделением...

1 раздел iconИнструкция по заполнению форм участниками размещения заказа 53 Раздел...
Форма описи документов, представляемых для участия в открытом запросе предложений (Форма №1) 18

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск