Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности


НазваниеМетодические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности
страница1/30
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк резюме > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

ГАПОУ «Соль-Илецкий индустриально-технологический техникум» Оренбургской области
Рассмотрено Утверждаю

на заседании ПЦК Зам.директора по УМР

общепрофессиональных дисциплин __________Шагартаева А.С..

и модулей социальнo-экономического «___»___________201_г.

профиля

Протокол №

От «___»______201_г.

Председатель ПЦК

_____Курманова Ж.К.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практических занятий по

МДК 02.03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях»

для обучающихся социально-экономического профиля

по специальности:

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.

Содержание:

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3 стр.

2. Краткий тематический план практических работ………………………………………..4 стр.

3.Порядок выполнения плана лабораторных и практических работ студентом…………5 стр..

Приложения…………………………………………………………………………………..75стр.

4.Критерии оценивания……………………………………………………………………. ..88стр

Пояснительная записка
Знание основ управления персоналом, помогает решению конкретных ситуаций, возникающих при приеме, адаптации персонала, оценки его деятельности, правильному формированию кадровой политики на предприятии в организации. Выполнение практических работ способствует закреплению теоретических знаний, овладением навыков самостоятельной работы студентов. Методические рекомендации по МДК 02.03. Менеджмент и управление персоналом в организациях предназначенные для подготовки квалифицированных специалистов по специальности 43.02.01 – «Организация обслуживания в общественном питании»

Тематический план

Практическое занятие № 1

Цели управления персоналом..………………………………………………………..……........…6

Практическое занятие № 2

Функции управления персоналом..………………………………………………….…........ ……7

Практическое занятие № 3

Концепции управления персоналом.…………………………………………….…….……… ….8

Практическое занятие № 4

Выбор целевых функций. Разбор конкретных ситуаций.……………………….….... …...9

Практическое занятие № 5

Кадровая политика организации ……………………………………………………..….........11

Практическое занятие № 6.

Принципы реализации политики.……….……………………………………………….………..13

Практическое занятие № 7

Направления реализации политики …………………………………………………………....14

Практическое занятие № 8

Методы реализации политики.……………………………………………………………….….....15

Практическое занятие № 9

Концепция управления персоналом ………………………………………………..……….……16

Практическое занятие № 10

Функциональное разделение труда в системе управления персоналом организации......18

Практическое занятие № 11

Разработка плана организационно-технических мероприятий по одному из направлений кадровой политики...………………………………………………………………………………..…20

Практическое занятие № 12

Развитие персонала организации.…..……………………………………………………………….21

Практическое занятие № 13

Планирование привлечения персонала.…………………………………………………......23

Практическое занятие № 14

Разработка вакансий. ……………………………………………………………….………..24

Практическое занятие № 15

Отбор по резюме.………………………………………………………………………………….…...27

Практическое занятие № 16

Интервью с кандидатами ………………………………………………………………….…...29

Подбор и расстановка персонала управления ……………………………………………...30

Практическое занятие № 18

Кадровый мониторинг………………………………………………………………………...31

Практическое занятие № 19

Облегчение процесса адаптации ……………………..……….………………………….…..32

Практическое занятие № 20

Выбор форм обучения ……………………………………………………………………..……….....34

Практическое занятие № 21

Составление планов карьеры ………………………………………………………………...35

Практическое занятие № 22

Развитие компетенции.…………………………………………………………………...........37
Практическое занятие № 23

Принципы оценки результативности труда ……………………………………………......39

Практическое занятие № 24

Высвобождение, увольнение и текучесть кадров…………………………………………..40

Практическое занятие № 25

Мотивация и значение.…………………………………………………………………………..…...42

Практическое занятие № 26

Оценка результатов труда персонала……………………………………………………......44

Практическое занятие № 27

Оценка труда и рабочего места………………………………………………………….…..46

Практическое занятие № 28

Оценка эффективности труда руководителей и специалистов управления……………....47

Практическое занятие № 29

Составление объявления о текущей вакансии……………………………………………....48

Практическое занятие № 30 .

Составление резюме………………………………………………………………………......49

Практическое занятие № 31

Анализ работы и собеседование при приеме на работу…………………………………….51

Практическое занятие № 32

Составление личного плана карьеры менеджера…………………………………………...53

Практическое занятие № 33

Отставка……………………………………………………………………………………….54

Практическое занятие № 34

Анализ иерархической структуры системы мотивации сотрудников с использованием методики «Определение мотивации сотрудников»………………………………………...55

Практическое занятие № 35

Стимулирование труда персонала…………………………………………………………...56

Практическое занятие № 36

Разбор управленческих ситуаций…………………………………………………………....58

Практическое занятие № 37

Составление гибкого графика работы…………………………………………………….…60

Практическое занятие № 38

Определение уровня текучести………………………………………………………………62

Практическое занятие № 39

Конфликты в деятельности менеджера и управление ими………………………………...63

Практическое занятие № 40

Групповая дискуссия по проблеме……………………………………………………….….65

Практическое занятие № 41

Делегирование полномочий………………………………………………………………….66

Практическое занятие № 42

Руководитель в системе управления персоналом…………………………………………..68

Практическое занятие № 43

Направления совершенствования системы управления персоналом……………………...69

Практическое занятие № 44

Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности……………………………………………………………………………….….71

Практическое занятие № 45

Методика определения экономической эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию управления……………………………………………………………..72

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

 Тема : Цели управления персоналом

Цель работы: закрепить и усвоить теоретические навыки в обосновании целей управления персоналом. Ознакомиться с основными целями управления персоналом

Оснащение: методические рекомендации, рекомендуемая литература, тетрадь для практических работ

Основные теоретические положения

Целями управления персоналом предприятия являются:

· повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;

· повышение эффективности производства и труда, в частности, достижение максимальной прибыли;

· обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

Успешное выполнение поставленных целей требует решения следующих задач:

· обеспечение потребности предприятия в рабочей силе и необходимых объемах требуемой квалификации;

· достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;

· полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;

· обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивации, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

· закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);

· обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;

· согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);

· повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.

Порядок выполнения работы:

  1. Изучить основные цели управления персоналом.

  2. Зарисовать схему «Цели управления персоналом»

  3. Сделать вывод о проделанной работе, ответить на контрольные вопросы


Контрольные вопросы

1. Дайте понятие системы управления персоналом.

2.  В чем состоят цели и задачи системы управления персоналом?

3.  Раскройте состав подсистем и элементов, место и структуру управления персоналом в системе управления организацией.


Литература рекомендуемая для подготовки к выполнению практического занятия

  1. Управление персоналом: учеб. для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЭКЗАМЕН, 2008. – 352 с.

  2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 688 с.

  3. Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций; практические задания / Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2012.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Функции управления персоналом

Цель работы: ознакомиться с основными функциями управления персоналом.

Оснащение: методические рекомендации, рекомендуемая литература, тетрадь для практических работ

Основные теоретические положения

Основные функции управления персоналом:

1. подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;

2. оценку персонала;

3. развитие организационной структуры и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;

4. наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;

5. обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.

6. анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;

7. мотивация персонала,

8. оценка и обучение кадров,

9. содействие адаптации работников к нововведениям,

10. создание социально комфортных условий в коллективе,

11. решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.

В теории управления персоналом обычно выделяют восемь основных функций:

- планирование потребностей,

- отбор и найм,

- развитие и ориентация,

- продвижение по службе,

- оценка и вознаграждение.

Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.

Взаимосвязь функций управления персоналом

Планирование




Организация




Руководство




Контроль






Порядок выполнения работы:

1.Изучить основные функции управления персоналом.

2.Заполнить таблицу «Взаимосвязь функций управления персоналом »

3.Сделать вывод о проделанной работе, ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы

1.  Каковы функции управления персоналом организации?

2.  Какие принципы управления персоналом вы знаете?

3.  Методы управления персоналом организации.
Литература рекомендуемая для подготовки к выполнению практического занятия

1. Управление персоналом: учеб. для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЭКЗАМЕН, 2008. – 352 с.

2.Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 688 с.

3.Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций; практические задания / Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2012.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Концепции управления персоналом

Цель работы: освоить концепцию управления персоналом в области менеджмента по Л.И. Евенко,

Основные теоретические положения

Концепция управления персоналом — система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. 

Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости управления безопасностью персонала.

Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

На сегодня многие признают концепцию управления персоналом известного российского ученого в области менеджмента Л.И. Евенко, которая выделяет четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению персоналом:

  • экономического;

  • органического;

  • гуманистического.






Период

Концепции

Подходы

1

20-40-е гг. ХХвека

Использование трудовых ресурсов

Экономический (работник — носитель трудовой функции, «живой придаток машины»)

2

50-70-е гг. ХХ века

Управление персоналом 

Органический (работник — субъект трудовых отношений, личность)

3

80-90-е гг. ХХ века

Управление человеческими ресурсами

Органический (работник — ключевой стратегический ресурс организации)

4

XXI век

Управление человеком 

Гуманистический (не люди для организации, а организация — для людей)


Порядок выполнения работы:

  1. Ознакомиться с концепцией управления персоналом.

  2. Зарисовать схему концепций управления персоналом


Контрольные вопросы

1 .Назовите три основных аспекта концепции управления.

2.Охарактеризуйте экономический аспект
Литература рекомендуемая для подготовки к выполнению практического занятия

1. Управление персоналом: учеб. для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЭКЗАМЕН, 2008. – 352 с.

2.Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 688 с.

3.Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций; практические задания / Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2012.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Выбор целевых функций. Разбор конкретных ситуаций

Цель работы: Изучить основы выбора целевых функций
Основные теоретические положения

Основной целью планирования потребности в персонале является обеспечение предприятия необходимой рабочей силой при минимизации издержек, то есть при планировании определяется: когда, где, сколько, какой квалификации и с какими затратами потребуется работников в данной организации.

При планировании потребности предприятия в персонале рекомендуется осуществить следующие мероприятия:

· определить факторы, влияющие на потребность в персонале. За основу рекомендуется брать такие внутренние и внешние факторы, как состояние экономики и данной отрасли в рассматриваемый период; государственная политика (законодательство, налоговый режим, социальное страхование и т.п.); конкуренция с другими компаниями, рыночная динамика; стратегические задачи и бизнес-планы компании; финансовое состояние организации, уровень оплаты труда; корпоративная культура, лояльность сотрудников; движение персонала (увольнение, декретные отпуска, выходы на пенсию, сокращения и т.п.);

· провести анализ наличия необходимого предприятию персонала. При этом выделяются следующие категории персонала: рабочие (в т.ч. квалифицированные рабочие основных профессий и вспомогательные), служащие (включая руководителей различных уровней), технический персонал;

· определить качественную потребность в персонале (выявление профессионально – квалификационных требований и анализ способностей работников, необходимых для выполнения производственной программы);

· определить количественную потребность в персонале (прогноз общей потребности в персонале, оценка движения персонала).

Для привлечения, отбора и оценки необходимых предприятию кадров целесообразно осуществить следующие мероприятия:

· оптимизировать соотношение внутреннего и внешнего источников привлечения персонала;

· разработать критерии отбора персонала;

· распределить новых работников по рабочим местам.

Порядок выполнения работы:

  1. Выполнить задание

  2. Ответить на контрольные вопросы


Задание: Сформируйте перечень характеристик менеджера, необходимых для эффективного выполнения функций менеджмента (согласно классификации А. Файоля или современной классификации). При выполнении задания используйте методы экспертной оценки.
Контрольные вопросы
1.Что является основой при выборе целевых функций

2.Какой принцип является определяющим при выборе кадров?

3. Какие мероприятия осуществляют для привлечения кадров для предприятия?
Литература рекомендуемая для подготовки к выполнению практического занятия
1. Управление персоналом: учеб. для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЭКЗАМЕН, 2008. – 352 с.

2.Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 688 с.

3.Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций; практические задания / Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2012.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Кадровая политика организации

Цель работы: Ознакомиться с общими требованиями предъявляемыми к кадровой политике

Основные теоретические положения

Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников. 

Главным объектом кадровой политики предприятия является – персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.

2. Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированны на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.

3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.

4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
Порядок выполнения работы:

  1. Выполните задание

  2. Ответить на контрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий и лабораторных...
Методические рекомендации предназначены для проведения практических и лабораторных занятий по мдк 01. 02

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению практических...
Методические рекомендации предназначены для студентов гаоу спо ткстп г. Тольятти, обучающихся по специальности 260807 «Технология...

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по пм...
Целью практических работ является обобщение, систематизация, углубление и конкретизация теоретических знаний, выработка способностей...

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности iconМетодические рекомендации по проведению и оформлению практических...
Настоящие методические рекомендации определяют общие требования по выполнению практических работ в соответствии с фгос по специальности...

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности iconМетодические указания к выполнению практических занятий ен. 02 «Информатика»...
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений, программой учебной дисциплины предусмотрено проведение практических...

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38. 04. 02 Менеджмент, магистерская...

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной...
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «огсэ. 02 История» для специальности 19. 02. 10...

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности iconМетодические указания по выполнению практических заданий по дисциплине...
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине Технология топографо-геодезических и маркшейдерских...

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине
Методические рекомендации к проведению лабораторных и практических работ для обучающихся разработаны в соответствии с требованиями...

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк 02. 03. «Менеджмент и управление персоналом в организациях» для обучающихся социально-экономического профиля по специальности iconМетодические указания к выполнению практических занятий по дисциплине...
Целью практических занятий является подтверждение и проверка теоретических положений, формирование практических умений

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск