Скачать 445.04 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный технический университет» Центр дистанционного образования МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО по разработке электронного учебно-методического обеспечения системы электронно-дистанционного обучения Воронеж 2012 ББК 74.58-26.253 я7 Составители: к.э.н., доцент Т.В. Щеголева, д.т.н., профессор В.Г. Юрасов, Г.В. Кольцова Методическое руководство разработке электронного учебно-методического обеспечения системы электронно-дистанционного обучения / ФГБОУ ВПО «ВГТУ»; Сост. Т.В. Щеголева, В.Г. Юрасов, Г.В Кольцова. Воронеж, 2012. ____ с. Методическое руководство включает основные понятия и этапы разработки ЭУМК по дисциплине, приемы организации учебного материала и примеры построения модульной структуры. Изложены требования по оформлению текстовой и графической составляющих электронных учебно-методических материалов. Методическое руководство предназначено для разработчиков электронных обучающих материалов и электронных учебных курсов, отвечающих требованиям системы электронно-дистанционного обучения ВГТУ. Рецензент Ответственный за выпуск директор центра дистанционного образования В.Ю. Ряжских Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета. ©Воронежский государственный технический университет, 2012 СОДЕРЖАНИЕ Введение
Рекомендуемая литература Приложение Введение Электронные учебно-методические комплексы, создание которых обусловлено интенсивным развитием информационных технологий сферы образования, нарастающей актуальностью в образовательном процессе, являются одним из основных инструментов реализации дистанционных образовательных технологий. Электронные учебно-методические комплексы служат для поддержки учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий по всем предусмотренным законом Российской Федерации "Об образовании" формам получения образования (очной, очно-заочной, заочной) или при сочетании указанных форм. В настоящем методическом руководстве рассмотрена методика формирования электронных учебных курсов для системы электронно-дистанционного обучения ВГТУ в динамической управляющей образовательной среде Moodle.
1.1. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя. 1.2. Электронно-дистанционные образовательные технологии (ЭДОТ) – ДОТ, обеспечивающие процесс обучения в электронной форме посредством сети Интернет; 1.3. Электронно-дистанционное обучение (ЭДО) – форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются средства и формы обучения посредством электронной образовательной среды, основанной на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. 1.4. Электронная образовательная среда (ЭОС) – системно-организованная совокупность информационных ресурсов электронно-дистанционного обучения, средств передачи данных, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. 1.5. Система электронно-дистанционного обучения (СЭДО) – электронная образовательная среда в виде системно организованной совокупности информационно-коммуникационных средств и технологий, процессов программно-аппаратного и организационно-методического обеспечения, деятельности педагогического, учебно-вспомогательного и инженерного персонала (сотрудников), ориентированная на реализацию системы сопровождения учебного процесса с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся. 1.6. Комплект учебно-методических материалов (ЭУМ) по дисциплине – совокупность материалов (рабочие программы, учебные планы, лекции, практикумы, методические пособия, средства контроля знаний, справочники, приложения, др.), в полном объеме обеспечивающих преподавание дисциплины. Подготовка комплекта учебно-методических материалов – первый этап в работе по подготовке методического обеспечения дисциплины. 1.7. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – реализованный в электронном виде четко структурированный комплект учебно-методических материалов, в полном объеме обеспечивающий изучение дисциплины. Порядок работы с учебно-методическими материалами задает содержание ЭУМК и, соответственно, траекторию движения по учебным материалам. ЭУМК защищен авторскими и имущественными правами, которые возникают в силу факта создания ЭУМК. 1.8. Электронный учебный курс (ЭУК) – удаленный электронный учебный ресурс, позволяющий проводить обучение, самообучение и оценивание полученных знаний по дисциплине. 2. Особенности разработки ЭУМК системы электронно-дистанционного обучения Главной особенностью дистанционных образовательных технологий является существенное увеличение значимости учебно-методического обеспечения, наличие информационной образовательной среды, наличие обратной связи, возможность проведения оперативного мониторинга текущей успеваемости обучающихся. Обучение с применением информационно-коммуникационных технологий непосредственно опирается на дидактическое, техническое обеспечение, а также специальные формы проведения занятий и контроля знаний, которые обеспечиваются доступом обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к электронным учебно-методическим комплексам. Создание электронных учебных материалов и формирование электронных учебно-методических комплексов осуществляется для обеспечения задач формирования единой базы информационных ресурсов электронно-дистанционного обучения как неотъемлемой части электронной образовательной среды. Средством реализации электронно-дистанционных образовательных технологий является портал электронно-дистанционного обучения университета (http://e-learning.vorstu.ru/) под управлением модульной объектно-ориентированной динамической среды Moodle. Доступ к образовательным информационным ресурсам университета при реализации образовательных программ с применением ЭДОТ обеспечивается размещением электронных учебных материалов и электронных учебно-методических комплексов на портале электронно-дистанционного обучения университета. Кроме доставки стандартного учебно-методического материала, входящего в учебно-методический комплекс по дисциплине, система управления обучением среды Moodle обеспечивает дистанционное интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса, проведение всех видов контроля и другие функции. Электронные учебно-методические комплексы строятся таким образом, чтобы максимально обеспечить замену преподавательского контроля самоконтролем, дать возможность обучающимся разработать собственную траекторию самообразования. Поэтому подробное описание рациональных приемов всех видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций – обязательная содержательная часть ЭУМК. ЭУМК предназначены для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, однако могут использоваться и для поддержки учебного процесса при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Содержание электронного учебно-методического комплекса полностью соответствует государственному образовательному стандарту и типовой учебной программе соответствующей учебной дисциплины. Структура ЭУМК соответствует структуре УМК, рекомендованной приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137. В состав ЭУМК входят:
Кроме того, в ЭУМК могут включаться:
Общая структура электронного учебного курса определяется автором самостоятельно, исходя из объема основного содержания курса и объема дополнительного материала. Тематически ЭУМК разрабатывается на модульной основе. Модуль – стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами. Содержание курса должно позволять преподавателю (тьютору) оказывать консультацию студенту за минимально короткое время. При построении учебного материала внимание следует сосредотачивать, в первую очередь, на структуре курса, а не объеме. Опираясь на эрудицию и методическое мастерство, автор может дополнить предлагаемую структуру с учетом конкретных условий, состава студенческой аудитории, обстановки и формы проведения занятия, других факторов. Базовые показатели учебного курса:
Рабочая учебная программа дисциплины включает:
Основные элементы модульно-рейтингового календарного плана дисциплины:
Компонентами электронного учебного пособия являются:
Типовая структура электронного учебного пособия:
Внимание! Одна из наиболее распространенных ошибок при создании электронных учебных курсов заключается в выполнении их в виде электронной копии стандартных печатных учебников.
Текст как основной носитель информации содержит достоверные, полные, но не избыточные сведения, исключающие разночтения. Текст соответствует структуре документа по абзацам с элементами форматирования. Требования к тексту:
При структурировании пособия следует учитывать, что размер каждого параграфа должен быть таким, чтобы при отображении его в Web-браузере он не занимал более 3-4 экранов. Типовая структура учебного материала:
Объем основного текста (в страницах) не должен превышать величины 4Х, где Х - базовый показатель. Основной текст лекционного материала включает в себя суммарный объем всех глав курса плюс приложения, плюс списки литературы, словарь терминов. Базовые термины электронной книги, входящие в предметный указатель, в тексте должны выделяться фоном с предоставлением возможности обучаемому раскрыть смысл термина технологией выпадающего окна или гиперпереходом в предметный указатель с возвратом к основному тексту. Термины и понятия должны выделятся курсивом (желательно полужирным шрифтом) только один раз, когда они появляются впервые в тексте только в составе определения. Вводимые термины и понятия должны определяться непосредственно не только в тексте, но и повторяться в словаре терминов, где определения могут сопровождаться более подробными комментариями. Однородные ключевые (смысловые) слова или словосочетания (признаки, черты, характерные особенности и т.п.) рекомендуется выделять средствами перечислений – маркерами или номерами (оформляются в виде столбика), а также путем сочетания маркера (или номера) и курсива. В электронное учебное пособие включаются изобразительные и условно-графические средства наглядности, обеспечивающие:
Форматы графических файлов:
Разрешение графических файлов не менее 75 dpi. Условия использования видеофайлов:
Учебное пособие оформляется в едином стиле (выбор шрифтов заголовков, основного текста, выделений и формул, цветов фона, размещения иллюстраций и навигационных элементов). Количество наименований учебников и учебных пособий, входящих в перечни основной учебной литературы для дисциплины, должно составлять не менее 70% от общего количества изданий, использованных для создания ЭУМК. Навигация по модулям электронного учебного пособия по дисциплине возможна с помощью:
Возможно использование кнопок для выбора траектории изучения материала. Навигация в современном электронном учебном ресурсе также возможна путем использования гипертекста. В качестве гиперссылок в электронном тексте могут выступать ссылки:
При разработке содержания по темам электронного учебного пособия обеспечиваются связи между темами (модулями) учебного материала.
Электронный практикум может быть разработан в видах:
Требования к практикуму:
Основные виды контроля:
Число тестов для контроля (вопросы и задания) должно быть не более 1Х, где Х –число условных (лекционных) часов по дисциплине согласно учебному плану Наличие объективного предварительного и текущего тестирования позволяет оценить эффективность обучения и выявить «слабые» учебные разделы, нуждающиеся в доработке или изменении. Требования к организации тестирования Контроль знаний учащихся – неотъемлемая часть обучения, оценки качества образования. Тестирование как одна из форм аттестации представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений учащихся – теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Система тестирования может включать следующие виды контроля:
Характеристики тестового материала:
Требования к тестированию:
|
![]() | Методическое руководство к курсовому проектированию для студентов по специальности 151001 | ![]() | Методическое руководство к проведению лекционных и семинарских занятий по курсу |
![]() | Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ![]() | Психолого-педагогическое исследование детей до 3-х лет. Показатели развития по Рычковой Н. А |
![]() | Руководство по организации и проведению педагогической практики «Менеджмент в физической культуре и спорте»: методическое пособие... | ![]() | Самостоятельная работа № Предмет и метод статистики. Организация статистики в РФ |
![]() | Стивен М. Джонсон. Психотерапия характера. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры,... | ![]() | В распорядительной части утвердите инструкцию и поручите заведующей канцелярией обеспечить методическое руководство организацией... |
![]() | Кушнаренковском педагогическом колледже в сроки, установленные учебным планом, т е с 26 января до 8(10) марта. Продолжительность... | ![]() | Руководство предназначено для студентов, магистров и аспирантов ннгу, обучающихся по специальности 020400 «Биология», в рамках курса... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |