Скачать 240.81 Kb.
|
http://psihfak-mggu.narod.ru КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ (КН) Л.Стотта Е.В.Гурова, Н.Ф.Шляхта, Н.Н. Седова "Диагностика психического развития детей" Учебно - методическое пособие к курсу "Возрастная психология". Москва, Институт молодежи, 1992 г. Методика используется для диагностики трудностей адаптация ребенка в школе, анализа характера дезадаптации и степени неприспособленности детей к школе по результатам длительного наблюдения, дает возможность получить картину эмоционального состояния ребенка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни. Карта состоит из 198 «отрезков», сгруппированных в 16 синдромов. I - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям; II - депрессия; III - уход в себя; IV - тревожность по отношению к взрослым; V - враждебность по отношению к взрослым; VI - тревожность по отношению к детям; VII - недостаток социальной нормативности; VIII - враждебность по отношению к другим детям; IX - неугомонность; X - эмоциональное напряжение; XI - невротические симптомы; XII - неблагоприятные условия среды; XIII - умственная отсталость; XIV - сексуальное развитие; XV - болезни и органические нарушения; XVI - физические дефекты. Заполняется карта учителем, воспитателем или взрослыми, хорошо знающими ребенка. В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (синдрому), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа – двумя. Подсчитывается сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам. Помимо количественной обработки результатов проводится их качественный анализ. Большое количество зачеркнутых отрезков у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также выделить те синдромы, которые в первую очередь определяют нарушения и преодоление которых должно занимать центральное место в работе с ребенком.
Ориентировочные критерии (по данным В.А.Мурзенко). Коэффициент дезадаптации основной части выборки составляет от 8 до 25 баллов. Свыше 25 баллов свидетельствует о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации, эти дети стоят на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога. Карта наблюдений
3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят. 4. Ребёнок "подчинённый" (соглашается на "невыигрышные" роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят). 5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным. 6. Лжёт из боязни. 7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.
12. Не подходит к учителю по собственной инициативе. 13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чём-то (например, о помощи). 14. Легко становится "нервным", плачет, краснеет, если ему задают вопрос. 15. Легко устраняется от активного участия в игре. 16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются. II. Д – депрессия
III. У - уход в себя
IV. ТВ - тревожность по отношению к взрослым. 1. Очень охотно выполняет свои обязанности. 2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем. 3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовнёй). 4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю. 5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п. 6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю. 7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье. 8. "Подлизывается", старается понравиться учителю. 9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой. 10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя. 11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей. 12. Пытается "монополизировать" учителя (занимать его исключительно собственной особой). 13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории. 14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении. 15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии. 16. Полностью "устраняется", если его усилия не увенчиваются успехом. V. ВВ - враждебность по отношению к взрослым. 1. Переменчив в настроениях. 2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в "хорошем" настроении. 3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе. 4. Часто бывает в плохом настроении. 5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги. 6. Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда - равнодушным. 7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем. 8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность. 9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении. 10. Очень переменчив в поведений. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу. 11. Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте). 12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки. 13. Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявляемых ему обвинений. 14. "Бормочет под нос", если чем-то недоволен. 15. Негативно относится к замечаниям. 16. Временами лжёт без какого-либо повода и без затруднений. 17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов. 18. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан. 19. "Дикий" взгляд. Смотрит "исподлобья". 20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину. 21. Агрессивен (кричит, угрожает» употребляет силу). 22. Охотнее всего дружит с так называемыми "подозрительными типами". 23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы. 24. Ведёт себя непристойно. VI. ТД - тревога по отношению к детям. 1. "Играет героя", особенно когда ему делают замечания. 2. Не может удержаться, чтобы не "играть" перед окружающими. 3. Склонен "прикидываться дурачком". 4. Слишком смел (рискует без надобности). 5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять. 6. Любит быть в центре внимания. 7. Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя. 8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним. 9. Хвастает перед другими детьми. 10. Паясничает (строит из себя шута). 11. Шумно ведёт себя, когда учителя нет в классе. 12. Одевается вызывающе (брюки, причёска - мальчики: преувеличенность в одежде, косметика - девочки). 13. Co страстью портит общественное имущество. 14. Дурацкие выходки в группе сверстников. 15. Подражает хулиганским проделкам других. VII. А - недостаток социальной нормативности (асоциальность)
VIII. ВД - враждебность по отношению к другим детям.
IX. Неугомонность.
X. ЭН - эмоциональное напряжение.
XI. НС - невротические симптомы.
XII. С - неблагоприятные условия среды.
ХIII. УО - умственная отсталость.
XIV. СР - сексуальное развитие.
XV. Б - болезни и органические нарушения.
XVI. Ф - физические дефекты.
Карта наблюдений Д.Стотта Имя, фамилия ___________________________________ Возраст _________________________ Дата ____________________________ Класс ___________________________
www.obekasova.narod.ru |
Поиск новой работы это тоже работа. И ее успех зависит от того насколько правильно эту работу делать, и сколько сил и времени на... | Тельно ли это так? Действительно ли вакцинация так необходима ребенку? И что самое главное – оказывает ли она какие-либо побочные... | ||
То что придумано это не против вас. Это против того, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, не платит налоги | То что придумано это не против вас. Это против того, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, не платит налоги | ||
Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. В течение трех дней подпись под этим... | Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. В течение трех дней подпись под этим... | ||
Имущественное расслоение населения ведет к тому, что социум перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими... | Лечение тяжело больных детей – долгий и очень непростой процесс для всей семьи. Борьба с болезнью требует от всех участников лечебного... | ||
Лечение тяжело больных детей – долгий и очень непростой процесс для всей семьи. Борьба с болезнью требует от всех участников лечебного... | Издревле известно, что любой экзамен – это испытание не только для учеников, но и их учителей |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |