Методические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов


Скачать 467.12 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк резюме > Методические рекомендации
  1   2   3
Департамент образования и науки Тюменской области

Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования

Методические рекомендации

по формированию «портфолио»

учащихся и педагогов

Тюмень

2013

Введение
Новые социальные требования к системе российского образования диктуют необходимость ее модернизации. В последние годы существенно меняются подходы к оценке учебных достижений, совершенствуются и внедряются в образовательную практику новые формы. Проблема оценки учебных достижений учащихся относится к ключевым проблемам образования. Необходимо сделать систему оценивания более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения учащихся в ходе инновационной деятельности педагогов, целых творческих коллективов, создающих оптимальные формы оценки учебных достижений учащихся в образовательном процессе.

Важной составляющей образовательного процесса является развитие универсальных учебных действий школьников. Наряду с их влиянием на качество образования, существенную роль играет умение ставить цель при преподавании учебных дисциплин. Ориентация только на фактор знаний образовательного процесса не соответствует требованиям общества к современной школе. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает постановку целевых установок при изучении предметов, ориентированных как на достижение знаний, так и на развитие личностного потенциала обучаемых [1,43].

Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение целей образования. В концепции новых ФГОС образовательные результаты понимаются как достижение общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося, именно поэтому ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира.

Новые ФГОС впервые нормативно закрепляют вариативность, дифференциацию, индивидуализацию обучения, то есть впервые не на словах, а на деле воплощают в жизнь идею личностно-ориентированного образования. Стандарт предусматривает существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны, а также большую практическую направленность образования, жизненную востребованность его результатов, то есть активного применения знаний и умений в практической деятельной и повседневной жизни. И, что немаловажно, стандарт делает значительный шаг к разгрузке содержания образования [6, 14].

В стандарте прописаны виды деятельности — именно деятельности, а не просто получения совокупности знаний. Самообразование — очень важный момент в современном обществе. Надо не только передать знания человеку, а научить его добывать их самостоятельно, овладевать новыми видами деятельности. На уроках сейчас надо уделять основное внимание развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

Сама жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики и т.д. Ученик должен видеть результаты своего труда, динамику своего развития, именно это видение вызывает еще большую мотивацию к достижению успеха. Поэтому введение в образовательный процесс такой формы, как портфолио, папки достижений учащегося, очень актуально и немаловажно. Учителю необходимо подготовить не только знающего специалиста, но и личность, умеющую адаптироваться в столь быстро изменяющемся мире, в бурном потоке экономического развития, умеющую обобщать, анализировать, принимать взвешенные решения в сложившихся ситуациях, креативно подходить к любым жизненным и производственным вопросам. Мы считаем, что необходимо оценивать не только достижения ученика, но и то, какие изменения произошли с ним по сравнению с тем временем, когда он только приступил к учебе. В течение определенного учебного периода происходят изменения личностных качеств ребенка.

Говоря о роли портфолио в образовательном процессе, многие сторонники этой формы оценки видят в портфолио гораздо больше, чем просто форму оценки или собрание работ.

За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с целями образования по новому стандарту. Главное — не портфолио как таковое, а портфолио как совокупность процесса обучения и воспитания личности, выстраиваемых в связи с достижениями. Само портфолио получается как побочный продукт такого процесса.

Работа над портфолио позволяет ученику становиться субъектом процесса учения, в который входят наряду с результатом и процессы оценивания, планирования и рефлексии своего образа жизни.

В педагогической литературе понятие «портфолио» рассматривается разными авторами и как форма оценки достижений учащихся, и как педагогическая технология, и как средство самоорганизации и саморазвития личности.

Т.к. существует множество определений портфолио, необходимо ввести базовое различение понятия «портфолио», которое будет использовано далее в методическом пособии в двух позициях:

Портфолио – современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.

  • Портфолио-технология

  • Портфолио-продукт

Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».


Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни.

Такой компетентностный подход применим к оцениванию качества образования, с одной стороны, как качества образовательных результатов, с другой, как качества условий, в которых они достигаются.

Например, портфолио применим не только для аутентичного оценивания результатов образования учащихся, но и для оценки компетентности педагогов. При этом особенно ценным в аутентичности оценивания педагогического коллектива является комплексность оценки. С одной стороны, компетентность оценивают службы профессиональной аттестации, с другой, используются формы самоанализа, самооценки и проектирования саморазвития самого педагога.
1.Рекомендации

по формированию и использованию портфолио в школе

1.1.Типы и виды портфолио

В настоящее время понятие «портфолио» чаще всего соотносят со сферой образования. На самом деле, в широком смысле этого понятия, портфолио (performance portfolio or portfolic assessment) применим для любой практико-результативной деятельности.

Таким образом, первое основание для различения видов портфолио по видам практико-результативной деятельности:

  • образовательная

  • профессиональная

Далее, необходимо различать портфолио

по субъекту деятельности:

  • индивидуальная

  • групповая

По двум приведённым выше основаниям можно выделить такие виды портфолио, как:

деятельность

индивидуальная

групповая

образовательная

портфолио учащегося,

выпускника ОУ

портфолио класса

профессиональная

портфолио педагога, административного работника ОУ

портфолио методического объединения, ОУ

В различных вариантах названий портфолио видна специфика цели их использования. Например:

  • портфолио достижений

  • портфолио личностного развития

  • презентационный портфолио

  • портфолио-коллектор

  • портфолио проекта и др.

Целесообразно формирование и использование двух типов портфолио, отличающихся по способу обработки и презентации информации:

  • портфолио в бумажном варианте

  • электронный вариант портфолио.

В наш век информационных технологий и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы учащиеся и педагоги развивали электронное, или онлайн-портфолио. Подобное электронное портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте ОУ.

Кроме того, обращаясь к опыту использования портфолио в школе, можно в различных статьях и методических разработках найти описание различных видов и типов портфолио учащихся.

Например, в сборнике материалов «Института повышения квалификации» г. Новокузнецка.

1. Виды портфолио учащихся в США:

  • Портфолио документации (рабочий)

Этот портфолио показывает развитие и рост учащихся в обучении. В нём представлены работы и идентифицированные результаты, собранные на протяжении всего периода обучения.

  • Портфолио процесса

Этот портфолио включает все документы, отражающие подходы ко всем аспектам обучения. Показывает объединение имеющихся у учащихся знаний и навыков для выполнения различных видов работ. Отражает рефлексию учащегося на процесс обучения с помощью журналов, записей, отзывов и т.п.

  • Портфолио показательный

Используется для суммирования мастерства учащихся, полученного по определённым направлениям. Включает лучшие работы учащихся, выбранные как самими учащимися, так и учителями. Включает только законченные работы. Включает письменный анализ или реакцию учащегося на законченный процесс, определяющий включённые работы.

  • Портфолио оценочный

Собирая оценочный портфолио, учащийся участвует в отборе содержания, обосновывая при этом критерии для отбора и оценивания. Процесс сбора работ, выполненных в процессе обучения, является целеустремлённым, совместным, саморефлексивным. Оценочный портфолио касается деятельности, которая развивается в ходе естественных взаимодействий в классе. «Культура портфолио» поддерживает общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и умеют делать.

  1. Виды портфолио учащихся в России:

  • Портфолио документов

Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Преимущества: возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

Ограничения: портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

  • Портфолио работ

Собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Преимущества: предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированных на выбранный профиль обучения и др. Даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Оформляется в виде творческой папки ученика с приложениями его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

  • Портфолио отзывов

Включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и её результатам.

Преимущества: возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Ограничения: сложность формализации и учёта собранной информации.

Представляется в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

Многообразие описанных выше видов и типов портфолио является свидетельством огромного потенциала их использования.


1.2.Предназначение и использование портфолио

Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов - обеспечить эффективное взаимодействие учащихся с педагогами в период обучения в школе.

Портфолио – индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые:

- в продуктном виде представляют образовательные результаты и достижение обучающегося;

- характеризуют способы анализа и планирования своей образовательной деятельности.

Можно выделить некоторые составляющие использования портфолио в школе:

  • обсуждение результатов обучения с одноклассниками и педагогами;

  • рефлексия учащимися своей работы;

  • демонстрация индивидуального стиля обучения учащегося, особенностей его интеллекта и культуры;

  • возможность самостоятельно определить темы для портфолио;

  • возможность для учащихся установить связи между предыдущим и новым знанием;

  • включение учащегося в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя;

  • оценка промежуточных достижений, в том числе «формализованная»;

  • подготовка и обоснование целей будущей работы.


3.Этапы формирования и использования портфолио

Формирование и использование портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:

Этап 1. Мотивация и целеполагание по формированию портфолио.

Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.

Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации.

Выработка критериев оценивания материалов портфолио.

Этап 4. Сбор и оформление материалов.

Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио.

Рефлексия деятельности на этапе.

Этап 5. Пробы в презентации портфолио.

Рефлексия деятельности на этапе.

Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио.

Доработка критериев оценивания портфолио.

Этап 6. Презентация в рамках цели создания и использования.

Рефлексия деятельности на этапе.

Этап 7. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио.

Итоговая рефлексия деятельности.
Этап 1. Мотивация и целеполагание по формированию портфолио

Практически вся деятельность по формированию и использованию портфолио строится в зависимости от поставленных в её рамках целей. Чем чётче проявлено основание необходимости формирования портфолио, чем конкретнее поставлены цели его использования, тем более вероятно достижение успешных результатов на всех последующих этапах. И, наоборот, если при работе на следующих этапах результаты отсутствуют или ниже запланированных, это является указанием на то, что работа по мотивации и целеполаганию была проведена некачественно.

Прежде всего, необходимо определить, кто станет субъектом (владельцем) портфолио-продукта, а кто субъектом (организатором) портфолио-технологии. В чём их интерес? Каких результатов ожидает каждая заинтересованная сторона? Каков в связи с этим будет их вклад? Обсуждение этих вопросов и является содержанием работы на первом этапе.

Формы работы при этом могут быть разными. Например, рассмотрение перечисленных выше вопросов на заседании педагогического совета, методического объединения, на совещании при директоре, на проектном семинаре с участием творческих групп педагогов и управленцев. Эта работа может быть проведена на оргсобрании класса, школьного самоуправления.
Этап 2.Разработка структуры материалов портфолио

Как уже указывалось выше, структура портфолио должна быть адекватна целям его формирования и использования. Поэтому каждый раз при разработке структуры портфолио под конкретное предназначение нужно не только использовать знания об уже имеющихся в культуре типовых, прошедших успешную апробацию структурах, но и подключать собственное творчество и гибкость мышления.

Пример структуры портфолио рассматривается в разделе «Структура портфолио», а также в Приложении 1.

Предпочтительными формами работы на этом этапе являются все те, которые предполагают совместную деятельность по поиску, обсуждению и разработке проекта структуры будущего портфолио. Это, например, проектные семинары, на которых должна быть обеспечена возможность для использования таких внешних ресурсов, как поиск в Интернет, участие экспертов и консультантов, знакомых с практикой использования портфолио.
Этап 3.Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов портфолио

Исходя из разработанной на предыдущем этапе проекта структуры, необходимо наметить организационный план работы, обеспечивающей поиск, сбор и оформление необходимых материалов. План должен содержать сроки, мероприятия и ответственных за их выполнение. Это может быть индивидуальный или групповой план.

На этом этапе могут обнаружиться избыточность разработанной ранее структуры и некоторые ограничения, связанные со сроками, возможностью достать какие-то материалы и т.д. Поэтому до начала сбора материалов уместна корректировка первоначального проекта структуры будущего портфолио.

Прежде чем приступать к непосредственному сбору и оформлению материалов по разработанной структуре, необходимо определиться с требованиями к качеству создаваемого продукта. Тем более, что работа по пониманию системы оценивания ещё более конкретизирует, на какой результат направлена вся деятельность в рамках портфолио-технологии.
При выработке критериев для оценивания материалов портфолио необходимо придерживаться трёх основных принципов:

1. Обеспечение полноты оценивания

  • параметры и критерии оценивания вырабатываются на основе уже имеющихся в культуре представлений о качестве портфолио-продукта и собственного творческого вклада участников формирования портфолио, необходимого для полноты оценивания;

  • чем более уникальный портфолио-продукт формируется, тем большим будет собственный вклад участников его создания в разработку критериев оценивания.

2. Совместная деятельность

  • выработка системы оценивания (процедуры и критерии оценки), должна строиться в процессе совместного обсуждения всех сторон и участников, заинтересованных в успешных результатах использования портфолио-технологии.

3. Цикличность деятельности

  • совместная деятельность по выработке критериев оценивания циклически встраивается в два такта портфолио-технологии: проба по формированию и использованию портфолио и оценка работы,

  • при этом выработка критериев оценивания может как сопровождать каждый из двух тактов, так и предвосхищать их.


Этап 4. Сбор и оформление материалов.

Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков формирования и презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе

Сбор материалов осуществляется в соответствии с составленным на предыдущем этапе планом.

При оформлении материалов портфолио необходимо удерживать такие основные задачи, как:

  • привлечь внимание, вызвать доверие и желание знакомиться с материалами портфолио тех, кому они предназначены;

  • передать все сведения, содержащиеся в портфолио, наиболее понятным образом (структура, язык, наглядность, доказательность);

  • представить информацию, обеспечив в её содержании и форме доказательства её достоверности.

Для выполнения этих задач необходимо ответить на вопросы:

  • Кто будет знакомиться с материалами? К каким профессиональным и неформальным сообществам они относятся?

  • С чем у них могут быть связаны ожидания по содержанию и оформлению материалов?

  • Каковы правила оформления и требования к его качеству, принятые в этих сообществах?

При ответе на эти вопросы могут понадобиться дополнительная информация и умения. Поэтому здесь уместно проявление образовательных потребностей и формирование заказа на консультационное и тренинговое сопровождение.

В ответ на сформированный заказ целесообразно проведение консультаций и тренингов.

С появлением практической деятельности необходимо введение рефлексии. Её суть в фиксации успехов и трудностей, проявленных в практике. Ведь именно их следствием являются те первые промежуточные результаты, с которых начинается движение к достижению целей портфолио-технологии.

Для организации рефлексии деятельности можно использовать такие формы и методы работы, как:

      • групповая и индивидуальная работа;

      • обсуждения на классных часах;

      • письменные работы (эссе, ответы на вопросы по методу неоконченных предложений, психологическое тестирование и т.п.).


Этап 5:Пробы в презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе.

Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков формирования и презентации портфолио. Доработка критериев оценивания портфолио

Чтобы выяснить качество созданного портфолио-продукта и готовность его автора и владельца использовать его по назначению, необходимо обеспечить безопасные пробы в презентации. Под безопасными понимаются такие пробы, которые:

      • моделируют ситуации презентации портфолио различным экспертным сообществам в учебном режиме и за пределами ОУ;

      • предполагают ошибки и организованную обратную связь со стороны экспертов;

      • обеспечивают качественное (безотметочное) оценивание и экспертизу;

      • не допускают использования проявленных ошибок против участников пробы;

      • гарантируют возможность повторных презентаций после работы над ошибками.

Работа над ошибками предполагает достраивание недостающей инфор-мации о критериях успешного портфолио-продукта, а также наращивание навыков для его успешной презентации.

Рефлексия деятельности на этом этапе необходима дважды:

      • после проведения проб для того чтобы оценить, что войдёт в работу над ошибками;

      • после работы над ошибками, чтобы оценить суммарный прогресс движения к намеченным целям и внести корректировку в план их достижения.

Этап 6. Презентация в рамках цели создания и использования. Рефлексия деятельности на этапе

Презентация – это представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию.

Презентация является итоговым, но не финальным действием в рамках портфолио-технологии. Т.к. кроме готового портфолио-продукта в виде папки с материалами могут быть получены и другие результаты работы, не менее значимые для его владельца и других участников.

Рефлексия деятельности на этапе позволяет перевести результаты практической деятельности в опыт для его дальнейшего использования.

Этап 7.Оценка результатов деятельности

по оформлению и использованию материалов портфолио. Итоговая рефлексия деятельности

Организация деятельности по оценке сформированного портфолио является одним из важнейших этапов рассматриваемой технологии.

В неё входит:

  • разработка параметров и процедуры оценивания,

  • различные формы работы по оцениванию портфолио и рефлексии деятельности по его формированию и использованию.

Предметом оценки может являться как сам созданный продукт (материалы, оформленные в печатном или электронном виде), так и результаты его использования.

В каждом конкретном случае формирования и использования портфолио необходимо разрабатывать систему показателей для его оценки. Она будет напрямую зависеть от типа портфолио и целей его использования.

Итоговая рефлексия суммирует все результаты, полученные в ходе поэтапной деятельности. Среди них как ожидаемые результаты, так и образовательные эффекты, которые могут проявиться как незапланированные, но значимые дополнительные умения, навыки и психологические новообразования.

Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. Т.к. структура портфолио определяется из цели его использования, существуют различные структуры портфолио.


1.4.Структура портфолио учащегося

Для учащихся школы предлагается следующая структура портфолио, разбитого на части, разделы.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов iconМетодические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов
Необходимо сделать систему оценивания более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения учащихся в ходе инновационной...

Методические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов iconМетодические рекомендации по представлению и защите портфолио Педагогический...
«портфолио педагога» среди педагогов дошкольных образовательных организаций можгинского района

Методические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов iconСборник учебно-методических материалов для педагогов системы общего...
Учебно-методические материалы ориентированы на специалистов системы общего образования (педагогов, заместителей руководителей оу...

Методические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов iconМетодические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр
...

Методические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов iconМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных...
Таким образом, в сфере образования появились следующие понятия – «портфолио педагога», «педагогический портфель» или для нас проще...

Методические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов iconПоложение о портфолио в гбоу школе №555 «белогорье»
Настоящее Положение регламентирует требования к портфолио как способу фиксации и предъявления различных материалов, документов и...

Методические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов iconМетодические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио»....
В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще...

Методические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов iconОткрытое образовательное портфолио младшего школьника: особенности и способы работы
Самостоятельная инициативная деятельность учащихся при работе с портфолио представлена на примере тем «Знакомьтесь, это я!», «Учимся...

Методические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов iconМетодические рекомендации Портфолио педагога доу
Объективные механизмы оценки деятельности педагогов доу, стимулирующие профессиональное и личностное саморазвитие, с каждым годом...

Методические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов iconМетодические рекомендации для студентов по работе с электронным портфолио....
Формирование «портфолио» – это накопление и сохранение документального подтверждения собственных достижений студента за весь период...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск