Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом


НазваниеМетодические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом
страница1/8
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области

по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом
(Составлен специалистами ГБУ ПО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области»

на основе рецензионных материалов кандидата психологических наук, доцента кафедры воспитания, социализации и развития личности ГБОУ ВПО «Ставропольский Государственный Педагогический Институт» Бобренко Ольги Сергеевны)
Может ли психолог без специального обучения работать с ситуацией суицида или он направляет таких клиентов к специалистам: суицидологу, психиатру, клиническому психологу? Может ли школьный психолог обратиться к психологу психиатрической больницы за получением профессиональной информации о ребенке и как это сделать? Каковы этапы работы с критическим инцидентом, учитывая то, что это может быть любое травматическое событие, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта (не только суицид)? Где и какую профессиональную поддержку и помощь может получить психолог, столкнувшийся с ситуацией критического инцидента?

Над этими и другими вопросами мы предлагаем поразмышлять вместе с нами…

Суицид является фактом окончательной и серьезной агрессии по отношению к себе и к другим людям.

Суицид может быть:

  • рациональным, реализуемым в соответствии с моральными причинами (например, избежать утраты чести);

  • социальным (не быть в тягость), религиозным, философским или определяемым личностными установками;

  • патологическим проявлением различных психических расстройств (аффективных, тревожных, бредовых, инволюционных и пр.), т. е. может рассматриваться как вариант патологического поведения;

  • может осуществиться в условиях острого экзистенциального кризиса.

Выделают также понятие суицидальное поведение. Это проявление суицидальной активности - мыслей, намерений, высказываний, угроз, попыток, покушения. Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и акцентуациях характера. Часто оно связно с неспособностью человеком регулировать свое эмоциональное состояние. Речь идет о подверженности отчаянию.

суицид является фактом окончательной и серьезной агрессии по отношению к себе и к другим людям.

Суицид может быть:

  • рациональным, реализуемым в соответствии с моральными причинами (например, избежать утраты чести);

  • социальным (не быть в тягость), религиозным, философским или определяемым личностными установками;

  • патологическим проявлением различных психических расстройств (аффективных, тревожных, бредовых, инволюционных и пр.), т. е. может рассматриваться как вариант патологического поведения;

  • может осуществиться в условиях острого экзистенциального кризиса.

Выделают также понятие суицидальное поведение. Это проявление суицидальной активности - мыслей, намерений, высказываний, угроз, попыток, покушения. Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и акцентуациях характера. Часто оно связно с неспособностью человеком регулировать свое эмоциональное состояние. Речь идет о подверженности отчаянию.
МОДЕЛЬ СУИЦИДАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


(по материалам сайта: http://psyolesyatan.ucoz.ru/)
ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Цель: повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия.

Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия

1.Диагностика суицидального поведения

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

- Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

- Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

- Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

- Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

- Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

3.Классные часы, круглые столы, стендовая информация.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

- Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

- Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

С педагогами проводится психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Цель: Предотвращение самоубийства.

Мероприятия
Оценка риска самоубийства. Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

- Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

- Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.

Предложенная модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде» требует дальнейшего теоретического и практического осмысления и может быть дополнена, переработана в зависимости от конкретных требований и условий.

ЭТАПЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С КРИТИЧЕСКИМ ИНЦИДЕНТОМ

(детским суицидом)


ПРОЦЕСС

УЧАСТНИКИ

ФОРМЫ, МЕТОДЫ РАБОТЫ

Пострадавшие

Специалисты

1.ПРОФИЛАКТИКА критического инцидента




Сотрудники Министерства образования, отдела образования, волонтеры, супервизоры, сотрудники психологического Центра, психолого-педагогический консилиум, методическое объединение, учащиеся, педагоги, классные руководители, соц.педагоги, психологи.


Обучение учащихся, педагогов, классных руководителей, соц.педагогов, психологов по различным программам управления стрессом при критических инцидентах, а также проведение обучающих семинаров.

Подготовка психологов для работы с критическим инцидентом.

2.СИТУАЦИЯ критического инцидента

Семья, друзья, одноклассники ребенка, оказавшегося в ситуации критического инцидента, классные руководители, соц.педагоги, психологи.


Сотрудники Министерства образования, эксперты-психологи, волонтеры, супервизоры, сотрудники психологического Центра, члены рабочей группы, методического объединения.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

СПЕЦИАЛИСТОВ образовательных учреждений

в ситуации критического инцидента:


  • Организация рабочей группы**, сбор информации.

  • Экстренное заседание рабочей группы для разработки плана мероприятий по работе с критическим инцидентом.

  • При необходимости организация горячей линии на базе муниципального органа управления образованием.

  • Организация профессиональной поддержки сотрудниками психологического Центра (супервизия, консультация).

  • Инициирование и создание временного консультационного пункта на базе школы, управления образованием, учреждения других заинтересованных ведомств.

  • Индивидуальная поддержка людей, оказавшихся в ситуации критического инцидента.

3.В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПОСЛЕ критического инцидента

Семья, друзья, одноклассники ребенка, оказавшегося в ситуации критического инцидента,

рабочая группа


Волонтеры, супервизоры, эксперты-психологи, сотрудники психологического Центра, члены рабочей группы, методического объединения

1. Работа бригады психологов-экспертов***.

2. Заседание рабочей группы.

3. Заседание методического объединения.

4. Обсуждение произошедшего в небольшой группе сотрудников (проводят эксперты-психологи).

5. Дебрифинг – структурированное групповое занятие через несколько дней после события (проводят эксперты-психологи).

6. Дальнейшее наблюдение с целью профессионального вмешательства по мере необходимости.

7. Супервизия.


4.ПОЛГОДА ПОСЛЕ критического инцидента

Семья, друзья, одноклассники ребенка, оказавшегося в ситуации критического инцидента, рабочая группа


Волонтеры, супервизоры, сотрудники психологического Центра, члены рабочей группы, методического объединения

1. Диагностика участников критического инцидента.

2. Разработка модели психосоциальной реабилитации участников критического инцидента,

3. Работа с теми, кто участвовал в ликвидации последствий критического инцидента.

4. Заседание рабочей группы по итогам реализации плана ликвидации последствий, вызванных ситуацией критического инцидента.

5. Итоговое заседание методического объединения для анализа сложившейся ситуации.

6. Дальнейшее наблюдение ситуации для предупреждения повторного критического инцидента.



Рабочая группа** создается на этапе возникновения критического инцидента для осуществления сбора информации и дальнейшей работы по устранению последствий. Цели и задачи рабочей группы отличаются от других групп, например, педагогических советов, групп созданных специально для расследования инцидента и т.п. Главная цель создания рабочей группы: организационно-методическая и психологическая помощь людям, оказавшимся в ситуации критического инцидента. В состав рабочей группы могут входить: педагог-психолог, медсестра, соц.педагог, классный руководитель, зам.директора по воспитательной работе.
Заседание рабочей группы и методического объединения на этапе возникновения КИ позволяет: а) проанализировать случившееся; б) выработать план действий; в) распределить обязанности между специалистами; г) осуществить сбор информации для диагностики и последующего анализа результатов. А функционирование рабочей группы и методического объединения после возникновения КИ осуществляться по двум направлениям: методическое и психологическое консультирование.

После произошедшего КИ специалистами осуществляется дальнейшее наблюдение ситуации для предупреждения повторных критических инцидентов.

Бригады психологов-экспертов*** – это могут быть специалисты-психологи из района, города, близлежащих территорий (работники психологических центров, филиалов), которые проходят обучение по программе: «Управление стрессом при критических инцидентах». Для них разрабатывается проект документа их функциональных обязанностей и примерный план написания экспертного заключения.
Предложенный выше Алгоритм носит рекомендательный характер и, ни в коей мере, не может заменить собой профессиональные навыки и опыт психолога. Кроме того, предложенный нами алгоритм может быть скорректирован с учетом конкретной ситуации и конкретных возможностей той организации, которая проводит работу.

Далее представлены описания этапов работы с критическим инцидентом.

1.Профилактика критического инцидента

Цель: систематизация мер в образовательном учреждении по профилактике критического инцидента (приложение 4).

Задачи:

  1. Создание системы психологической поддержки учащихся (в т.ч. группы риска).

  2. Создание условий для повышения психологической культуры всех участников педагогического взаимодействия.

Особенности данного этапа: один из важных аспектов – это ответственность педагога-психолога, которая не безгранична.

Не в его силах оградить обучающихся образовательном учреждении детей от любых столкновений с ситуацией критического инцидента – эту ответственность должны разделить все профессионалы образовательной организации, которые должны быть включены в основные направления работы:

- профилактика;

- просвещение;

- общедиагностическая работа.
Но, что точно входит в компетенцию педагога-психолога – это возможность определить, когда действительно ситуация вызывает тревогу, вовремя заметить и не оставить человека в ситуации беспомощности.

При этом, не минимизируется возможность применения психодиагностических методик, однако, с нашей точки зрения, наиболее важным является положение о том, что наблюдательность и живое общение с ребенком могут дать гораздо больше, чем самый лучший тест.

Формы работы на первом этапе:

  • реализация программ для учащихся, направленных на их обучение успешным копинг-стратегиям - это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.

  • обучающие семинары, тренинги для родителей и учителей по управлению стрессом, разрешению конфликтов и т.п.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом iconСборник учебно-методических материалов для педагогов системы общего...
Учебно-методические материалы ориентированы на специалистов системы общего образования (педагогов, заместителей руководителей оу...

Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных...
Баланова Т. А. – заместитель директора по увр, председатель цпмпк мурманской области

Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации фгос»

Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Струкова М. Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования аоу во дпо «виро»

Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Струкова М. Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования аоу во дпо «виро»

Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных...
О формировании, подготовке и использовании резерва управленческих кадров на федеральном уровне 5

Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности...
Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой...

Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом iconМетодические материалы для педагогов для проведения Урока Универсиады...
Авторы-составители: Ванюхина Н. В., Галиуллина Ф. Ш., Саглам Ф. А., Скоробогатова А. И., Сулима Л. О

Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом iconРеспублики Крым Управление по надзору и контролю в сфере образования...
Данная информация может быть полезной для организаторов государственной итоговой аттестации, администрации образовательных организаций,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск