|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
___________________________ _____________________________ А.С. Оправин А.С. Оправин
«___»_______________2013 г. «___»_______________2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол № ___
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Наименование производственной практики Помощник врача-стоматолога (терапевта)___
Направление подготовки________060201 – Стоматология___________
Курс ____________________ IV, 8 семестр____________________________
Продолжительность _________12 дней____________________________
Кафедры _________________________Терапевтической стоматологии___
Трудоемкость дисциплины 108(час.)/3(зач.ед.)
Архангельск, 2013
Цели и задачи производственной практики
1.1. Цели практики:
1) Освоение должностных обязанностей врача-стоматолога.
2)Обучение самостоятельному выполнению лечебных манипуляций на стоматологическом приеме.
3) Закрепление основных правил медицинской этики и деонтологии.
1.2. Задачи практики:
1)Углубление и закрепление теоретических знаний по терапевтической стоматологии.
2) Совершенствование практических умений студентов.
3) Ознакомление с организацией терапевтической службы и структурой лечебного учреждения.
4) Ознакомление с учетом и отчетностью, ведением медицинской документации.
Требования к уровню освоения содержания практики
Компетенции, формируемые в результате производственной практики:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
| Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
| ОК-5
| Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.
| ОК-6
| способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
| ПК-1
| Способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сёстрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
| ПК-4
| способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность
| ПК-5
| Способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.
| ПК-6
| Способен и готов проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп.
| ПК-7
| способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными
| ПК-18
| способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур
| ПК-19
| способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта
| ПК-22
| Способен и готов выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах. Выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.
| ПК-23
| способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)
| ПК-24
| способностью и готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов.
| ПК-25
| способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы.
| ПК-29
| Способен и готов к проведению премедикации, инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта, назначению медикаментозной терапии до, во время и после стоматологического вмешательства.
| ПК-30
| способностью и готовностью к лечению заболеваний твердых тканей зубов у пациентов различного возраста (взрослых)
| ПК-31
| способностью и готовностью к проведению несложного эндодонтического лечения болезней пульпы и периодонта у пациентов различного возраста (взрослых)
| ПК-38
| способностью и готовностью к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике
| ПК-48
| способностью и готовностью оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний.
| ПК-49
| способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения ; обучению пациентов гигиене полости рта
| В результате прохождения производственной практики обучающийся, должен:
Знать:
Основные принципы организации стоматологической помощи.
Оснащение стоматологического кабинета и основные правила техники безопасности.
Основные стоматологические инструменты и приспособления и правила их дезинфекции и стерилизации. Обязанности медсестры и санитарки.
Анатомо-физиологические особенности строения зубочелюстной системы.
Основные и дополнительные методы обследования, их значение в диагностическом процессе.
Схему обследования стоматологического больного, этапы диагностического процесса. Правила заполнения медицинской карты стоматологического больного.
Понятие об основных стоматологических заболеваниях (кариес, пульпит, периодонтит, гингивит, пародонтит, пародонтоз).
Отдельные лекарственные препараты, применяемые в стоматологии.
Понятие о кариесе. Классификация кариеса по Блеку. Роль зубных отложений в его возникновении. Принципы, методы и этапы препарирования кариозных полостей. Реставрация, реконструкция зубов терапевтическими методами.
Стоматологические пломбировочные материалы. Показания и противопоказания к применению, методика работы с ними.
Эндодонтия. Методы и этапы эндодонтического лечения. Манипуляции в полости зуба, корневых каналах.
Способы восстановления анатомической формы и функции зуба после эндодонтического лечения (реставрация, реконструкция, штифтовые конструкции).
Понятие о пародонте и его патологии. Зубные отложения и методы выявления и удаления зубных отложений.
.Возможные ошибки и осложнения при стоматологических вмешательствах.
Уметь:
1. Планировать работу врача-стоматолога.
2. Проводить основные методы обследования стоматологического больного (опрос, осмотр, пальпация, зондирование, перкуссия, термодиагностика зубов).
3. На основании результатов обследования проводить дифференциальную диагностику, выбирать методы лечения и профилактики некариозных поражений зубов, кариеса, пульпита и периодонтита.
4. Работать со стоматологическим оборудованием и инструментами с соблюдением правил эргономики и техники безопасности.
5. Читать внутриротовые рентгенограммы, ОПТГ.
6. Заполнять медицинскую документацию.
7. Выявлять и удалять зубные отложения на фантомах, проводить аппликации лекарственных препаратов.
8. Препарировать кариозные полости по Блэку .
9. Выбирать по показаниям пломбировочные материалы для лечения кариеса, замешивать их и пломбировать кариозные полости.
10. Выполнять этапы (медикаментозные, инструментальные) эндодонтического лечения всех групп зубов.
11. Восстанавливать коронки зубов с использованием штифтовых конструкций на моделях.
12. Развивать клиническое интегрированное мышление.
Владеть:
Грамотно заполнять медицинскую карту стоматологического больного и другую документацию.
Препарировать кариозные полости 1-5 класса и МОД.
Проводить медикаментозную обработку и высушивание кариозных полостей.
Накладывать лечебные и изолирующие прокладки, временные и постоянные пломбы из цементов и композиционных материалов.
Накладывать пасту для девитализации пульпы.
Проводить аппликационную, инфильтрационную и проводниковую (мандибулярную) анестезии при лечении зубов.
Раскрывать полость зуба всех групп зубов.
Выполнять ампутацию и экстирпацию пульпы.
Проводить инструментальную, медикаментозную обработку корневых каналов, их высушивание, определять рабочую длину и степень проходимости.
Пломбировать корневые каналы (пастами, пастами с гуттаперчивыми штифтами).
Проводить импрегнационную обработку труднопроходимых корневых каналов.
Удалять зубные отложения: налет, над- и поддесневой зубной камень; полировать зубы после снятия зубных отложений.
Выписывать рецепты на лекарственные препараты.
Проводить электроодонтодиагностику, диатермокоагуляцию и апекслокацию.
Объем дисциплины и виды учебных работ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц
Виды учебной работы
| Трудоемкость
(час.)
| Практическая работа
| 72/12 дн.
| Самостоятельная работа
| 36
| Общая трудоемкость
| 108
|
Содержание производственной практики
Работа в подразделениях
| Трудоемкость (часы/дни)
| Введение в курс прохождения практики
Собеседование
| 3
| Стоматологическое обследование пациента.
Собеседование
Проверка и оценка практических умений
| 27
| Клиническая картина, диагностика заболеваний твердых тканей зубов. Методы лечения кариеса и некариозных поражений зубов.
Собеседование
Проверка и оценка практических умений
| 36
| Клиническая картина, диагностика заболеваний пульпы и апикального периодонта. Методы лечения пульпита и периодонтита.
Собеседование
Проверка и оценка практических умений
| 36
| Подготовка и защита отчета по практике
Собеседование
| 6
| Всего
| 108
|
5.Перечень практических навыков
№
| Разделы и содержание
| Уровень усвоения
| 1
| Использовать определение, классификацию, этиологию и патогенез кариеса зубов, его осложнений и некариозных поражений.
| 1
| 2
| На основании результатов обследования проводить дифференциальную диагностику, выбирать методы лечения и профилактики некариозных поражений зубов, кариеса, пульпита и периодонтита.
| 1
| 3
| Грамотно заполнять медицинскую карту стоматологического больного и другую документацию.
| 4
| 4
| Препарировать кариозные полости 1-5 класса и МОД.
| 4
| 5
| Проводить медикаментозную обработку и высушивание кариозных полостей.
| 4
| 6
| Накладывать лечебные и изолирующие прокладки, временные и постоянные пломбы из цементов и композиционных материалов
| 4
| 7
| Овладеть техникой проведения аппликационной, инфильтрационной и проводниковой (мандибулярной) анестезии при лечении зубов.
| 1
| 8
| Накладывать пасту для девитализации пульпы.
| 4
| 9
| Раскрывать полость зуба всех групп зубов.
| 4
| 10
| Выполнять ампутацию и экстирпацию пульпы.
| 4
| 11
| Проводить инструментальную, медикаментозную обработку корневых каналов, их высушивание, определять рабочую длину и степень проходимости.
| 4
| 12
| Пломбировать корневые каналы (пастами, пастами с гуттаперчивыми штифтами).
| 4
| 13
| Проводить импрегнационную обработку труднопроходимых корневых каналов.
| 4
| 14
| Удалять зубные отложения: налет, над- и поддесневой зубной камень; полировать зубы после снятия зубных отложений.
| 4
| 15
| Выписывать рецепты на лекарственные препараты.
| 4
| 16
| Проводить электроодонтодиагностику, диатермокоагуляцию и апекслокацию.
| 4
| 17
| Овладеть методикой чтения внутриротовых рентгенограмм
| 1
| Соответствие уровней участия: 1 – теоретическое знание манипуляции
2 – участие в выполнении манипуляции
3 – практическое выполнение манипуляции под контролем
4 – самостоятельное выполнение манипуляции
6. Формы контроля
Формы контроля:
- устные (собеседование,)
- письменные (эссе, рефератов).
6.1.Текущий контроль осуществляется непосредственным руководителем практики на клинической базе и ассистентом кафедры.
Содержание контрольных мероприятий: наблюдение за выполнением врачебных манипуляций на стоматологическом приеме; ежедневная проверка записей в дневнике практики, которые должны отражать всю выполненную работу.
6.2. Итоговый контроль ассистентом-руководителем практики.
Непосредственный руководитель проверяет дневник по практике и пишет характеристику на студента, оценивая его работу по пятибалльной шкале; зачет по практике (в форме собеседования) на клинической базе проводится комиссией, в состав которой входят зав.отделением, непосредственный руководитель и ассистент кафедры; окончательная оценка по практике ставится ассистентом кафедры на основании характеристики студента, оценки качества ведения дневника и выполненного объема работы (соответствие программе), результатов собеседования, выполненной УИРС. 7. Учебно-методическое обеспечение практики
7.1. Основная литература
Курякина Н.В. Заболевания пародонта /Н.В. Курякина, Т.Ф. Кутепова. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2003. – 250с. С. 5 – 25.
Логинова Н.К. Функциональная диагностика в стоматологии: теория и практика / Н.К.Логинова. – ГЭОТАР.: Медицина, 2007. – 120 с.
Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология / А.И. Николаев, Л.М. Цепов.- 7-е изд.- М.: МЕДпресс-информ, 2007.- 928 с.: ил.
Терапевтическая стоматология. Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Е.В. Боровского.- М.: Медицинское информ. агенство, 2003.- 840 с.
7.2. Дополнительная литература
Грудянов А.И. Заболевания пародонта М, Медицинское Информационное Агентство, 2009. 336 с Дмитриева Л.А. Пародонтит М., МЕДпресс-информ, 2007, 504 с.
Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология / А.И. Николаев, Л.М. Цепов.- 7-е изд.- М.: МЕДпресс-информ, 2007.- 928 с.: ил.
Рациональная фармакотерапия в стоматологии: Руководство для практических врачей /Под редакцией Г.М. Барера, Е.В. Зорян. – М., Литтера, 2006 г. с 179-203, 235-245.
Стоматология. Запись и ведение истории болезни: Практическое руководство. Афанасьев В.В, Барер Г.М., Ибрагимов Т.И. – М., ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006 г., 320 с.
Терапевтическая стоматология + СD. Национальное руководство. Под ред. Л.А. Дмитриевой, Ю.М. Максимовского «ГЭОТАР-Медиа» 2009. 912 с.
Терапевтическая стоматология. Учебник под ред. Боровского Е.В. Изд. М. "Медицинскоеинформационное агенство" 2004. 840 с.
Терапевтическая стоматология. Учебник. Часть 2. Болезни пародонта. Под редакцией проф. Г.М. Барера. – М., «Гэотар-Медиа», 2008, 224 с.
Янушевич О.О., Гринин В.М., Почтаренко В.А., Рунова Г.С. Заболевания пародонта. Современный взгляд на клинико-диагностические и лечебные аспекты. Под ред. О.О. Янушевича, М., «Гэотар-Медиа», 2010.160 с. 7.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
http://www.stomatolog.ru/
http://www.stomfak.ru
http://www.webmedinfo.ru
http://mediclibrary.ru/
http://www.rusmedser.com/
СтомАрт
http://www.medicus.ru/stomatology/spec/
http://www.dentaltechnic.info/index.php.
Dental-revue
http://www.med-edu.ru/
Авторы:
Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| Зав.каф. терапевтической стоматологии, д.м.н.
| Оправин А.С.
|
| Профессор каф. терапевтической стоматологии, д.м.н.
| Вилова Т.В.
|
| Доцент каф. терапевтической стоматологии, к.м.н.
| Гагарина Т.Ю.
|
| Рецензент :
Место работы
| Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| СГМУ
| Доцент кафедры ортопедической стоматологии
| Котлова О.В.
|
| |