МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»
Отделение управления земельными ресурсами
Интегрированный урок – деловая игра
по профессиональному модулю ПМ.01 «Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра»
| Разработчики:
Волкова Н.Н., преподаватель АОЗУИ;
Кувардина Н.В., преподаватель геодезии.
|
Пенза – 2014 г.
Содержание
Введение
План интегрированного урока
Технологическая карта урока
Сценарий интегрированного урока
Список использованных источников
Приложение
| 3
5
10
15
22
23
|
|
| Введение
Педагог в своей работе должен творчески объединять как традиции, так и новаторство. Современное образование выдвигает перед преподавателем новые требования: изменяются его функции и роль в процессе обучения. Поэтому инновационные формы обучения призваны преобразовать само содержание деятельности педагога. Постепенно происходит процесс ориентации обучаемых на использование новых технологий. Поэтому первоочередным заданием становится применение новых методов в обучении, новых подходов к организации и проведению занятий и самостоятельной работы.
Теоретическая и практическая значимость данного урока заключается в использовании деловой игры как активной формы обучения на основе интегративного (бинарного) подхода с целью формирования общих и профессиональных компетенций студентов.
Деловая игра – это одна из форм активных методов обучения, заключается в обучении деятельностью. Установлено, что при подаче учебного материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Интегративный подход в обучении как нельзя лучше подходит для организации деловой игры, является ее методологической предпосылкой.
Анализ литературы показал, что проблему интеграции в науке связывают с именем Б. М. Кедрова: «Интеграция наук есть конкретное выражение синтеза наук как междисциплинарного связывания»[4].
Интегративный подход в преподавании – это основа формирования профессиональных компетенций студентов, которые составляют принципы дидактики – научности, доступности, системности, экспериментальности и т.д. [2]. Интегративный подход дает возможность углубить взаимосвязи между дисциплинами, отраслями знаний, научных знаний с практикой, тем самым обеспечивает целостность учебного процесса [5].
Компетенция – это способность применять знания, умения и навыки в трудовой деятельности. Поэтому деловые игры ценны в процессе обучения тем, что:
– возможно получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;
– систематизация в целостную систему уже имеющихся у студентов наметок к умениям и навыкам [1].
Результатом деловой игры должно стать формирование общих и определенных профессиональных компетенций студентов.
План интегрированного (бинарного) урока
ТЕМА:
| По МДК.01.01.:
«Геодезические работы при землеустройстве».
По МДК.01.04:
«Прикладное программное обеспечение (ППО) и информационные ресурсы при проведении полевых и камеральных геодезических работ».
| ПМ: МДК:
| ПМ. 01. Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра.
МДК.01.01. Технология производства полевых геодезических работ.
МДК.01.04. Автоматизированная обработка землеустроительной информации.
| Специальность:
| 120701 «Землеустройство»
| Преподаватель:
| Волкова Н.Н., Кувардина Н.В.
| Дата проведения:
| 24 ноября 2014 г.
|
Место проведения:
|
Учебный корпус №2, ауд. 23
|
Время проведения:
|
1005 – 1140 (2 пара)
| Цели:
| Дидактическая:
Организация деятельности студентов по формированию общих (понимание сущности и значимости будущей профессии, определение способов выполнения профессиональных задач, использование информационно-коммуникативных технологий для совершенствования профессиональной деятельности, умение работать в команде) и профессиональных компетенций (выполнение полевых геодезических работ, обработка результатов полевых измерений, составление и оформление планово-картографических материалов).
Создание оптимальных условий для выявления уровня сформированности профессиональных компетенций студентов по разделу «Геодезические работы при землеустройстве»
|
| Воспитательная:
формирование умения работать в команде и индивидуально в конкурентных условиях, в соответствии с требованиями современного регионального рынка труда;
формирование настойчивости в преодолении профессиональных трудностей.
|
| Развивающая:
развитие у студентов умения ставить цель и планировать свою деятельность
развитие у студентов умения выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
развитие умения видеть в конкретных практических действиях обобщенные знания и умения;
формирование творческой инициативы и активности в процессе решения профессиональных задач;
| Формируемые профессиональные компетенции
Приобретаемые умения и навыки
ПК 1.1. Выполнение полевых геодезических работ на производственном участке.
по МДК 01.01. Технология производства полевых геодезических работ.
| Должны знать:
сущность, цели и производство различных видов изысканий
производство наземных горизонтальных, вертикальных, съемок;
устройство геодезических приборов;
Должны уметь:
производить горизонтальную и вертикальную съемку местности различными способами.
| ПК 1.2. Обработка результатов полевых измерений
ПК 1.3. Составление и оформление планово-картографического мате-риала.
по МДК.01.04. Авто-матизированная обработка землеустроительной ин-формации.
| Должны знать:
автоматизацию геодезических работ;
прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы при проведении полевых и камеральных геодезических работ.
Должны уметь:
использовать пакеты прикладных программ для решения геодезических задач.
|
| Вид занятия:
| Урок.
| Тип урока:
| Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
| Форма проведения урока:
| Интегрированный урок – деловая игра
| Мотивация учебной деятельности
| Постановка проблемной ситуации, которая возникает при вовлечении приобретённых студентами знаний, умений и навыков в контекст современной профессиональной деятельности.
Взаимодействие студентов с работодателем в процессе учебно-профессиональной деятельности.
| Методы обучения:
| Устный фронтальный опрос;
Компьютерное тестирование;
самостоятельная работа студентов (решение практических заданий с помощью ПК, работа с теодолитом);
разрешение проблемной ситуации.
| Формы учебной работы:
| Фронтальная работа;
Групповая (работа в мини-группах);
Индивидуальная работа.
| Средства обучения:
| Дидактические средства:
Комплект заданий для работы на ПК; компьютерные тесты;
инструкция по технике безопасности.
|
| Оборудование:
IBM – совместимые компьютеры с ОС MS Windows ХР; прикладные программы общего назначения: табличный процессор, текстовый редактор, графический редактор, программа подготовки и показа презентаций; прикладные программы специального назначения: CREDO_DAT 3.0; теодолиты 2Т30П; штативы.
| Внутридисциплинарные связи:
| По МДК 01.01. Технология производства полевых геодезических работ:
«Технология производства теодолитной съемки», «Технология производства геометрического нивелирования», «Технология производства топографических съемок»,
По МДК 01.04. Автоматизированная обработка землеустроительной информации:
темы: «Прикладные программы общего назначения в профессиональной деятельности техника-землеустроителя»; «Текстовый редактор»; «Табличный процессор», «Графический редактор», «Программа подготовки и показа презентаций».
| Междисципли-нарные связи:
| Обеспечивающие дисциплины:
ЕН.01 Математика,
ЕН.02 Информатика,
ОП.01 Топографическая графика,
ОП.08 Основы геодезии и картографии.
Обеспечиваемые профессиональные модули:
ПМ.02 Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения,
ПМ.03 Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства,
ПМ.04 Осуществление контроля за использованием и охраной ресурсов и окружающей среды.
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока
| Цель
| Содержание
| Методы и приёмы
| Формы организации учебной деятельности
| Объект контроля
| 1. Организационный момент.
| Введение студентов в ситуацию деловой игры.
| Предъявляется проблемная ситуация (см. Сценарий урока), выясняются цели, задачи и этапы игры, представляются эксперты и критерии оценивания, студенты распределяются по бригадам.
| Постановка проблемной ситуации, объяснение правил игры.
| фронтальная
| наличие необходимых дидактических средств и оборудования (оценивают преподаватели).
| 2.Актуализация опорных знаний по МДК.01.01 и МДК.01.04.
| Выявления уровня усвоения теоретического материала, а также уровня сформированности умений и навыков работы в среде текстового редактора.
| ЗАДАНИЕ 1 (см. Приложение 1) «Подготовка и печать резюме и заявления о приеме на работу» на знание основных приемов работы в среде текстового редактора.
| самостоятельная практическая работа на ПК.
| индивидуальная
| Резюме и заявление, составленные по образцу (оценивает работодатель).
| Систематизация и воспроизведение наиболее существенных понятий из ранее изученного материала.
| ЗАДАНИЕ 2 (см. Приложение 1) на знание основных понятий из изученного учебного материала.
| компьютерное тестирование.
| индивидуальная
| Ответы теста оценивает компьютер
| выявление уровня усвоения теоретических знаний по МДК.01.01 «Геодезические работы при землеустройстве»
| ЗАДАНИЕ 3 (см. Приложение 1) на знание геодезических измерений, теодолитной и нивелирной съемок.
| Устный опрос.
| фронтальная
| Ответы на вопросы оценивает преподаватель спецдисциплин по 5-ти балльной системе.
| 3. Систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков по МДК.01.04 «Прикладное программное обеспечение (ППО) и информационные ресурсы при проведении полевых и камеральных геодезических работ» и МДК.01.01 «Геодезические работы при землеустройстве».
| Выявление уровня сформированности общих и профессиональных компетенций по разделу «ППО в геодезии и землеустройстве».
| ЗАДАНИЕ 1
(см. Приложение 2) «Уравнивание и вычерчивание теодолитных ходов, построение и вывод на печать плана теодолитной съемки» на знание прикладных компьютерных программ, используемых в профессиональной деятельности техника – землеустроителя.
| самостоятельная практическая работа на ПК.
| Мини-группа
| уравнивание замкнутого теодолитного хода с помощью программы CREDO_DAT с последующей распечаткой плана теодолитной съемки (оценивает преподаватель АОЗУИ по 5-ти балльной системе).
| Выявление уровня усвоения теоретических знаний, а также уровня сформированности умений и навыков по разделу «ППО и информационные ресурсы при проведении полевых и камеральных геодезических работ»
| ЗАДАНИЕ 2
(см. Приложение 2) «Обработка данных тахеометрической съемки» на знание
прикладных компьютерных программ, используемых в профессиональной деятельности техника – землеустроителя
| самостоятельная практическая работа на ПК
| мини-группа
| обработка геодезических данных тахеометрической съемки в программе CREDO_DAT (оценивает преподаватель АОЗУИ по 5-ти балльной системе)
| Выявление уровня сформированности умений и навыков работы в программе PowerPoint
| ЗАДАНИЕ 3 (см. Приложение 2) «Презентация землеустроительного отделения» на знание основных приемов работы в программе подготовки и показа презентаций
| самостоятельная практическая работа на ПК
| мини-группа
| Презентация землеустроительного отделения из 6-ти слайдов в программе PowerPoint (оценивает преподаватель. АОЗУИ по 5-ти балльной системе)
| Выявление уровня сформированности умений и навыков работы в программе Paint.
| ЗАДАНИЕ 4 (см. Приложение 2) «Создание герба землеустроителей и геодезистов» на знание основных приемов работы в среде графического редактора.
| самостоятельная практическая работа на ПК.
| Индивидуальная
(1 представитель от команды).
| герб землеустроителей и геодезистов в графическом редакторе Paintbrush (оценивает преподаватель АОЗУИ по 5-ти балльной системе).
| Выявление уровня сформированности умений и навыков работы с теодолитом.
| ЗАДАНИЕ 5 (см. Приложение 2) «Установка теодолита в рабочее положение и измерение горизонтальных углов» на знание геодезических приборов.
| самостоятельная работа по установке теодолита в рабочее положение.
| мини-группа
| полевой журнал с результатами измерений (оценивает преподаватель спецдисциплин по 5-ти балльной системе).
| 4. Углубление и расширение знаний, развитие учебно-познавательных интересов студентов.
| Расширение кругозора, повышение учебно-познавательного интереса студентов.
| ЗАДАНИЕ (см. Приложение 3) «Знаете ли вы, что…» на углубление и расширение знаний по МДК.01.01 и МДК.01.04.
| сообщение
| Фронтальная, индивидуальная
| сообщения об интересных фактах из области геодезии и информационных технологий (оценивается преподавателем спецдисциплин по 5-ти балльной системе).
| 5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
| Выставление промежуточных и общих баллов за конкурсы, награждение, рекомендации работодателя и экспертов, выявление эмоционального настроя студентов.
| беседа
| фронтальная
| Листы экспертной оценки (см. Приложение 4).
| 6. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
| Ориентация учащихся на дипломное проектирование.
| Выдача заданий и рекомендаций по дипломному проектированию.
| рассказ
| фронтальная
| Рекомендации и задания по дипломному проектированию.
|
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА I. Организационный момент.
Объявление целей и задач урока, представление ведущих, команд.
Преподаватель АОЗУИ: Здравствуйте! Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Мы проведем урок в форме деловой игры. Вам предлагается следующая ситуация: «Одна из фирм («ГеоИнфо») г. Пензы, занимающаяся геодезическими и землеустроительными работами, объявила конкурс на замещение вакантных должностей техников-землеустроителей. Сообщение об этом конкурсе получили мы, преподаватели спецдисциплин и АОЗУИ, от собственника этой фирмы – Сергея Зацепина. Претенденты должны выполнить ряд заданий, позволяющих выяснить как ваши знания по геодезии, так и степень владения компьютером. Оценивать уровень компетентности претендентов будут собственник фирмы, а также два эксперта – преподаватель геодезии и преподаватель АОЗУИ». Учебная группа разделена на 2 бригады заранее. Тема урока записана на доске.
Выявление степени готовности студентов и аудитории к уроку.
Собственник. Здравствуйте, уважаемые претенденты. Я очень благодарен вам за то, что вы откликнулись на мое объявление и решили принять участие в конкурсе на должность техника-землеустроителя. Я планирую открыть филиал своей фирмы в вашем районе. Для успешного выполнения заказов по землеустройству от юридических и физических лиц нам необходимо сформировать мобильную бригаду техников-геодезистов (землеустроителей). Я уверен, что высококвалифицированные, знающие техники-землеустроители – это важное условие успеха. Именно таким людям я готов доверить уникальное дорогостоящее оборудование, и уверен, что сегодня такие специалисты будут найдены.
Наш конкурс будет состоять из следующих этапов:
Работа в текстовом редакторе – подготовка и печать резюме и заявления о приеме на работу буду рассматривать я – собственник фирмы и эксперт по компьютерным технологиям.
Ваши теоретические знания по специальности оценят наши эксперты по геодезии и АОЗУИ, а также компьютер.
Умение работать с прикладными геодезическими программами оценят оба эксперта и я.
Ваше умение представить свою специальность также оценят оба эксперта.
5. Работа по созданию герба землеустроительного отделения позволит выявить умение работать в графическом редакторе. Оценят её оба эксперта.
6. Ваше умение работать с геодезическими приборами оценят эксперт по геодезии и я.
Домашнее задание «Знаете ли вы, что. . .» позволит выявить степень вашего интереса к специальности.
Преподаватель спецдисциплин. На ваших столах находятся папки с заданиями. При выполнении задания следует внимательно прочитать его формулировку, а затем приступать к работе. В случае затруднения вы можете обратиться за помощью к преподавателям. Кроме того, итоги будут подведены как в общем по бригаде, так и по каждому участнику. Все задания оцениваются по пятибалльной системе.
II. Актуализация опорных знаний по МДК.01.01 и МДК.01.04.
|