Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли


НазваниеТеоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли
страница1/4
ТипРеферат
filling-form.ru > бланк доверенности > Реферат
  1   2   3   4



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..2
Раздел 1 Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли

1.1 Понятие, сущность и виды тарифного и нетарифного регулирования……5

1.2 Механизм действия импортных тарифов и квот ………………………….14

1.3 Тарифное и нетарифное регулирование на международном уровне…….18
Раздел 2 Тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли в Украине

2.1 Тарифное и нетарифное регулирование в Украине……………………….23

2.2 Таможенно-тарифное регулирование Государственной таможенной службы Украины………………………………………………………………………26
Раздел 3 Методы повышения эффективности действия таможенно-тарифного регулирования……………………………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………...44

Список использованной литературы………………………………………..46

Приложения……………………………………………………………………..47


ВВЕДЕНИЕ

В условиях реформирования экономики Украины таможенные пошлины являются важнейшим инструментом внешнеторговой политики государства в целях ограничения ввоза иностранных товаров, защиты и поощрения развития отечественного производства и стимулирования вывоза национальных товаров.

Введение таможенной пошлины может иметь несколько целей, среди которых фискальные, экономические и политические. В отличие от других налогов взимание пошлины осуществляется не только и не столько в фискальных целях (формирование доходной части бюджета), сколько направлено в основном на формирование рациональной структуры экспорта и импорта в условиях отсутствия прямого вмешательства государства в эту сферу. Введение пошлины может иметь целью осуществление экономического давления на соответствующие государства или создание им режима наибольшего благоприятствования по политическим мотивам.

В экономически развитых странах наиболее распространенной является пошлина, которая взимается с товаров, ввозимых в страны, то есть регулированию подлежит только импорт. Экспорт товаров регулируется, как правило, лишь в странах с невысоким уровнем экономического развития.

Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран – как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства. История международной торговли – это одновременно и история развития и совершенствования государственного регулирования международной торговли. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов.

Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического и, в частности, внешнеторгового регулирования. Поэтому, несмотря на то, что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики.

Теориям внешней торговли и таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности посвящены работы многих известных отечественных и зарубежных экономистов, однако постоянно меняющиеся условия требуют особого внимания ученых экономистов и государственных деятелей к данному вопросу, так как Украина глубоко интегрирована в процессы международного обмена товарами и услугами.

Целью курсовой работы является определение основных направлений повышения эффективности тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Украины. В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить понятие и сущность тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

- рассмотреть механизм действия импортных тарифов и квот на внешнюю торговлю;

- проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования на международном уровне;

- изучить способы и методы тарифного и нетарифного регулирования, применяемые в Украине;

- рассмотреть роль Государственной таможенной службы Украины в таможенно-тарифном регулировании внешней торговли;

- разработать основные методы повышения эффективности действия таможенно-тарифного регулирования;

Объектом исследования является система тарифного и нетарифного регулирования в Украине. Предмет исследования - тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли, применяемые в Украине.

В работе также использованы материалы официальных Интернет-сайтов Государственной таможенной службы Украины: http://www.customs.gov.ua/ и Государственного комитета статистики Украины: http://www.ukrstat.gov.ua/.


РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАРИФНОГО И НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие, сущность и виды тарифного и нетарифного регулирования.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

  • Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

  • Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.[2]

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

  • Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

  • Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10долл. За 1 т);

  • Комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10долл. за 1т).

По объекту обложения:

  • Импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

  • Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

  • Транзитные- пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречается крайне редко и используется преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

  • Сезонные- пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

  • Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

  • Компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению:

  • Автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.[1]

  • Конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенном тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще. [4, С.4]

По типам ставок:

  • Постоянные- таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

  • Переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти в случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы – довольно редкое явление, но используется, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

  • Номинальные- тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

  • Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Виды таможенных пошлин суммированы в рисунке 1.1. [7, С.12]



Рис. 1.1 Виды таможенных пошлин
Нетарифные методы защиты экономики страны.

Количественные ограничения

Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. [5, С.21]

Измерение нетарифных методов

Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:

  • Индекс частотности (frequency index) - индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики.

  • Индекс покрытия торговли (trade coverage ratio) – показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытыми нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров.

  • Индекс воздействия на цены (price impact index) – соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений.

Количественные ограничения – административная форма не тарифного государственного регулирования торгового оборота, выделяющего количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. [4, С.53]

Квотирование/ Контингентирование


Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota) – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

  • Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

  • Импортные –вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. [7, С.96-98]

По охвату квоты делятся на:

  • Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;

  • Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.

Лицензирование

Лицензирование (licensing) – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:

  • Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

  • Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;

  • Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

  • Автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом. [11, С.24]

Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

  • Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

  • Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров.

  • Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

«Добровольное» ограничение экспорта

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint – VER) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

Табл. 1.2

Система нетарифных ограничений

Система нетарифных ограничений

I.Финансовые меры:

1.Сборы

дополнительные сборы

внутренние (уравнительные) налоги и сборы

пограничные налоги и сборы

скользящие сборы

импортные депозиты

2.Налоги

3.Пошлины

II. Административные меры:

1.Количественные

2.Скрытые методы

3.Финансовые

Квотирование (контингентирование)

экспортная квота

Технические барьеры

соблюдение нац. стандартов качества

Субсидирование

прямая субсидия

импортная квота

требования к упаковке

косвенная

индивидуальная квота

санитарно-гигиенич. нормы

внутренняя

глобальная квота

требования к рекламе

экспортная

Лицензирование

разовая лицензия

Внутренние налоги

прямые

Демпинг

спорадический

генеральная

косвенные

преднамерен

глобальная

Политика в рамках государственных закупок

постоянный

автоматическая лицензия

обратный

взаимный

"Добровольное" ограничение экспорта

Требование о содержании местного компонента

Экспортное кредитование

субс.кредиты экспортерам

гос.кредиты импортерам

страхование эксп. рисков
  1   2   3   4

Похожие:

Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли iconО мерах нетарифного регулирования в отношении третьих государств
Настоящее Приложение разработано в соответствии с разделом V договора о Евразийском экономическом союзе и определяет порядок и случаи...

Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли iconКлименко Е. Ю. начальник отдела утса фтс россии. Ведение таможенной...
Задачи по ведению таможенной статистки внешней торговли Российской Федерации, стоящие перед таможенными органами, в соответствии...

Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли iconКонспект лекций
Функции, цели, задачи и предмет таможенно-тарифного регулирования. Структура системы нормативно-правового регулирования в Таможенном...

Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли iconУнификация таможенного регулирования и развитие международного таможенного...
И, от работы которого зависит развитие приоритетных направлений экономики и предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса....

Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли iconМетодические указания созданы в соответствии с рабочей программой...
К 03. 01. «Теоретические основы товароведения» предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые...

Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли iconПредседателю комитета тарифного регулирования Волгоградской области

Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли iconМетодические указания по выполнению практических и лабораторных работ...
Мдк 01. 01 «теоретические основы организации контроля и испытаний» раздел II, III

Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли iconРешением Комиссии
Целью настоящего документа является установление для уполномоченных органов Сторон единых правил подготовки и передачи в Центр статистики,...

Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли iconЛабораторный практикум по дисциплине «Теоретические основы товароведения...
Лабораторный практикум по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы» / Сост. Ш. К. Ганцов, Л. Г. Цветкова, Р. Г....

Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли iconМетодические указания по выполнению курсового проекта По мдк 02....
Мдк 02. 02 Теоретические основы конструирования швейных изделий, профессионального модуля 02. Конструирование швейных изделий. Основная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск