Р Е К О М Е Н Д А Ц И И ПО СОВЕРШЕНИЮ
НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Оглавление Оглавление 2
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2
РАЗДЕЛ 2. ПОРЯДОК УДОСТОВЕРЕНИЯ ДОВЕРЕННОСТЕЙ 3
РАЗДЕЛ 3. ПОРЯДОК СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПОДЛИННОСТИ ПОДПИСИ НА ДОКУМЕНТАХ 5
РАЗДЕЛ 4. ПОРЯДОК СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ВЕРНОСТИ КОПИЙ ДОКУМЕНТОВ И ВЫПИСОК ИЗ НИХ 6
РАЗДЕЛ 5. ПОРЯДОК УДОСТОВЕРЕНИЯ ЗАВЕЩАНИЙ 9
РАЗДЕЛ 6. ПРИНЯТИЕ МЕР К ОХРАНЕ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 17
РАЗДЕЛ 7. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ И ЗАПОЛНЕНИЯ РЕЕСТРОВ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 22
ОБРАЗЦЫ ДОВЕРЕННОСТЕЙ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 38
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 42
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 45
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 54
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 56
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 63
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
С 1993 года на территории Российской Федерации действуют Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (далее - Основы), устанавливающие принципы нотариальной деятельности и основные правила совершения отдельных видов нотариальных действий.
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Статья 37 указанных Основ предусматривает, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные совершать нотариальные действия, совершают следующие нотариальные действия:
удостоверяют завещания;
удостоверяют доверенности;
принимают меры к охране наследственного имущества;
свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
свидетельствуют подлинность подписи на документах.
Каждое из вышеперечисленных нотариальных действий обладает своей спецификой, при их совершении соблюдаются определенные правила и процедуры. Законодательными актами Российской Федерации на указанных должностных лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий. В настоящее время деятельность должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам совершения ими нотариальных действий регулируется Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 14.1 которого органы местного самоуправления поселения имеют право совершать нотариальные действия, предусмотренные законодательством в случае отсутствия в поселении нотариуса. При совершении нотариальных действий нотариусы и лица, на которых возлагается совершение отдельных видов нотариальных действий в силу закона, руководствуются следующими нормативными актами:
Конституцией РФ;
Конституциями субъектов РФ;
Основами законодательства РФ о нотариате
Гражданским кодексом РФ;
Земельным кодексом РФ;
Семейным кодексом РФ;
Налоговым кодексом РФ;
Законами и нормативными актами РФ;
Международными договорами РФ.
«Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов» утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 256.
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время при совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления на документе проставляется оттиск печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации «Об использовании государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов (в ред. Указа Президента РФ от 29.04.2009 № 474).
Особое внимание хочется обратить и на порядок подписания документов, нотариально удостоверяемых должностными лицами. Рекомендуется подписывать документ следующим образом: гражданин ставит свою короткую роспись, а затем собственноручно пишет полностью без сокращений свою фамилию, имя и отчество. Подобный порядок подписания документа позволит избежать в будущем судебных споров, а в случае их возникновения – даст возможность получить четкое заключение экспертных органов.
Целью настоящих Рекомендаций является оказание методической помощи должностным лицам органов местного самоуправления при совершении нотариальных действий, разъяснение норм действующего законодательства и правил оформления нотариальных документов.
Тексты удостоверительных надписей, которые проставляются на документах при совершении нотариальных действий, утверждены Министерством юстиции РФ приказ № 99 от 10 апреля 2002 года «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», и должны им соответствовать в полной мере. Не допускается добавление в тексты удостоверительных надписей каких-либо не предусмотренных их формами дополнений. Все исправления и оговорки должны делаться после текста удостоверительной надписи под вторую подпись должностного лица и печать.
При совершении нотариальных действий (удостоверение доверенностей, свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц) от имени юридических лиц, необходимо проверить правоспособность юридического лица по учредительным документам (Устав и учредительный договор), проверить регистрацию юридического лица в соответствии с действующим законодательством (свидетельство о госрегистрации и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, а также Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц), а также проверить полномочия должностных лиц, подписывающих документ. Для совершения нотариальных действий в точном соответствии с требованиями действующего законодательства должностным лицам органов местного самоуправления необходимо иметь на рабочем месте следующую специальную литературу:
- Основы законодательства РФ о нотариате;
- Гражданский кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ.
|