Скачать 60.88 Kb.
|
http://forum.klerk.ru/showthread.php?t=554507 При проведении камеральной проверки декларации по НДС инспекторы анализируют не только сведения, содержащиеся в ней, но также и аналогичные сведения контрагентов. Если налоговики выявят расхождения, то они запросят пояснения. Такое право у них появилось с 2015 года (п. 8.1 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 30.04.15 № ЕД-4-15/7650). Составить пояснения компания может с помощью форм, рекомендованных ФНС России (приложение № 2.11 к письму ФНС России от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Но сделать это можно и в произвольной форме. Главное — правильно зафиксировать и обосновать причины расхождений. Это избавит от доначислений, а также от пеней и штрафов. Важно понимать, что не всегда сообщение из инспекции означает, что у компании возросли риски по НДС. Это может быть банальная техническая ошибка в указании реквизитов счета-фактуры. Но из-за отсутствия ответа на такое сообщение у организации могут возникнуть проблемы по результатам проведения камеральной проверки. Пояснения нужно отправить в инспекцию в течение пяти рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). Сделать это можно не только в письменной форме, но и в электронном виде. В каком виде составляется. В виде сопроводительного письма и таблицы «Сведения, поясняющие расхождения (ошибки, противоречия, несоответствия)» — приложение № 2.11 к письму ФНС России от 16.07.13 № АС-4-2/12705. В таблице указываются сведения, поясняющие расхождения — заполняется строка «Расхождение» (ошибочный реквизит счета-фактуры) и ниже строка «Пояснение» (верный реквизитсчета-фактуры). Однако бывают случаи, когда в декларации ошибок нет, но контролеры все равно просят пояснения. Это значит, что в расхождениях, скорее всего, виноват контрагент. В этом случае компания заполняет таблицу «Сведения соответствуют первичным документам». Что обязательно должно быть в документе. В сопроводительном письме важно указать номер и дату сообщения от инспекции, в ответ на которое компания представляет пояснения. Кроме того, нужно отметить, в отношении какой декларации будут уточняться данные (например, за II квартал 2015 года). Информация в пояснениях зависит от того, каковы причины обнаруженных расхождений. Практика показывает, что чаще всего организации ошибаются в реквизитах счетов-фактур. В частности, указывают не ту дату или номер счета-фактуры. Как правило, такие ошибки происходят в результате технических сбоев в программах или из-за невнимательности бухгалтера. Такие несовпадения не являются основанием для отказа в вычетах по НДС (постановление Первого ААС от 21.02.13 № А43-17689/2012). Особенно если перепутанные данные находятся в рамках одного квартала. В этом случае временной разрыв не создает потерь для бюджета. В таблице «Сведения, поясняющие расхождения» записываются сначала данные в строку, которая не бьется со строкой контрагента, а ниже верные сведения. В сопроводительном письме целесообразно указать причину, по которой произошла ошибка. Например, технический сбой программы. На практике очень часто встречается ситуация, когда у покупателя отражен вычет по НДС, а у продавца данная реализация ( счет-фактура выданный) не отражена. В этом случае внутренняя программа, которую используют инспекторы, сразу обнаружит, что по соответствующей операции налог не уплачен. Здесь возможны два варианта: либо действительно продавец оказался недобросовестным партнером, либо есть ошибка в реквизитах счета-фактуры. Тогда покупателю придется поднимать первичку и сверять данные, указанные в ней, со сведениями, отраженными в декларации. Если у покупателя все верно, то за ошибки продавца он отвечать не обязан в любом случае. Но пояснить причины расхождений нужно. В частности, к пояснениям можно приложить документы и счета-фактуры, которые подтвердят, что все сведения в декларации указаны верно. Либо можно будет привести довод о том, что огрехи контрагента не повод для отказа в вычете, условия для применения которого были выполнены в полном объеме. Суды в этом вопросе на стороне налогоплательщиков (постановление ФАССеверо-Кавказского округа от 08.10.08 № Ф08-6069/2008). Может быть и обратная ситуация — продавец исчислил налог, а у покупателя не заявлены вычеты. В этом случае никакой катастрофы нет, так как налогоплательщик вправе переносить вычеты на три года позже по своему усмотрению (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Риск есть только в отношении основных средств. Поскольку в отношении ОС налог принимается к вычету сразу после принятия активов на учет (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 09.04.15 № 03-07-11/20293). Также путаница с вычетами возникает в случае, если покупатель, применяющий общий режим налогообложения, перечислил НДС продавцу на упрощенке (вмененке и т. д.). И покупатель принял его к вычету. Ясное дело, что внутренняя программа фискалов сразу обнаружит подозрительный вычет. Однако если продавец заплатил НДС в бюджет, то препятствий для вычета нет. Так считает большинство судов (например, постановления ФАС Западно-Сибирского от 09.04.14 № А67-1209/2013, Московского от 25.09.12 № А40-79771/ 11-90-347, Поволжского от 20.10.11 № А12-524/2011, Уральского от 28.12.11 № Ф09-8650/11 округов). Ситуация, когда в декларациях покупателя и продавца указаны разные ИНН и КПП в отношении одной сделки, также довольно часто встречается на практике. Такое несовпадение программа обнаружит сразу. Получится, что при проверке покупателя не найдется соответствующего счета-фактуры продавца. И тогда инспекторы обязательно запросят пояснения. В этом случае нужно перепроверить достоверность данных партнера и при обнаружении ошибки указать в пояснениях верные реквизиты. Этого будет достаточно, чтобы снять претензии инспекции. Еще один частый случай — бухгалтер путается в кодах операций. Дело в том, что для некоторых операций, облагаемых НДС, подходят сразу несколько кодов. Например, так бывает при возврате товара (коды 01 и 03). И вот что происходит: бухгалтер выбирает первый по списку код, например 01. А бухгалтер со стороны компании-контрагента может выбрать другой код. Получится, что данные по кодам в декларациях покупателя и продавца по одному счету-фактуре будут не совпадать. По сути, ничего страшного в этом нет. Главное — описать причину таких расхождения в пояснениях. Дополнительные меры безопасности. Если компания получила требование о представлении пояснений, но уверена, что у нее ошибок нет, безопаснее уведомить об этом налоговиков. Первичные документы в этом случае прикладывать не нужно. Отправить пояснения нужно также в течение пяти рабочих дней. Иначе инспекторы могут оштрафовать руководителя компании на 4 тыс. рублей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ). Не исключено, что главного бухгалтера компании пригласят в инспекцию для дачи устных пояснений. В этом случае целесообразно также заранее составить пояснения в письменном виде, приложить к ним подтверждающую первичку и уже лично объяснить инспектору причину расхождений. Правда, как показывает практика, устные объяснения налоговики требуют редко Фрагмент пояснений к декларации по НДС, которые обоснуют причину расхождений с данными контрагентов Руководителю ИФНС №… по г. Москве от общества с ограниченной ответственностью "Компания" ИНН 7715776001, КПП 771501001 125167, г. Москва, ул. Красноармейская, д. 18 <…> Исх. № 456 от 19 октября 2015 года На № 37/563 от 15 октября 2015 года Ответ на сообщение (с требованием представления пояснений) В ответ на полученное сообщение (с требованием представления пояснений) № 37/563 от 15 октября 2015 года в отношении декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной за II квартал 2015 года, ООО "Компания" (ИНН 7715776001, КПП 771501001) направляются соответствующие пояснения на 1 листе. Сведения в строке 030 раздела 8 декларации в отношении контрагента ООО «Поставщик» указаны неверно. В строке 030 указана дата – 18.06.2015, верная дата – 11.06.2015. Ошибка произошла из-за технического сбоя в бухгалтерской программе. В результате технической ошибки факт занижения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за II квартал 2015 года, отсутствует. Так как обе даты — 18.06.2015 и 11.06.2015 приходятся на один и тот же налоговый период. Сведения из раздела 8, в котором выявлены ошибки, и пояснения представлены ниже. Раздел 8 "Сведения из книги покупок" 1. Сведения, поясняющие расхождения (ошибки, противоречия, несоответствия)
<…> Генеральный директор ООО "Компания" И.И. Иванов Татьяна Андреева, главный редактор журнала «Российский налоговый курьер» |
Избежать или минимизировать их можно лишь в случае, если четко знаешь права и обязанности работодателей и проверяющих. Ведь нередко... | Фз в налоговую декларацию по ндс включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При осуществлении посреднической... | ||
Фз в налоговую декларацию по ндс включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При осуществлении посреднической... | Фз в налоговую декларацию по ндс включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При осуществлении посреднической... | ||
Фз в налоговую декларацию по ндс включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При осуществлении посреднической... | Бумажные декларации будут считаться несданными (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 04. 11. 14 №347-фз). Напомним, что приказом фнс... | ||
Фз в налоговую декларацию по ндс включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При осуществлении посреднической... | Ндс представляется только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.... | ||
В адресной части Заявления о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном... | Сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |