Скачать 1.51 Mb.
|
УДК 37.04 ББК 74.200.26 Ж 91 ISBN 978 – 5 – 503 – 00038 – 2 Автор: Н.Н. Журба Портфолио как форма работы с одаренным ребенком: методические рекомендации [Текст] / Н.Н. Журба. – Челябинск: Издательство «ЧИППКРО», 2012. – 85 с. В методических рекомендациях даются теоретические и практические основы работы над ученическим портфолио как новой формы контроля и оценки достижений одаренных учащихся и мощного инструмента самовоспитания учащихся. Определены цели создания портфолио, классификация портфолио, структура ученических портфолио разного типа, возможные варианты оформления портфолио, приведены рекомендации по разработке плана работы над портфолио как индивидуально, так и в сопровождении педагогов или родителей. Материалы имеют практическую значимость и не только озвучивают конкретные проблемы при создании портфолио одаренного ребенка: каковы функции экспертной группы и как оценить портфолио, какие документы входят в состав портфолио и как их распределить по разделам, как написать комментарий и рецензию на портфолио, каким образом индивидуальная образовательная траектория ученика находит отражение в портфеле достижений, но и дают рекомендации по их решению из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе МОУ «Лицей № 1» г. Шадринска Курганской области Журба Н.Н., а так же заместителя директора по воспитательной работе МКОУ СОШ № 17 им. Героя России Шендрика В.Г. г.Миасса Челябинской области Черных Н.А., кроме того даны рекомендации для написания автобиографии, резюме, варианты портфолио педагога, классного руководителя. Предназначены для заместителей директоров по воспитательной, учебно – воспитательной, научно – методической работе, классных руководителей, учителей – предметников. Рецензенты:
© Журба Н.Н., 2012 ISBN 978 – 5 – 503 – 00038 – 2 Содержание
От автора: «Какие они…одаренные дети?..» Детство – прекрасная страна, в которой хорошо и радостно жить, в которой каждый из нас был когда – то маленьким ребенком: талантливым, добрым, умным, самым замечательным. И как огромно было желание познать окружающий мир. Когда-то каждый из нас задавал тысячу вопросов, когда-то каждый сомневался в непреложности истин… Мы умели сочинять сказки, рисовать картины, мы были композиторами, понимали язык животных и видели цветные сны… В профессии педагога нет прошедшего времени, мир детства продолжается, вы – его часть, его составляющая, его опора. Вы продолжаете жить в этой маленькой стране, но уже как настоящие волшебники, ради детей, каждый день задумываясь, как сделать этот мир ярче. Для каждого ребенка, который волею судьбы, оказался в ваших руках. Какие они, наши одаренные дети? Практика работы показывает, что они разные: очень живые, даже иногда просто нахальные, и тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно сложной задачи. Очень обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные, оттаивающие лишь к концу встречи с незнакомым человеком, они любознательны, страстно увлечены любимым делом, мотивированы не на результат, как способные ученики, а на сам процесс познания. И для их поведения характерно новаторство, прорыв, выход за пределы требований выполняемого. Здесь действует закон от обратного: чем сложнее и непонятнее, тем интереснее. У них своеобразный индивидуальный стиль, выражающийся в непослушании, склонности все делать по своему и связанный с самодостаточной системой самости, они высказывают собственные идеи и отстаивают их. Они открывают новые способы решения проблем, они куражатся, если их способы более рациональны и красивы. Они удивляют, увлекаясь, порой несоединимыми вещами: коллекционированием монет, изучением древних цивилизаций, грамматикой японского языка, лоскутной мозаикой, конструированием вечного двигателя и т. д. Они очень разные. Однако есть во всех этих очень разных детях нечто общее, что позволяет довольно быстро определить именно одаренного ребенка. Что же это? Если хотите, печать Божественного дара. Я называю это так: «А во лбу звезда горит». В попытке понять, что же делает одаренного ребенка именно одаренным, что же отличает его от обычных детей мы и встретились с Вами, дорогие коллеги. Моя знакомая учительница как-то сказала: «Одаренные дети – в сущности такие же, как и все другие, только лучше». А вот и нет! В чем-то они действительно лучше, а в чем-то – хуже обычных, а в чем-то и не хуже, и не лучше, они другие. Вот, слово названо – они другие. Вдумайтесь в само слово «одаренность», оно происходит от слова «дар», но для его проявления нужна «встреча» ребенка, от природы наделенного особыми возможностями, с семьей, готовой эти возможности развить. А потом – с учителями, умеющими увидеть одаренность и не боящимися ее. Только при таких условиях появляется подлинная одаренность. Кого считать одаренным ребенком? Где, в чем и как проявляется одаренность? От чего зависит их развитие? Рождается ли ребенок уже одаренным? Вопросов очень много, но неоспорим тот факт, что все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями: задатки – семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60 70 %, то к четырнадцати годам — 30 40 %, а к семнадцати — только 15 20 %. Как не упустить время и возможности? Увидеть зарождающуюся одаренность ребенка, тактично и разумно помочь ему в её развитии, создать условия для творчества, проявив изобретательность, а порой настойчивость, - миссия педагога и родителей. Пробудить, а потом не заглушить, развить источник СВЕТА в душе каждого ребенка - в этом смысл. Все зависит от личности самого учителя. Если мы сможем отказаться от позиции непогрешимости, воспитания «с позиции силы», то только в этом случае нас может что - то получиться. Самая великая сила воспитания - яркий и убедительный личный пример, ведь «чего нет в душе педагога, того не будет в его созданиях». Если учить – то с душой, ведь когда отдаешься делу целиком, оно не может не получиться! Но при этом очень важно помнить: одаренные дети всегда нестандартны, а значит, и относиться к ним следует по особому, не торопясь укладывать их в прокрустово ложе нормы. Протоирей Артемий Владимиров сравнивает развитие таланта ребенка с огранкой алмаза. Только тот педагог, который не жалеет затрат души, ума и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов по всей стране. С уважением, Н.Н.Журба Портфолио как форма работы с одаренными детьми |
![]() | «Система оценки достижений. Портфолио учителя. Портфолио ученика. Языковой портфель» | ![]() | Портфолио как понятие, получившее значительное распространение в последние годы, во всем мире является методом оценивания реальных... |
![]() | Портфолио классного руководителя, как одно из звеньев мониторинга работы с детьми группы риска | ![]() | Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены... |
![]() | Самостоятельная инициативная деятельность учащихся при работе с портфолио представлена на примере тем «Знакомьтесь, это я!», «Учимся... | ![]() | Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?... |
![]() | Портфолио это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности... | ![]() | Наибольшее распространение такое нововведение получило в образовательной среде. Как сделать портфолио, чтобы оно наиболее полно отражало... |
![]() | «Портфолио ученика начальных классов, как средство мотивации личностного развития» | ![]() | Портфолио – новая форма оценки качества образования и средство мотивации личностного роста |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |