Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений
Введение
В нашем государстве существует большое количество предприятий, учреждений и организаций, которые финансируются за счет бюджетов разного уровня. Данные организации являются бюджетными, их развитие и существование напрямую зависят от своевременного и полного бюджетного финансирования.
Однако в наших жизненных реалиях никто не гарантирует полноту и своевременность перечисления бюджетных средств. Бюджетные организации постоянно ощущают острую нехватку денежных средств как на выплату заработной платы своему персоналу, так и на свое содержание. В результате этого происходит трансформирование бюджетных организаций с одной единственной целью - вписаться в действующую систему рыночных отношений. Вместо выполнения своих основных функций и предназначения, бюджетные организации вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, так как средства, полученные ими от предпринимательской деятельности, крайне необходимы для подкрепления их бюджетного финансирования.
Исходя из требований статьи 120 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), под бюджетным учреждением следует понимать некоммерческую организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В статье 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) дано несколько иное определение. Согласно ему бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе системы доходов и расходов.
В соответствии с требованиями статьи 50 ГК РФ бюджетные учреждения, как и все некоммерческие организации, могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы. Однако в соответствии с требованиями статьи 298 указанного кодекса, такая деятельность должна быть указана в учредительных документах организации.
Естественно, перед руководителями и главными бухгалтерами бюджетных организаций стоит непростая задача - совместить бюджетную и предпринимательскую деятельность, правильно отразить все операции и результаты финансово-экономической и хозяйственной деятельности как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Задача не из легких, приходиться поломать голову и не раз. Кроме того, бюджетные организации должны так организовать внутренний контроль своей финансово-экономической и хозяйственной деятельности, чтобы по итогам работы внешних контрольно-ревизионных органов, руководитель и сама бюджетная организация имели минимальные потери.
Качественное выполнение вышеуказанных задач напрямую зависит от уровня экономической подготовки как специалистов бухгалтерских служб, так и руководителей всех уровней бюджетных организаций.
С целью оказания помощи руководителям и главным бухгалтерам бюджетных организаций в решении накопившихся проблем и вопросов, авторским коллективом подготовлена данная книга.
Изложение материала в книге построено таким образом, что он может быть использован как методическое руководство для руководителей и главных бухгалтеров бюджетных организаций, а также специалистов, работающих в подразделениях внутреннего контроля.
В книге авторы показали специфику бухгалтерского учета в бюджетных организациях с учетом особенностей осуществления предпринимательской деятельности. Также показаны функции государственного, ведомственного и внутреннего контроля. Даны рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля в бюджетных организациях.
1. Нормативное регулирование и задачи бюджетного учета в бюджетных учреждениях
С 1 января 2005 г. вступил в силу приказ Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее - Инструкция).
Приказом Минфина России от 29 сентября 2004 г. N 87н "О признании утратившими силу приказов Министерства финансов РФ от 17 февраля 1999 г. N 15н и от 30 декабря 1999 г. N 107н "признаны утратившими силу с 1 октября 2005 г. приказы Минфина России от 17 февраля 1999 г. N 15н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов" и от 30 декабря 1999 г. N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях."
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее по тексту - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии со следующими основными законодательными и нормативными документами:
Гражданский кодекс РФ;
Налоговый кодекс РФ;
Бюджетный кодекс РФ;
Трудовой кодекс РФ;
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации";
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ;
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";
Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н;
Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты";
Письмо Банка России от 4 октября 1993 г. N 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (вместе с Порядком, утвержденным Центральным банком 22.09.1993 N 40);
Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359;
Постановление Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств народного хозяйства СССР";
Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на Госбюджете СССР, и указания о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств учреждений и организаций, состоящих на Госбюджете СССР, и других организаций, не начисляющих амортизацию, утвержденные Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомстроем СССР, ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. N АБ-23-Д и изданные в соответствии с постановлением Совмина СССР от 11 ноября 1973 г. N 824 (готовится переиздание);
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 6 октября 2000 г.;
Приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105;
Письмо Минфина России от 12 марта 2003 г. N 04-02-05/4/5 "К вопросу об учете при определении налоговой базы расходов бюджетных учреждений по приобретению имущества, используемого для коммерческой деятельности";
Приказ Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности";
Приказ Минфина России от 24 февраля 2005 г. N 26н "Об утверждении Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 26 августа 2004 г. N 70н."
Исходя из содержания вышеперечисленных нормативных правовых актов, можно определить основные задачи бухгалтерского учета бюджетных учреждений. К таким задачам относятся:
формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
формирование полной и достоверной информации об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
обеспечение контроля за соответствием законодательству РФ операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.
К таким особенностям можно отнести:
организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
контроль исполнения сметы расходов;
переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
выделение в учете кассовых и фактических расходов;
отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки, обороны и др.).
Специфические особенности учета в бюджетных учреждениях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, такими, как точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.
|