Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.


Скачать 377.05 Kb.
НазваниеПрограмма по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
страница1/4
ТипПрограмма
filling-form.ru > Бланки > Программа
  1   2   3   4
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограничениями здоровья «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

(7 типа)

ПРОГРАММА

по русскому языку

«ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО»

для учащихся 10 класса

(III ступень образования)

Составитель: учитель русского языка

Марина Владимировна Бабушкина

с.Леуши, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Изучение курса «Деловое письмо» для учащихся 10 класса направлено на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе совершенствования их речевой практики.

Речевое высказывание, характеризующееся определённым типом (повествование, описание, рассуждение) и стилем речи (разговорным, деловым, художественным), требует от пишущего (говорящего) сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка. Осознание учащимися необходимости использования строго определённых языковых средств (слово, его грамматические формы, словосочетания и предложения) осуществляется в неразрывной связи с продуцированием речевых высказываний как на основе анализа готового текста-образца, так и в процессе создания собственных речевых высказываний. Речевые задания выступают в роли мотива для повторения грамматико – орфографических тем.

Знания в области грамматики, которые учащиеся получили в предыдущие годы обучения, систематизируются и закрепляются в едином комплексе с развитием связной речи учащихся, что обеспечивает преемственность и перспективность между курсом «Деловое письмо» и курсом русского языка в 5-9 классах.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида - подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни, в том числе в приобретении умений составлять деловые бумаги, что является необходимостью существования в обществе.

Актуальность программы «Деловое письмо» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в том, что реализация её содействует адаптации учащихся к окружающей действительности, удовлетворению социальных потребностей личности.

С оформлением некоторых видов деловых бумаг учащиеся знакомятся с 5 класса, т.к. в коррекционной школе особенностью программы по русскому языку является её концентричность. Именно на основе концентричности учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Обучение деловому письму осуществляется по двум основным направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций); и - формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Данная программа является вариативной для 10 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо».

Новизной курса «Деловое письмо» является блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что в его состав входят блоки (разделы). В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться с учётом возможностей учащихся.

Обобщая цели, задачи и условия документирования, курс «Деловое письмо» разделён на три следующих блока:

  • Личные документы официального характера;

  • Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения;

  • Виды делового письма творческого характера.

В блок «Личные документы официального характера» включены документы, необходимые для поступления на работу (заявление, автобиография), а также объявление, доверенность, расписка, объяснительная. Общим для таких деловых писем является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами.

Блок «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения» предусматривает знакомство с работой почты; обучение заполнению бланков телеграмм, переводов, по платежам за коммунальные услуги; ознакомление с видами писем; обучение составлению текстов телеграммы, открытки, письма.

В третий блок «Виды делового письма творческого характера» включены заметка и отзыв о книге, которые лишь условно могут быть отнесены к деловой речи. По характеру изложения эти виды делового письма примыкают к сочинению, требующему творческого подхода и представляющему наибольшую сложность в овладении учащимися с ограниченными возможностями.

Содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).

Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся с ограниченными возможностями, уровня их знаний и умений.

Межпредметные связи.

Прохождение программного материала по деловому письму тесно связано с другими учебными предметами специальной (коррекционной) школы VIII вида.

СБО. Разделы «Сбережения», «Квартплата», «Трудоустройство» и др. Морально-этические нормы поведения. Навыки делового общения.

Литературное чтение. Биографии писателей. Отзыв о прочитанной книге.

История. Историческое время (век, части века). Основные исторические события.

В основу построения программы легли методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку (по А.К.Аксёновой):

  • Принцип коммуникативной направленности;

  • Принцип единства развития речи и мышления;

  • Принцип повышения языковой и речевой мотивации;

  • Принцип формирования чувства языка и опоры на него;

  • Принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.

Работа по развитию деловой письменной речи учащихся имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на уроках делового письма знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, когда класс является ответственным за проведение общешкольного мероприятия, полученные знания по написанию объявления воспитатель с учащимися повторяет, организует их деятельность, следит за правильным оформлением объявления.

Учитель принимает активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить знания и умения на практике и проверить их уровень. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и умений учащихся в оформлении деловых документов, успешному применению их в жизни.

По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения (при составлении текстов телеграмм, писем родственникам, друзьям).

Основная цель курса – совершенствование умений продуцировать связное письменное высказывание в виде текста делового документа.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

Образовательные:

  • формирование умения определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;

  • формирование умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа;

  • формирование умения подражать образцу;

  • формирование умения составлять документы самостоятельно.



Коррекционные:

  • развитие связной устной и письменной речи;

  • развитие произвольного внимания, самоконтроля;

  • развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.

Воспитательные:

  • воспитание добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • виды деловых бумаг (Заявление, объявление, автобиография и др.);

  • в каких случаях данная деловая бумага применяется;

  • обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу (в том числе творческого характера);

  • выявлять принадлежность высказывания к определённому типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание);

  • находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно);

  • пользоваться словарём.

Программа рассчитана для учащихся 10 класса.

Срок реализации программы 1 год.

Формы уроков – практикумы, ролевая игра, экскурсия.

Программа рассчитана на 34 часа, включает в себя пояснительную записку, основные требования к знаниям, умениям и навыкам, тематическое планирование, содержание программы, методическое обеспечение учебного процесса.

Ожидаемые результаты:

  • знание назначения различных видов деловых бумаг;

  • умение самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме

(в т.ч. по образцу);

  • проявление навыков сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка (определённого типа и стиля речи);

  • умение излагать свои мысли точно, ясно, коротко.

Формы контроля: тестирование, текущие наблюдения, практическая работа, диагностика ЗУН, устный опрос, письменная самостоятельная работа.

В процессе прохождения программного материала используются здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО»

п/п

тема урока

количество часов

теория

практика

Личные документы официального характера

9 часов

2

7

1

Из истории делового письма.

Требования к составлению деловых бумаг.

1




2

Расписка.




1

3

Доверенность.




1

4

Объяснительная записка.




1

5

Заявление.




1

6

Объявление.




1

7

Автобиография. Великие люди о себе.

1




8

Автобиография.




1

9

Контрольная работа




1

Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения

17 часов

8

9

10

Экскурсия на почту.

1




11

Коллективное сочинение об экскурсии на почту.

1




12

Числа в деловых бумагах.

1




13

Заполнение бланка на посылку.




1

14

Заполнение бланка на денежный перевод.




1

15

Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги.




1

16

Контрольная работа за четверть




1

17

Телеграмма.

1




18

Составление телеграммы.




1

19

Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес.

1




20

Поздравительная открытка.




1

21

Эпистолярный жанр. Письма великих людей.

1




22

Виды писем.

1




23

Коллективное составление письма.

1




24

Письмо родным или друзьям.




1

25

Работа над ошибками.




1

26

Контрольная работа.




1

Виды делового письма творческого характера

8 часов

5

3

27

Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы.

1




28

Коллективное составление заметки.

1




29

Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!»




1

30

Самостоятельная работа по написанию заметки на тему «Моя мечта» («Мой выбор профессии»)




1

31

Работа над ошибками.

1




32

Отзыв о прочитанной книге.

1




33

Контрольная работа за год.




1

34

«Поступаем на работу». Ролевая игра.

1




Всего – 34 часа

15

19
  1   2   3   4

Похожие:

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. iconФормирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся...
На уроках русского языка в 5-9 классах коррекционной школы изучается практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками...

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. iconАннотация к рабочей программе по «Письму и развитию речи» (русский язык)
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах составлены на основе авторской программы В. В. Воронковой и имеют коммуникативную...

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. iconПояснительная записка Программа определяет содержание логопедической...
Программа определяет содержание логопедической коррекции обучающихся 1 4 классов специальной (коррекционной) образовательной школы...

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. iconРабочая программа составлена на основании образовательной программы...
В программе представлено развернутое тематическое планирование курса "Домоводства" в 5-9 классах в специальной (коррекционной) школе...

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. iconУрок русского языка (развития речи) в 5 классе. Тема : Письмо
Цели урока: раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии; познакомить учащихся с жанром письма

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. iconМеждународная научно-практическая конференция по теме: «Актуальные...
Деловое письмо как предмет в 10 – 12 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. iconРеспублики Коми «Специальная (коррекционная) школа №41»
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со...

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. iconРабочая программа по внеурочной деятельности метапредметный учебный курс «Смысловое чтение»
Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации...

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. iconПояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной...
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Социально...

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. iconПояснительная записка Программа разработана в соответствии с фгос...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск