Социальная политика


НазваниеСоциальная политика
страница1/16
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > бланк доверенности > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ

специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2012


УДК 316.334.3(07)

ББК 66.3,41я73
С692

Составители Хохлова, М.М.
Социальная политика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М.М. Хохлова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 136 с.

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)


© Сибирский

федеральный

университет, 2012

Методические указания для семинарских занятий

Методика проведения семинаров:

Семинар представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Функции семинара выражаются в следующих направлениях:

1) Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

2) Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.

3) Побудительная функция - побуждение на основе анализа состояния подготовки к более активной и целеустремленной работе.

4) Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.

5) Контролирующая функция - контроль за уровнем знаний и качеством самостоятельной работы студентов.

Методика проведения семинарских занятий основана на нескольких видах семинаров: контрольно-обучающий семинар - это семинар, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные контрольные работы; обучающий семинар - это семинар, на котором в центре внимания самостоятельные выступления студентов, расширяющие и дополняющие лекционный материал; творческий семинар - это семинар, максимально обеспечивающий творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, диспута, публичной защиты рефератов.

Методика проведения контрольно-обучающего семинара:

- напоминание преподавателем рассматриваемой темы и заданий, которые были предусмотрены для домашнего выполнения, определение круга проблем и вопросов, подлежащих обсуждению;

- осуществление фронтального опроса по всем узловым вопросам рассматриваемой темы курса, с целью контроля и закрепления знаний;

- проверка выполнения домашних заданий;

- обсуждение вопросов, наиболее трудных для понимания и усвоения, которое проводится в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента;

- оценивание качества семинарского занятия и работы студентов (степень подготовленности к семинару: владение материалом по всем ключевым вопросам рассматриваемой темы, полные содержательные ответы на поставленные вопросы, успешное выполнение контрольных работ, успешное выполнение домашних заданий, освоение вопросов, предназначенных для контроля и самоконтроля студентов).

Методика проведения творческого семинара:

- напоминание преподавателем рассматриваемой темы и заданий, которые были предусмотрены для домашнего выполнения и заданий для работы на семинаре, определение круга проблем и вопросов, подлежащих обсуждению;

- организация дискуссии (вопросы для дискуссии представлены в методических указаниях для семинарских занятий по курсу «Социальная политика» для студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа») в процессе, которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы рассматриваемой темы курса. Обсуждаются наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой темы дисциплины. Каждый из участников дискуссии точно выражает свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивая свою точку зрения, аргументировано возражая, опровергая ошибочную позицию. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретают студенты на лекциях и в самостоятельной работе;

- частью семинара-дискуссии являются элементы «мозгового штурма» и «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются. Во втором случае вводятся роли ведущего, оппонента, рецензента, психолога, эксперта, социального работника и т.д. в зависимости от того, какой материал обсуждается. Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом;

- подведение итогов и выводов по вопросам, рассматриваемым в ходе дискуссии;

- оценивание качества семинарского занятия и работы студентов (степень подготовленности к семинару и участия в нем: активное содержательное участие в дискуссии; конструктивный анализ всех ответов и выступлений; взаимосвязь теории с практикой, сконцентрированность на поставленной проблеме; опора на научный подход; ссылки на статистические показатели и результаты социологических исследований).

Методика проведения обучающего семинара

- определение круга проблем, вопросов, докладов подлежащих обсуждению;

- организация и проведение самостоятельных выступлений студентов – докладов (темы для докладов представлены в методических указаниях для семинарских занятий по курсу «Социальная политика» для студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа»), расширяющих и дополняющих лекционный материал;

- для докладов представлены наиболее интересные и актуальные проблемные вопросы изучаемой темы дисциплины. Каждый из выступающих студентов точно раскрывает содержание вопроса, выражает свои мысли в докладе по вопросу, активно отстаивая свою точку зрения, аргументировано возражая, опровергая ошибочную позицию. Необходимым условием успешного представления доклада являются личные знания, которые приобретают студенты в самостоятельной работе (инновационные подходы, концепции, модели; нововведения законодательства; инновационные аспекты результатов социологических исследований; сравнительный зарубежный опыт и т.д.);

- после выступления с докладом задаются вопросы по ключевым позициям доклада и обсуждаются моменты, наиболее трудные для понимания и усвоения;

- подведение итогов по всем докладам и еще раз выделяются ключевые моменты, необходимые для успешного освоения учебной дисциплины;

- оценивание качества семинарского занятия и работы студентов (степень подготовленность к докладу и участия в нем: раскрытие вопроса по существу; ссылка на инновационные аспекты рассматриваемой проблемы; новинки в списке литературы; наличие выводов по ключевым вопросам доклада; опора на научный подход; активное содержательное участие остальных студентов в обсуждении доклада и в задавании вопросов).
Модуль 1. Теоретико-методологические основы изучения социальной политики

Раздел 1.Теоретико-методологические основы социальной политики

Тема 1. Сущность, основные принципы, категории и механизмы

социальной политики

Вопросы для семинара

1. Дайте определение социальной политики и объясните содержание различных подходов к понятию социальной политики.

2. Чем отличается социальная политика, понимаемая в широком смысле, от социальной политики, понимаемой в узком смысле.

3. Определите предметную область, объекты в учебном курсе «Социальная политика».

4. Что вы понимаете под предметным полем социальной политики?

5. Перечислите основные механизмы социальной политики. Как, по вашему мнению, они должны использоваться? Приведите примеры использования механизмов социальной политики в социальной практике.

6. Охарактеризуйте понятие «социальная сфера», составьте схему, характеризующую структуру социальной сферы.

7. Перечислите основные федеральные и региональные целевые социальные программы.

8. Раскройте содержание основных социально-политических категорий.
Задания для семинара

1. Составьте собственное определение социальной политики.

2. Составьте схему, характеризующую структуру терминологии, используемой в социальной политике.

3. Составьте схему, характеризующую систему социальных гарантий в РФ.

4. Охарактеризуйте ключевые цели, задачи, принципы, функции социальной политики.

5. Проанализируйте схему 1 «Подход к содержанию социальной политики».

6. Проанализируйте схему 2 «Социальная политика как механизм регуляции процесса развития индивида и общества».
Темы для дискуссии

1. Роль законодательной и нормативной базы социальной политики как механизма социальной политики.

2. Значение финансового механизма социальной политики.

3. Роль социальных целевых программ как механизма социальной политики.

4. Функции информационного механизма социальной политики.

5. Значение социальных гарантий как механизма социальной политики.

6. Роль социальной политики как механизма регуляции процесса социального развития индивида и общества.
Эссе «Социальная сфера: состояние, проблемы, пути решения»

Студенты дают свою оценку состоянию социальной сферы, описывают наиболее актуальные проблемы социальной сферы. Обязательным разделом эссе являются предложения по решению проблем и совершенствованию социальной сферы посредством применения механизмов социальной политики.
Семинар заканчивается выполнением теста.

Литература

Основная

1. Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы / Г.И. Осадчая. – М. : Академический проект, 2003. – С. 7–14, 99–116, 318.

2. Смирнов, С.Н. Социальная политика: учебник / С.Н. Смирнов, Т.Ю.Сидорина. – М. : Издательский дом «ГУ-ВШЭ», 2003. – С. 5–27. (Социальная политика как научный и учебный предмет.)

3. Социальная политика : учебник / под ред Н.А. Волгина. – М. : Экзамен, 2004. – С. 8–38. (Теоретико-методологические основы социальной политики.)

4. Социальная политика : энциклопедический словарь / под ред. Н.А. Волгина. – М. : Академический проект, 2005. – С. 528–548. (Социальная политика, социальная сфера.)

5. Холостова, Е.И. Социальная политика / Е.И. Холостова. – М. : СТИ МГУС, 2000. – С. 4–35. (Теоретико-методологические основы изучения социальной политики.)

6. Хохлова, М.М. Социальная политика : учебное пособие / М.М. Хохлова. – Красноярск: СФУ, 2010. – 293 с.

Дополнительная

1. Григорьева, И.А. Социальная политика: основные понятия / И.А. Григорьева // Журнал исследований социальной политики. – 2003. – № 1. – С. 29–44.

2. Королев, А.А. Социальная политика: поиски проблемного поля и формирование понятийного аппарата / А.А. Королев // Сотис. – 2008. – № 3. – С. 12–17.

3. Куликов, В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // В. Куликов, В. Роик // Российский экономический журнал. – 2005. – № 1. – С. 3–17.

4. Мехришвили, Л.Л. Социальная политика как механизм регуляции процесса социального развития индивида и общества / Л.Л. Мехришвили // Сотис. – 2006. – № 4. – С. 6–15.

5. Романов, П.В. Социальные изменения и социальная политика / П.В. Романов // Журнал исследований социальной политики. – 2003. – № 1. – С. 45–67.

6. Ярская, В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа / В.Н. Ярская // Журнал исследований социальной политики. – 2003. – № 1. – С. 11–28.
Тема 2. Социальная политика в системе общественных отношений

Вопросы для семинара

1. Раскройте дефиницию понятия «социальная безопасность».

2. В чем состоит сущность социальной безопасности?

3. Что такое социальная напряженность?

4. Раскройте и охарактеризуйте признаки социальной напряженности.

5. Раскройте и охарактеризуйте формы проявления социальной напряженности. Приведите конкретные примеры.

6. Приведите примеры результатов социологических исследований, характеризующих социальные настроения людей, социальную напряженность.

7. Раскройте содержание стадий развития социальной напряженности.

8. Какие выделяют уровни социальной напряженности?

9. Объясните взаимосвязь социальной безопасности и социальной напряженности.

10. Охарактеризуйте основные показатели социальной напряженности.

11. Перечислите объекты и субъекты социальной безопасности.

12. На каких уровнях должна осуществляться социальная безопасность?

13. Раскройте сущность понятия «социальная проблема».

14. Выделите признаки социальной проблемы.

15. Опишите критерии решения социальных проблем средствами социальной политики.

16. Какие показатели входят в комплексный показатель «уровень жизни»?

17. Какие показатели определяют «качество жизни»?

18. Что такое индекс потребительских настроений?
Задания для семинара

1. Нарисуйте схему классификации объектов социальной безопасности.

2. Предложите меры по обеспечению социальной безопасности с точки зрения социальной политики.

3. Оцените примеры напряженности обстановки в порядке возрастания и дайте названия: «стабильная обстановка», «социальный всплеск», «структурный кризис», «режимный кризис», «социальный кризис»:

а) кризис социально-политической системы как целого;

б) кризис отдельных уровней и звеньев управления;

в) единичное кратковременное явление, связанное с резким ухудшением положения в одной из областей общественной жизни и проходящее, когда кризис разрешен или конфликт исчерпан;

г) состояние, характеризующееся активным решением социальных вопросов, уверенностью в завтрашнем дне, стабильностью функционирующих государственных и общественных структур;

д) полное разрушение всех властных структур, свержение силовым путем существующего политического строя, анархия и правовой беспредел.

4. Проанализируйте данные, приведенные в табл. 13 (см. прил. 1), сравните уровень социальной тревожности в России с уровнем других стран.
Задания для работы в группах

Зафиксируйте и опишите наиболее актуальные социальные проблемы г. Красноярска и предложите их решение с точки зрение социальной политики. В качестве социальных проблем могут быть предложены следующие: безработица, беспризорность и безнадзорность детей, инвалидизация населения и т.д.
Темы для дискуссии:

1. Роль социальной политики в обществе.

2. Значение социальной политики в обеспечении социальной безопасности государства, общества и личности.

3. Роль социальной политики в предупреждении и снятии социальной напряженности.

4. Роль социальной политики в решении актуальных социальных проблем современного общества.

5. Роль социальной политики в повышении уровня и качества жизни.

6. Социальная справедливость как социально-политическая цель и критерий социальной политики.
Эссе «Социальная напряженность: показатели и рекомендации для снижения»

Студенты описывают по основным критериям ситуацию, характеризующую социальную напряженность в обществе. В качестве критериев предлагаются следующие: отношение к властям, уровень конфликтности в обществе, показатели демографической ситуации, уровень и качество жизни. После описания состояния социальной напряженности в обществе студенты предлагают рекомендации по снижению социальной напряженности в обществе средствами социальной политики.

Семинар заканчивается выполнением теста.

Литература

Основная

1. Бурджалов, Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком / Ф.Э. Бурджалов. – М., 1998. – С. 26 –30. (Роль социальной политики в решении социальных проблем.)

2. Волгин, Н.А. Социальное государство : учебник / Н.А.Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – С. 135–143. (Международные и отечественные термины, критерии и измерители достойного уровня жизни.)

3. Иванов, С.Ю. Социальная напряженность: факторы скрытой угрозы / С.Ю. Иванов, А.Н. Крестьянинов // Труд и социальные отношения. – 2006. – № 1. – С. 73–83.

4. Симонова, Т.М. Социальные проблемы в социологии и в социальной работе: определение, анализ, решение / Т.М. Симонова. – СПб.: Роза мира, 2005. – С. 83–98. (Гл 2.3. Решение социальных проблем.)

5. Социальная политика : учебник / под ред Н.А. Волгина. – М. : Экзамен, 2004. – С. 56–72, 349–366. (Социальная трансформация и социальная безопасность. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения России.)

6. Социальная политика : энциклопедический словарь / под ред. Н.А. Волгина. – М. : Академический проект, 2005. – С.516–519. (Социальная безопасность.) – С. 251–255. (Качество жизни.)

7. Сухов, А.Н. Социальная психология безопасности / А.Н. Сухов. – М., 2002. – С. 44–95. (Социальная безопасность.)

8. Филиппенко, С. Уровень и качество жизни населения как показатель социально-экономического развития региона / С. Филиппенко // Социальная политика и социальное партнерство. – 2008. – № 8.– С.59–65.

9. Хохлова, М.М. Социальная безопасность : учеб. пособие / М.М. Хохлова, И.В. Плющ. – Красноярк : РУМЦ ЮИ, 2006. – С. 7–20, 20–77. (Сущность и содержание социальной безопасности. Безопасность общества. Безопасность государства. Безопасность личности.)

10. Хохлова, М.М. Социальная политика : учебное пособие / М.М. Хохлова. – Красноярск: СФУ, 2010. – 293 с.

Дополнительная

1. Балацкий, Е.В. Факторы удовлетворенности жизнью: измерение и интегральные показатели / Е.В. Балацкий // Мониторинг общественного мнения. – 2005. – № 4. – С. 42–52.

2. Бедность в путинской России (мониторинг мнений: октябрь–декабрь 2007) // Мониторинг общественного мнения. – 2007. – №4. – С. 85–87.

3. Результаты опросов, проводимых Аналитическим центром Ю. Левады Независимого института социальной политики по заказу Фонда «Индекс потребительских настроений». – Режим доступа: www.socpol.ru. – С. 1–6.

4. Роик. В. Утверждена новая потребительская корзина: насколько улучшится жизнь россиян? / В. Роик // Человек и труд. – 2006. – № 5. – С. 19–23.

5. Социальные настроения Россиян летом 2007 года (мониторинг мнений: июль-сентябрь 2007) // Мониторинг общественного мнения. – 2007. – № 3. – С. 48–49.

6. Социальное самочувствие россиян в первом полугодии 2006 года (мониторинг мнений: июнь-август 2006) // Мониторинг общественного мнения. – 2006. – № 3. – С. 58–59.

7. Федосеев, В.В. Количественные индикаторы определения социальной напряженности / В.В. Федосеев // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 5. – С. 47–52.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск