Скачать 2.9 Mb.
|
ПУЗАНОВА Ж.В. ТРОЦУК И.В. ВИТКОВСКАЯ М.И. ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» Москва Российский университет дружбы народов 2007 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3 РАЗДЕЛ I. Методология социологического исследования ……………….. 4 ТЕМА 1. Виды социологических исследований ...……………………… 4 ТЕМА 2. Методы социологического исследования …………………… 13 ТЕМА 3. Программа социологического исследования ………………... 23 ТЕМА 4. Выборочный метод ……………………………………………. 29 ТЕМА 5. Количественный и качественный подходы ………………….. 38 РАЗДЕЛ II. Опросные методы социологического исследования ……….. 47 ТЕМА 1. Основные понятия и суть опросного метода ………………... 47 ТЕМА 2. Анкетирование ………………………………………………… 52 ТЕМА 3. Шкалы ………………………………………………………….. 67 ТЕМА 4. Интервью ………………………………………………………. 78 ТЕМА 5. Бюджеты времени ……………………………………………... 86 ТЕМА 6. Тестирование в социологическом исследовании …………… 90 ТЕМА 7. Социометрический опрос …………………………………….. 96 ТЕМА 8. Приемы измерения социальной установки ………………… 104 ТЕМА 9. Проективные и психосемантические методики ……………. 112 ТЕМА 10. Экспертный опрос ………………………………………….. 120 РАЗДЕЛ III. Неопросные методы социологического исследования …... 127 ТЕМА 1. Наблюдение …………………………………………………... 127 ТЕМА 2. Анализ документов …………………………………………... 133 ТЕМА 3. Эксперимент ………………………………………………….. 141 КЛЮЧ К ЗАДАНИЯМ ………………………………………………………. 151 БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………………… 164 ВВЕДЕНИЕ Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований» предназначен для студентов, обучающихся по направлению «социология». Практикум разрабатывался, исходя из особенностей подготовки студентов-социологов факультета гуманитарных и социальных наук РУДН – он включает в себя в тезисной форме весь тот объем информации, которой должны овладеть студенты на третьем году обучения. Структурно практикум распадается на две части: во-первых, это, условно говоря, справочник по курсу «Методология и методика социологических исследований» – в нем представлены ключевые понятия и определения, тот необходимый социологический «минимум», которым должен овладеть любой грамотный социолог. Раздел «Анализ данных» целенаправленно не был включен в практикум – на наш взгляд, он требует отдельного учебно-методического пособия и по определению не может уложиться в доступные в рамках данного практикума размеры отдельного тематического блока. Помимо аннотированного представления ключевых тематик по курсу, практикум содержит библиографический список, специфицированный по разделам. Безусловно, представленная библиография не может претендовать на полноту и иметь исчерпывающий характер – мы постарались включить в нее относительно недавние издания, составляющий тот литературный минимум, с которым должен ознакомиться каждый студент-социолог. Вторую часть практикума составляют задания для самоконтроля, представленные в тестовой форме. Очевидным преимуществом тестовых заданий является не только их простота и обучающий потенциал – предлагаемые задания разработаны не столько для проверки знаний студента, сколько для их обогащения, а также для развития социологического воображения как принципиального признака профессиональной пригодности. Количество тестовых заданий достаточно неравномерно распределено по темам – это связано с особенностью самих тематических разделов: некоторые темы достаточно очевидны и не требуют значительных усилий для понимания и запоминания, другие – наоборот, достаточно сложны, но к ним просто невозможно предложить большое количество тестовых заданий. Задания сформулированы таким образом, что количество правильных ответов может значимо варьировать – от одного до пяти-шести. Авторы надеются, что работа с практикумом поможет студентам-социологам лучше усвоить свойственный нашей науке «язык» (набор понятий), с помощью которых познается социальная реальность, обрести определенную социологическую перспективу видения социальной реальности, понять методы, процедуры и технику эмпирических исследований. Оптимальным вариантом использования практикума является совместное с преподавателем обсуждение правильных вариантов ответов на тестовые задания в ходе семинарских занятий по курсу «Методология и методика социологических исследований». |
Главной теоретической базой для прохождения практики являются курсы «Методология и методика социологических исследований», «Теория... | Основные направления социологических исследований. Методы, используемые в рамках социологических исследований. Методологическая стратегия... | ||
Кудаев М. Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие.– Майкоп: Изд-во агу, 2003. – 174 с | Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования» | ||
Методы в зависимости от типа социологических исследований подразделяются на качественные и количественные, а в зависимости от этапа... | Методика проведения индуктивных и дедуктивных исследований детьми младшего школьного возраста | ||
Шакурова М. В. Методика и технологии работы социального педагога: лабораторный практикум. – Воронеж: Воронежский государственный... | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курсы «Прикладная социология», «Статистический анализ социальной... | ||
Практикум по курсу «Социология управления»: Методические указания. – Ростов н/Д: Рост гос ун-т путей сообщения, 2003. – 72 с | Принципы ведения бухгалтерского учета в среде 1С: Предприятие 1 (Бухгалтерия предприятия) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |