Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 10.09.2012 N 877 "Об утверждении и принятии к реализации регионального проекта "Создание и распространение инновационны...
Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 03.10.2012
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ
от 10 сентября 2012 г. N 877 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ПРИНЯТИИ К РЕАЛИЗАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СОЗДАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ
ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ" В целях создания условий для реализации образовательных моделей, обеспечивающих современное качество образования и устойчивое развитие региональной общеобразовательной сети, поддержки и поощрения общеобразовательных учреждений с инновационным содержанием образования, повышения престижа учительской профессии и распространения педагогического опыта приказываю:
1. Утвердить региональный проект "Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов" (приложение) и принять его к реализации с 10 сентября 2012 года.
2. Отделу развития образования и аттестации обучающихся и педагогических работников департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Глазьева) разместить на портале департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области информацию о реализации регионального проекта "Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов" (далее - Проект).
3. Поручить региональному оператору Проекта - Центру развития образования и мониторинга образовательной деятельности ГОБУ ВПО ВО "Воронежский институт инновационных систем" (Митрофанов):
3.1. Разместить текст Проекта на сайте регионального оператора Проекта.
3.2. Организовать методическое сопровождение и консультирование участников Проекта.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования:
4.1. Разместить текст Проекта на официальном сайте органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
4.2. Обеспечить широкое информирование педагогических коллективов и общественности о реализации Проекта.
4.3. Назначить муниципальных координаторов по реализации Проекта и обеспечить их взаимодействие с региональным оператором Проекта.
5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Руководитель департамента
О.Н.МОСОЛОВ Приложение
к приказу
от 10.09.2012 N 877 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"СОЗДАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
МОДЕЛЕЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ" 1. ПРОЕКТ: ИДЕОЛОГИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ 1.1. Идеология проекта "Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов" (далее - Проект):
Совершенствование общеобразовательной системы направлено на обеспечение доступности качественного образования, повышение открытости образования, достижение системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих работников сферы образования.
Основными стратегическими документами для совершенствования системы общего образования являются план действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, проект модернизации региональных систем общего образования.
Федеральные документы стали основанием для разработки долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы", регионального комплекса мер по модернизации системы общего образования, муниципальных программ развития образовательной сети, программ развития общеобразовательных учреждений.
На образовательном пространстве Воронежской области сформулированы и приняты к реализации инновационные подходы в управлении образовательными системами, в организации образовательного процесса и среды, в использовании образовательных технологий и методик обучения.
Программы развития и проекты модернизации образования стимулируют инновационную деятельность педагогических коллективов и отдельных работников. В ходе реализации проектов и программ общеобразовательные учреждения на практике отрабатывают инновационные модели образования, образцы того, как может и должна быть устроена современная школа.
В настоящее время в системе образования Воронежской области выявлены новые качественные характеристики, которые могут стать "точками роста" для ее дальнейшей модернизации, а именно:
- функционирование региональной системы оценки качества образования как системы государственно-общественной оценки качества образования, включающей в себя различные механизмы оценки качества образования (ЕГЭ, ГИА, независимая оценка индивидуальных учебных достижений обучающихся 4 - 8-х классов);
- опережающее введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с 2010 года;
- создание условий для апробации механизмов, технологий введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- развитие сетевых форм реализации образовательных программ, обеспечивающих доступность качественного образования;
- демонополизация в сфере оказания услуг дополнительного профессионального образования и переподготовки педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, позволяющая расширить перечень учреждений, имеющих право на предоставление услуг непрерывного профессионального образования, сформировать устойчивые механизмы развития в этой сфере конкурентной среды, а также закрепить персонифицированные модели повышения квалификации;
- обновление системы аттестации педагогических и руководящих работников, обеспечивающей профессиональный рост педагога и продуктивность его труда;
- совершенствование инфраструктуры общего образования, позволяющей обучаться в современных условиях большему количеству учащихся;
- функционирование системы развития и поддержки талантливых детей;
- развитие системы инклюзивного образования детей (в том числе на основе дистанционных технологий);
- расширение границ открытости системы образования, в том числе через государственно-общественное управление и социальное партнерство;
- рост самостоятельности школ.
Однако наряду с проводимыми изменениями в региональной системе общего образования фиксируется наличие ряда нерешенных проблем, которые условно можно разделить на общие ("глобальные"): "несоответствие содержания и качества обучения, воспитания и развития школьников современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, отдельной личности", "сохранение высокой доли детей, не имеющих возможности получать качественное образование в связи с особенностями расселения" и т.д. - и частные, замедляющие продвижение процессов модернизации в части формирования опыта, применение которого обеспечит решение общих проблем.
К ним относятся:
- слабо сформированное экспертное поле, способное дать объективную оценку новшествам с целью их дальнейшего продвижения;
- несформированность системы сопровождения инновационных процессов, происходящих в общеобразовательных учреждениях региона;
- отсутствие трансляционных механизмов для продвижения приоритетных моделей организации школьного образования;
- несвязанность передовых образовательных практик с финансово-экономической поддержкой инноваций в рамках нормативно-бюджетного финансирования.
Таким образом, одним из приоритетных направлений дальнейшего совершенствования общеобразовательной системы Воронежской области является решение вышеуказанных "частных" проблем с целью активного продвижения в решении проблем "общих".
Поддержка инновационных практик, в том числе и финансовая, приобретает особую актуальность в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов, результативность освоения которых зависит от реализации "новых" образовательных моделей.
Все вышеизложенное определяет идеологию проекта.
Нормативная правовая основа для разработки и реализации Проекта:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с дополнениями и изменениями);
- Приоритетные направления развития российского образования, одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004, протокол N 47;
- Концепция модернизации российского образования до 2020 года, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2005, N 751;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года, N 1662-р;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009, N 373;
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утверждена Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. 04.02.2010, Приказ N 271; КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Распоряжение Правительства РФ N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" издано 07.09.2010, а не 07.08.2010. - "Об утверждении плана действий по модернизации образования на 2011 - 2015 годы", Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2010, N 1507-р;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010, N 1897;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011, N 61;
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011, N 163-р;
- Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам образования 19 апреля 2012 года, утв. Президентом РФ Д. Медведевым 02.05.2012, ПР-1140;
- "О плане мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации", утв. постановлением правительства Воронежской области от 20.01.2010, N 29;
- план действий по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Воронежской области в 2011 - 2015 годах", утв. губернатором Воронежской области Гордеевым А.В. 05.04.2010; КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду областная целевая программа "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 N 736; постановлением Воронежской областной Думы от 25.05.2006 N 491-IV-ОД утверждалась областная целевая программа "Развитие образования Воронежской области на 2006 - 2010 годы". - долгосрочная областная целевая программа "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы", утв. постановлением Воронежской областной Думы от 25.05.2010, N 491-IV-ОД, постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010, N 736;
- "Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы в Воронежской области", утв. приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.12.2010, N 974;
- "Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году", утв. постановлением правительства Воронежской области 9 февраля 2012 года, N 72. 1.2. Цели и задачи Проекта Цель Проекта - создание условий для реализации образовательных моделей, обеспечивающих современное качество образования и устойчивое развитие региональной общеобразовательной сети.
Задачи Проекта:
- выявление, поддержка и сопровождение лучших образовательных практик и проектов;
- изменение механизмов финансово-экономической поддержки инноваций в образовании, обеспечивающих в рамках нормативно-бюджетного финансирования зависимость финансирования от актуальности реализуемых программ, мероприятий для региональной системы образования и результатов деятельности учреждений;
- создание новых моделей сетевого взаимодействия, основанных на взаимодействии "школ-лидеров" и школ, показывающих низкую результативность;
- выстраивание каналов коммуникаций на муниципальном и региональном уровнях для продвижения перспективных инноваций;
- совершенствование системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам инновационной деятельности;
- конструирование, описание и экспертиза различных инновационных образовательных моделей для реализации требований ФГОС;
- разработка и апробация механизмов и процедур экспертизы (в т.ч. общественной) педагогического опыта, педагогических инноваций;
- более широкое привлечение общественности к решению проблем развития образования. 2. СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА Проект является стратегическим документом, закладывающим общие, признанные государством и важные для региона приоритеты развития региональной системы общего образования на перспективу.
Проект направлен на поддержку учреждений общего образования Воронежской области, реализующих экспериментальные и инновационные проекты и программы, различные векторы развития, направленные на внедрение ФГОС.
Приоритетные направления региональной образовательной политики в части организации образовательного процесса:
- организация образовательного процесса для обучающихся первой и второй ступеней в режиме "полного учебного дня", обеспечивающего условия для эффективной реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО);
- внедрение механизмов индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся (ИОП) с целью обеспечения их эффективной самостоятельной научно-исследовательской, творческой и другой деятельности при поддержке педагогических работников и тьюторов в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО);
- обеспечение для обучающихся на третьей ступени возможности формирования и реализации индивидуальных учебных планов (ИУП), включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или профильном уровне), в том числе интегрированных учебных предметов, а также дополнительных учебных предметов и курсов по выбору;
- развитие сетевых моделей взаимодействия, обеспечивающих доступность современных образовательных условий для большего количества обучающихся (в том числе дистанционно);
- создание механизмов и условий, обеспечивающих распространение инновационного опыта от школ-лидеров для школ, имеющих низкую результативность образовательной деятельности, через реализацию совместных мероприятий в области обучения, воспитания, социализации обучающихся, а также посредством продвижения современных технологий и методик обучения, способов организации образовательного процесса;
|