Лекция №6


Скачать 121.18 Kb.
НазваниеЛекция №6
ТипЛекция
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Лекция
Лекция № 6
Организация лечебно-профилактической помощи

сельскому населению
Охрана здоровья жителей села является частью всего здравоохранения. В охране здоровья сельских жителей особенно большая роль отводится средним медицинским работникам.

Медицинская помощь сельскому населению строится на основных принципах организации здравоохранения (доступность, квалифицированность, бесплатность).

Однако факторы, определяющие различия между городом и деревней, влияют на организационные формы и методы работы сельских медицинских учреждений:

  1. характер расселения жителей,

  2. радиус обслуживания,

  3. сезонность работ,

  4. воздействие погодных условий при полевых работах,

  5. специфические условия трудового процесса,

  6. неустроенность хозяйственно-бытовой деятельности и бытовых условий,

  7. регионально-национальные особенности и обычаи,

  8. образовательный и культурный уровень и др.

Организация медико-социальной помощи на селе, ее объем и качество зависят от:

  1. удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов,

  2. укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием,

  3. возможности получения специализированной медицинской помощи,

  4. возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения.


Особенности организации оказания медицинской помощи сельскому населению.
1. Этапность.
2. Выездные формы работы.
3. Развитие общеврачебной практики
4. Высокая роль и значение среднего медицинского персонала.

5.Сочетание лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Условно выделяют 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям.

  1. Сельский врачебный участок.

  2. Центральная районная больница.

  3. Областная больница.


Первый этап оказания медицинской помощи сельскому населению

Сельский врачебный участок или (с учетом новых организационных структур) территориальные медицинские объединения (участковая больница, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, родильные дома, ясли-сады и др.).

Задачи Сельского врачебного участка:

  1. оказание населению общедоступной квалифицированной врачебной помощи (терапевтической, хирургической, акушерской и гинекологической, педиатрической, стоматологической);

  2. проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;

  3. формирование у населения установок и навыков здорового образа жизни.


Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница

Количество сельских врачебных участков в районе в основном определяются численностью населения и расстоянием до центральной районной больницы.

Средняя численность населения на врачебном участке колеблется в пределах 5-7 тыс. жителей при оптимальном радиусе участка 7-10 км.

Характер и объем медицинской помощи в участковой больнице в основном определяются ее мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов.

В штате сельской участковой больницы в зависимости от ее мощности, численности населения и расстояния до центральной районной больницы (ЦРБ) могут быть врачи по основным специальностям (терапия, педиатрия, стоматология, акушерство, гинекология и хирургия).

Организация работы на ФАПе
Основное значение в структуре сельского врачебного участка имеет ФАП.

ФАП является важным звеном в проведении профилактических мероприятий и оказании доврачебной медицинской помощи населению на сельском врачебном участке.

Организация работы фельдшерско-акушерского пункта определена нормативным документом - приказом Минздравсоцразвития от 15.05.2012 г. № 543н.

ФАП может быть организован при числе жителей в сельском населённом пункте от 700-900 человек и более и расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 2 км.

300-700 человек при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 4 км.

300 и менее человек, если расстояние 6 км. и более.

В штат ФАПа вводится медицинская сестра - 0.5 ставки при числе жителей 900-1300 человек, 1 ставка – 1300-1800 человек.

Для организации работы фельдшерско-акушерского пункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:

  • процедурная;

  • комната фельдшера и акушерки;

  • комната экстренного приема родов;

  • комната временного пребывания пациентов;

  • санузел для персонала;

  • санузел для пациентов;

  • санитарная комната.

Оснащенность ФАПа по стандарту перечислена в приказе в приложении №17.
Задачи ФАП:

  1. Лечебно-профилактическая помощь взрослому населению:

  • амбулаторный приём и помощь на дому,

  • участие в проведении профилактических осмотров и диспансеризации,

  • оказание доврачебной помощи,

  • выполнение врачебных назначений,

  • медико-санитарное обслуживание населения в период полевых работ,

  • проведение мероприятий по профилактике сельскохозяйственного травматизма и снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

  1. Медицинское обслуживание женщин и детей:

  • наблюдение за беременными и роженицами,

  • психопрофилактическая подготовка беременных к родам,

  • оказание помощи роженицам и родильницам,

  • организация школы матери и ребёнка,

  • оказание медицинской помощи гинекологическим больным,

  • диспансерное наблюдение за детьми,

  • оказание лечебно-профилактической помощи детям.

  1. Санитарно-противоэпидемическая работа:

  • текущий санитарный надзор,

  • противоэпидемические мероприятия,

  • мероприятия по снижению инфекционной заболеваемости,

  • проведение профилактических прививок,

  • санитарно-просветительная работа,

  • противопаразитарные мероприятия,

  • санитарный актив и работа с ним.


Планирование работы ФАП

Один из важных разделов деятельности ФАП.

Исходным материалом для текущего планирования являются:

  • данные годового отчета о работе ФАП за прошлый год,

  • сведений о выполнении плана мероприятий текущего года за 11 месяцев,

  • копии актов проверки работы ФАП врачами-специалистами ЦРБ и сельского врачебного участка.

При планировании работы ФАП следует учитывать протяжённость участка, количество обслуживаемых населенных пунктов, состояние дорог, расстояние до ближайших медицинских учреждений, другие территориальные факторы.

План, составленный на основании конкретных материалов, является обоснованным и способствовать правильному определению задач по развитию и улучшению медицинской помощи на участке.
Медицинская документация на ФАПе

  1. Журнал регистрации амбулаторных больных ф-074/у;

  2. Тетрадь записи беременных, состоящих под наблюдением ФАП ф-075/у;

  3. Тетрадь учета работы на дому патронажной медицинской сестры ф-116/у;

  4. Журнал учета инфекционных заболеваний ф-060/у;

  5. Журнал учета процедур ф029/у;

  6. Ведомость учета посещений к среднему медицинскому персоналу здравпункта, ФАП ф-039/у-88

  7. Отчет фельдшера ФАП (Приложения № 1) и др.


К отчёту фельдшер прикладывает «Объяснительную записку», в которой анализируется деятельность ФАП и оцениваются некоторые показатели.

Важно чёткое ведение «Журнала регистрации амбулаторных больных» (ф. № 074). По этому документу можно судить о правильности назначения, о фактах проведения и обоснованности манипуляций и о своевременности оказания медицинской помощи.

Его изучают при разбирательстве дел о профессиональных правонарушениях медицинских работниках.

Опыт показывает, что при заполнении этого журнала фельдшера часто допускают следующие ошибки:

  • диагноз записывается в сокращенном виде,

  • не указывают лечебные процедуры и дозировку введённых лекарственных веществ,

  • не ведут точную регистрацию лечебных и профилактических сывороток.


Организация работы Домовых Хозяйств
В рамках программы модернизации здравоохранения Саратовской области в мелких населенных пунктах численностью 100 человек при отсутствии ФАПов организованы домовые хозяйства, которые будут оснащены укладкой первой помощи, телефонной связью для оперативного вызова фельдшера или бригады скорой медицинской помощи. Из членов домовых хозяйств отбираются кандидатуры для обучения их навыкам оказания первой помощи (немедицинской помощи) при определенных состояниях (при отравлениях, укусах насекомых, наружных кровотечениях, обмороках, травмах, провести простейшую сердечно-лёгочную реанимацию).

Для этого в «жёлтом чемоданчике», который выдаётся «домовому лекарю», имеются бинты, гемостатическая губка, пластырь, комплект шин, шейный воротник, кровоостанавливающий жгут, тонометр, воздуховоды для восстановления и поддержки проходимости верхних дыхательных путей и др.

Организация и обеспечение деятельности домовых хозяйств (обучение, оснащение укладок) планируется за счет средств муниципального бюджета.

В Энгельсском районе такие домовые хозяйства организованы в селах Подгорное и Калинино.

Обученный осматривает больного или пострадавшего в своём доме, точнее в домовом хозяйстве, или отправляется к нему сам. Обязательно сообщает о вызове своему куратору в Энгельсскую районную больницу. Для этого каждый «домовой лекарь» снабжён оплачиваемой сотовой связью. И не только для этого, но и для звонков своим «пациентам», для получения при сложных случаях подробной пошаговой консультации опять же от своего куратора или другого специалиста, для вызова фельдшера из ближайшего ФАПа или бригады скорой помощи. То есть уполномоченный выполняет в селе роль постоянно дежурного диспетчера медицинской помощи, а пока эта помощь едет, он обеспечивает наблюдение за пациентом.

 

Для обслуживания сельского населения на первом этапе планируется и использовать мобильный диагностический комплекс Это автомобиль типа «Камаз» с фургоном, в котором обустроены небольшие кабинеты, установлено необходимое диагностическое оборудование и подобраны специалисты для работы. Этот мобильный комплекс будет ездить по населённым пунктам, в том числе самым отдалённым, и проводить медосмотр взрослого и детского населения. 
Второй этап оказания медицинской помощи сельскому населению
Ведущим учреждением на втором этапе является центральная районная больница - ЦРБ.

ЦРБ, осуществляет специализированную медицинскую помощь по основным ее видам и организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района.

Задачи ЦРБ:

  1. обеспечение населения района и районного центра необходимым объёмом квалифицированной специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи;

  2. оперативное и организационно-методическое руководство деятельностью всех учреждений здравоохранения района;

  3. планирование, финансирование и организация материально-техническое обеспечения населения, снижения заболеваемости, смертности и укрепление здоровья;

  4. разработка и осуществление мер по подбору, обучению, расстановке и рациональному использованию медицинских кадров.


В своем составе ЦРБ имеет следующие структурные подразделения:

  1. стационар с основными специализированными отделениями,

  2. поликлинику с консультативными приемами врачей-специалистов,

  3. лечебно-диагностические отделения,

  4. организационно-методический кабинет,

  5. отделение скорой и неотложной медицинской помощи

  6. прочие структурные подразделения (морг, пищеблок, аптека и др.).

Поликлиника ЦРБ организует оказание квалифицированной медицинской помощи по 8-10 врачебным специальностям.

Стационар ЦРБ должен иметь как минимум 5 клинических отделений:

  • терапевтическое;

  • хирургическое с травматологией;

  • детское;

  • инфекционное;

  • родильное и гинекологическое;

  • анестезиологии и реанимации.

Врачи-специалисты ЦРБ оказывают медицинскую помощь сельскому населению как на базе поликлиники и стационара, так и путём организации выездов на сельские врачебные участки.

Руководителем службы здравоохранения является главный врач района (или районного медицинского объединения), который возглавляет и центральную районную больницу.
Санитарно-противоэпидемической службой района руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом центра ГСЭН.

На уровне района определяются районные специалисты, в обязанность которых входит лечебно-консультативная и организационная работа по специальности.

При численности населения района 70 000 человек и более вводится должность освобождённого заместителя главного врача по охране материнства и детства.

При ЦРБ организуются больничный совет. Совет медицинских сестер и общественный совет, осуществляющие организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью участковых больниц и других ЛПУ.
Могут быть межрайонные специализированные центры, диспансеры, центры здоровья и др.

Учреждения сельского здравоохранения перешли на работу в системе обязательного медицинского страхования.

В настоящее время приоритетным направлением в развитии сельского здравоохранения является укрепление и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи:

  • организуются новые приписные терапевтические и педиатрические врачебные участки;

  • развиваются различные виды передвижной медицинской помощи (передвижные стоматологические кабинеты и зубопротезные лаборатории и т.д.)

  • организуется скорая и неотложная медицинская помощь,

  • особое внимание уделяется охране здоровья матери и ребёнка.

Третий этап оказания медицинской помощи сельскому населению
Областная больница - основное учреждение на третьем этапе.
Задачи областной больницы:

  1. обеспечение высококвалифицированной, специализированной, консультативной и стационарной медицинской помощью;

  2. оказание организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям и экстренной медицинской помощи средствами санитарной авиации;

  3. руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью лечебно-профилактических учреждений области;

  4. анализ качественных показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений области на основе сводных годовых отчетов;

  5. изучение и анализ показателей заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности, разработка мероприятий, направленных на их снижение;

  6. проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей, среднего медицинского персонала.


Структурными подразделениями областной больницы являются:

  1. стационар,

  2. консультативная поликлиника,

  3. лечебно-диагностические отделения, кабинеты и лаборатории,

  4. оргметодотдел с отделением медицинской статистики,

  5. отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи.

В организационно-методической работе медицинских учреждений области принимают участие главные специалисты комитета по здравоохранению:

  • главные хирург, терапевт, педиатр

  • внештатные областные специалисты (чаще всего заведующие специализированными и узкоспециализированными отделениями).


Основными показатели деятельности медицинских учреждений сельского района являются:


  1. показатель заболеваемости населения (общая, с временной утратой трудоспособности, детская),

  2. показатель первичного выхода на инвалидность,

  3. показатель смертности,

  4. показатель детской смертности;

  5. число жалоб населения и др.

Объединённые усилия всех трёх звеньев лечебно-профилактической службы участковых больниц, центральных районных больниц и областных больниц позволяет обеспечить всестороннюю и высокачественную медицинскую помощь сельскому населению.

Таким образом, Вы ознакомились с основными особенностями организации медицинской помощи сельскому населению. Основным принципом организации является оказание помощи в три этапа. Новым нормативным документом, определяющим порядок организации работы фельдшерско-акушерского пункта.
Задание:

  1. Подготовиться к практическому занятию № 3


Вопросы для подготовки:


  1. Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению.

  2. Организация работы на ФАПе.

  3. Нормативно-правовая документация, регламентирующая организацию лечебно-профилактической помощи сельскому населению.

  4. Принципы ведения учёта и отчётности на ФАПе.

  5. Основные показатели деятельности ФАПа.

Похожие:

Лекция №6 iconЛекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления...
Хирургический метод лечения имеет большое значение в клинической медицине. Одну четверть заболеваний составляют хирургические болезни....

Лекция №6 iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Лекция №6 icon2. Лекция: "Общие критерии", часть Основные идеи 8
Лекция: Обзор наиболее важных стандартов и спецификаций в области информационной безопасности 3

Лекция №6 iconЛекция Автоматическое и автоматизированное управление. 5
Лекция Основные требования к scada-системам и их возможности. Аппаратные и программные средства scada-систем 17

Лекция №6 iconЛекция к вопросу о трудностях перевода при обучении студентов немецкому...
Цель: ознакомить со спецификой перевода текстов по специальности на немецком языке, дать характеристику трудностей, возникающих при...

Лекция №6 iconЛекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть...
Жением. В связи с этим, пятая лекция будет посвящена также вопросам налогового законодательства: налог на прибыль, налог на имущество,...

Лекция №6 iconЛекция №1 Открытые данные: введение Часть 1 Иван Бегтин я вначале...
Надеюсь, для последующих лекций нам удастся найти зал побольше. А некоторые лекции мы хотим вообще сделать публичными, чтобы на них...

Лекция №6 iconЛекция 10. Международное сотрудничество в ОРД лекция 11. Проблемы...
Спецкурс «Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности» как открытая учебная дисциплина представляет устоявшуюся систему...

Лекция №6 iconЛекция №15. Тема: «Проложение хода технического нивелирования и ведение полевого журнала»
Лекция №15. Тема: «Проложение хода технического нивелирования и ведение полевого журнала». Учебник В. Д. Киселёв, Д. Ш. Михелёв....

Лекция №6 iconЛекция I 10

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск