Задача выделения типов "трудных"


НазваниеЗадача выделения типов "трудных"
страница1/7
ТипЗадача
filling-form.ru > Бланки > Задача
  1   2   3   4   5   6   7
Методика "Карты наблюдений" (КН) Д. Стотта
С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д. Стотта, задача выделения типов "трудных" детей является малопродуктивной. Более эффективен, с его точки зрения, путь тщательной фиксации различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе. Остановимся подробнее на методе Стотта. Адаптация этого метода для использования в Советском Союзе была проведена психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева (29, 44). В основе методики Стотта, направленной на выделение характера дезадаптации ребенка к школе, лежит фиксация форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребенком. Методика получила название "Карты наблюдений" (КН). Важно отметить, что психолог может как сам проводить такое наблюдение, так и использовать опыт наблюдения, знание ребенка педагогом. Опора на опыт учителей, воспитателей, классных руководителей - людей, в течение длительного времени постоянно общающихся с детьми, наблюдающих их в самых различных ситуациях, является в работе психолога чрезвычайно существенной. Обычно богатством этого опыта педагог пользуется интуитивно, и передача его другому (например, новому педагогу или школьному психологу) оказывается достаточно сложной задачей. Карта наблюдений Стотта облегчает такую возможность.

По мнению Стотта, наблюдателю необходимо предоставить готовые образцы, чтобы избежать произвольности в наблюдении и способе регистрации его результатов и получить такие материалы наблюдения, которые были бы достаточно однозначны, понятны и не содержали никаких готовых выводов. Поэтому при составлении КН были соблюдены следующие требования:

выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребенка;

группировка этих фрагментов в определенные синдромы, т.е. их классификация;

определение взаимоотношений между этими фрагментами.

В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбираются умозрительно, а берутся из жизни. КН включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов. Ниже приводится полный текст КН и регистрационный бланк (рис.3).

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). В бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома (фрагмента поведения) для квалификации синдрома. Например, в синдроме Д симптомы 9 и 10 стоят слева, а симптом 8 - справа от вертикальной черты. Это означает, что симптом 8 говорит о более серьезном нарушении в отношении синдрома Д. При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа - двумя. Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий "коэффициент дезадаптированно-сти" по сумме баллов по всем синдромам.

Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения.

В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение (НД, Д, У и т.д.) и краткий ключ, который в ходе практического использования целесообразно не включать в текст методики, а иметь отдельно, применяя только в процессе обработки.

карта наблюдений д. стотта

Карта наблюдений

I. НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.

Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы; от 12 до 17 - симптомы явного нарушения. 

  1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

  2. Плачет, когда ему делают замечания.

  3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

  4. Ребенок "подчиненный" (соглашается на "невыигрышные" роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

  5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

  6. Лжет из боязни.

  7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

  8. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

  9. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.

  10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.

  11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

  12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.

  13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).

  14. Легко становится "нервным", плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

  15. Легко устраняется от активного участия в игре.

  16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

II. Д - депрессия.

В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

  1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

  2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

  3. Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

  4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

  5. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

  6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.

  7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

  8. Рассерженный, "впадает в бешенство".

  9. Может работать в одиночестве, но быстро устает.

  10. Для ручной работы не хватает физических сил.

  11. Вял, безынициативен (в классе).

  12. Апатичен, пассивен, невнимателен. 

  13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

  14. Движения замедленны.

  15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

  16. Взгляд "тупой" и равнодушный.

  17. Всегда ленив и апатичен в играх.

  18. Часто мечтает наяву.

  19. Говорит невыразительно, бормочет.

  20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

III. У - уход в себя.

Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

  1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

  2. Не реагирует на приветствия.

  3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

  4. Избегает разговоров ("замкнут в себе").

  5. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).;

  6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.

  7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

  8. Избегает других людей.

  9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

  10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).

  11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

  12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

  13. Ведет себя подобно "настороженному животному".

IV. ТВ - тревожность по отношению к взрослым.

Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 ребенок старается убедиться, "принимают" ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 - обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 - проявляет большое беспокойство о том, "принимают" ли его взрослые.

  1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

  2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

  3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

  4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю. 

  5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.

  6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

  7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

  8. "Подлизывается", старается понравиться учителю.

  9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

  10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.

  11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.

  12. Пытается "монополизировать" учителя (занимать его исключительно собственной особой).

  13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

  14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

  15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

  16. Полностью "устраняется", если его усилия не увенчиваются успехом.

V. ВВ - враждебность по отношению к взрослым.

Симптомы 1-4 - ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 - рткрытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.

  1. Переменчив в настроениях.

  2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в "хорошем" настроении.

  3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

  4. Часто бывает в плохом настроении.

  5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

  6. Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда - равнодушным.

  7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.

  8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

  9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

  10. Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.

  11. Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).

  12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

  13. Неприятен, в особенности когда защищается от предъявляемых ему обвинений.

  14. "Бормочет под нос", если чем-то недоволен.

  15. Негативно относится к замечаниям.

  16. Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений.

  17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.

  18. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

  19. "Дикий" взгляд. Смотрит "исподлобья".

  20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

  21. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

  22. Охотнее всего дружит с так называемыми "подозрительными типами".

  23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

  24. Ведет себя непристойно.

VI. ТД - тревога по отношению к детям.

Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

  1. "Играет героя", особенно когда ему делают замечания.

  2. Не может удержаться, чтобы не "играть" перед окружающими.

  3. Склонен "прикидываться дурачком".

  4. Слишком смел (рискует без надобности).

  5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.

  6. Любит быть в центре внимания.

  7. Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.

  8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.

  9. Хвастает перед другими детьми.

  10. Паясничает (строит из себя шута).

  11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

  12. Одевается вызывающе (брюки, прическа - мальчики; преувеличенность в одежде, косметика - девочки).

  13. Со страстью портит общественное имущество.

  14. Дурацкие выходки в группе сверстников.

  15. Подражает хулиганским проделкам других.

VII. А - недостаток социальной нормативности (асоциальность).

Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 - отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 - отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 - считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

  1. Не заинтересован в учебе. 

  2. Работает в школе только тогда, когда над ним "стоят" или когда его заставляют работать.

  3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.

  4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

  5. Не застенчив, но никогда не просит о помощи.

  6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

  7. Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.

  8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.

  9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

  10. Списывает домашние задания.

  11. Берет чужие книги без разрешения.

  12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

  13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.

  14. "Нечестный игрок" (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).

  15. Не может смотреть прямо в глаза другому.

  16. Скрытен и недоверчив.

VIII. ВД - враждебность к детям.

(От ревнивого соперничества до открытой враждебности.)

  1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

  2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

  3. Надоедает другим детям, пристает к ним.

  4. Ссорится, обижает других детей.

  5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

  6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

  7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.

  8. Пристает к более слабым детям.

  9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

  10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.).
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Задача выделения типов \"трудных\" iconКарта наблюдений Д. Стотта
С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д. Стотта, задача выделения типов «трудных» детей является малопродуктивной....

Задача выделения типов \"трудных\" iconПетр бочкарев: задача работы с большим объемом информации
Перед нами стоит не управленческая, а чисто информационная задача, а если быть точнее задача информационных технологий

Задача выделения типов \"трудных\" iconОдномерные и двумерные массивы Раздел описания типов
В разделе описания типов пользователь может определять свои типы данных, присваивая каждому из них определенный идентификатор. Синтаксис...

Задача выделения типов \"трудных\" iconСправочник «Преподаваемые предметы»
Этот справочник нужен для заполнения таблицы типов часов в тарификации (см рис. 10). Для отнесения часов к воспитательским (колонка...

Задача выделения типов \"трудных\" iconЕси, Каринге, Омваи, Парану, Сауакари, Вивору и всем остальным моим...

Задача выделения типов \"трудных\" iconКонкурс городов России «Ребенок должен жить в семье»
...

Задача выделения типов \"трудных\" iconПрограмма (задача, мероприятие): Федеральная целевая программа развития...
Ректор фгбоу впо “Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского”

Задача выделения типов \"трудных\" iconВопрос выпускников 11-ых классов: как эффективнее подготовиться к сдаче экзаменов в форме егэ?
Эти вопросы. Пятый, заключительный, шаг — повторить материал (останавливаясь подробно на трудных местах)

Задача выделения типов \"трудных\" iconВыделения необходимых средств на выплату страхового обеспечения страхователям в 2015 году

Задача выделения типов \"трудных\" iconОбобщим, что же понимать под функциональными стилями и каковы принципы их выделения?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск