Прием денежных средств в оплату турпутевки
(проведение оплаты с использованием платежных карт) на основании БСО
В соответствии со ст. 1 и ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристская путевка - это документ, являющийся бланком строгой отчетности (далее - БСО), содержащий условия путешествия и подтверждающий факт оплаты туристского продукта. Туристская путевка является неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта, заключаемого в письменной форме с туристом и (или) иным заказчиком.
В настоящее время форма туристической путевки утверждена приказом Минфина РФ от 09.07.2007 № 60н. Обратите внимание, что название "ТУР-1" к данному БСО не применяется.
Это название использовалось ранее по отношению к бланку туристической путевки, который был утвержден письмом Минфина России от 10.04.1996 № 16-00-30-19. В настоящее время форма БСО ТУР-1 не действует (п. 2 приказа Минфина РФ от 09.07.2007 № 60н).
Правовую основу применения любых БСО, включая туристическую путевку, составляют: Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. В соответствии с п. 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452, туристская путевка должна быть передана потребителю наряду с другими документами, удостоверяющими право на услуги и необходимыми ему для совершения путешествия не позднее 24 часов до начала путешествия.
Таким образом, оформленная путевка должна быть передана туристу вместе с договором и другими документами, удостоверяющими право на услуги и необходимыми ему для совершения путешествия.
1. Документ, являющийся БСО, в частности туристическая путевка, должен содержать следующие реквизиты:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;
фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
2. Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). 3. При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии (с использованием копировальной или самокопировальной бумаги). 4. Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копию бланка документа.
5. Бланк документа должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.
6. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
7. Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.
8. Учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).
9. Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов.
10. При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков документов проверяется наличие копий документов (корешков документов), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешках документов), суммам, отраженным в кассовой книге.
На основании выписанных за день БСО в кассовой книге делается запись о полученной и сданной в кассу организации выручке.
11. Упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов. 12. В случае применения бланка туристической путевки наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники осуществляются в следующем порядке:
а) при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):
заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи и печати;
получает от клиента денежные средства;
называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента;
подписывает бланк и проставляет печать;
называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с бланком, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;
б) при оплате услуг с использованием платежной карты уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):
получает от клиента платежную карту и сверяет подпись ее держателя с документом, удостоверяющим личность клиента;
заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи и печати;
вставляет платежную карту в устройство для считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карте;
подписывает бланк и проставляет на нем печать;
возвращает клиенту платежную карту вместе с бланком и чеком, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты;
в) при осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, выдача бланка и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.
Следует обратить внимание руководителей и менеджеров турагентств на тот факт, что нарушение, выразившееся в:
1) отсутствии на форме бланка обязательных реквизитов, в т.ч. реквизитов печатающей бланки типографии;
2) заполнении бланков с нарушением установленных правил, в т.ч. с исправлениями и помарками;
3) отсутствии в организации копий выданных клиентам бланков;
4) допущении пропуска серии и номеров бланков, выписываемых в хронологическом порядке;
5) невыдача бланка клиенту в момент осуществления наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; влекут за собой наложение штрафа в соответствии со ст. 14.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере:
- на граждан - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
- на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
- на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. |