Скачать 0.59 Mb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет социологииПрограмма дисциплины «Современные методы анализа социологических данных» Для направления 040200.68 "Социология" (подготовки магистра) Магистерская программа "Прикладные методы социального анализа рынков" Автор Толстова Ю.Н. untolstova@mail.ru Программа разработана при финансировании ГУ-ВШЭ в рамках гранта по ИОП
МоскваАннотация Цели курса: осуществить краткий обзор значительной части современных методов анализа данных, показав, в частности, каким образом традиционные, уже знакомые слушателям методы вписываются в более широкий контекст; дать слушателям возможность взглянуть на всю совокупности методов как бы «сверху», отследить логику развития этих методов в исторической ретроспективе, связать тем самым друг с другом разные подходы, решающие сходные задачи; сделать более ясной сущность каждого метода; показать, что использование метода анализа данных – это не нечто наложенное на исследование «сверху», а органическая его часть, использующая своеобразный язык. Принципы описания методовОсновной методологический принцип, используемый в курсе – тщательное отслеживание модели, заложенной в каждом методе, анализ смысла этой модели с точки зрения потребности социолога. В арсенале современной социологии имеется огромное количество методов. Хотя бы в какой-то мере рассмотреть каждый практически невозможно. Поэтому мы предлагаем некоторую классификацию методов, опирающуюся на два предлагаемых в курсе основания, и коротко описываем суть методов, попадающих в каждый класс, называя наиболее употребительные. Требующийся уровень подготовки слушателей. Для успешного освоения предлагаемого курса слушатели должны быть знакомы с элементами теории измерений, математической статистики и анализа данных, в объеме программ соответствующих дисциплин, включаемых обычно в учебные программы студентов-социологов. Теория измерений. Необходимо иметь представление об основных положениях репрезентационной теории измерений: о понимании измерения как моделирования, отображения эмпирической системы в числовую; о модели восприятия; о типах шкал, используемых в социологии (номинальной, порядковой, интервальной), об их допустимых преобразованиях, о понятии адекватности математического метода; об известных способах построения одномерных шкал – шкал Терстоуна, Лайкерта, Гуттмана; о методе парных сравнений (модель Терстоуна), методе одномерного развертывания. Объем знаний примерно соответствует содержанию учебного пособия: Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Инфра-М, 1998. Математическая статистика. Слушатель должен иметь представление о случайной величине и ее распределении, об основных параметрах распределений случайных величин (математическом ожидании, дисперсии, коэффициенте корреляции), о выборке и генеральной совокупности, о проблеме их соотнесения; должен понимать, что такое статистическое оценивание параметров (точечное и интервальное) и проверка статистических гипотез; знать, как строятся доверительные интервалы для математического ожидания, как проверяются гипотезы о равенстве математических ожиданий и об отсутствии связи между переменными. Объем знаний примерно соответствует содержанию подготовленной автором рукописи учебного пособия «Математико-статистические модели в социологии: математическая статистика для социологов» (грант ГУ-ВШЭ в рамках ИОП). Имеется электронный вариант, которым пользуются студенты. Анализ данных. Предполагается, что слушатели представляют себе методы описательной статистики (простейшие методы построения распределений и расчета мер средней тенденции и разброса), анализа связей между переменными, дисперсионного (однофакторного), регрессионного, факторного анализа, многомерного шкалирования в объеме, реализуемом пакетом SPSS. Объем знаний примерно соответствует содержанию учебного пособия: Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. М.: Издат. Дом ГУ-ВШЭ, 2006 Отличие нашего курса от того видения анализа данных, которое присуще известным учебникам:
|
Методы в зависимости от типа социологических исследований подразделяются на качественные и количественные, а в зависимости от этапа... | Основные направления социологических исследований. Методы, используемые в рамках социологических исследований. Методологическая стратегия... | ||
Ок-3: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | В большой степени развитию этой дисциплины способствовало проникновение в сферу анализа данных идей, возникших в теории искусственного... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курсы «Прикладная социология», «Статистический анализ социальной... | Инструкции dax вычисляются для находящегося в памяти хранилища реляционных данных, состоящего из таблиц и связей в книге PowerPivot.... | ||
Современные методы электронного обмена информацией на примере конфигурации «Бухгалтерский и налоговый учет», редакция 3 (управляемое... | Материалы для промежуточной аттестации по дисциплине «Современные методы исследований в естествознании» для студентов заочной формы... | ||
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы переподготовки специалистов по профессии |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |