Скачать 285.73 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пензенский филиал
Кафедра «Менеджмент и маркетинг» ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА (ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ) Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» Рекомендовано Ученым советом Пензенского филиала Финуниверситета (протокол №5 от 27 мая 2014 г.) Одобрено кафедрой «Менеджмент и маркетинг» (протокол №10 от 20 мая 2014 г.) Пенза 2014 Методические указания по выполнению контрольной работы разработали: кандидат экономических наук, профессор А.В. Игнатьева кандидат экономических наук, доцент П.В. Трифонов кандидат социологических наук, доцент А.В. Седлецкий Теория менеджмента (теория организации, организационное поведение). Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов, обучающихся на втором курсе по направлению 080200.62 «Менеджмент». © Пензенский филиал Финансового университета, 2014 Введение Контрольная работа является промежуточной формой контроля знаний студентов и представляет собой письменное выполнение определенных заданий. Она предназначена для проверки знаний студентов по учебной дисциплине «Теория менеджмента (теория организации, организационное поведение)», а также служит для закрепления полученных знаний, умений и навыков. Контрольная работа выполняется студентами после окончания лекционного курса и практических занятий. В каждой теме раскрыты те основные вопросы, на которые следует обратить внимание. В конце каждой темы приведены тесты для самоконтроля, с помощью которых студент может проверить степень усвоения пройденного материала и получить при этом помощь, используя приведенные правильные ответы. Целью выполнения контрольной работы являются систематизация и углубление знаний, полученных студентами в результате лекционных и практических занятий, самостоятельного изучения учебной и специальной литературы, а также приобретение практических навыков самостоятельного решения конкретных задач. В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать высокий уровень теоретической подготовки, проявить способности к проведению исследований и решению прикладных проблем, выдвигаемых практикой. Ключевым требованием при выполнении контрольной работы выступают творческий подход, умение обрабатывать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений, четко и логично излагать свои мысли. 1. Методические указания по выполнению контрольной работы 1.1. Структура, содержание и оформление контрольной работы Контрольная работа заключается в ответе на теоретический вопрос и в разработке и разборе конкретной деловой ситуации. Вариант контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Сроки представления контрольной работы устанавливаются индивидуальным графиком. Конкретная ситуация необходима для приобретения опыта анализа реальных событий в рассматриваемой фирме (организации). Специалист всегда нуждается в знаниях о действиях: когда, как и с кем их осуществлять. Многие из них знают, что делать, но совсем немногие делают то, что знают. Знания о действиях - это те знания, которые должны развивать навыки и способности, поэтому конкретная ситуация должна обладать максимальной схожестью с реальностью. Контрольная работа состоит из следующих обязательных разделов:
Титульный лист является первой страницей и оформляется по стандартному образцу (приложение 1). Содержание (план) контрольной работы включает названия параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Разделы плана должны полностью соответствовать заголовкам параграфов в тексте работы. Сокращенная редакция не допускается. Ответ на теоретический вопрос контрольной работы должен состоять из введения, основной части и заключения. Его объем не должен превышать 20 страниц машинописного текста. Во введении следует обосновать актуальность избранной темы, указать цель и задачи, которые будут решены в ходе ее выполнения. Основная часть содержит постановку и указывает основные пути решения рассматриваемой проблемы. Она носит общетеоретический характер. Поскольку существуют различные подходы к решению проблемы, содержащиеся в литературных источниках или нормативно-правовых документах, следует дать их критический анализ. Критический анализ теории вопроса служит основанием для выработки собственного мнения, которое необходимо аргументировать. При этом следует широко использовать статистическую информацию, аналитические материалы специальных агентств, данные конкретных организаций. Далее разрабатываются методические и организационные варианты решения проблемы. Предлагаемые решения должны базироваться на конкретном материале, сопровождаться применением аналитических таблиц, графиков, диаграмм. Особое внимание следует уделить применению современных информационных технологий. Положительным моментом является применение рассмотренных и предложенных подходов к решению проблемы на практике по месту настоящей или будущей деятельности студента. Заключение содержит краткое изложение основных результатов исследования и предложения по организации их практического применения. Конкретная деловая ситуация — это описание реальных фактов и событий; описание, не несущее в себе оценочных моментов, которые отражали бы позицию или взгляд на описываемые события, присущие автору ситуации. В конкретной ситуации могут быть поставлены вопросы, могут быть даны варианты решений. Каждое решение, изложенное в ситуации, может получить различную оценку и быть по-разному истолковано обсуждающими ситуацию студентами. Конкретная ситуация не является примером верного или неверного решения или поведения, она - конкретный пример для обсуждения. Требования к написанию конкретной ситуации Четко разработанная конкретная ситуация поведет обучаемого от фактов к проблеме, которую предлагается решить. Отсюда следует условие, что факты в такой ситуации должны быть ясны, хотя знание их необязательно для обучаемого. Подбор фактов и стиль их изложения должны обеспечивать увлекательность при описании конкретной ситуации. Приступая к описанию конкретной ситуации, необходимо определить, какие проблемы будут подниматься. При этом обнаруживается связь проблем с изучаемыми концепциями. Необходимо также пытаться смотреть на управленческие проблемы глазами самих руководителей или специалистов. Каждая управленческая проблема оригинальна. Их различные комбинации дают разные решения определенной группы проблем. Сама же проблема не должна лежать на поверхности, в реальной жизни о ней первоначально свидетельствуют симптомы. В конкретной ситуации до проблем нужно «докопаться», собирая и обобщая соответствующую информацию. Неоднозначность и альтернативность большинства конкретных ситуаций создают основу для дискуссии. Желательно, чтобы конкретная ситуация не подводила к единственно верному ответу, иначе она становится элементарным упражнением. Наличие дилеммы — ключ к полезной для изучения ситуации. Однако дилемма должна быть поддержана сбалансированными данными. Отсутствие такой сбалансированности делает ситуацию неинтересной, иногда примитивной. Желательно, чтобы ситуация побуждала к принятию решения, предполагая несколько возможных альтернатив. Приводимые данные должны способствовать объяснению как самой ситуации, так и ее окружения. Присутствие в конкретной ситуации различных решений должно быть взвешенным. Более того, конкретная ситуация заставляет работать с каждой из альтернатив, отмечая их плюсы и минусы. Сбор данных для конкретной ситуации Разработка ситуации — ответственное мероприятие, поэтому важно найти центральную проблему, интересную с точки зрения конкретной организации. Эта центральная проблема должна учитывать и описывать другие проблемы, «подводить» их к фактам, событиям и «вовлечь» в них людей. При подборе данных необходимо определить:
Не следует изобретать дополнительную информацию; она не должна составлять более 25% всей информации. Правила включения данных в конкретную ситуацию перечислены ниже. 1. Ситуация должна состоять из правдивых фактов и событий. Их следует как бы декларировать в тексте, передавая слова точно, по возможности, прямой речью и без искажения. Это существенно повышает достоверность конкретной ситуации и интерес к ней.
Структура и разбор конкретной ситуации Любая конкретная ситуация должна иметь заголовок. Часто для заголовка используют название описываемой организации или имя одного из героев. Сразу за заголовком идет вводная часть, состоящая обычно из 2-3 абзацев. В них указываются временные рамки происходящих событий. Здесь надо ввести в текст имена и должности ключевых персонажей. Имена могут быть полными (имя, отчество, фамилия) или укороченными (имя и фамилия или одно имя). Название должности должно быть реальным. Лучше всего сделать это через описание ключевых функций, работ или ответственности, закрепленных за героем в организации. Во введении даются название, принадлежность и статус описываемой далее организации. Делается это достаточно кратко, без деталей. Важная часть введения — текст, описывающий суть проблем. Надо выбрать одну центральную проблему. Эта проблема должна касаться в последующем других проблем; необходимо привязать центральную проблему к датам, вовлечь в нее людей. Важно помнить об эффекте «первого впечатления», который должен будет пройти через всю конкретную ситуацию. То есть эти вводные пункты должны быть такими, чтобы к ним по мере анализа ситуации приходилось бы возвращаться. Необходимо помнить следующее: конкретная ситуация — это история не организации, а предполагаемой проблемы или решения. Следующий раздел конкретной ситуации — о герое или ключевых персонажах. Здесь необходимо сказать об их амбициях и целях. В данном разделе нередко пишут об образовании, семейном положении, карьере действующих в ситуации лиц. Полезно пользоваться правилом: характеризует людей лучше всего то, что они говорят и как поступают. Затем следует рассказать о рынке, на котором действует организация, и о конкурентах, ее окружающих. Ключевым здесь является описание потребителя и его потребностей относительно продукта или услуг предприятия, фирмы или организации. Надо дать описание текущего рынка продукции услуг в данной области, потребительских качеств самого продукта или услуг, привычек и традиций потребителей. Важно отметить остроту конкуренции (сколько и какие конкуренты действуют), подробнее описать наиболее опасных конкурентов: масштаб действий; как они начинали; какую стратегию они проводят в жизнь и т.д. В развитие предыдущей части конкретной ситуации и сразу за ней следует дать материал с описанием двух важнейших ресурсов любой организации: людей, участвующих в событиях, и положения дел на данном предприятии. Обычно это один из наиболее важных разделов конкретной ситуации. Можно при этом дать краткие данные на ключевые фигуры в управленческой группе и на самого руководителя или предпринимателя. Завершающий раздел конкретной ситуации — материал, описывающий возможные альтернативы, выдвигаемые героями ситуации в качестве решения поставленной в ней проблемы. Обычно приводят 2-3 варианта и объясняют имеющиеся «за» и «против» по каждому из них. Однако делать это надо не очень подробно, оставляя «работу» для самостоятельного анализа обучающимся. Важно поддерживать баланс фактов между «за» и «против»; не должно быть очевидных предпочтений. Объем раздела- 1-2 страницы. В заключение даются вопросы для обсуждения.
В приложении 2 представлены примеры деловых ситуаций и вариантов их анализа. Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с общепринятыми стандартами и содержать не менее 10 источников. В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке контрольной работы и на которые имеются ссылки в основной части работы. Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть контрольной работы. На последней странице студент проставляет дату окончания работы и подпись. Текстовая часть контрольной работы должна быть представлена в машинописном виде, на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм). Текст должен быть напечатан 14 шрифтом Times New Roman через полтора межстрочных интервала с полями 3-4 см для замечаний преподавателя. Особое внимание следует уделить иллюстрациям, графикам, диаграммам и приложениям. Их количество и качество свидетельствует о глубине изученности теоретического и практического материала, показывает тщательность его проработки, служит подтверждением обоснованности выводов и предложений. За содержание работы, достоверность приведенных данных несет ответственность ее автор.
Готовая контрольная работа, оформленная надлежащим образом, представляется на кафедру менеджмента. После этого она поступает на проверку руководителю для рецензирования. Проверенная работа возвращается студенту. При положительной оценке студент допускается к собеседованию. В случае нарушения студентом при написании работы требований руководителя, а также при обнаружении заимствований из работ, защищенных ранее, контрольная работа не допускается к собеседованию и подлежит повторному выполнению или доработке.
Для успешного собеседования по контрольной работе студент должен свободно ориентироваться в представленном материале, внимательно ознакомиться с рецензией и тщательно проработать указанные в ней замечания и отмеченные недостатки. Собеседование по контрольной работе осуществляется в установленные кафедрой сроки с руководителем по исследованной проблематике. В процессе собеседования студент должен кратко обосновать актуальность темы, раскрыть цель и основное содержание работы. Особое внимание необходимо уделить сделанным выводам и предложенным в работе рекомендациям. Использование письменного текста работы в процессе собеседования не допускается. Ответы на вопросы и критические замечания должны быть краткими и касаться только существа дела. В ответах и выводах следует оперировать фактами и практическими результатами, полученными при выполнении работы. Оценка контрольной работы производится на основании определения точности и развернутости ответов студента на вопросы и решения задач. В случае неудовлетворительной оценки работа подлежит повторному выполнению с обязательной сменой тематики. 2. Варианты заданий для выполнения контрольной работы
5 3. Формирование репутации организации.
Приложение 1 Образец оформления титульного листа контрольной работы ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пензенский филиал Кафедра менеджмента и маркетинга Контрольная работа по дисциплине «Теория менеджмента (теория организации, организационное поведение)» Тема Выполнил: (Ф.И.О.) Студент факультета Курс № группы - Личный номер Преподаватель: (Ф.И.О.) Пенза 2014 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Примеры деловых ситуаций и вариантов их анализа Ситуация 1 Мал, да удал Алексей Петрович окончил Московский авиационный институт. Он быстро нашел работу по специальности, но на первое время его взяли «мальчиком на побегушках». Так как он был очень усердным, внимательным работником и быстро обучался всему новому, то стал последовательно и неуклонно подниматься по служебной лестнице. И в один прекрасный день понял, что для него будет лучше начать свое собственное дело. И вот уже к тридцати годам он открыл частную авиакомпанию, стал ее генеральным директором. В то время он уже набрал большой персонал. Компания его процветала. У Алексея Петровича был друг Валерий Семенович. Они росли с ним в одном дворе и никогда не прекращали общаться. У Валерия Семеновича был хороший и добрый сын, которого звали Денис. Правда, жили они бедно, так как работал только Валерий Семенович и заработанных им денег не хватало на двоих. И вот Денис подумал, что пора уже и ему начать работать, чтобы помочь отцу. Денис окончил Высшую школу экономики, но долго не мог найти себе работу. Тогда Валерий Семенович обратился за помощью к Алексею Петровичу и попросил помочь Денису. Алексей Петрович с радостью согласился взять Дениса на работу в свою компанию, ведь Валерий Семенович был для него как брат, да и Денис ему нравился. В первое время Денис занимался мелкой, «пыльной» работой, но Алексей Петрович разглядел в нем хватку, сообразительность и решил постепенно обучать его непосредственно финансовым вопросам. И в конце концов назначил Дениса на должность заместителя финансового директора. А так как финансовый директор постоянно был в разъездах, то Денис как его заместитель выполнял основную работу в офисе, имея при этом доступ ко всей секретной для других служащих финансовой информации. Работая там, Денис стал задумываться, как можно легким способом получить большие деньги. Примерно через год Алексей Петрович стал замечать, что компания теряет большие деньги, он понял что происходит и стал внимательнее присматриваться к персоналу. И, наконец, под его подозрение попал Денис, который действительно уже какое-то время «уводил» прямо из-под носа у Алексея Петровича крупные суммы. Алексей Петрович долго думал, как ему поступить, и решил поговорить с Валерием Семеновичем. Когда Валерий Семенович узнал все про сына, то очень расстроился, начал слезно умолять Алексея Петровича дать Денису шанс и учесть, что у него на работе ожидается сокращение штатов и он может остаться без работы. Алексей Петрович из-за большого уважения и сочувствия к другу обещал еще подумать, как ему поступить. Вопросы к ситуации
Предложение оставить нечестного работника на фирме, так как он сын друга.
3. План действий. Следует помочь Валерию Семеновичу устроиться на работу, чтобы поправить его материальное положение. Денису нужно предложить написать заявление об увольнении, возможно, тогда он пересмотрит свои жизненные принципы. Ситуация 2 С рождением ребенка Две подруги Таня и Света учились в одной школе, потом в одном институте, делились всем, помогали друг другу. После окончания института Таню устроила к себе на должность бухгалтера ее тетя Анна Николаевна, где она была главным бухгалтером. Через месяц освободилась еще одна вакансия бухгалтера, и Таня попросила взять Свету. Свету взяли, и подружки оказались опять вместе. Они работали в одном отделе, как и раньше помогали друг другу. Примерно в одно время Таня и Света вышли замуж, через год Таня вынуждена была уйти в декрет. Танин участок работы поделили, часть взяла Анна Николаевна, а часть Света. Но у Анны Николаевны был и так большой участок работы, она стала не справляться с дополнительной нагрузкой. Видя, что Света справляется со своей и Таниной работой, отдала Свете и свою часть Таниного участка за дополнительную плату. Таня вернулась из декрета, когда ребенку исполнился один год, так как заработной платы мужа не хватало. Она взяла свой участок обратно, но, поскольку у нее маленький ребенок, попросила свободный график работы. Свете же не разрешалось уходить раньше, хотя работу она выполняла свою гораздо раньше окончания рабочего дня. Ребенок занимал у Тани почти все рабочее время, она стала приезжать на работу все реже и реже. В дни заработной платы Таня обязательно появлялась на работе с восклицанием «Светочка, ну зачем же ты за меня все сделала, я бы успела», а Света хотела помочь подруге, она понимала, что бухгалтерскую отчетность нужно сдавать в определенные дни. В конце концов получилось так, что Таня стала получать деньги за работу, которую выполняла за нее Света. Вопросы к ситуации
Света теряет время, выполняя работу другого человека, не получая дополнительной заработной платы.
3. План действий. Самым разумным в этой ситуации будет поговорить Свете с Таней о том, чтобы Таня отдала ребенка в ясли. Если по каким-либо причинам Таня не сможет отдать ребенка в ясли, то Свете нужно будет поговорить с Таней, чтобы та брала свою работу на дом. Возможно, из-за ребенка Таня не сумеет выполнять свою работу качественно, и Свете придется опять доделывать работу за подругу. Тогда Свете нужно поговорить с Анной Николаевной, чтобы она попросила директора о прибавлении ей заработной платы. Если начальство не согласится на это предложение, можно попробовать поговорить с Таней, чтобы та отдавала часть заработной платы ей за то, что она выполняет ее работу. В этой ситуации есть опасность ссоры между подругами. Если Анна Николаевна тоже хочет помочь своей племяннице, то можно временно разделить этот участок на троих: на Анну Николаевну, Свету и Таню. Если Анна Николаевна и Таня из-за нехватки времени не справятся, то они могут обсудить вопрос о продолжении ее декретного отпуска. Предположим, Таня не согласится на декретный отпуск, тогда Анне Николаевне ничего не останется делать, как посодействовать Таниному увольнению. Содержание Введение 3 1. Методические указания по выполнению контрольной работы... 4
2. Варианты заданий для выполнения контрольной работы 12 Приложение 1. Образец титульного листа контрольной работы 15 Приложение 2. Примеры деловых ситуаций и вариантов их анализа 16 |
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания одобрены на заседании Учёного Совета Владимирского филиала Финуниверситета, председатель ус н. В. Юдина, д... | ||
Для самостоятельной работы студентов 4 курса, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» (программа... | Для самостоятельной работы студентов 4 курса, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» (программа... | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлениям: «Экономика»» (080100. 62) Квалификация... | ||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика»... | Деловой иностранный язык. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 2 курса заочной формы обучения, обучающихся... | ||
Методические указания по выполнению контрольной работы №2 для самостоятельной работы студентов-заочников второго курса, обучающихся... | Методические указания по выполнению контрольной работы №2 для самостоятельной работы студентов-заочников второго курса, обучающихся... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |