МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ СОЦИАЛЬНО-Экономических и информационно-правовых дисциплин УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры гуманитарных социально-экономических и информационно-правовых дисциплин,
кандидат исторических наук, доцент,
полковник полиции
Пеструилов А.С.
« » 2017 г.
Дисциплина:
| Русский язык в деловой документации
| специальность
| 40.05.02 Правоохранительная деятельность
| специализация
| Оперативно-розыскная деятельность
| узкая специализация
| Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины
слушателями заочной формы обучения
Рассмотрен и утвержден
на заседании кафедры ГСЭиИПД
протокол № ___
от « __ » ________ 2017 г.
| Подготовил:
К.п.н., доцент
доцент кафедры Н.А. Артеменко
|
НОВОРОССИЙСК
2017
Введение
Цели и задачи изучения дисциплины Цель дисциплины: формирование образцовой языковой личности специалиста, речь которого соответствует нормам, принятым как в образованной среде, так и в сфере профессионального общения.
Задачи дисциплины:
повышать культуру речи, уровень орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности;
формировать и развивать навыки и умения в области деловой и научной речи, написания и защиты учебно-научной работы;
развивать юридическое сознание и юридическую культуру, умения и навыки письменной речи в деловом и профессиональном общении;
расширять знания обучаемых о нормативных аспектах современного русского языка;
формировать способность к оптимальному выбору языковых средств, необходимых для построения текста в соответствии с коммуникативной ситуацией и целью коммуникации;
повышать уровень культуры обучаемых;
воспитывать чувство уважения к языку, речи как части общенациональной культуры.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Русский язык в деловой документации» является дисциплиной базовой части (Б1.Б8) учебного плана, преподается на 2 курсе заочной формы обучения.
Знания, умения и компетенции, необходимые для начала изучения дисциплины, должны быть сформированы на предшествующем этапе обучения (среднее полное общее образование).
В результате их освоения обучающийся должен:
знать:
- основные логические понятия и категории, необходимые для осуществления профессиональной деятельности на основе логического мышления;
- основы делопроизводства и режима секретности.
уметь:
- правильно применять полученные знания в практической деятельности, в процессе получения, проверки, анализа информации;
- применять понятия с четко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждений;
- составлять деловую документацию в соответствии с государственным стандартом и требованиями к содержанию и оформлению основных реквизитов документов.
владеть:
- навыками проблемного мышления, распознания логических ошибок в профессиональной деятельности;
- основами делопроизводства. Значение изучения учебной дисциплины при подготовке специалиста. Освоение данной дисциплины предполагает формирование устной и письменной речи в профессиональной юридической деятельности, углубление и систематизацию знаний норм функциональных стилей современного русского языка. Курс способствует активному овладению нормами официально-делового стиля, привитию навыков стилистического анализа и составлению юридических текстов разных типов. Основные стилистические, лексические, морфологические, синтаксические нормы русского языка даются применительно к юридической практике, предполагается анализ типичных ошибок, допускаемых на практике при составлении процессуальных документов. Освоение курса позволит повысить общую речевую культуру будущих юристов и развить навыки устной и письменной речи в правовой сфере.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
А) общекультурных:
- способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК – 14).
Б) профессиональных:
в правоприменительной деятельности:
- способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);
- способностью правильно и полно отражать в оперативно-служебной деятельности результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-26).
В результате изучения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы следующие знания и умения, необходимые для формирования общекультурных, профессиональных профессионально-специализированных компетенций:
Код компетенции
| Перечень компонентов
| ОК-14
| знать: языковые нормы акцентологии, орфоэпии, орфографии, пунктуации, лексики, грамматики; основные понятия стилистики; особенности правописания и употребления юридической лексики в деловой документации; правила составления и оформления текстов документов; нормы официально-делового стиля, специфику письменного делового общения;
уметь: употреблять юридическую лексику в деловой речи; составлять тексты различных видов деловых бумаг, правильно оформлять их в соответствии с языковыми и стилистическими нормами; пользоваться научной, справочной литературой;
владеть: лингвистическим анализом, редактированием, правкой служебных документов.
| ПК-7
| знать: языковые нормы фонетики, орфографии, пунктуации, лексики, грамматики, стилистики; особенности употребления юридической лексики в деловой документации; правила составления и оформления текстов документов; нормы официально-делового стиля, специфику письменного делового общения;
уметь: составлять деловую документацию, правильно оформлять их в соответствии с языковыми нормами и правилами ее оформления; правильно использовать юридическую лексику в деловой документации; пользоваться научной, справочной литературой;
владеть: лингвистическим анализом, редактированием, правкой служебных и процессуальных документов.
| ПК-26
| знать: акцентологические, орфоэпические, орфографические, пунктуационные, лексические, грамматические, стилистические нормы русского литературного языка; особенности правописания и употребления юридической лексики в деловой документации;
правила составления и оформления текстов документов;
нормы официально-делового стиля, специфику письменного делового общения;
уметь: правильно употреблять юридическую лексику в деловой речи; составлять тексты деловых бумаг, правильно оформлять их в соответствии с языковыми нормами; пользоваться научной, справочной литературой;
владеть: лингвистическим анализом, редактированием, правкой служебной и процессуальной документации.
|
Взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами учебного плана. Дисциплина «Русский язык в деловой документации» тесно связан с дисциплинами: «Иностранный язык» (виды значений слова, заимствования, лексика общеупотребительная и лексика ограниченной сферы употребления); «Логика» (анализ текстового материала, построение схем предложений и сложного синтаксического целого); «Профессиональная этика и служебный этикет» (употребление определенных языковых формул при составлении разного рода деловых и служебных бумаг и документов). В целом компетенции, формируемые при изучении дисциплины, являются востребованными для всех дисциплин юридического и общегуманитарного профиля. Особенности изучения данной учебной дисциплины. Освоение дисциплины позволяет решать проблемы: 1) воспитания гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; 2) развития речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; 3) освоения знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащения словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств; 4) формирования умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Решение указанных проблем осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций посредством использования в процессе освоения материала информационно-рецептивного, репродуктивного и частично-поискового методов.
Освоение каждой темы предполагает знакомство с теоретическим материалом и обязательное выполнение устных и письменных упражнений. В первую очередь выполняются упражнения конструктивного (на образование слов по модели, схеме; на вставку слов в словосочетание, предложение, текст; на составление словосочетаний по образцу, модели, схеме) и аналитического характера (на выявление языковой единицы, на выделение, подчеркивание; на группировку слов; на вставку букв; на языковой разбор и т. д.). После освоения темы будет уместно выполнить упражнения творческого характера (на составление текста; на анализ текста; устные пересказы и рассказы; письменный пересказ).
Выполнение курсовых проектов по дисциплине не предусмотрено. По окончании освоения дисциплины слушатели сдают зачет. Допускаются к зачету слушатели, успешно сдавшие домашнюю контрольную работу (задания домашней коньрольной работы представлены в конце настоящих рекомендаций). Тематический план. Заочная форма обучения, нормативный срок обучения – 6 лет, на базе среднего (полного) общего образования.
Специализация «Оперативно-розыскная деятельность», узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска»:
№ темы
| Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы
| Л
| С
| ПЗ
| ЛР
| КР
| Всего ауд.
| СР
| Всего
| 1 курс
|
| Раздел 1. Язык и культура речевого общения сотрудников органов внутренних дел.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Стилевая система современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля.
| 2иф
|
| 2аф
|
|
| 4
| 4
| 8
| 2
| Фонетические особенности современного делового русского языка.
|
|
|
|
|
|
| 6
| 6
| 3
| Лексические средства современного русского языка. Лексика деловой документации.
|
|
|
|
|
|
| 6
| 6
| 4
| Употребление отдельных морфологических средств языка в письменной деловой речи.
|
|
|
|
|
|
| 6
| 6
| 5
| Трудные случаи орфографии.
|
|
|
|
|
|
| 6
| 6
| 6
| Синтаксические нормы современного русского языка в деловой документации.
|
|
|
|
|
|
| 6
| 6
| 2 курс
| 7
| Трудные случаи пунктуации.
|
|
|
|
|
|
| 6
| 6
|
| Раздел 2. Служебные документы сотрудников органов внутренних дел.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
| Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление.
| 2
|
| 2
|
|
| 4
| 6
| 10
| 9
| Редактирование текстов документов. Устранение типичных ошибок в деловой речи.
|
|
|
|
|
|
| 8
| 8
|
| Подготовка к зачёту
|
|
|
|
|
|
| 4
| 4
|
| Зачёт
|
|
|
|
|
|
| 6
| 6
|
| Итого:
| 4
|
| 4
|
| 2
| 8
| 64
| 72
|
Методические указания и порядок изучения дисциплины
по каждой теме На самостоятельную работу отводится 64 часа.
|