Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский политехнический колледж»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
_______________________ Директор ____________ __________ _________ К.В. Воякин
__________________20 __г. __________________20 __г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01 ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
«профессиональные модули»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (промышленность)
Самара, 2014
-
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных, социально-экономических и юридических дисциплин
Протокол №
Председатель ПЦК
___________ Е.П. Бурсова
____________________20___
|
| Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (промышленность)
|
Составитель: Бурсова Е.П., преподаватель ГБОУ СПО «Самарский политехнический колледж»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: Бондарева Е.В., преподаватель ГБОУ СПО «Самарский политехнический колледж»
Содержательная экспертиза: Бондарева Е.В., преподаватель ГБОУ СПО «Самарский политехнический колледж»
Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза: Палазян И.Е., главный бухгалтер МБУ "МФЦ" м.р.Волжский Самарской области
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года. Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. СОДЕРЖАНИЕ
-
№
| Название разделов
| Стр.
| 1
| Паспорт программы профессионального модуля
| 4
| 2
| Результаты освоения профессионального модуля
| 9
| 3
| Структура и содержание профессионального модуля
| 11
| 4
| Условия реализации профессионального модуля
| 19
| 5
| Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
| 22
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) - является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «Самарский политехнический колледж» по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (промышленность) базового уровня подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в экономике и управлении при наличии среднего (полного) общего образования. 1.2 Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля:
Базовая часть
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт:
документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;
уметь:
принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
организовывать документооборот;
разбираться в номенклатуре дел;
заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры;
передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
оформлять денежные и кассовые документы;
заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
проводить учет основных средств;
проводить учет нематериальных активов;
проводить учет долгосрочных инвестиций;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
проводить учет материально-производственных запасов;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
проводить учет готовой продукции и ее реализации;
проводить учет текущих операций и расчетов;
проводить учет труда и заработной платы;
проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет кредитов и займов;
знать:
основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
понятие первичной бухгалтерской документации;
определение первичных бухгалтерских документов;
унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;
принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения таксировки и котировки первичных бухгалтерских документов;
порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров;
правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и
управленческого учета;
учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
понятие и классификацию основных средств;
оценку и переоценку основных средств;
учет поступления основных средств;
учет выбытия и аренды основных средств;
учет амортизации основных средств;
особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
понятие и классификацию нематериальных активов;
учет поступления и выбытия нематериальных. активов;
амортизацию нематериальных активов;
учет долгосрочных инвестиций;
учет финансовых вложений и ценных бумаг;
учет материально-производственных запасов:
понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
учет материалов на складе и в бухгалтерии;
синтетический учет движения материалов;
учет транспортно-заготовительных расходов;
учет затрат на производство и калькулирование себестоимости:
систему учета производственных затрат и их классификацию;
сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
учет потерь и непроизводственных расходов;
учет и оценку незавершенного производства;
калькуляцию себестоимости продукции;
характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
технологию реализацию готовой продукции (работ, услуг);
учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами
Вариативная часть
С целью реализации требований работодателей и ориентации профессиональной подготовки под конкретное рабочее место, обучающийся в рамках овладения указанным видом профессиональной деятельности должен:
иметь практический опыт:
документирование учета расчетов с персоналом по оплате труда;
формирования проводок по учету расчетов с персоналом по оплате труда;
документирование учета капитала организации;
формирования проводок по учету капитала организации;
уметь:
проводить расчеты по начислению оплаты труда персоналу;
составлять бухгалтерские документы и регистры по учету расчетов с персоналом;
составлять первичные бухгалтерские документы и регистры по учету капитала организации;
знать:
понятие учета оплаты труда, заработной платы и задачи ее учета
системы и формы оплаты труда;
порядок оформления и синтетический учет расчетов по оплате труда;
собственный капитал: структура, формирование и использование
порядок синтетический учет капитала организации.
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля
Вид учебной деятельности
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 221
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 147
| Курсовая работа/проект
| Не предусмотрено
| Учебная практика
| Не предусмотрено
| Производственная практика
| 36
| Самостоятельная работа студента(всего)-в том числе:
| 74
| Изучение и заполнение первичных форм
Составление кроссвордов, и тестов
Разработка схем конспектов
Заполнение регистров бухгалтерского учета
| 25
15
20
14
| Итоговая аттестация в форме
| Экзамен квалификационный
|
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом, освоения, профессионального модуля является - овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», в том числе профессиональными (ПК); указанными ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (промышленность):
Код ПК
| Наименование профессиональных компетенций
| ПК 1.1
| Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
| ПК 1.2
| Разрабатывать и согласовывать с руководителем организации рабочий план счетов бухгалтерского учета
| ПК 1.3
| Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
| ПК 1.4
| Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета
|
Вариативная часть профессионального модуля направлена на формирование дополнительных (вариативных) ПК:
Код
| Наименование результата обучения
| ПКв1
| Формировать бухгалтерские проводки по учету расчетов с персоналом по оплате труда
| ПКв2
| Формировать бухгалтерские проводки по учету капитала организации
|
В процессе освоения ПМ 1 студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):
| Код
| Наименование результата обучения
| ОК1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
| ОК.3
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| ОК.4
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
| ОК.5
| Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
| ОК.6
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
| ОК.7
| Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
| ОК.8
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
| ОК.9
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
| ОК.10
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей
|
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля
|
|
Всего часов
(макс.
учебная нагрузка
и практики)
| Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
| Практика
| Коды профессиональных компетенции
| Наименованиеяразделов профессионального модуля
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
| Самостоятельная
работа обучающегося
|
| Производственная
(по профилю
специальности),
часов
если предусмотрена рассредоточенная практика)
| Всего, часов
| в т.ч. лабораторные
работы и практические занятия, часов
| в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
| Всего,
часов
| в т.ч., курсовая работа (проект), часов.
| Учебная, часов
|
| I
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| ПК 1.1 - 1.2.
| Раздел 1. Документация хозяйственных операций
| 60
| 28
| 16
| -
| 32
| -
| -
|
| ПК 1.3-1.4
| Раздел 2. Бухгалтерский учет имущества организации
| 161
| 119
| 52
| -
| 42
| -
| -
|
|
| Производственная (по профилю специальности), часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
| 36
|
| 36
|
| Всего:
| 257
| 147
| 68
| -
| 74
| -
| -
| 36
| |