Министерство культуры Омской области
бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования
«Омский библиотечный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЮ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ для студентов II курса дневного отделения
специальности 071901 "Библиотековедение"
(повышенный уровень подготовки)
Омск 2014
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по направлению специальности 071901 Библиотековедение углубленной подготовки, Программой учебной практики специальности 071901 «Библиотековедение» (повышенный уровень подготовки) для студентов заочного отделения.
Организация-разработчик: бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Омский библиотечный техникум"
Разработчики:
О.В. Сидоренко, зав. отделением.
А.А. Шумакова, зав. практикой.
Методические указания рекомендованы предметно-цикловой методической комиссией специальных дисциплин № 2
Протокол № ___ от "___"_____201_ г.
Председатель ПЦМК № 2 И.Н.Марченко
Утверждена
Протокол методического совета № ___ от "___"_____20_г.
Заместитель директора по научно-методической работе: С.В.Захарченко
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
| 4
| Цели и задачи учебной практики
| 5
| Форма, место и время проведения учебной практики
| 8
| Компетенции обучающегося, формируемые в результате
прохождения учебной практики
| 8
| Структура и содержание учебной практики
| 11
| Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
| 17
| Формы промежуточной аттестации. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики
| 20
| Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
| 29
| Материально-техническое обеспечение учебной практики
| 31
| Критерии оценки
| 31
| Отчетная документация учебной практики. Основные требования.
| 33
| Приложения
|
| Примерная схема характеристики на обучающегося
| 35
| Примерная форма протокола защиты практики
| 36
| Отзыв о сотрудничестве базы практики с учебным заведением
| 37
| Памятка студенту Омского библиотечного техникума
| 38
| Форма индивидуального плана-отчета
| 41
| Методические указания по выполнению отдельных
видов работ по МДК 01.01 «Библиотековедение»
| 42
| Методические указания по выполнению отдельных
видов работ по МДК 01.02 «Библиографоведение»
| 46
| Методические указания по выполнению отдельных видов работ по МДК 01.03 «Организация библиотечных фондов и каталогов»
| 50
| Методические указания по выполнению отдельных видов работ по МДК 02.01 «Менеджмент библиотечного дела»
| 52
|
ВВЕДЕНИЕ Система среднего специального образования должна своевременно и эффективно реагировать на запросы производства, обеспечивать потребности государства в специалистах, имеющих высокую профессиональную подготовку, навыки организаторской и управленческой деятельности.
Учебная практика студентов – составная часть подготовки высококвалифицированных специалистов. Она является связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их самостоятельной работой в учреждениях, вооружает обучающихся первоначальным практическими навыками и опытом.
Учебная практика направлена на подготовку студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональные и специальных теоретических дисциплин, выработку практических профессиональных компетенций по избранной специальности, подготовку к прохождению производственной практики по профилю специальности и производственной преддипломной практики.
Практика организуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 071901 «Библиотековедение» углубленной подготовки.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Цели освоения учебной практики:
закрепление и углубление знаний, полученных студентами в период теоретического обучения,
комплексное освоение студентами отдельных видов профессиональной деятельности по специальности,
закрепление общих и формирование профессиональных компетенций,
приобретение необходимых умений и опыта практической работы обучающимися по специальности.
К основным задачам учебной практики относятся:
формирование практических профессиональных умений;
приобретение первоначального практического опыта.
В результате частичного освоения студентами профессиональных модулей: ПМ.01 «Технологическая деятельность», ПМ.02 «Организационно-управленческая деятельность», ПМ.03 «Культурно-досуговая деятельность», и закрепления теоретических знаний на практике. Обучающиеся после прохождения практики должны:
иметь практический опыт:
подготовки и проведения форм массового и индивидуального обслуживания разных категорий пользователей;
составления и выдачи справок по разовым запросам в соответствии с требованиями читателей в разных формах библиографического информирования;
ведения и использования справочно-библиографического аппарата библиотеки;
составления библиографической записи различных видов документов для традиционных и автоматизированных информационно-поисковых систем (ИПС);
индексирования документов;
организации, ведении и редактировании системы каталогов и картотек;
размещения, расстановки, обработки и проверки библиотечных фондов;
ведения учетной документации библиотеки;
составления текущих планов и отчетов;
ведения деловых бесед;
заполнения документов первичного учета.
уметь:
осуществлять профессионально-практическую деятельность;
вести библиотечное обслуживание различных категорий пользователей;
понимать роль и место выполняемых процессов в общем технологическом цикле;
проявлять самостоятельность при принятии решений в профессиональной сфере;
характеризовать процесс информатизации библиотек;
анализировать и применять на практике различные виды и типы информационных и библиографических изданий;
выполнять основные процессы и операции по формированию, ведению и использованию в библиографическом обслуживании частей справочно-библиографического аппарата;
организовывать информационную среду с учетом современных требований и специфики библиотеки;
анализировать документы для составления библиографической записи;
индексировать (систематизировать и предметизировать) документы и запросы;
использовать различные формы и методы информирования пользователей о системе каталогов и картотек;
моделировать, комплектовать, учитывать и хранить библиотечный фонд;
организации и проведения различных форм массовых мероприятий, написания сценариев и постановки различных видов театрализованных мероприятий;
применять законы и нормативы по библиотечному делу в своей практической деятельности;
использовать законы в практике работы библиотеки.
знать:
теоретические основы отечественного библиотековедения, закономерности развития и основные факты из истории библиотечного дела в России и других странах;
типологию читателей и специфику работы с ними; технологию, формы и методы работы библиотечного обслуживания пользователей;
определение и отличительные признаки основных форм библиографической информации, информационно-библиографических ресурсов, библиографической науки; современную информационную инфраструктуру библиографии в Российской Федерации;
типологию библиографических пособий;
виды и формы каталогов;
состав и функции системы каталогов библиотеки и основные процессы организации, ведения и редактирования каталогов;
объекты, источники и методику составления одноуровневого, многоуровневого и аналитического библиографического описания;
состав и структуру библиотечных фондов;
основные процессы формирования библиотечных фондов;
теоретические основы экономики и управления библиотечного дела;
законодательную базу современной библиотеки;
внутреннюю нормативную документацию библиотеки;
теоретические основы культурно-досуговой деятельности;
основы сценарной подготовки и постановочной деятельности;
художественное оформление библиотечных мероприятий.
ФОРМА, МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Форма проведения учебной практики – лабораторная. В качестве лабораторий используются профильные организации – библиотеки различных видов и типов.
Практика проводится в библиотеках, отвечающих требованиям ФГОС, согласно составленным договорам. График проведения учебной практики составляется на основании графика учебного процесса.
Учебная практика проводится концентрировано на 2 курсе дневного отделения в 4 семестре, в течение 4-х недель (24 рабочих дня по 6 рабочих часов; 36 часов в неделю).
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, общие и профессиональные компетенции.
Иметь практический опыт:
подготовки и проведения форм массового и индивидуального обслуживания разных категорий пользователей;
составления и выдачи справок по разовым запросам в соответствии с требованиями читателей в разных формах библиографического информирования;
ведения и использования справочно-библиографического аппарата библиотеки;
составления библиографической записи различных видов документов для традиционных и автоматизированных информационно-поисковых систем (ИПС);
организации, ведении и редактировании системы каталогов и картотек;
размещения, расстановки, обработки и проверки библиотечных фондов;
составления текущих планов и отчетов;
ведения учетной документации библиотеки;
составления текущих планов и отчетов;
ведения деловых бесед;
заполнения документов первичного учета;
организации и проведения различных форм массовых мероприятий, написания сценариев и постановки различных видов театрализованных мероприятий.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1 – 1.3
ПК 1.1. Комплектовать, обрабатывать, учитывать библиотечный фонд и осуществлять его сохранность.
ПК 1.2. Проводить аналитико-синтетическую обработку документов в традиционных и автоматизированных технологиях, организовывать и вести справочно-библиографический аппарат библиотеки.
ПК 1.3. Обслуживать пользователей библиотек, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий.
ПК 2.2-2.7
ПК 2.2. Планировать, организовывать и обеспечивать эффективность функционирования библиотеки (информационных центров) в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.
ПК 2.5 Соблюдать этические и правовые нормы в сфере профессиональной деятельности.
ПК 2.7 Ведение документации в управленческой деятельности библиотеки.
ПК 3.2 – 3.6
ПК 3.2 Обеспечивать дифференцированное библиотечное обслуживание пользователей библиотеки.
ПК 3.3 Реализовывать досуговую и воспитательную функцию библиотеки
ПК 3.5 Создавать комфортную информационную среду, обеспечивающую дифференцированный подход к различным категориям пользователей.
ПК 3.6 Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Общая трудоёмкость учебной практики – 144 часа.
Виды работы на практике, включая СРС
и трудоёмкость (в часах)
| Результат
выполнения, включаемый в портфолио
| код ПМ, МДК,
название раздела
| виды работ
| кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| -
| Инструктаж по технике безопасности
| 1
|
| -
| Инструктаж по порядку прохождения практики и предоставления отчетных документов
| 1
| ПМ 01
| Технологическая деятельность
| МДК 01.01
раздел
«Библиотековедение»
| Выполнение запросов пользователей
| 3
| 1, 2 часть Дневника работы библиотеки
| Заполнение учетно-технологических документов библиотечного абонемента и читального зала (читательский формуляр, регистрационная карточка читателя)
| 4
| пакет учетно-технологических документов
| Подведение статистики. Заполнение Дневника работы библиотеки
| 3
| Дневник работы библиотеки (1-3 части)
| 1
1
| 2
| 3
| 4
| МДК 01.01
раздел
«Библиотековедение»
| Анализ формуляров пользователей библиотеки
| 3
| сводная таблица, анализ чтения
| Запись пользователей в библиотеку
| 4
| алгоритм записи пользователя в библиотеку
| Проведение бесед при записи пользователей в библиотеку
| 4
| текст беседы при записи
| Проведение индивидуальных бесед при выдаче и возврате документов.
| 4
| текст бесед при выдаче и возврате
| Проведение групповой беседы о профессии библиотекаря
| 4
| текст групповой беседы, отзывы
| Проведение массового мероприятия (форма и тема по выбору студентов, выполняется по подгруппам)
| 5
| программа и сценарий мероприятия, фотографии, отзывы
| Разработка тематико-экспозиционного плана выставки любого вида (по выбору студентов).
| 3
| тематико-экспозиционный план выставки, фотографии выставки
| МДК 01.01
раздел
Библиотечное дело в Омской области
| Анализ степени реализации проектов, целевых программ библиотеки-базы практики
| 4
| анализ
|
1
| 2
| 3
| 4
| МДК
01.02
раздел
«Библиографоведение»
| Анализ библиографического издания
| 4
| анализ
| Составление аннотированного библиографического списка
| 8
| библиографический список
| Анализ справочно-библиографического аппарата библиотеки
| 5
| анализ
| Проведение беседы-консультации о справочно-библиографическом аппарате библиотеки
| 5
| текст беседы-консультации
| Подготовка и проведение библиографического обзора
| 6
| текст библиографического обзора
| Выполнение библиографических справок по разовым запросам в соответствии с требованиями читателей (с использованием разных частей СБА)
| 4
| Тетрадь учета библиографических справок
| МДК 01.03
раздел «Библиотечные фонды»
| Построение структуры фонда библиотеки-базы практики
| 3
| схема структуры фонда
| Анализ комплекса показателей использования фонда библиотеки-базы-практики (книгообеспеченность, обращаемость, читаемость).
| 4
| таблица показателей, анализ
| Характеристика системы документоснабжения библиотеки-базы практики.
| 3
| характеристика
|
1
| 2
| 3
| 4
| МДК 01.03
раздел «Библиотечные фонды»
| Проведение технической обработки поступающих периодических и непериодических изданий.
| 4
| ксерокопия форзаца, книжного формуляра и титульного листа
| Характеристика способов расстановки фонда библиотеки-базы-практики (в фондохранилище, на открытом доступе).
| 4
| характеристика
| Расстановка фонда библиотеки (в фондохранилище, на открытом доступе к фонду).
| 4
| алгоритм расстановки фонда
| МДК 01.03
раздел «Библиотечный каталог»
| Характеристика внутреннего и внешнего оформления каталогов библиотеки, их документного обеспечения.
| 4
| характеристика
| Составление макета-каталога для детей дошкольного и младшего школьного возраста (тему студент определяет самостоятельно)
| 6
| макет каталога
| МДК 01.03
раздел
Аналитико-синтетическая переработка информации
| Составление библиографического описания под заголовком индивидуального автора и индексирование (систематизация) (на 10 документов).
| 4
| перечень библиографических описаний
| Составление библиографического описания под заглавием документа и индексирование (систематизация) (на 6 документов).
| 4
| перечень библиографических описаний
|
1
| 2
| 3
| 4
| МДК 01.03
раздел
Аналитико-синтетическая переработка информации
| Составление библиографического описания части документа (статьи из периодического издания, сборника) (12 аналитических описаний).
| 4
| перечень библиографических описаний
| Обработка документов с помощью автоматизированных систем (на 6 документов)
| 4
| алгоритм обработки документов
| ПМ 02
| Организационно-управленческая деятельность
|
|
| МДК 02.01
раздел
Экономика и менеджмент библиотечного дела
| Расчёт размещения оборудования в помещениях библиотеки
| 4
| таблица расчета
| Анализ системы планирования библиотеки-базы-практики
| 3
| анализ
| Характеристика использования элементов научной организации труда в работе библиотеки
| 2
| характеристика
| МДК 02.01
раздел
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
| Характеристика основных нормативно-правовых локальных документов библиотеки-базы практики
| 4
| характеристика
|
1
| 2
| 3
| 4
| ПМ 03
| Культурно-досуговая
деятельность
|
|
| МДК 03.01
раздел
Организации досуговых мероприятий
| Разработка плана работы клуба по интересам в библиотеке на календарный год.
| 2
| план работы клуба
| Составление сценарного плана массового мероприятия
| 6
| сценарный план
| МДК 03.02
раздел
Библиотечный дизайн
| Характеристика организации и оформления библиотечного пространства с точки зрения комфортности и привлекательности для пользователей.
| 4
| фотографии, характеристика
| -
| Подготовка отчёта по практике
| 2
| заполненный план-отчет, портфолио,
презентация
| Подготовка портфолио и презентации по практике
| 4
| Всего
| 144
|
| УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ МДК 01.01 «Библиотековедение»
|