«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок


Скачать 144.4 Kb.
Название«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок
ТипЗакон
filling-form.ru > Бланки > Закон
СОГЛАСОВАНО

________________ А.Д. Кузьмин

Начальник отдела контроля размещения

государственного заказа и антимонопольного контроля

органов власти

«01» февраля 2012 года

Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок.

Главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» введена система проведения электронных аукционов.

Соответствующие новации внесены и в порядок взаимодействия между заказчиками и участниками размещения заказа, появился новый субъект правоотношений в сфере регулирования Закона N 94-ФЗ – операторы электронных площадок.

Взаимодействие всех участников электронных аукционов достаточно подробно регламентированы Законом о размещении заказов, вместе с тем, не все значимые нюансы взаимодействия заказчиков и участников размещения заказа через операторов электронных площадок находят свое отражение в законодательстве о размещении заказов.

- Недостаточно обеспечена анонимность подаваемых через операторов электронной площадки заявок.

Одной из, пожалуй, главных задач реформы госзаказа, внедрившей открытый аукцион в электронной форме, являлось повышение уровня добросовестной конкуренции на торгах путем минимизирования возможности несанкционированного в рамках электронного аукциона, как участников друг с другом, так и участников с заказчиками.

С целью реализации данной задачи частью 19 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ на операторов электронных площадок возложена обязанность обеспечения конфиденциальности данных об участниках размещения заказа, подающих заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также конфиденциальности сведений, содержащихся во второй части заявки, до подведения итогов открытого аукциона.

Настоящая норма предполагает, что заказчики, участники размещения заказа по определению не должны обладать информацией об участниках размещения заказа, подавших первые части заявок.

Неоднократно в ходе проведения проверочных мероприятий, Якутским УФАС России устанавливалось, что первые части заявок (в прикрепленных документах) содержат сведения о лицах, подающих такие заявки. Наиболее распространенным источником получения информации об участнике торгов в первой части заявки, является текст согласия, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов. Настоящие сведения становятся доступными в силу того, что первые части заявок оформляются на бланках организации, либо в тексте согласия участники указывают на собственное наименование. Примерная форма такого документа достаточно часто содержится в составе документации об аукционе, реже составляется участником самостоятельно.

Справедливым было бы, в то же время, заметить, что законодателем не установлены механизмы проверки соблюдения требований конфиденциальности операторами электронных площадок, при этом, очевидно, что операторы электронных площадок физически не способны обеспечить проверку всех направляемых первых частей заявок.

Из регламентов сайтов операторов электронных площадок видно, что участники, подавая первые части заявок вправе как выразить согласие автоматически, через программные средства площадки, так и путем прикрепления отдельного документа.

Данные недостатки в регулировании порядка подачи первых частей заявок не позволяют однозначно говорить о достижении главной задачи внедрения в практику электронных аукционов – устранении возможности сговора.

Существенно способствовало бы обеспечению анонимности сведений об участвующих в торгах лицах, установление на сайтах операторов электронных площадок специальных форм подачи заявок позволяющих, в частности, направлять исключительно информацию о техническом предложении участника.
- Оператор не всегда направляет полный пакет документов, рассматриваемых комиссией в составе вторых частей заявок.
Закона N 94-ФЗ устанавливает двухэтапную систему рассмотрения поступающих от участников размещения заказа заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. При этом такая последовательность действий оператора обеспечена временем направления заказчику документов, входящих в состав заявки.

Ключевой задачей, внедрения данного принципа рассмотрения заявок, опять-таки, является обеспечение анонимности участников размещения заказа.

Часть 1 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, устанавливающая порядок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, определяет, что для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Как видно из смысла данной нормы, законодатель предполагает, что участник размещения заказа подает обе части заявки одновременно, что, в принципе, указано и в регламентах операторов электронных площадок. Такой подход оправдан, поскольку возложение обязанности разделения времени подачи обеих частей заявки на участника размещения заказа вряд ли разумно в силу возможных технических проблем при их подаче.

Кроме того, единовременная подача обеих частей заявки избавляет Заказчиков от возможного отсеивания некоторых участников размещения заказа исключительно в силу недоразумений (сбои в работе провайдера и т.д.). При этом задача по направлению второй части заявки возлагается на оператора, который по определению обладает большими техническими возможностями (в части стабильности связи и т.п.).

Процедура рассмотрения заявок реализуется путем возложения на оператора электронной площадки обязанности направлять части заявки поэтапно.

Из практики работы замечено, что каждый оператор самостоятельно определяет какими функциональными средствами обеспечивать разбивку заявки на части для ее последующего направления Заказчику.

Чаще всего обеспечивается данная функция путем установления в автоматизированном рабочем месте участника размещения заказа (далее – АРМ) обязательного указания на то какие документы и сведения относятся к первой части заявки, и какие к ее второй части.

Важным обстоятельством в рассматриваемом вопросе является тот факт, что согласно части 20 статьи 41.10 Закона N 94-ФЗ в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола открытого аукциона в электронной форме оператор электронной площадки обязан направить заказчику, в уполномоченный орган такой протокол и вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданных участниками открытого аукциона в электронной форме, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 19 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в открытом аукционе в электронной форме принимали участие менее десяти участников открытого аукциона, вторые части заявок на участие в открытом аукционе, поданных такими участниками открытого аукциона, а также документы указанных участников, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого же срока оператор электронной площадки обязан направить также уведомление указанным участникам открытого аукциона.

При этом как следует из части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов во второй части заявки непосредственно участник размещения заказа обязан представить:

1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;

2) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме;

3) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом;

4) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона;

5) копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме;

6) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке;

7) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с частью 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.

Документы, перечисленные в пунктах 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, направляются операторами электронной площадки заказчикам из числа тех документов, которые представляются участниками размещения заказа при аккредитации.

При этом, в ходе рассмотрения жалоб участников размещения заказа на действия комиссий, неоднократно устанавливались факты неполучения Заказчиками всего пакета документов, пересылаемых операторами электронных площадок из числа сведений, предоставляемых участниками размещения заказа при аккредитации. Данные факты находили свое подтверждение, в том числе, при рассмотрении жалоб от тех же заявителей уже на действия операторов электронных площадок и рассмотренных ЦА ФАС России.

Настоящая проблема свидетельствует о несовершенстве имеющегося механизма взаимодействия операторов и Заказчиков. Ее решение возможно путем накладывания на Заказчиков обязанности самим проверять документы, предоставляемые участникам размещения заказа при аккредитации, поскольку последние находятся на сайтах в открытом доступе, при этом на операторов необходимо обязать направлять заказчику соответствующую ссылку на сайте оператора.
- В случае признания открытого аукциона в электронной форме состоявшимся, участники размещения заказа, которым отказано в допуске к такому аукциону, лишены возможности узнать подробную причину отказа.

Еще одним немаловажным пробелом в регулировании порядка взаимодействия между операторами электронных площадок и заказчиками, является способ уведомления участников размещения заказа о решениях комиссий по итогам рассмотрения первых частей заявок.

Частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлено, что на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. <…>. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.

В соответствии с частью 7 статьи 41.9 Закон о размещении заказов, в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подана только одна заявка на участие в открытом аукционе или не подана ни одна заявка на участие в открытом аукционе, а также в случае, если на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в открытом аукционе, или о признании только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона, в указанный в части 6 настоящей статьи протокол вносится информация о признании открытого аукциона несостоявшимся. Протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке.

Согласно части 8 статьи 41.9 Закона, в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 настоящей статьи протокола или с момента размещения на электронной площадке протокола в соответствии с частью 7 настоящей статьи оператор электронной площадки обязан направить участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, уведомление о принятом в отношении поданной таким участником открытого аукциона заявки на участие в открытом аукционе решении.

Из вышеизложенных норм частей 6, 8 во взаимосвязи с частью 7 статьи 41.9 Закона о размещении заказов следует, что протокол рассмотрения первых частей заявок, в случае допуска к участию в аукционе нескольких участников, направляется оператору электронной площадки, который, в свою очередь, направляет участникам размещения заказа соответствующие уведомления. При этом обязанность заказчика размещать протокол рассмотрения первых частей заявок на сайте оператора электронной площадки законом не предусмотрена.

Вышеуказанные обстоятельства порождают большое количество жалоб, зачастую необоснованных, подаваемых заявителями исключительно из-за неясности причин отказа в допуске к открытому аукциону в электронной форме.

На примере порядка направления протокола рассмотрения первых частей оператору электронной площадки, установленного ЗАО «Сбербанк – АСТ», видно следующее.

Пунктом 11.7 раздела 11 «Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме» Регламента ЗАО «Сбербанк-АСТ» установлено, что при завершении рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия заказчика формирует письменный протокол рассмотрения первых частей заявок, который подписывается всеми членами комиссии. Указанный протокол содержит данные решения о допуске, либо отказе в допуске в отношении каждой заявки. Протокол рассмотрения первых частей заявок направляется оператору, для этого пользователю организатора торгов необходимо зайти на страницу аукциона в раздел «Протокол рассмотрения первых частей заявок» в соответствии с формами Приложения «Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме».

Пункт 11.8 Раздела 11 данного Регламента устанавливает, что при заполнении карточки результатов рассмотрения заявок заказчиком (уполномоченным органом) должен осуществляется контроль вводимых данных: в случае, если принято решение об отказе в допуске участника размещения заказа должно быть указано основание (основания) принятия такого решения по каждому члену аукционной комиссии с указанием положений документации которым не соответствует данная заявка.

Также в примечании к данным пунктам указывается, что в файле протокола, загружаемого при формировании на электронной площадке протокола при отклонении заявки, в процессе заполнении формы на электронной площадке, специалисту организатора торгов необходимо заполнить обязательное текстовое поле с причиной отклонения такой заявки. Содержимое данного поля включается в электронное сообщение, направляемое в личный кабинет участника размещения заказа, о результате рассмотрения первой части его заявки на участие в электронном аукционе. В случае отклонения заявки, поле «Причина отклонения» является обязательным для заполнения.

Пункт 11.9 указанного раздела Регламента указывает, что АС оператора не позволяет пользователю направлять результаты рассмотрения заявок в следующих случаях:

-не указано решение каждого члена аукционной комиссии о допуске, либо отказе в допуске участника размещения заказа по каждой полученной заявке;

- не указано обоснование в случае отказа в допуске;

- не прикреплен протокол рассмотрения заявок на участие в ЭА;

- формат прикрепленного файла протокола рассмотрения заявок на участие в ЭА не соответствует предъявляемым требованиям;

- согласно роли и полномочиям в реквизитах учетной записи владельца ЭЦП, лицо, направляющее результаты рассмотрения заявок, не является уполномоченным специалистом участника размещения заказа.

Таким образом, видно, что причина отклонения заявки указывается заказчиками в специальной форме, имеющейся на сайте оператора электронной площадки. Текст уведомления о принятом комиссией решении, составляется автоматически из сведений, указанных заказчиком при заполнении указанной формы.

Вместе с тем, достаточно очевидно, что бессмысленно возлагать на операторов обязанность контролировать полноту указания в протоколе причин отклонения заявки. Учитывая автоматический характер формирования уведомлений, для программных средств сайта оператора электронной площадки ключевое значение имеет исключительно наличие какого-либо текста в поле «Причина отклонения заявки».

Целесообразным было бы установить обязательность размещения Заказчиком протокола рассмотрение первых частей заявок на сайте оператора электронной площадки и на официальном сайте во всех случаях.

Еще одним вариантом разрешения обозначенной проблемы могло бы быть обязательное направление оператором протокола участникам размещения заказа вместе с соответствующими уведомлениями.

- Недостаточно подробно прописаны механизмы дачи согласия участником размещения заказа.

При подаче заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, Закон о размещении заказов в части 4 статьи 41.8 предусматривает, что первая часть заявки должна содержать согласие на поставку товара, выполнении работ, оказание услуг, а также конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, в зависимости от предмета размещения заказа.

В практике сложилось так, что зачастую заказчики, в числе приложений к документации об открытом аукционе в электронной форме, предлагают участникам для заполнения образец согласия на выполнение требований документации относительно предмета контракта в виде отдельного документа.

При этом, к примеру, из регламента оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов», а именно пункта 13.7, видно, что подавая заявку на участие в электронном аукционе, участник размещения заказа подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.

Настоящее положение регламента ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» соответствуют букве и смыслу Закона N 94-ФЗ, предполагающего акцептование условий контракта самим фактом подачи заявки.

В целях реализации данного положения Закона о размещении заказов сайтами операторов электронной площадки через АРМ обеспечена возможность дачи согласия программно-аппаратными средствами, что не требует дополнительного прикрепления каких бы то ни было документов участниками размещения заказа, свидетельствующих о согласии последних с условиями документации об открытом аукционе в электронной форме.

Разумным было бы исключить возможность дачи участниками размещения заказа согласия путем предоставления отдельного документа, оставив возможность прикреплять лишь сведения о технических характеристиках предлагаемой продукции.

Заместитель начальника отдела

контроля размещения государственного заказа

и антимонопольного контроля органов власти Василий Павлович Кырбасов

Якутского УФАС России

Похожие:

«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок iconОбзор Управления муниципального заказа по вопросам размещения заказов...

«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок iconРазъяснения по порядку получения сертификатов единого универсального...
Эцп для работы на электронных торговых площадках (этп) и официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения...

«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок iconГосударственного заказа тамбовской области
Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки...

«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок iconСвязанных с применением законодательства о размещении
Закон, Закон о размещении заказов, Закон №94-фз — Федеральный закон от 21. 07. 2005 n 94-фз «О размещении заказов на поставки товаров,...

«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок icon«Правила проведения аукциона в электронной форме в 2010 году на основе...
Правовые основания размещения государственного или муниципального заказа способом открытого аукциона в электронной форме 3

«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок iconРекомендации по формированию плана-графика размещения заказов на...
Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки...

«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок iconВо время обучения рассматриваются следующие вопросы: Общая характеристика...
Учебный центр Ассоциации Электронных Торговых Площадок приглашает Вас принять участие в двухдневном семинаре по теме

«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок iconПрогнозирование и планирование государственных закупок. Внесение...
«О размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для государственных и муни­ципальных нужд» (далее —...

«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок iconРешение по делу №94-330-14 о нарушении законодательства о размещении...
Комиссия Санкт-Петербургского уфас россии по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия уфас) в составе

«01» февраля 2012 года Вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при взаимодействии заказчиков, участников размещения заказа с операторами электронных торговых площадок iconИнструкция по заполнению заявки на участие в аукционе и примерные...
Уполномоченный орган на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков Орловской области: Департамент...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск